|
II. Языковая содержательная линия
(91 час)
Содержание учебного материала
| Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки
| 1. Повторение и закрепление знаний и умений, приобретённых в 1 классе(4 часа)
Звуки и буквы русского языка.
Гласные и согласные звуки.
Смыслоразличительная роль звуков.
Буквы – знаки, обозначающие звуки на письме. Большие и малые буквы, печатные и рукописные.
Алфавитные названия букв.
Слог. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги и на части для переноса со строки на строку.
Слово и предложение.
2. Язык и речь.
Устная и письменная речь
(9 часов)
Представление о языке как средстве человеческого общения и речи как самом общении, в ходе которого используются средства языка; о речевой деятельности и продукте этой деятельности (текст).
Представление о многообразии языков, существующих в мире; о русском, родном языке учащихся, и языке обучения для представителей других национальностей; об украинском языке как государственном; о близкородственных языках.
Звучание, написание и значение слов в близкородственных языках (наблюдение).
Языковые и неязыковые средства общения (ознакомление).
Устная и письменная речь.
Культура речи и общения.
Слова-обращения (практически).
Слова вежливости.
Сила голоса и темп речи в процессе чтения, говорения, диалогического общения.
| Ученик (ученица)
знает различие между звуком и буквой; правильно произносит звуки и буквы русского языка;
различает гласные и согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме;
различает большие и малые, печатные и рукописные буквы;
понимаетиобъясняет зависимость значения слова от замены или порядка расположения звуков (букв) в слове;
соотносит количество слогов в слове с количеством гласных звуков;
умеет делить слово на части (простейшие случаи);
различает слово и предложение; пишет каждое слово в предложении отдельно;
списывает слова и предложения с печатного и рукописного текста;
составляет предложения по рисунку, данным словам и словосочетаниям.
Ученик (ученица)
объясняет, для чего человеку необходимо знать язык, владеть грамотной речью;
различает языковые и неязыковые средства общения;
различает устную и письменную формы речи, понимает их назначение;
пользуется в общении словами вежливости, словами-обращениями;
пересказывает устно кратко содержание услышанного высказывания и/или прочитанного текста;
умеет вести диалог на заданную тему, используя слова вежливости;
владеет в процессе чтения монологических и диалогических текстов силой голоса и темпом речи, приближёнными к естественному говорению и общению;
составляетипишет записку, адресованную родителям или однокласснику.
| 3. Звуки и буквы
(28 часов)
Звуки речи. Уточнение знаний учащихся о звуках вообще и звуках речи, о различии звука и буквы, о роли их в слове.
Алфавит. Алфавитный порядок слов. Гласные и согласные звуки.
Слог. Деление слов на слоги и на части для переноса. Ударение. Роль ударения в различении значений слов и форм слова. Ударные и безударные гласные в слове.
Гласные звуки [а, о, у, ы, и, э]и обозначение их на письме.
Обозначение гласных звуков буквами я, ю, е, ё (в начале слога и после согласного): выбор буквы гласного звука в соответствии с твёрдостью-мягкостью предыдущего согласного.
Сопоставление произношения и написания слов с безударными гласными.
Проверка обозначения на письме безударного гласного в двусложных словах путём изменения места ударения в форме этого слова (земля' – зе'мли, моря' – мо'ре).
Согласные звуки. Произношение согласных звуков отдельно и в сочетании с другими звуками (учитываются реальные потребности конкретного класса): взрывного [г-г'], непарных твёрдых [ж], [ш], [ц], мягких [ч'] [ш':]; мягких [б'] [п'] [м'] [в'] [ф'] и др.
Произношение и написание слов с чередующимися звонкими-глухими согласными: в конце слова (друг – [друк]); в середине слова перед другим согласным (грибки – [гр'ипк'и]). Проверка обозначения на письме парных звонких-глухих согласных путем изменения формы слова (снег-снега, дождь-дожди).
Обозначение на письме звука [й] буквой й (на конце слова и слога), буквами я, ю, ё, е (в начале слога, перед ъ,ь разделительными знаками).
Произношение слов с ъ, ь перед я, е, ё, ю, и; написание слов с ь перед этими же буквами.
