Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Белый медведь и бурый медведь





(Ненецкая народная сказка)

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:

— Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил:

— Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля — льдина!

Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились и.началась борьба. Боролись до полудня. Никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:

— Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.

Белый медведь сказал:

— Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.

Лесной медведь сказал:

— Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал:

— А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своем месте и не мешать друг другу.

Лесной медведь пошел назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.

С тех пор хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Золотое яблоко

(Армянская народная сказка)

Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года. Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно. Сидит он на троне и скучает.

Приказал он созвать во дворец музыкантов со всей страны. Играли ему музыканты и на свирели, и на цитре, и на бубне, и на.барабане. И надоели царю до смерти.

Приказал он позвать плясунов. Уж плясали плясуны, плясали. И так и эдак коленца выкидывали, едва ноги себе не отбили. А царь и смотреть на них не хочет.

Приказал царь созвать самых сильных силачей. Стали они бороться, свою силу показывать. И только еще большую скуку на царя нагнали.

Сидит царь и думает — как бы ему развеселиться! И придумал. Послал он гонцов по всем дорогам и велел вывесить на всех площадях и перекрестках его царский указ:

«Наш милостивый царь, пребывая в°великой печали, объявляет: кто придумает небылицу, такую хитрую, что самого царя обманет, тот получит в награду золотое яблоко».

Мало ли на свете людей, которые соврут и дорого не возьмут, а тут им еще золотое яблоко обещают. И не хочешь, а соврешь.

Повалил к царю всякий народ — и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут. А царь только рукой машет:

— Ступайте, слушать вас скучно! Даже соврать толком не умеете! И вот пришел во дворец бедняк. Низко поклонился царю

и поставил перед ним кувшин.

— Чего тебе надо? — удивился царь. А бедняк отвечает:

— Я пришел получить с тебя долг. Разве ты забыл, милостивый царь, что должен мне кувшин золота?

Царь так и. подскочил на троне:

— Да ты что, в своем ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж

врун, так врун!

— Ну, если я такой хороший врун,— говорит бедняк,— тогда давай золотое яблоко. Для бедного человека и это немало!

Видит царь, что попался, как мышь в мышеловку.

— Да какой ты врун! — говорит.— Разве это вранье?

— А если не вранье,— говорит бедняк,— тогда сыпь сюда золото,— и постучал пальцем по кувшину.

Не знает царь, что делать. Отдать золотое яблоко жалко, а кувшин золотых монет — еще того больше. Думал он, думал — ничего не придумал. Пришлось ему отдать золотое яблоко. Бедняк рад.

А царь с того времени и скучать перестал.

Экзамен по географии

Волька с Хоттабычем пошли в школу на экзамен по географии. Когда Волька с большим опозданием вошел в свой класс, его сразу же вызвали отвечать. Пока он размышлял, какой взять билет, Хоттабыч сквозь стену прошел в соседний класс. Наконец Волька решился: взял первый попавшийся билет, медленно-медленно раскрыл его и с удо­вольствием убедился, что ему предстоит отвечать про Индию. Как раз про Индию он знал много. Он раскрыл рот и хотел сказать, что полуостров Индостан напоминает треугольник, что омывается этот огромный треугольник Индийским океаном и его частями: Аравий­ским морем — на западе и Бенгальским заливом — на востоке, что на этом полуострове расположены две большие страны: Индия и Пакистан и т. д.

Но в это время в соседнем классе старик Хоттабыч прильнул к стене и трудолюбиво забормотал, приставив ко рту ладонь трубкой:

— Индия, о высокочтимый учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия —- очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других странах, а неустанно, день и ночь добывают особые золотоносные муравьи, каждый из которых величиной с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи.

Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины, и женщины, и взрослые, и дети — все плешивы в этой стране, и питаются они сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, которая засыпана перьями. Перьями заполнены воздух и земля, и они мешают видеть.

— Постой, постой, Костыльков! — улыбнулась учительница географии.— Никто тебя не просит рассказывать о взглядах древних на физическую географию Азии. Ты расскажисрвременные научные данные об Индии.

Ах, как Волька был бы счастлив изложить свои познания по этому вопросу! Но что он мог поделать, если уже больше не был властен над своей речью и своими поступками.! Согласившись на подсказку Хоттабыча, он стал безвольной игрушкой в его доброжелательных, но невежественных руках.

— Кстати, что ты там такое наговорил про земной диск? Разве тебе не известно, что Земля — шар?

Известно ли Вольке Костылькову, действительному члену астро­номического кружка при Московском планетарии, что Земля — шар?! Да ведь это знает любой первоклассник!

Но из Волькиного рта, по воле Хоттабыча, вырвалось:

— Земля, о достойнейшая и благороднейшая из преподавателей, имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величе­ственной рекой, называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!

