Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Какие основные требования предъявляются к учебным проектам?





Проектная деятельность

«Найди потребность и удовлетвори ее».

Что такое «метод проектов»?

1. Личностно-ориентированное образование.
2. Индивидуальный подход.
3. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.
4. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
5. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
6. Развитие познавательного интереса учащихся.

В основе метода проектов лежит:

1. Креативность
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве
3. Умение самостоятельно конструировать свои знания

Основные понятия:

ПРОЕКТ – метод обучения (может быть использован на любом предмете, во внеклассной работе);
ПРОЕКТ (проектирование) - это содержание обучения. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов (Дизайн, PR, маркетологи, рекламщики).
ПРОЕКТ – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока принципиально различны.
ПРОЕКТ – это особая философия образования. Философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности.
ПРОЕКТ – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (дословно) – «про» - устремление вперед, «ект» - камень. Камень, брошенный вперед.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (общепринятый смысл) – описание или размышление о будущей деятельности, осуществляемой в ситуации неопределенности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является одним из методов развивающего обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующего развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющего знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающего к конкретным жизненно важным проблемам.

Какие основные требования предъявляются к учебным проектам?

1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.);

 

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние; тенденции, прослеживающиеся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.);

 

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

 

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

 

5. Использование исследовательских методов.

Чем отличается проект от самостоятельной творчес­кой работы? Про­ект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа — более свободный вид деятельности, чем проек­тирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре. В проекте предусмотрен обязательный первый шаг-обозначение проблемного поля, выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ре­зультате работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена про­блема, а просто дано задание изготовить некий объект, то последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью. Но это может быть самостоятельной творческой работой. Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осущест­влением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последую­щей рефлексией. В этом заключается принципиальное отличие проекта.

4. Чем проект отличается от реферата? Р еферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с таким изложением. Информационный же проект пред­полагает работу в структуре исследовательской деятельности. Он должен содержать предмет информационного поиска; поэтапность поиска с обозначением про­межуточных результатов; аналитическую работу над собранными фактами; выво­ды; корректировку первоначального направления (если потребуется); дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; анализ новых фактов; обобще­ние; выводы и т. д. (до получения результатов, удовлетворяющих решению про­блемы информационного поиска); заключение, оформление результатов (обсуж­дение, презентация (защита), внешняя оценка, рефлексия).

Этапы проектной деятельности.

 

I. Проблемно-целевой этап

Прежде чем начнется работа над проектом, разработчики должны ответить на ряд вопросов:

· для чего создается данный проект? чем вызвана необходимость его создания? существует ли на самом деле потребность в этом проекте? как в дальнейшем будет использоваться данный проект? кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? найдет ли он своих потребителей?

· каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

· кто будет создавать проект, в какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения требуемого вида работы?

· как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

 

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского

Характера.

1. Творческие методы проектирования:

аналогии, ассоциация, неологии, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий.

Аналогии - используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инже­нерные решения и т. п.). Таким образом, аналогии становятся творческим источ­ником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем транс­формации в проектное решение собственной задачи — суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функ­циональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции). Проектируем не печь, а способ обогрева помещения, не чай­ник, а способ кипячения воды, не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциации - метод формирования идеи. Творческое воображение обраща­ется к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоци­ативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в по­стоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого про­ектирования.

Неологии - метод использования чужих идей. Например, можно осуществ­лять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прото­типа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: Что нуж­но изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий из­менение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинатор­ный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожи­данные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Аван­гардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируе­мого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже од­ной рукой. Вспомните, как сейчас автолюбители открывают машину — нажатием одной кнопки на брелке. Все это — антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, «мозго­вая атака», «мозговая осада», карикатура, бионический метод.

Инверсия (перестановка) — метод проектирования «от противного». Это кажущаяся абсурдная перестановка — «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (напри­мер, одежда швами наружу и т. п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смеше­ние видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожидан­ных местах и т. д.

Мозговая атака -коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди боль­шого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллек­тив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада - это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным во времени, отсюда и название «осада».

Карикатура — метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения, способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания гротескного образа широко используется в современном модном эскизе.

Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, механика работы крыльев у насекомых может дать свежие идеи решения задач по проектированию объектов со створками, наслоением или транс­формацией деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки обуви и одежды со встроенными светящимися в темноте элементами (спортивная одежда: куртки, кроссовки). Бионический подход в дизайне позво­ляет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.

3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи: наводящая за­дача-аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции.

Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проект­ную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может на­толкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения постав­ленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа.

Изменение формулировки задачи. Изменение формулировки расширяет гра­ницы поиска решения. Если дано задание спроектировать, например, пляжную сумку, то возможны следующие формулировки:

1) придумать сумку, трансформирующуюся в пляжную подстилку-коврик;

2) придумать сумку, материал которой не пачкается и не промокает;

3) придумать сумку, в которой могут поместиться не только пляжные при­надлежности, но и маленький ребенок, и которую можно легко катать по песку и камням пляжа;

4) придумать сумку из тончайшей пленки, которая может легко трансформи­роваться в тент и т. д.

Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстракт­ные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное реше­ние прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мо­бильность мышления учащегося.

Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упо­рядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы следующего характера: что можно в объекте уменьшить, увеличить, разъединить, объединить, добавить, миними­зировать и т. д. Например, при решении предыдущей задачи (разработка пляж­ной сумки) можно поставить следующие наводящие вопросы:

1. Для кого предназначена сумка (для всех, для ребенка, женщины, мужчины)?

2. Будет ли сумка трансформируема, и каким образом (в коврик, в тент, на колесиках…)?

3. Каким будет материал сумки (из лоскутков в технике пэчворк, из клеенки, из прозрачной пленки, из плотной ткани, из других материалов)?

4. Сколько карманов и какого размера будет в сумке (для мелочей — расческа, очки, тюбик с кремом; для бутылки с водой, для теннисной ракетки и т. п.)?

5. Какая застежка будет у сумки (молния, магнит, кнопки, завязки)?

 

Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развер­нутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектиров­щик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.

Свободное выражение функции - метод поиска «идеальной» вещи. Основ­ная цель метода состоит в такой постановке задачи, при которой главноевни­мание уделяется назначению объекта. Функциональность является маяком по­иска решения. Например, если проектируется идеальная игрушка для малыша, то она должна удовлетворять ряду условий: быть занимательной, яркой и выпол­нять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить — это са­мое главное. В русле «функции» и пойдет поиск решения.

 

4. Методы научного познания. Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент;

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект. Проводя эксперимент, исследователь сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Для того, чтобы проследить ход процесса в чистом виде, в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.

Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, сравнительный метод; и др.;

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения). Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом. Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д.

Синтез – процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

 

Аналогия - основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
Чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых этот метод работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме: все предметы класса А обладают свойством В, предмет а относится к классу А,значит, а обладает свойством В. В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.

 

Индукция - формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. В качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений. Современной науке известно несколько типов моделирования:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними;

4) в последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Экстраполяция – метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.

Методы теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, абстракция и конкретизация, и др

Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств. Абстракция может быть в форме чувственно-наглядного образа (модель межличностных взаимоотношений в группе), в форме суждения («У этого человека темперамент меланхолический»), в форме понятия (когда абстрагирована совокупность признаков, свойств, сторон и связей предмета или класса предметов: «мотив», «одарённость», «проблема»), в форме категории (наиболее широкого понятия определённой науки: «воспитание», «обучение», «развитие»).

Гипотетико-дедуктивный метод – способ научного исследования, при котором вначале высказывается несколько гипотез о причинах изучаемых явлений, а затем дедуктивным путём выводятся из гипотез следствия. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, которых касается гипотеза, то последняя признаётся достоверным знанием.

Конкретизация – логическая форма, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое является всеобщей формой развертывания научного знания, систематического отражения объекта в понятиях.

Метод исторических реконструкций - деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Активные методы обучения:

 

Неимитационные Имитационные Имитационные
  Неигровые Игровые
Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, семинар. Тематическая дискуссия. Курсовая работа. Программированное обучение. Дипломное проектирование. Научно-практическая конференция. Занятие на производстве. Стажировка без выполнения ролей. Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации. Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование. Стажировка с выполнением ролей.

 

Деловая игра — имитационный игровой коллективный метод активного обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, и при критике решений других групп. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.

Глоссарий

Актуальность - важность, значимость чего-либо для настоящего момента.
Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существование объекта, связи или причины явлений, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дробление цели исследований на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.
Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Информация:

  • обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
  • релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
  • реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
  • сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
  • справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научная новизна – впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) - один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.
Понятие - мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.
Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме - такова логика постановки вопроса.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.
Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

  • исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
  • комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
  • научная - совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Структура исследования – количество глав, таблиц исследуемых источников, приложений
Суждение -мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка - "есть" или "не есть" (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).
Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Теория -учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы .
Теза́урус
(от греч. θησαυρός — сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.

В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться в системах искусственного интеллекта.

Умозаключение -мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным .
Фактографический документ
-научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Цель исследования – это его желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:
- определение характеристики явлений, не изучаемых ранее, малоизученных, противоречиво изученных.
- выявление взаимосвязи явлений.
- изучение динамики явлений.
- описание нового эффекта, явления.
- открытие новой природы явления.
- обобщение, выявление закономерностей.
- создание классификации, типологии.
- создание методики.
- адаптация методики
Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

Этапы исследования – основные периоды работы исследователя.

 

 

Сборник составлен с использованием доступной информации из печатных и Интернет источников, материалов предметных семинаров.

Проектная деятельность

«Найди потребность и удовлетвори ее».

Что такое «метод проектов»?

1. Личностно-ориентированное образование.
2. Индивидуальный подход.
3. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.
4. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
5. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
6. Развитие познавательного интереса учащихся.

В основе метода проектов лежит:

1. Креативность
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве
3. Умение самостоятельно конструировать свои знания

Основные понятия:

ПРОЕКТ – метод обучения (может быть использован на любом предмете, во внеклассной работе);
ПРОЕКТ (проектирование) - это содержание обучения. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов (Дизайн, PR, маркетологи, рекламщики).
ПРОЕКТ – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока принципиально различны.
ПРОЕКТ – это особая философия образования. Философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности.
ПРОЕКТ – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.