Развитие речевого слуха: правильное произношение слов (список слов составляется учителем с учётом реальной речевой ситуации).
| Ученик (ученица)
произносит слово, чётко выделяя ударный гласный (не растягивая слово по слогам) и определяет ударение в слове (с помощью учителя и самостоятельно);
правильно произносит слова, в которых часто допускаются ошибки в ударении; слова, написание которых не соответствует произношению;
делитслово на слоги и на части для переноса;
произносит (вслед за учителем и самостоятельно) цепочку звуков слова, состоящего из 2-7 звуков; группы согласных звуков, звонких-глухих, твёрдых-мягких (без призвука гласного); а также те согласные звуки, в произношении которых учащиеся допускают отклонения от нормы;
различает на слух гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
выделяет указанный звук слова (первый, последний, идущий после такого-то звука) вслед за учителем и самостоятельно;
заменяет, добавляет, убирает один из звуков слова так, чтобы получилось другое слово;
объясняет, какой звук обозначен той или иной буквой в слове;
читаеталфавит, правильно называя буквы;
располагает в алфавитном порядке 5-6 слов (с учётом второй буквы);
выполняет звуковой и звукобуквенный анализы слов, звуковое моделирование, звуковое конструирование, звукобуквенное комментирование.
| 4. Текст
(7 часов и в течение года)
Понятие о тексте.
Заглавие текста. Подбор заглавия в соответствии с содержанием текста.
Структура текста: предложение-зачин, основная часть, предложение-заключение (концовка).
Понятие об абзаце. Деление текста на абзацы, которые отвечают трём основным частям (зачин, основная часть, концовка).
Связь предложений в тексте. Использование местоимений, наречий, контекстуальных синонимов (без употребления терминов)для связи предложений в тексте.
Объединение 3-4 предложений в связное высказывание.
Работа с деформированным текстом (перестановка отдельных предложений, изъятие предложения, не соответствующего теме и под.).
Коллективное составление плана высказывания с опорой на рисунки.
| Ученик (ученица)
выбирает один из данных заголовков к тексту или его частям и объясняет свой выбор;
подбирает заголовок к тексту или его части;
находит в тексте зачин, основную часть и заключение (концовку) и объясняет их роль;
объясняет самостоятельно и с помощью учителя наличие абзацев в учебных текстах;
придерживается абзацев при списывании текстов;
ставит вопросы к тексту;
подбирает названия к нескольким рисункам, составляя план высказывания;
использует слова он (она, оно, они), этот (эта, это, эти), тогда, после этого для связи предложений в тексте;
исправляет текст, заменяя в нём не-уместные повторы; добавляя отсутствующий зачин (заключение); убирая предложения, не соответствующие теме; выделяя абзацы в соответствии с тремя основными частями высказывания.
| 5. Предложение
(8 часов и в течение года)
Различение предложений в тексте (используются предложения, более длинные, чем в 1 классе).
Содержательная и интонационная завершённость предложения.
Вопросы к словам предложения.
Предложения, в которых содержится сообщение (повествовательные), вопрос (вопросительные), просьба, совет или приказ, побуждение к действию (побудительные). Интонирование предложений.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); прописная буква в первом слове предложения.
Предложения с обращением, выраженным одним словом.
| Ученик (ученица)
различает(на слух) отдельные предложения, может определить их количество в тексте, состоящем из
3-4 предложений после одного прослушивания.;
произносит интонационно правильно предложения, различные по цели высказывания;
выбирает из 2-3 предложений то, которое точно соответствует данному рисунку;
изменяет предложение в соответствии с рисунком и т.п.;
объясняет разницу в содержании предложений, различающихся одним-двумя словами;
составляет предложения (различные по цели высказывания) с указанным содержанием;
правильно передаёт интонацию повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; предложений, в которых выражены сильные чувства (с дополнительной восклицательной интонацией);
дополняет предложение по вопросам;
выбирает из ряда данных слов нужные для дополнения предложения по рисунку;
различает в устной и письменной речи обращения, употребляет их в своей речи;
ставит знаки препинания в конце предложения при списывании, письме под диктовку и самостоятельном составлении предложений;
| 6. Слово (22 часа)
Лексическое значение слова (без употребления термина).
