|
V. Графические навыки, техника письма,
культура оформления письменных работ (в течение года)
Содержание учебного материала
| Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| Закрепление, развитие графических навыков письма. Свободные росчерки.
Письмо прописных, строчных букв и их соединений в росчерках и отдельно по группам. Безотрывное соединение 2-3 букв.
Постепенное ускорение письма в меру индивидуальных возможностей учащихся.
Письмо на скорость и правильность безотрывных соединений букв.
Правильное, аккуратное оформление письменной работы.
Запись стихотворной загадки столбиком и отгадки к ней.
Запись слов столбиком. Вписывание слова в данную таблицу (в тетради и на доске).
Подчёркивание слова прямой линией, вычерчивание (рисование) условного знака (обозначение корня, ударения и др.).
| Ученик (ученица)
делает росчерки свободным движением предплечья, кисти, пальцев;
пишет в строке, двигая одновременно кистью и пальцами;
пишет строчные и прописные (заглавные) буквы в соединении с росчерками;
пишет безотрывно и по возможности быстро буквосочетания типа ди, ви, км, ту, ем, щу, ли;
ускоряет письмо в меру своих возможностей;
оформляет правильно, аккуратно письменную работу (самостоятельно):
-располагает заголовок по центру строки;
- выдерживает вертикальность левого края письменной работы, не заходит за поля по правому краю, делает аккуратные исправления и др.;
располагает слова при записи их в столбик;
записывает в столбик стихотворные строфы (2-4 строки);
вписываетслово в данную таблицу (втетради и на доске);
подчёркиваетслова под линейку и от руки;
аккуратно вычерчиваетусловные знаки.
|
3 класс
(2,5 часа в неделю, всего 87,5 часов, из них 4 часа резервного времени)
І. Речевая содержательная линия (12 часов и в течение года)
Содержание учебного материала
| Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| 1.Аудирование
(2 часа и в течение года)
Особенности слушания как вида речевой деятельности.
Слушание, понимание более объемных, чем во 2 классе, текстов, относящихся к художественному и разговорно-бытовому стилям.
Опора при слушании на данный план высказывания (4-5 пунктов).
Восприятие общего тона речи, тембра и силы голоса читающего (рассказывающего).
Восприятие точного, меткого, образного слова.
Восприятие на слух рядов, состоящих из звуков, слогов, слов, сочетаний слов, предложений (количество материала превышает то, которое предлагалось во 2 классе).
| Ученик (ученица)
объясняет особенности слушания, влияющие на успешность общения;
объясняет особенности поведения слушающего, важные для общения;
понимает более сложный, чем во 2 классе, материал, выполняя такие задания:
- соотносит рисунок и слово, предложение, текст;
- делает рисунок по прослушанному;
- выбирает из ряда прослушанных слова, близкие или противоположные по значению;
- делит прослушанные слова на две – три группы по самостоятельно определенному признаку;
- выполняет более длинную, чем предлагалось во 2 классе инструкцию;
- выбирает правильный ответ на вопрос по тексту из трех предложенных вариантов;
различает3-4 части в содержании прослушанного текста;
объясняетсвязь общего тона высказывания, темпа, громкости речи с её содержанием, эмоциональной окраской, условиями общения;
называетслова, выражения из прослушанного текста, которые считает яркими, точными, выразительными;
находит(с одного прослушивания) языковые единицы по данным ориентирам или признакам (предложение, слово с указанным значением, ошибка в слове и др.).
| 2. Говорение
(в течение года)
Регулирование дыхания, силы голоса, темпа речи.
Диалогическая речь
(в течение года)
Правила поведения собеседника в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, доказывать свою точку зрения без категоричности, уважать другие мнения и др.).
Речевой этикет (формулы вежливого высказывания своего мнения; смягчение приказания, просьбы, несогласия).
Воспроизведение диалогов из прослушанных или самостоятельно прочитанных произведений (в лицах, без слов автора).
Составление диалогов по рисунку, описанной ситуации – с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно.
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – уточняющий вопрос – ответ; предложение – отказ – доводы в пользу предложенного – ответ.
Оценивание составленных диалогов.
Монологическая устная речь
(в течение года)
Основные требования к устному высказыванию (соответствие теме, наличие трех структурных частей текста; переход от одной части текста к другой; использование средств, обеспечивающих связность текста).
Умение говорить, учитывая интересы, возможности слушателя, собеседника (тема, примеры, доказательства и др.). Выразительность, четкость речи.
Речевой этикет (речевые формулы для проявления внимания к интересам слушателя, собеседника).
