Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся





Принципы дифференцированного психолого-педагогического коррекционного воздействия на заикающихся. Особенности реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии

Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

Рассмотрение заикания с разных позиций свидетельствует о том, что эта речевая патология является сложным комплексным расстройством.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать их ха рактер первичного поражения нервной системы при невротической и неврозоподобной формах заикания.

При невротической форме заикания терапевтические воздействии должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга с помощью сочетания медикаментов и различный психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза до аутогенной тренировки. В дальнейшем необходима продолжительная коррекционно-педагогическая и психотерапевтическая ра­бота, направленная на воспитание личности и характер ее эмоци­онального реагирования.

Успешной реабилитации взрослых заикающихся способствуют: применение специализированной аутогенной тренировки, проведение на ее фоне восстановительной логопедической работы с целью регуляции речедвигательных механизмов (логопедические занятия, логоритмика, пение и т.п.), а также активизация процессов, связанных с зарождением речи.

Различные виды психотерапии, период молчания, адекватно применяемый в начале коррекционного воздействия, позволяют снизить силу детерминанты в эмоциогенных структурах мозга.

Охранительный речевой режим

Необходимость проведения специальных речевых режимов с целью исключения из общения тех видов речи, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К ним относятся: режим молчания, режим ограничения речи, щадящий речевой режим, специальный охранительный режим и т.д. Организация и длительность этих режимов существенно зависят от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. Специальный охранительный режим, как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися. Специальный охранительный режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагают большее количество часов для отдыха, дополнительные часы сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма. В соответствии с медицинскими показаниями начинается медикаментозная терапия. В этот период нецелесообразны мероприятия, вызывающие нервное перевозбуждение. Дети с невротической формой заикания, как правило, «оречевляют» свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется, и потому запрещать такую речь не следует.

Режим ограничения речи заикающихся дошкольников требует организации специальных игр-«молчанок». Этот режим может планироваться на разные сроки. Оптимально проводить его в течение 10—14 дней. Щадящий речевой режим плавно сменяет режим ограничения речи. Речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Продолжительность этого режима может быть индивидуальной.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания, поскольку они могут сознательно контролировать свою речевую активность.

Режим молчания в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть разной: от одного до 10—12 дней. В этой возрастной группе очень важно сочетать режим молчания с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную стабилизацию и перестройку личностных установок.

Регуляция эмоционального состояния

Существует много систем регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц. Эти системы получили названия аутогенной тренировки. Основной методический приём аутогенной тренировки - расширенная формула спокойствия, которая включает в себя мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций. Методика проведения существенно зависит от возраста заикающихся. Взрослым рекомендуют овладеть специализированной аутогенной тренировкой в полном объёме, а дети дошкольного возраста осваивают, как правило, лишь элементы мешочной релаксации. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - достаточно длительным. Наиболее эффективно применение аутогенной тренировки при невротической форме заикания. Заикающиеся этой группы быстро овладевают расширенной формулой спокойствия, на фоне которой устная речь протекает плавно, без запинок. Мысленное представление трудных речевых ситуаций сопровождается у них ярко выраженными вегетативными сдвигами, которые немедленно гаснут при реализации формулы спокойствия. Регулярные занятия аутогенной тренировкой у подростков и взрослых с этой формой заикания способствуют закреплению эффекта логопедической работы и гарантируют длительную ремиссию.

Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Работа над голосом предполагает:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: а, о, у, и, э. Такая последовательность связана с тем, что звук а содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки о, у относятся к резонаторам низких тонов, звуки и, э — к резонаторам высоких тонов.

Детям предлагают произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах коррекционных занятий. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и тем более логопеда.

Принципы дифференцированного психолого-педагогического коррекционного воздействия на заикающихся. Особенности реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии

Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

Рассмотрение заикания с разных позиций свидетельствует о том, что эта речевая патология является сложным комплексным расстройством.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать их ха рактер первичного поражения нервной системы при невротической и неврозоподобной формах заикания.

При невротической форме заикания терапевтические воздействии должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга с помощью сочетания медикаментов и различный психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза до аутогенной тренировки. В дальнейшем необходима продолжительная коррекционно-педагогическая и психотерапевтическая ра­бота, направленная на воспитание личности и характер ее эмоци­онального реагирования.

Успешной реабилитации взрослых заикающихся способствуют: применение специализированной аутогенной тренировки, проведение на ее фоне восстановительной логопедической работы с целью регуляции речедвигательных механизмов (логопедические занятия, логоритмика, пение и т.п.), а также активизация процессов, связанных с зарождением речи.

Различные виды психотерапии, период молчания, адекватно применяемый в начале коррекционного воздействия, позволяют снизить силу детерминанты в эмоциогенных структурах мозга.

Охранительный речевой режим

Необходимость проведения специальных речевых режимов с целью исключения из общения тех видов речи, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К ним относятся: режим молчания, режим ограничения речи, щадящий речевой режим, специальный охранительный режим и т.д. Организация и длительность этих режимов существенно зависят от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. Специальный охранительный режим, как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися. Специальный охранительный режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагают большее количество часов для отдыха, дополнительные часы сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма. В соответствии с медицинскими показаниями начинается медикаментозная терапия. В этот период нецелесообразны мероприятия, вызывающие нервное перевозбуждение. Дети с невротической формой заикания, как правило, «оречевляют» свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется, и потому запрещать такую речь не следует.

Режим ограничения речи заикающихся дошкольников требует организации специальных игр-«молчанок». Этот режим может планироваться на разные сроки. Оптимально проводить его в течение 10—14 дней. Щадящий речевой режим плавно сменяет режим ограничения речи. Речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Продолжительность этого режима может быть индивидуальной.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания, поскольку они могут сознательно контролировать свою речевую активность.

Режим молчания в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть разной: от одного до 10—12 дней. В этой возрастной группе очень важно сочетать режим молчания с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную стабилизацию и перестройку личностных установок.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.