Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Активные и интерактивные формы проведения учебных занятий





НАПРАВЛЕНИЕ: «Государственное и муниципальное управление»

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 3,5; 4,5 года

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

 

Таблица 7 - Перечень технологий активного обучения, применяемых в разделах

дисциплины

№п/п Раздел (тема) дисциплины (модуля) Применяемые технологии активного и интерактивного обучения Кол-во часов
  Методы социологических исследований в экономической социологии дискуссия  
  Социальная структура общества и его стратификация дискуссия  

3. СОДЕРЖАНИЕ дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
     
1. Социология как наука Социология как наука о закономерностях функционирования и развития социальных отношений, развивающихся в процессе социального взаимодействия социальных групп, личности и общностей. Эволюция предмета социологии в российской и зарубежной социологии. Отличие предмета социологии от предмета экономической, философской, исторической, политологической, статистической и психологической наук. Современные российские и зарубежные социологические школы и теории. Сущность трехуровневой структуры социологического знания, ее проявление в исследованиях экономики и финансов. Общесоциологические законы и частные социологические теории в познании жизни российского общества. Функции социологии: теоретическая, гносеологическая, мировоззренческая, управленческая, информационная, прогностическая, критическая, прикладная. Общество и его социальные институты, социальные организации, группы, общности. Личность как социальный тип.
2. Экономическая социология как отрасль социологического знания Предпосылки и этапы развития экономической социологии в России и за рубежом. Социализация экономики. Суть концепции «новой экономической социологии» и ее проявление в российской экономике в условиях перехода к рынку. Причины интеграции социологии в финансово-банковскую сферу. Социальные изменения и экономические реформы. Объект и предмет изучения экономической социологии, особенности проявления социальных отношений в сфере экономики и финансов. Экономические законы (конкуренции, разделения и перемены труда, спроса и предложения) в познании социальных отношений в области экономики.
3. Структура экономической социологии   Структура экономической социологии как комплекса частных социологических теорий в сфере экономики и финансов. Характеристика объекта и предмета частных социологических теорий: социология труда, занятости, управления (менеджмента), безработицы, города, села, предпринимательства, маркетинга, финансово-банковской деятельности, страхования, домохозяйств, потребления, рисков, протеста и конфликтов, региональная социология, монетарная социология, фискальная социология и др. Частные социологические теории как инструмент углубленного познания экономической жизни. Применение частных социологических теорий в социальной практике, экономическом и политическом управлении.
4. Социальная структура общества и его стратификация Сущность понятия «социальная структура общества». Объективные факторы формирования социальной структуры общества. Функции социальной структуры. Социальные подструктуры (социально-демографическая, классовая, социально-профессиональная, социально-территориальная, национальная) и их влияние на рынки труда, занятости, профессий, уровень экономического развития и человеческий потенциал общества. Социальная структура общества как фактор его экономического развития. Марксистская и стратификационная теории социальной структуры. Теории классов и классовой борьбы. Сравнительный анализ различных определений категории «класс». Социальные интересы и противоречия. Изменение социальной структуры. Влияние изменения института собственности на формирование классовой структуры в российском обществе. Влияние приватизации на социальную структуру. Социальные последствия приватизации. Новые классы, социальные группы и слои российского общества. Специалисты финансово-банковского сектора как страта российской экономической интеллигенции. Сущность понятия «средний класс». Исторические корни эволюции среднего класса в России и за рубежом. Стратификация среднего класса. Виды социальной мобильности, ее структура и последствия. Социально-профессиональная и должностная мобильность как форма социальной адаптации к новым экономическим условиям. Виды социальных групп и общностей в социальной структуре общества. Характеристика социальных групп – участников рыночной экономики. Группы малые, референтные, номинальные, формальные (статусные), официальные. Социальные статусы и их виды. Социальное неравенство и социальная поляризация в российском обществе, их влияние на социальный статус личности.
5. Экономическое поведение, сознание и культура Экономическое поведение как разновидность социального действия и его специфика. Проблема рациональности экономического действия и ее интерпретация. Феноменологический анализ экономического поведения и его составляющих. Цель, средство, результат, интерес, мотивация, калькуляция экономического поведения. Субъекты, объекты и предмет экономического поведения. Ресурсно-затратные компоненты экономического действия. Режимы, методы и средства максимизации (оптимизации) экономического поведения. Риск в структуре экономического поведения. Модели экономического поведения и их классификация. Факторы специализации моделей экономического поведения (функциональные, субъективные, ресурсные, системные, организационные, институциональные). Статусы и социальные роли субъектов экономического поведения. Виды экономического поведения: трудовое, предпринимательское, производственное, сберегательное, потребительское, налоговое, инвестиционное, кредитное, организационное и их социальные последствия. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическая культура». Объективные и субъективные факторы формирования экономического сознания и культуры. Социальные функции экономической культуры. Виды экономической культуры: предпринимательская, сберегательная, потребления, производственная, налоговая, страховая, трудовая. Социально-правовые регуляторы экономической культуры (закон, нормы права, корпоративный регламент, служебные обязанности). Социальные последствия нарушения норм экономической культуры. Социологический мониторинг экономического поведения в России, его использование на федеральном и региональном уровнях.
6. Методы социологических исследований в экономической социологии   Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения в сфере экономики и финансов. Программа социологического исследования. Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализа документов и его разновидности. Социологическое наблюдение и его виды. Интервью и его формы. Социальный эксперимент. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг). Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы). Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете. Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении.
7. Общественное мнение и экономическая жизнь Сущность понятия «общественное мнение», его объективные и субъективные критерии. Функции общественного мнения: оценочная, аналитическая, регулятивная, социального контроля. Общественное мнение как элемент социального механизма экономики. Объекты и структура общественного мнения в сфере экономики и финансов. Механизм формирования общественного мнения: зарождение – становление и функционирование – выражение, учет и анализ – затухание. Влияние общественного мнения на экономическое поведение. Манипуляция общественным мнением. Изучение общественного мнения как направление исследования в социологии за рубежом и в России. Результаты опросов общественного мнения как эксклюзивная информация в конкурентной борьбе на финансовом рынке.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Примерные темы для докладов, рефератов, домашнего творческого задания