Пересказ текста-повествования с элементами описания с опорой на вспомогательные материалы (план, опорные слова).
Пересказ самостоятельно прочитанного текста, эпизода из просмотренного фильма, рассказа, услышанного от близких, знакомых.
Внесение дополнений в материал по ходу пересказа.
Составление рассказа, сказки, загадки с опорой на вспомогательные материалы.
Самостоятельное составление высказывания на заданную или выбранную тему. Выражение своего отношения к предмету высказывания.
Оценивание содержания составленных высказываний, а также правильности и выразительности речи.
| Ученик (ученица)
сообразуетдыхание со смысловым членением речи;
регулируетсилу голоса, темп речи с учетом условий общения;
объясняетособенности поведения в различных ситуациях общения;
слушаетсобеседника внимательно;
выражаетсвое мнениедоброжелательно.
Ученики (ученицы)
воспроизводятв лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;
обсуждаютпрослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию, поочередно составляя вопросы (о фактическом содержании, причинно-следственных связях), а также ответы на них;
составляютдиалоги (с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно), содержащие обсуждение различных мнений о каком-то предмете;
оцениваютсодержание и форму диалога.
Ученик (ученица)
объясняет, каким должно быть высказывание, рассчитанное на определенных слушателей;
сообразуетдыхание со смысловым членением речи;
регулируетсилу голоса, темп речи с учетом условий общения;
пересказываетпрослушанный текст с опорой на данные сочетания слов, вопросы, рисунки, план;
пересказываетсамостоятельно прочитанный текст; эпизод из просмотренного фильма, телепередачи и т.п.;
дополняетпересказ, включая в него описание обстановки, внешности персонажа, выражает свое отношение к сообщаемому;
строитустное высказывание (сочинение) с опорой на вспомогательные материалы (данный или коллективно составленный план и др.);
строитсамостоятельно устное высказывание на темы, отвечающие его жизненным интересам;
соблюдаетосновные требования к устному высказыванию;
оцениваетсодержание и форму устного высказывания, опираясь на памятку, подготовленную совместно с учителем.
| 3. Чтение
(в течение года)
Чтение вслух с соблюдением интонационной правильности, норм произношения, с учетом коммуникативной задачи.
Чтение молча материалов, содержащих инструкции к учебным, игровым заданиям; описание процесса изготовления какого-то предмета и др.
Чтение и толкование материалов учебника: определений, правил, рекомендаций, заданий и текстов из упражнений.
Интонационно правильное чтение, толкование содержания простых и сложных предложений с обращением, прямой речью и др.
Развитие техники чтения: быстрое восприятие слов и групп слов; 2-3 предложений, различающихся 1-2 словами, порядком слов и др. (систематическая работа в этом направлении осуществляется на уроках чтения).
Ориентировка в учебнике (условные знаки, оглавление, расположение материала на странице, справочные материалы).
| Ученик (ученица)
читаетвслух и молча материалы учебника, объясняет их содержание и назначение;
читаетвслух свое письменное сочинение, стараясь быть понятным и интересным для слушателей;
читаетвслух предложения, придерживаясь пауз; правильно интонируя предложения, различные по цели высказывания, восклицательные и невосклицательные;
обнаруживает пониманиепрочитанного:
отвечая на вопросы о фактическом содержании, причинно-следственных связях;
выполняя инструкции, данные в тексте (более длинном и сложном, чем во 2 классе);
находя среди нескольких предложений то, которое соответствует указанному содержанию;
объясняя значение предложения (простого и сложного);
находитна странице учебника заголовки, материалы, набранные разными шрифтами, пользуется справочными материалами, оглавлением для поиска.
| 4. Письменная речь
(10 часов и в течение года)
Письмо по памяти.
Составление 4-5 связанных между собой предложений; 2-3 вопросов на заданную тему и ответов на вопросы.
Изложение текста повествовательного характера (объем начального текста – 65-80 слов).
Письменный пересказ услышанного учащимися на уроках или во вне-урочное время.
Выражение личностного отношения к предмету речи.
Выражение, обоснование своего мнения о предмете высказывания.
Самостоятельное письменное высказывание на свободную тему (0,3-0,5 стр.). Записка, письмо, поздравление, загадка, рассказ.
