|
Паспорт клинико-диагностической лаборатории.Паспорт должен состоять из пунктов, рекомендованных Приказом Минздрава России от 21.12.1993 N 295 "Об утверждении положения об аккредитации клинико-диагностических лабораторий". Титульный лист должен отражать информационные данные о КДЛ: · Наименование клинико-диагностической лаборатории;· Юридический адрес;· Ф.И.О. заведующего КДЛ и его телефон;· Наименование лечебно-профилактического учреждения, в состав которого входит КДЛ;· Ф.И.О. руководителя лечебно - профилактического учреждения, телефон;· Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль качества в КДЛ.В паспорте должны быть представлены следующие пункты: А. Перечень выполняемых в КДЛ исследований. Б. Сведения об имеющихся средствах измерения (аппаратуре) (табл.1). Таблица 1 Сведения об имеющихся средствах измерения
В. Сведения об имеющемся вспомогательном оборудовании. Г. Сведения об имеющихся стандартных контрольных материалах. Д. Сведения о мерной посуде, применяемой в клинико-диагностической лаборатории. Ж. Сведения о штатном обеспечении и кадровом составе КДЛ (табл. 2). Таблица 2 Сведения о штатном обеспечении и кадровом составе КДЛ
Сведения могут быть более полными, но отличающимися от формы 3, представленной в Приказе Минздрава России от 21.12.1993 N 295 "Об утверждении положения об аккредитации клинико - диагностических лабораторий". Представленная ниже форма удобна для контроля прохождения сотрудниками КДЛ циклов повышения квалификации и аттестации на квалификационную категорию (табл. 3). Таблица 3 Полные сведения о штатном составе КДЛ
З. Сведения о помещениях клинико-диагностической лаборатории (табл. 4). В сведениях о КДЛ должны быть данные о времени постройки помещения, наличии водоснабжения, канализации, вентиляции и т.д. Схема исследований в клинико-диагностической лаборатории полностью зависит от требований лечебных учреждений. Как правило, в общеклиническом, гематологическом, биохимическом, изосерологическом и бактериологическом подразделениях лаборатории существует своя схема. Она включает в себя забор (взятие) материала в отделениях и доставку его в лабораторию сотрудниками лечебного отделения, регистрацию, первичную обработку и проведение необходимых исследований. Таблица 4 Сведения о помещениях клинико-диагностической лаборатории
После выполнения исследований внесенные на бланки результаты анализов доставляются в отделения или бланки кладутся в раскладку. При наличии электронной карты пациента ведется компьютерная регистрация пациентов и обработка данных с помощью существующей в КДЛ лабораторно-информационной системы.
2. Положение о клинико-диагностической лаборатории (должно быть утверждено приказом главного врача ЛПУ). 3. Должностные инструкции (функциональные обязанности) для каждой категории работников, на каждого сотрудника, утвержденные в установленном порядке. 4. Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму для каждого участка, вида работ. 5. Инструкции по охране труда и технике безопасности для каждого участка, вида работ. 6. Инструкции по противопожарной безопасности. Инструкции должны включать раздел о действиях персонала при различных видах аварий, должны быть утверждены главным врачом и председателем профкома ЛПУ, обновляться ежегодно и по необходимости. Все сотрудники КДЛ должны быть ознакомлены с действующими инструкциями, делается отметка и подпись на должностных инструкциях и в журнале инструктажа по технике безопасности и санитарно-противоэпидемическому режиму. Рабочие экземпляры инструкции должны иметься на рабочих местах. 7. Нормативно-техническая документация, инструкции по эксплуатации средств измерений: приказы МЗ РФ об унификации методов исследований, инструкции к наборам реагентов, руководства по эксплуатации анализаторов. 8. Описание используемых методов лабораторного анализа. 9. Учетная документация (утверждена приказом Минздрава СССР № 1030 от 5 ноября 1981 г., в соответствии с профилем КДЛ. Журналы регистрации исследований, учета количества выполненных анализов, приготовления и контроля питательных сред, контроля работы стерилизаторов, листок ежедневного учета работы, бланки анализов и др.). Бланки направлений на исследование должны содержать всю информацию о пациенте, необходимую для проведения исследования и ведения учетной документации. Примером может служить формализованный бланк направления на клинико-лабораторные исследования в Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр (рис. 1). Бланки результатов анализов должны соответствовать утвержденным или быть представлены в электронном виде, но с обязательным присутствием всех сведений, рекомендуемых учетными формами приказа № 1030 МЗ СССР от 04.10.80 г. Пример: Министерство здравоохранения Медицинская документация СССР Форма N 228/у Утверждена Минздравом СССР 04.10.80 г. N 1030 _____________________________ Наименование учреждения Лаборатория __________________ БИОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ N _____ ".. "__________________________ 19.. г. Дата взятия биоматериала
Фамилия И., О. _________________________________ Возраст _________ Учреждение _________________Отделение ______________ палата _____ Участок ______________________________ медицинская карта N _______
* - Норма вносится в соответствии с используемым методом.