— По-моему, мальчик не совсем здоров,— шепнула учительница директору.

Она вывела Вольку из класса и пошла с ним к школьному доктору.

(По Л. Лагину)

Сколько надо мячей

Волька, Женя и Хоттабыч заняли свои места на стадионе. Гремело радио. Восемьдесят тысяч человек с жаром обсуждали исход предстоящей игры. Все с нетерпением ждали начала состязаний.

И вот наконец на изумрудно-зеленом поле появился судья со своими помощниками. Судья положил мяч в самом центре поля. Обе команды выбежали из своих раздевалок и построились друг перег другом. Капитаны бросили жребий, какой команде играть против солнца.

— Не сочтешь ли ты, о Волька, возможным объяснить твоем; недостойному слуге, что будут делать с мячом эти двадцать два стол! симпатичных молодых человека? — почтительно осведомился Хотта­быч.

Но Волька в ответ только нетерпеливо отмахнулся:

— Сейчас сам все поймешь!

— Неужели этим двадцати двум приятным молодым людям придется бегать по столь обширном^ полю, терять силы, падать, толкать друг друга только для того, чтобы иметь возможность несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик? И все потому, что на всех нашелся для игры только один мяч? — недовольно спросил Хоттабыч через несколько минут.

Но Волька, увлеченный игрой, снова ничего не ответил ему.

— Знаешь что, Волька? — шепнул своему приятелю Женя.— Мне кажется, просто счастье, что Хоттабыч ничего не понимает в футболе. А то бы он тут таких Дров наломал, что ой-ой-ой!

— И мне так кажется,— согласился с ним Волька и вдруг, ахнув, вскочил со своего места.

Одновременно с ним вскочили на ноги и взволнованно загудели и все остальные восемьдесят тысяч зрителей. Пронзительно прозвучал свисток судьи, но игроки и так замерли на месте.

Случилось нечто неслыханное в истории футбола и совершенно необъяснимое^ точки зрения законов природы: откуда-то сверху, с неба упали и покатились по полю двадцать два ярко окрашенных мяча. Все они были изготовлены из превосходного сафьяна,

— Безобразие! Хулиганство!.. Возмутительная шутка!..-— крича­ли на трибунах.

Конечно, виновника следовало немедленно вывести со стадиона и даже передать в руки милиции, но никто не в силах был его обнаружить. Только три человека из восьмидесяти тысяч зрителей — Хоттабыч и оба его молодых друга —знали, кто этот виновник.

— Что ты наделал! — зашептал Волька Хоттабычу на ухо.— Ты остановил всю игру и лишил шайбовцев верного гола.

— Я хотел, чтобы было лучше,—также шепотом оправдывался Хоттабыч.— Я думал, будет удобнее, если каждый игрок получит

возможность, не толкаясь и не бегая как сумасшедший по этому огромному полю, вволю поиграть собственным мячом.

(По Л. Лагину)

Прозаические художественные произведения уче­ники сначала читают про себя и расставляют паузы. Младшим школьникам в этом приходится помогать. На логопедических занятиях для тренировки правильной-речи ученики читают вслух материал по школьной программе, по внеклассному чтению и специаль­но подобранные тексты различной степени сложности, имеющие определенное психологическое воздействие.

Особое значение мы придаем литературным текстам воспитываю­щего характера, герои которых послужат образцом для подражания заикающимся подросткам. Это произведения о целеустремленности, силе характера, о самовоспитании и умении преодолеть себя.

Школьники могут обсудить прочитанное, рассказать о подобных фактах из жизни. Смогут принести свои книги, журналы, газеты, чтобы зачитать понравившиеся им отрывки. В зависимости от индивидуаль­ного склада и интеллектуального уровня, подростков обсуждению прочитанного отводится целое занятие.

Самая главная победа

Заслуженный мастер спорта Николай Андрианов рассказывает, что, когда он пришел в первый раз в гимнастический зал, тренер сказал: «Больно ты, Коля, с виду щупловат. Ну-ка, сколько раз подтянешься на перекладине? Если мало, не оставлю».

— У меня аж в глазах потемнело от обиды: неужто в самом деле похожу на слабака? Одним махом взлетел на перекладину и подтянулся семнадцать раз подряд. Тренер одобрительно кивнул. А я, спрыгнув с турника, потер занемевшие от напряжения ладони и с вызовом взглянул на него: знай, мол, наших!

Но... буквально через несколько занятий из гимнастического зала сбежал. Дело в том, что тренер Николай Григорьевич велел принести из школы дневники, предупредив: «Того, кто получил за четверть двойку, к занятиям не допущу!» А у меня их целых четыре было. Ну и решил — зачем краснеть на людях, если и так заранее все ясно?