Совершенствование, редактирование текста: выделение отсутствующих абзацев, перестановка частей текста с целью восстановления последовательности изложения, изъятие предложений, не соответствующих теме, дополнение текста при отсутствии одной из структурных частей (зачина, заключения); замена неудачно использованных слов и др.
| Ученик (ученица)
пишетпопамяти тексты: стихи в 4-8 строк, загадки, отрывки из прозы (1-3 предложения) пословицы;
составляет4-5 связанных между собой предложений или 2-3 вопроса по содержанию рисунка, об учебной ситуации на уроке и др.;
пишетизложение по коллективно и самостоятельно составленному плану с опорой на вспомогательные материалы, выражает свое мнение о содержании, персонажах; дополняет материал, описывая на основе воображения отдельные картины, образы;
пересказывает (письменно) сообщение о каком-либо факте, событии, явлении, которое заинтересовало учащегося;
пишето прочитанномпроизведении, эпизоде просмотренного фильма, телепередачи, ситуации из жизни класса или семьи;
составляетзаписку (выражение просьбы, извинения, объяснение какого-либо факта); письмо, поздравление и др.
обсуждаетписьменную работу (в паре, небольшой группе), опираясь на памятку, подготовленную учителем или данную в учебнике; отмечает положительные стороны работы, дает советы по ее доработке;
совершенствуетнаписанный текст (исправляет речевые и неречевые ошибки, используя памятки).
|
ІІ. Языковая содержательная линия (71 час)
Содержание учебного материала
| Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
| 1. Повторение и закрепление знаний и умений, приобретённых в 2 классе(4 часа)
Требования к устной и письменной речи, значение языка как средства общения, познания.
Государственный и родной языки, языки народов Украины.
Закрепление умения распознавать языковые явления, которые рассматривались в предыдущие годы обучения.
Сопоставление произношения и написания слов из списков для запоминания в 1 и 2 классах.
Повторение орфографических и пунктуационных правил, изучавшихся в 1, 2 классах.
Требования к технике письма, культуре оформления письменных работ.
2. Текст(10 часов)
Тема, основная мысль текста, ключевые слова.
Структурные части текста: зачин, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Составление текстов разных типов по образцу, с учетом речевой ситуации. Составление текстов-инструкций.
Абзац. Роль абзаца в членении текста.
Связь предложений в тексте.Использование оправданных повторов для связи предложений в тексте.
Художественный стиль (практическое ознакомление).
| Ученик (ученица)
объясняет, какими умениями нужно владеть для осуществления успешного устного и письменного общения;
называет известные ему языки;
читает наизустьстихотворения, загадки, пословицы, выученные в 1 и 2 классах;
находитв данном материале языковые единицы (звуки, буквы, слова с определенным значением, предложения указанного типа;
пишет под диктовкуслова из списков для запоминания, проработанных в 1, 2 классах;
правильно произноситслово, четко проговаривает так, как его следует писать;
объясняетнаписание слов на проработанные в 1 и 2 классах правила правописания;
записываетна доске и в тетради материал в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ.
Ученик (ученица)
выделяетв тексте ключевые слова, определяетсамостоятельно тему текста, основную мысль – с опорой на вспомогательные материалы (варианты формулировок и др.);
строиттексты разных типов по образцу, данному зачину, концовке;…
составляеттекст-инструкцию по проведению игр, уходуза животными; изготовлению разных предметов, проведению игр,
находитв текстезачин, основную часть, заключение (концовку); определяет абзацы (в том числе, в тексте с диалогом); слова, используемые для связи предложений в тексте;
объясняетотносительную завершенность содержания отдельного абзаца;
находитв сплошном тексте те части, которые могут быть выделены в абзацы;
делит текст на части (абзацы) с опорой на данный план;
подбираетзаголовки к частям текста, (ставит вопрос к каждой части);
составляет план текста с опорой на вспомогательный материал (памятка, заголовки к частям текста, данные вразброс и др.);
объединяетв текст 4-5 связанных по смыслу предложений, используя необходимые средства связи;
ориентируетсяв особенностяххудожественного и научно-художественного стилей.
| 3. Предложение. Правописание
(10 часов)
Содержание предложения.
Интонационное членение предложения (пауза).
Предложения, различные по цели высказывания.
Восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Обращения, используемые в разных ситуациях общения. Знаки препинания при обращении (запятая или восклицательный знак).
Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения (используются предложения как с простым глагольным сказуемым, так и с другими видами сказуемого двусоставного предложения – без употребления терминов). Вопросы к членам предложения.