Рис. 1. Форма бланка направления на исследования в КДЛ.
В соответствии с указаниями этого же приказа должен вестись журнал регистрации пациентов. Пример: Министерство здравоохранения Медицинская документация СССР Форма N 250/у Утверждена Минздравом СССР 04.10.80 г. N 1030
___________________________________ Наименование учреждения Лаборатория ________________________ ЖУРНАЛ регистрации анализов и их результатов __________________________________ (название анализов)
Начат "..." ________ 19.. г. Окончен "..." _________ 19.. г.
Журнал предназначен для регистрации и записи результатов анализов - биохимических, общеклинических, гематологических и пр. В графах 6-30 вписываются названия анализов, например: билирубин, холестерин и т.п. В строках против соответствующих граф с названиями анализов условным знаком (V или +) отмечаются исследования, которые необходимо выполнить больному согласно направлению (регистрация анализов). По выполнению анализов лаборантами результаты вносятся в данный журнал (запись результатов исследования) из рабочих журналов.
разворот формы N 250/у
Для статистической отчетности в лаборатории необходимо вести дневники работы каждого специалиста (форма № 261-у), где ежедневно учитывается вся номенклатура выполненных им исследований. Возможно ведение электронной формы учета. Журналы заполняются в альбомном варианте. Желательно типографское исполнение журналов или перенесение вышеуказанного образца формы в электронный вид документа. В отсутствии электронного учета исследований, они ведутся индивидуально врачами КЛД или лаборантами по соответствующей форме. Пример:
Министерство здравоохранения Медицинская документация СССР Форма N 261/у Утверждена Минздравом СССР 04.10.80 г. N 1030 ____________________________ Наименование учреждения Лаборатория __________________ ЛИСТОК ЕЖЕДНЕВНОГО УЧЕТА РАБОТЫ ВРАЧА-ЛАБОРАНТА за _________________ 19... г. Врач-лаборант (медлаборант) ________________________
Продолжение на развороте
Листок ежедневного учета работы заполняется врачом-лаборантом (медлаборантом) и сдается заведующему лабораторией для внесения данных о количестве выполненных исследований в журнал учета количества выполненных анализов в лаборатории. Ведется также дневник количества выполненных исследований по структурным подразделениям ЛПУ (обслуживаемых ЛПУ). На основании данных дневников ежемесячно заполняется «Журнал учета количества выполненных анализов в лаборатории» (форма № 262-у). При ведении журнала учета количества анализов допускается ведение отдельных страниц, посвященных: – учету количества анализов по всей номенклатуре без разбивки по отделениям; – учету количества анализов по отделениям без разбивки по всей номенклатуре, а лишь по группам исследований (биохимические, гематологические, общеклинические и др. Пример: Министерство здравоохранения Медицинская документация СССР Форма N 262/у Утверждена Минздравом СССР 04.10.80 г. N 1030 ____________________________ Наименование учреждения Лаборатория __________________ ЖУРНАЛ учета количества выполненных анализов в лаборатории
Начат "..." ________ 19.. г. Окончен "..." _________ 19.. г.