1) Перспективы применения социологии в сфере экономики и финансов.

2) Отличие экономического и социологического подходов к изучению финансово-банковской сферы деятельности.

3) Направления деятельности финансово-банковских институтов, затрагивающие социальные интересы разных групп населения.

4) Деятельность банковских институтов и социальное напряжение в обществе.

5) Специфика социальной, экономической и сберегательной стратификации российского общества.

6) Общее и особенное в социальной стратификации интеллигенции, рабочего класса, служащих.

7) Особенности новой экономической интеллигенции и ее финансово-банковской страты.

8) Различия между творческой, экономической, гуманитарной, технической интеллигенцией.

9) Виды социальных групп среди вкладчиков банков.

10) Виды социальных групп среди налогоплательщиков (страхователей).

11) Социальная сущность кредитования.

12) Социальная сущность налогообложения.

13) Социальная сущность страхования.

14) Различия между экономическими и социальными функциями денег.

15) Последствия отрицания социальной сущности денег.

16) Частные социологические теории в исследованиях социальных отношений и процессов в городе (селе, финансово-банковской сфере, образовательной сфере, производственной сфере).

17) Социальная адаптация россиян к новым рыночным отношениям.

18) Эконоцид: формы проявления, последствия и прогнозы распространения.

19) Социальная сущность понятий «люмпен-слой» и «маргинальный слой» и формы проявления в российском обществе.

20) Общественное мнение в формировании имиджа банка в массовом сознании населения и активизации сберегательного поведения потенциальных вкладчиков.

21) Общественное мнение в формировании имиджа страховой компании в массовом сознании населения и активизации страхового поведения потенциальных страхователей.

22) Гендерная асимметрия в управлении.

23) Гендерная асимметрия в финансово-банковской сфере экономики.

24) Гендерные аспекты реализации карьерных притязаний студентов.

25) Деформация трудового поведения работника.

26) Фискальное поведение и культура в российском обществе.

27) Эволюция фискальной социологии за рубежом.

28) Налоговая культура в Российском обществе.

29) Бедность как социальное явление рыночной экономики.

30) Социальная организация промышленного предприятия.

31) Социальная сущность денег.

32) Влияние денег на сберегательную стратификацию общества.

33) Банкротство: социальное явление и социальный процесс.