Понятие о словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Связь слов в предложении (смысловая и грамматическая – без терминов).
| Ученик (ученица)
объясняет содержание предложения, особенности содержания двух-трех предложений, которые частично различаются по лексическому составу и/или грамматическим средствам;
различает на слух и при чтении предложения, различные по цели высказывания, предложения с обращением;
узнаетвосклицательные предложения при восприятии на слух по интонации; при чтении – по знакам препинания;
правильно интонирует предложения, различные по цели высказывания и по выражению чувств (в том числе предложения с обращением);
выделяетобращение в устной речи интонацией, а на письме знаками препинания (запятые, восклицательный знак);
находитв тексте предложения определенного типа, по данной схеме;
строит повествовательные, вопросительные, побудительные предложения (простые и сложные) по рисунку, описанной ситуации и др.;
перестраивает предложения одного типа в другой;
выделяетсловосочетания в предложении, ставитвопросы от главного слова к зависимому;
устанавливаети схематически изображает связь между словами в предложении (с помощью вопросов);
определяетвпредложении главные и второстепенные члены, ставя к словам вопросы;
распространяетпредложения по вопросам и схемам;
правильно употребляет знаки препинания в конце предложения, при обращении.
| 4. Слово
1. Значение слова
(4 часа)
Слова, обозначающие предметы, признаки, действия, количество. Тематические группы слов.
Мотивированное значение слова (без термина).
Однозначные и многозначные слова, случаи омонимии (без термина), прямое и переносное значение слов.
Слова, близкие по значению (синонимы), слова противоположные по значению (антонимы).
Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (практически в течение года): дать слово; ни капельки; так себе; длинный язык; надуть губы; из-под (самого) носа; как с гуся вода и под.
2. Состав слова. Правописание
(20 часов)
Основа и окончание слова.
Части основы: корень, суффикс, приставка (префикс). Однокоренные слова.
Чередование звуков в корне слова.
Произношение и обозначение написьме безударных гласных в корне слова.
Произношение и написание слов с парным звонким или глухим согласным в конце слова и перед другим согласным.
Произношение и написание слов с твердыми-мягкими согласными.
Произношение и написание слов с непроизносимыми согласными и с удвоенными буквами в корнях слов.
Правописание приставок (практически).
Перенос слов с приставками.
Правописание и перенос слов с разделительным твердым и мягким знаком .
3. Части речи. Правописание
(22 часа)
Понятие о частях речи (общеграмматическое значение и вопросы).
Распределение слов по частям речи на основании их значений и вопросов.
Имя существительное
(6 часов)
Разнообразие значений. Вопросы к именам существительным, которые обозначают предметы, живые существа, опредмеченные признаки, действия (высота, полёт).
Собственные и нарицательные (без термина) имена существительные.
Большая (прописная) буква в собственных именах существительных.
Род и число имен существительных.
Роль имен существительных в предложении.
Имя прилагательное
(6 часов)
Разнообразие значений.
Вопросы к именам прилагательным.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Изменение имен прилагательных по родам и числам.
Роль имен прилагательных в предложении.
Глагол
(6 часов)
Разнообразие лексического значения.
Роль глаголов в предложении.
Время глагола.
Правописание не с глаголами.
5. Правописание
(в течение года, в связи с изучением языковых тем программы)
Виды орфограмм. Орфографические правила.
Произношение и написание слов с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными в корне.
Произношение и написание слов с твердыми, мягкими согласными.
Произношение и написание слов с
непроизносимыми согласными, с удвоенными буквами согласного звука.
Правописание неизменяемых приставок об-, от-, до-, под-, над- и др. (практически).
Перенос слов с приставками.
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками.
Большая (прописная) буква в собственных именах существительных.
Правописание не с глаголами.
Знаки препинания в конце и сере-дине (при обращении, однородных членах) простых предложений.
Слова для запоминания
произношения и написания:
автóбус, áдрес, апрéль, берёза, вдруг, вокрýг, воскресéнье, востóк, вперёд, всегдá, втóрник, вчерá, горячий, гремéть, декáбрь, дорóга, жёлтый, зáвтра, зáпад, знáешь, идтú, úней, интерéсный, капýста, картúна, картóфель, квартúра, коллéкция, кóмната, корáбль, коридóр, корúчневый, котóрый, крапúва, ладóнь, лéстница, лёгкий, лýчше, малúна, мéньше, мéсяц, метрó, минýта, мóжет, мягкий, нарóд, недéля, ноябрь, óблако, овёс, óвощи, огорóд, огурéц, октябрь, орéх, осúна, отéц, очкú, песóк, погóда, пóздно, пóзже, помидóр, помóщник, понедéльник, потóм, почтú, привéт, прирóда, пусть, пшенúца, пятница, рáдио, растéние, рожь, сáхар, сéвер, сегóдня, сейчáс, сентябрь, сосéд, столúца, суббóта, счастлúвый, танцевáть, телефóн, тепéрь, трамвáй, троллéйбус, тротуáр, тяжёлый, ýлица, феврáль, хотят, хóчешь, чéрез, четвéрг, шоколáд, щавéль, яблоко, ягода, янвáрь (102 слова).