Однако тренер сам нашел Николая и сказал: «Ладно, бросай дурить и приходи-ка завтра в зал. Как* всегда к семи ноль-ноль. Попробуем начать сначала».

— Наутро я примчался в спортшколу на целый час раньше.

И хотя в школе постоянно говорили, что Андрианов неспособный, я уже к Новому году подтянул все «хвосты».

Свой первый старт я принял тем же летом на детском первенстве города Владимира. Выиграл на одном снаряде, на другом, на третьем и... зазнался. Решил: главный приз уже в кармане! Так разважни­чался, так собой залюбовался, что позабыл начало вольных упражнений. Вышел на ковер и стою столбом, стараясь вспомнить комбинацию. Судьи немного подождали, а затем выставили позорную

«баранку». От огорчения, обиды и стыда я разревелся прямо в зале и, даже не переодевшись, убежал домой.

Вечером пришел Николай Григорьевич. И объяснил: «Проигры­вать не стыдно, это может случиться с каждым. Стыдно киснуть после каждой неудачи».

— Я убежден: главная победа -*- это победа над самим собой, своими слабостями, ленью, недостатками. И чем раньше будет она одержана, тем прямее будет ваша дорога к цели,—сказал в заключение Николай Андрианов.

(По записи С. Шагина)

Выше, Радуги

А все началось с неудачи. Физкультурник выставил Алика из спортивного зала н еще пустил вдогонку:

— Считай, что я освободил тебя от уроков физкультуры навечно. Спорт тебе, Радуга, противопоказан.

Алик пошлепал в раздевалку, у двери обернулся, процедил сквозь зубы — не без обиды:

— Я ухожу, но я еще вернусь.

Придя домой, Алик почувствовал, что заболел. В голове звенело, и тяжелой она казалась, а руки, ноги будто не шевелились. Он закрыл глаза, расслабился, посидел так секундочку. Вроде полегче стало. Смог добрести до кровати и заснул. Во сне он увидел, что нашел старинный кувшин и освободил"джина.

—- Ты сделал доброе дело. Полагается приз по твоему выбору. Подумай как следует и сообщи.

— Я хочу уметь прыгать в высоту. Как минимум по первому разряду. По первому взрослому.

— Будешь, брат, прыгать не по первому разряду, а по «мастеру». Только одно условие: будешь прыгать выше всех, пока не соврешь — намеренно ли, нечаянно ли, по злобе, или по глупости.

А наутро Алик проснулся здоровым, свежим и решает проверить, исполнится ли его желание. Он идет на спортивную площадку, находит две стойки с кронштейнами для прыжков в высоту. Алик думал: планку можно установить на метр сорок. Как раз такую высоту он не взял на уроке физкультуры.

Разбегается. Толчок. Планка, не колыхнувшись, застыла под ним. Что же получается? Выходит, он умеет прыгать, умеет, если очень хочет, и только страх пополам со стыдом (вдруг не получится) мешал ему убедиться в этом в спортзале. Он вскочил, побежал к началу разбега, вновь помчался к планке и легко перелетел через нее, да еще с солидным запасом — сантиметров эдак в двадцать — тридцать. Крас-сота-а!!

— Могу, могу, могу... — билось в голове. Вспомнилось, как говорил отец: «Ты же физически здоровый парень. Тебе стоит только захотеть, и получится все, что положено твоему возрасту». Алик думал: есть желание, есть возможность, не хватает только умения, техники не хватает. Все дело в силе воли, в желании, в целе­устремленности, в характере.

На другой день на уроке физкультуры Алик попросил учителя: «Давайте попрыгаем в высоту».

Поставили планку. Алик побежал, как вчера в саду, оттолкнулся, легко взлетел, планку даже не задел, высоко прошел.

— Ставим следующую! — сказал учитель.

Метр семьдесят. Немыслимая для Алика высота. Он пошел на планку, как на врага, взмыл над ней — готово!

В зале тишина. Только Фокин, лучший друг, не сдержался — зааплодировал.

— Борис Иванович, Алика надо в секцию записать,^ сказал он.

(С. Абрамова)

Геройский поступок

Распахнулась дверь, и вошли двое. Парень с фотоаппаратом и девочка с цветами:

— Мы из школьной газеты. Пришли осветить твой поступок. Поздравляем, Новиков. Ты настоящий герой!

— Да ладно, ребята,— смутился Вася.

— Не скромничай. Спас человека. Из ледяной воды... Ну, рассказывай. Как дело было?

Вася вздохнул:

— Ну, как... Сижу я, значит, на берегу... Рыбу ловлю... А он, значит, по мостику идет...