34) Социальный портрет современного российского безработного.

35) Эволюция, условия формирования и структура среднего класса в России (за рубежом).

36) Специалисты финансово-банковской сферы как представители среднего класса.

37) Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском обществе.

38) Применение социологических данных в экономической практике и в социальном управлении.

39) Профессиональная мобильность в сфере экономики и финансов.

40) Предпринимательство как социальное явление и форма экономического поведения.

41) Социальный портрет российского фрилансера.

42) Фриланс и дауншифтинг – альтернативные формы самореализации.

Таблица 8 - Содержание, формы и методы контроля, показатели и критерии оценки самостоятельной работы

№п/п Раздел (тема) дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость (кол-во часов)
1. Социология как наука Конспектирование первоисточников, подготовка реферата  
2. Экономическая социология как отрасль социологического знания Конспектирование первоисточников, подготовка реферата  
3. Структура экономической социологии Конспектирование первоисточников, подготовка реферата  
4. Социальная структура общества и его стратификация Конспектирование первоисточников, подготовка реферата  
5. Экономическое поведение, сознание и культура Конспектирование первоисточников, подготовка реферата  
6. Методы социологических исследований в экономической социологии Конспектирование первоисточников, подготовка реферата  
7. Общественное мнение и экономическая жизнь Конспектирование первоисточников, подготовка реферата  

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)

Таблица 9 - Результаты освоения компетенций

Код компетенции Наименование компетенции Этапы формирования (наименование тем) Виды работ обучающихся Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.)
ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Социология как наука Экономическая социология как отрасль социологического знания Структура экономической социологии Социальная структура общества и его стратификация Экономическое поведение, сознание и культура Методы социологических исследований в экономической социологии Общественное мнение и экономическая жизнь Написание реферата, конспектирование первоисточников Опрос, собеседование по теме, тестирование
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Написание реферата, конспектирование первоисточников Опрос, собеседование по теме, тестирование
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Написание реферата, конспектирование первоисточников Опрос, собеседование по теме, тестирование
ПК-6 владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций Методы социологических исследований в экономической социологии Общественное мнение и экономическая жизнь Написание реферата, конспектирование первоисточников Опрос, собеседование по теме, тестирование
           

5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

 

Таблица 9 -Проверка результатов освоения компетенций

Код компетенции Наименование темы Вопросы
ОК-1,6 ОК-4 Социология как наука Экономическая социология как отрасль социологического знания Структура экономической социологии Социальная структура общества и его стратификация Экономическое поведение, сознание и культура   1. Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания. 2. Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя. 3. Методология и методика социологического исследования. 4. Предпосылки возникновения социологии. О.Конт – основоположник социологии. 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв. 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв. 7. Русская социологическая школа. 13. Социальные конфликты и пути их разрешения. 14. Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития. 15. Социология воспитания. Система социализации личности. 16. Социология девиантного поведения. 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп. 18. Тенденции развития труда в условиях НТР и изменение отношений между социальными группами. 19. Социальное равенство и социальная справедливость. 20. Социальная стратификация. 21. Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития. 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности. 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи. 24. Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире. 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития. 26. Социология о специфике социальных функций полов. 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины. 28. Семья и брак. Социальные функции семьи. 29. Современная семья: проблемы и тенденции развития. 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности. 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни. 32. Государство: происхождение и сущность. 33. Гражданское общество и правовое государство. 34. Политическое сознание и политическая культура. 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры. 36. Религия и свободомыслие в жизни общества. 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе. 38. Образование и общество. 39. Социальные функции образования. 40. Перспективы развития человеческого общества. 41. Социальные отношения в российском обществе. 42. Социальные общности. 43. Национально-этнические общности. 44. Многонациональные общности. 45. Девиантное поведение.
ПК-6 Методы социологических исследований в экономической социологии Общественное мнение и экономическая жизнь 8. Концепции общественного развития в современной социологии. 9. Общество как субъект социальной жизни. 10. Социальный прогресс, его критерии. 11. О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума. 12. Личность и общество, их взаимодействие как центральное отношение социальной жизни.

Тестовые задания представлены в Приложении 5 к ООП «Государственное и муниципальное управление» в разделе - «Фонд оценочных средств».







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.