6. Итоговое повторениематериала изученного в каждом семестре и в течение учебного года (3 часа).
| Ученик (ученица)
находит среди данных слова с указанным значением; слова, близкие или противоположные по значению;
подбираетслова с указанным значением, тематические группы слов;
толкует значение слова с мотивированным значением (в простых случаях, например: подорожник, чайник – по образцу);
выбираетиз ряда данных слов наиболее подходящие для использования в тексте, в той или иной ситуации общения;
используетслова той или иной тематической группы, устойчивые сочетания слов для составления предложения и текста на указанную тему.
Ученик (ученица)
находитоснову и окончание в слове на основе сопоставления форм слова;
называетобозначенные части слова;
находитв данных однокоренных словах корень; находит суффикс (приставку) в группе слов с одним и тем же суффиксом (с одной и той же приставкой), обозначает эти части слова;
объясняет общее в значении однокоренных слов;
различаетзначение однокоренных слов с разными приставками и суффиксами;
образуетслова с данными суффиксами и приставками;
находитчередующиеся звуки в корне слова данного ряда однокоренных слов;
находиторфограммы в различных частях слова:случаи несоответствия между произношением и написанием; произноситслово по правилам произношения и четкопроговариваетего так, как оно пишется;
распознаеторфограммы: обозначение на письме гласных и согласных звуков в корне слова на основе опознавательных признаков;
применяетправила проверки обозначения на письме безударных гласных, звонких и глухих согласных корня;
применяетправило написания мягкого знака в словах для обозначения на письме мягкости согласного звука перед другим согласным; правильно пишет слова с буквосочетаниями чк, чн, нч, нщ, щн, рщ;
применяетправило написания всловах букв ы, и после буквы ц;
объясняетнаписание слов с непроизносимыми согласными, правильно произносит и пишет такие слова;
пишетипроизноситправильно наиболее употребительные слова с удвоенной буквой согласного звука;
произноситипишетв словахправильно приставки в-, до-, от-, за-, над-, под-, с-, по-, про-;
произноситисписываетправильно слова с приставками пре-, при-, раз(с)-, роз(с)-; объясняет их написание;
произноситисписывает правильно слова с разделительными ъ, ь; применяет правило с опорой на вспомогательные материалы (приставка и корень в словах выделены).
Ученик (ученица)
находитв ряду данных слов те, которые отвечают на указанные вопросы;
распределяетслова по частям речи на основании их значений и вопросов к ним;
ставитвопросы к именам существительным, разным по значению;
подбирает имена существительные, близкие и противоположные по значению;
находитчлены предложения, выраженные именами существительными;
определяетрод и число имени существительного;
применяетправило написания прописной буквы в собственных именах существительных;
подбираетимена прилагательные, обозначающие различные свойства и качества предметов и явлений; имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;
ставитвопросы от имени существительного к имени прилагательному, устанавливая связь между ними в роде и числе;
находит имя прилагательное в предложении ставит к нему вопрос;
строит предложения с именами прилагательными;
подбирает глаголы с указанным лексическим значением;
находитв предложении сказуемое, выраженное глаголом;
различает, образуетформы настоящего, прошедшего, будущего времени по вопросам;
строитсочетания слов, предложения с глаголами;
применяетправилонаписания не с глаголами;
Ученик (ученица)
обнаруживает изученные орфограммы иразграничиваетихна основании отличительных признаков;
объясняетнаписание слов с орфограммами в корне: обозначение безударного гласного, звонкого-глухого согласного, непроизносимого согласного, применяя соответствующее правило при списывании, во время диктанта (55-65 слов) и в самостоятельно составленных текстах;
пишет правильно слова с буквосочетаниями чк, чн, нч, щн, нщ, рщ;
самостоятельно применяетправило написания букв ы, и в словах после ц;
правильно пишет и переносит слова с удвоенными буквами согласного звука;
объясняетнаписание слов с орфограммой разделительный твердый и мягкий знаки;
самостоятельно применяет правила написания собственных имен существительных, не с глаголами;
правильно пишет слова с наиболее употребительными неизменяемыми приставками в-, на-, за-, по-, под-, с-, до-, под- и др., а также с приставками роз- (раз-), рос- (рас-), пре-, при-.
правильно переноситслова с приставками;
правильно произноситипишет слова из списков для 1, 2, 3 классов;
правильно ставитзнаки препинания в простых и сложных предложениях (в том числе в предложениях с обращением).
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|