— Постой, не спеши,— сказал парень и открыл блокнот.— Для нас, журналистов, главное — точность. Когда это было? Во сколько часов?

— Ну, часов в одиннадцать.

— Как «в одиннадцать»? Ты что? Не был в школе? Вася смутился:

— Сначала был, а потом ушел... Клев, ребята, понимаете?..

— Выходит, прогулял?

— Но он же человека спас,— сказала девочка.

— Это не умаляет его вину. Прогул есть прогул. Так и придется написать.

— Нельзя быть формалистом,— сказала девочка.— Не надо писать конкретно, когда он удил рыбу. Во время уроков или после... Напиши, что он удил во время большой перемены... Разница — двадцать минут, зато сам поступок не пострадает.

— Ну, хорошо, я попробую. А дальше? Только поточнее, Но­виков.

— Дальше? Значит, так... Сижу это... во время большой перемены и рыбу ужу... А Петька...

— Какой Петька?

— Петька, мой друг...

— Он тоже прогулял?

— Почему обязательно прогулял? — сказала девочка.— Может, они сидели во время большой перемены и Новиков помогал товарищу делать уроки.

— С удочкой в руках?

— Не С удочкой, а с ручкой... С ручкой в руках! Продолжай, Новиков!

— Ну, вот... Значит, сижу я во время большой переменки с ручкой в руках на берегу реки... А Петька, которому я помогал уроки делать, кричит: «Смотри, Колюха в речку упал!»

— Какой Колюха? Тоже прогульщик?

— Нет, у него справка есть, что он больной.

— И с этой справкой он по бережку расхаживает?

— Он не со справкой расхаживает, а с редиской. Мальчик отложил блокнот.

— Что тебе не нравится? — спросиладевочка.— Человек во вре­мя большой переменки пошел на рынок купить больной тетке витаминов.

— Да,—сказал Вася.— Ну, значит, и с мешком этих витаминов свалился в воду, потому что тетку встретил...

— Больную?..

— Сначала она была здоровая. А потом, когда свой мешок узнала, сразу заболела... Ну, Колюха и бросился в воду...

— Все?..

■— Кажется, все.

— Тогда слушайте, что я написал,— сказал мальчик.— «Однаж­ды утром, во время большой перемены Василий Новиков сидел на берегу с ручкой в руках и помогал своему товарищу делать уроки. Вдруг они увидели Колюху, который несмотря на тяжелую болезнь шел за витаминами для больной тетки. Он нес целый мешок витаминов, голова его закружилась, и он упал в воду... Василий Новиков, рискуя жизнью, спас больного товарища!» Так?

— Вроде так,— сказал Новиков.— Только, если уж честно... Не я спас, а Петька...

— Петька?! Чего же он молчит? Новиков вздохнул:

— Холодно было. Ои и простудил горло. Не может он сейчас говорить.

: (Л. Курляндский)

Как известно, читать н аучн ые статьи значительно сложнее, чем прозаические художественные произведения. Специфическая терминология требует хорошей техники чтения и ■ определенных знаний. Очень важно приучать юного читателя обращаться к словарям всякий раз, когда встречаются незнакомые слова. Для того чтобы вырабатывалось чувство уверенности и умение свободно держаться при чтении перед большой аудиторией, ученики читают небольшие отрывки из научных статей, стоя перед группой. Ставится психологическая задача: выступая, представлять себя учителем, докладчиком, журналистом и т. д. Позже с такими подготовленными небольшими докладами они смогут выступить в своей логопедической группе, в классе и т. д.

На первом месте — тополя

Ученые из японского Национального института по исследованию окружающей среды несколько лет искали растения, которые могли бы противостоять загрязнению воздуха. Лучшими фильтрами среди восьмидесяти видов отобранных растений оказались тополя, подсолнечник и рис. На оживленных автомагистралях, вдоль которых были высажены пирамидальные тополя и простирались большие поля с подсолнечником, воздух оставался чистым.

Растение-хамелеон

В Мексике есть растение, способное менять окраску своих цветов несколько раз в течение дня. На рассвете ойи белые, затем становятся розовыми, около полудня — темно-красными, к вечеру — фиолетовы­ми, а ночью опять белеют. Интересно, что пахнут эти цветы только когда они белые.

Пойте, это очень полезно

Если хотите укрепить свое здоровье и продлить жизнь; больше пойте. Такая рекомендация вытекает из результатов обследования, проведенного среди певцов оперной труппы. Несмотря на то, что они мало заботятся о своем здоровье, у всех у них обнаружены здоровые, с большим объемом легкие, как у тренированных атлетов. Исследо­вания показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Не удивительно, что продолжительность жизни профессиональных певцов выше средней.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.