Слова, называющие предметы, признаки, действия; имена собственные.
Тематические группы слов.
Слова, одинаковые по произношению, но разные по значению (омонимы); слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы) (без употребления терминов).
Грамматическое значение слова (без термина).
Начальное представление о частях речи; о том, что слова разделяются на группы в зависимости от того, что они обозначают и на какой вопрос отвечают.
Вопросы к словам, относящимся к разным частям речи.
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что? (имена существительные):
- группы слов с предметным и абстрактным значением (обозначение лиц, предметов, чувств и т.п.);
- слова, близкие или противоположные по значению;
- большая (прописная) буква в собственных именах.
Единственное и множественное число существительных (без терминов); изменение слов, отвечающих на вопросы кто? что? по числам.
Употребление существительных во множественном и единственном числе в самостоятельно построенном предложении.
Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (имена прилагательные):
- группы слов с различным лексическим значением: по отношению ко времени года, материалу, поступку и т.п.;
- слова, близкие или противоположные по значению;
- изменение слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, по числам (практически).
Сочетания слов, отвечающих на вопросы кто? что? и вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? что сделает? (глаголы):
- группы слов с различным лексическим значением (говорение: сказать, спросить, ответить, говорить, шептать; письмо: написать, выписать, подписать проявление чувств: любить, жалеть, грустить, радоваться и др.);
- слова, близкие или противоположные по значению.
Слова, к которым не ставят вопросов: на, от, в, из, к, по, с, у, над, под; а, но, и, или, потому что (практическое ознакомление с предлогами, союзами, их ролью в предложении).
Корень слова. Однокоренные (родственные) слова (10 часов)
Однокоренные слова, значение корня (наблюдение, выделение корня в однокоренных словах).
Подбор однокоренных слов с наиболее употребительными в речи школьников корнями.
Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Составление предложений с однокоренными словами с целью осознания значение корня.
| Ученик (ученица)
находит среди данных слов те, которые служат для названия предметов, признаков, действий;
находитсреди данных слова с указанным значением;
распределяет слова в тематические группы по назначению (предметы для рисования, для игр, занятий спортом, для работы в саду, на огороде и т.п.); по таким признакам, как цвет, материал, форма и др.; дополняет каждую группу 2-3 словами;
составляет ряды слов по
определённому содержательному признаку (видовому или родовому);
определяетслово по его значению;
подбирает слова для дополнения, составления предложений с указанным значением (например, предложения, которое можно использовать для обсуждения письменной работы одноклассника, для определения положительного в работе);
подбирает самостоятельно 4-6 слов, которые отвечают на разные вопросы (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? идр.);
дополняет предложение одним-двумя словами по содержанию;
различает слова, разные, близкие или противоположные по значению;
находит в ряду слов омонимы, синонимы, антонимы (без употребления терминов);
распределяет слова в группы по значению и вопросам (по частям речи);
различает имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и вопрос что?; изменяет их по числам (один – несколько, много);
определяет слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, вне предложения и в предложении, в тексте;
правильно ставит вопросы к именам прилагательным разного рода и числа;
находит среди имён прилагательных слова, близкие или противоположные по значению;
подбирает такие слова с помощью учителя и самостоятельно;
подбирает к известному предмету соответствующие признаки;
образует словосочетание имени существительного с именем прилагательным;
определяет слова-названия действий самостоятельно или с помощью учителя; ставит к ним вопросы;
находит и подбирает синонимы и антонимы со значением действия;
определяет в предложении, тексте служебные слова, пишет их раздельно с другими словами;
употребляет слова в нужной грамматической форме (практически, без терминов);
оценивает правильно/неправильно употреблённое слово;
совершенствует текст, заменяя неудачно использованные слова.
Ученик (ученица)
выделяеткорень в однокоренных словах;
находит в ряду слов однокоренные; распределяет однокоренные слова по группам;
подбирает однокоренные слова с данным корнем;
исключает из группы однокоренных слов слова с омонимичными корня-ми;
составляетпредложения с однокоренными словами с целью осознания значения корня.
| 7. Правописание (в течение года)
Понятие об орфограмме как месте в слове или между словами, где возникает опасность ошибки, т.к. написание может быть представлено несколькими вариантами, из которых только один соответствует правилам орфографии.