1. Журнал учета количества выполненных анализов в лаборатории ведется заведующим лабораторией. 2. Строки графы "Название анализа" заполняются согласно "Номенклатуре основных видов лабораторных анализов" по разделам: I - общеклинические анализы; II - гематологические; III - цитологические; IV - биохимические; V - микробиологические; VI - иммунологические анализы. 3. В графу "Лечебные подразделения" (подграфы 3-22) вносятся названия обслуживаемых лабораторией стационаров (лечебных отделений), амбулаторно - поликлинических учреждений. Особо выделяется количество анализов, выполненных по помощи на дому. Ведение медицинской документации в КДЛ остается подчиненным выполнению требований приказа № 1030 МЗ СССР до сегодняшних дней, за исключением ряда пунктов, удаленных на основании вышедшего в 1986 году приказа № 818. В целях сокращения затрат времени медицинских работников на заполнение медицинской документации, этим приказом были исключены следующие формы: · Этикетки на банку. Форма N 192/у. · Этикетка для посуды с биологическим материалом. Форма N 208/у. · Анализ крови - определение диаметра эритроцитов. Форма N 226/у. · Анализ - липопротеиды сыворотки крови. Форма N 230/у. · Анализ крови - содержание глюкозы. Форма N 231/у. · Анализ - содержание электролитов. Форма N 233/у. · Анализ активности ферментов сыворотки крови. Форма N 234/у. · Анализ - показатели системы свертывания крови (сокращенный анализ). Форма N 238/у. Дополнительно ежемесячно рассчитывается нагрузка лаборатории (при необходимости – отделов лаборатории, отдельных сотрудников) в соответствии с нормативами затрат рабочего времени на лабораторные исследования и показатели уровня лабораторного обследования больных (количество анализа на больного, на койкодень, на 100 посещений). Журналы регистрации результатов исследования должны иметь регистрационный номер ЛПУ, оформленный титульный лист с указанием ЛПУ, названия лаборатории, групп регистрируемых исследований, дат начала и окончания журнала, должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью руководителя ЛПУ и печатью, не иметь исправлений. В наименованиях граф (столбцов) результатов должны быть указаны единицы измерения данного показателя. Каждый день в начале работы в журналах регистрации результатов исследований отмечаются физические параметры в рабочих помещениях КДЛ: температура, атмосферное давление, влажность. Столбцы результатов каждого вида исследований за каждый день подписываются непосредственным исполнителем вида исследований. Журналы регистрации результатов исследований хранятся в архиве ЛПУ или в КДЛ в течение 3 лет. Результаты исследований выдаются клинико-диагностической лабораторией на бланках утвержденных образцов, с обязательным указанием единиц измерений, значений диапазона референтных (нормальных) величин, при необходимости, методики определения. Банк результатов исследования датируется и подписывается исполнителем, ответственным сотрудником или заведующим клинико-диагностической лабораторией. 10. Журнал учета спирта (на основании приказа МЗ СССР № 245 от 30 августа 1991г. «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения»). 11. Журнал учета сильнодействующих и ядовитых веществ (журнал должен быть прошнурован, пронумерован). 12. Журнал учета проведения внутрилабораторного контроля качества (согласно приказу МЗ РФ № 220 от 26.05.2003 г. «Об утверждении отраслевого стандарта», правил проведения внутрилабораторного контроля качества количественных методов лабораторных исследований с использованием контрольных материалов контроль качества исследований должен быть в электронном виде. В клинико-диагностической лаборатории должен проводиться ежедневный внутрилабораторный контроль качества (ВЛК) исследований по максимальному количеству анализов. Оптимально использовать для ВЛК аттестованные контрольные материалы и помесячно оценивать внутрилабораторную воспроизводимость (коэффициент вариации CV, %) и правильность (уровень смещения среднего значения лаборатории от целевого значения). Низкий уровень обеспеченности клинико-диагностической лаборатории аттестованными контрольными материалами является ненадлежащим выполнением требований по контролю качества. Документацией по ВЛК являются контрольные карты (с регистрацией результатов исследования контрольных проб и расчетом статистических показателей качества исследований в КДЛ) и журнал регистрации результатов исследований контрольных проб. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|