Орфограмма и орфографическое правило.
Произношение и написание слов с безударными гласными и чередующимися звонкими и глухими согласными в корне; слов с ь перед я, е, ё, ю, и; чтение и произношениеслов с ъ.
Правила правописания:
- проверка обозначения на письме безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова;
- мягкий знак в конце слова;
- написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн;
- прописная буква в начале предложения, в собственных именах;
- перенос слова по слогам (одну букву не переносят);
- точка, вопросительный знак в конце предложения; запятая перед союзами а, и.
Раздельное написание служебных слов (предлогов, союзов – без употребления терминов) с другими словами в предложении.
Слова для запоминания произношения и написания:
алфавúт, альбóм, берú, ботúнки, бýдто, быстро, вáрежки, вéтер, (у-)вúдеть, воробéй, ворóна, вóсемь, гóрод, дáже, дежýрный, дéвять, дерéвня, дéсять, дневнúк, до свидáния, éздить, éсли, éхать, зáяц, здесь, здрáвствуй(-те), извинú(-те), карандáш, Кúев, класс, конькú, корóва, кровáть, лáсточка, лéто, магазúн, машúна, мéбель, медвéдь, мне, мóжешь, молокó, морóз, Москвá, надéть, обéд, обýться, одевáться, одéжда, опять, пальтó, пенáл, петýх, платóк, пожáлуйста, посýда, потомý что, почемý, пошёл, простú(-те), рабóта, разýться, ребята, рисовáть, рисýнок, Рóдина, Россúя, рýсский, сапогú, сдéлать, себé, семь, скóро, синúца, сорóка, спасúбо, тетрáдь, тóлько, тýфля, ýжин, Украúна, украúнский, учéбник, ученúк, учительница, чёрный, чьё, чьи, чья, четыре, шесть, язык (92 слова).
9. Итоговое повторениематериала изученного в каждом семестре и в течение учебного года (3 часа).
| Ученик (ученица)
замечает те места в слове или между словами, где есть опасность ошибки, т.е. находит в слове орфограмму и подчёркивает ее;
обнаруживаетконкретную орфограмму на основе опознавательных признаков, отличает её от других орфограмм;
произносит слово по правилам произношения и так, как оно пишется, чётко выделяя все особенности написания (здо-ро-вь-е, со-ба-чка и под.);
объясняет, как пишется слово (называет отдельные буквы слова);
находит в паре слов то, которое написано неправильно (на материале проработанных слов);
отмечает раздельное написание слов в, из, у, на, за, а, и, но и под.;
правильно ставит знаки препинания в конце и в середине предложения (точка, вопросительный знак в конце предложения; запятая перед союзами а, и);
списывает с рукописного и печатного текста, проговаривая слово так, как оно пишется;
пишет по памяти пословицу, загадку, стихотворение (2-4 строки);
пишет под диктовку предварительно рассмотренный и обсуждённый текст (зрительно-слуховой диктант – 35-40 слов);
пишет под диктовку текст (отдельные слова, сочетания слов, предложения) включающий слова, написание которых основано на прямом соотношении между звуками и буквами (фонетико-графические написания), и те, написание которых определяется изученными орфограммами, включая слова из списка для 1-2 классов;
проверяет написанное, сверяя его с образцом, проговаривая слово «так, как пишут»;
объясняетнаписания, которые регулируются правилами, предусмотренными программой;
владеет способами действия, обеспечивающими осознанное применение изученных орфографических правил;
правильно обозначает на письме:
- безударные гласные в корне слова (в словах, состоящих из двух слогов);
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова (в словах, состоящих из двух слогов);
правильно пишет
-слова с сочетаниями жи, ши;ча, ща, чу, щу; чк, чн, нч, щн, нщ;
- имена собственные;
- слова с мягким знаком перед я, е, ё, ю, и;
выделяетв предложении слова, к которым вопросы не ставятся (предлоги, союзы – без терминов) и пишет их раздельно с другими словами.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|