|
Строение психической реальности
полагают исследование свойств психического как природных присущих организму человека функций: меняется во времени организм - меняются и его функции, что естественно Социо- генетические подходы рассматривают психическое как произ- водное от социальных условий жизни человека то есть от внешних, по отношению к организму, факторов. Соответст- венно, свойства психического зависят от изменения свойств этих социальных условий.
Для нашего рассуждения важно, что попытки выделить спе- цифические свойства психической реальности предпринима-
лись и предпринимаются в истории психологии постоянно. Не стремясь утомить читателя перечислением множества научных школ и авторов, обращавшихся к этим проблемам, отмечу, что так или иначе (на разном конкретном материале) многие авто- ры приходят к констатации того факта, что в психической ре- альности человека есть устойчивые, относительно устойчивые и изменчивые параметры.
Со времен Гиппократа известно, например, об устойчивости темперамента, а сколько страниц (уже в XX веке) посвящено неизменности качеств характера и Юнгом, и Левитовым, и Адлером, и Маслоу, и Платоновым, и... Достаточно взять лю- бую книгу о способностях человека (Н.Лейтес, Э.А.Голубева, Айзенк, Анастази и другие), и опять в ней - выделение устойчи- вых и изменчивых компонентов удивительной продуктивности людей, обладающих способностями, и трудность в определении устойчивых черт психической реальности, говорящих о нали- чии самих способностей, особенно так называемых общих спо- собностей, присущих всем людям.
Хотелось бы высказать и обосновать предположение о том, что для человека его ориентация на психическую реаль- ность связана с выделением ее главного свойства - обратимо- сти и обобщения его Я-концепции и концепции другого человека (сокращенно ЯК и КДЧ).
Обратимость - главное и специфическое свойство психиче- ской реальности. Это подробно известно благодаря работам Ж.Пиаже, о выдающемся вкладе которого в современную возрастную психологию написано много, но, думаю, все рав- но этого недостаточно для того, чтобы оценить в полной мере значение его работ. Итак, обратимость как свойство психической реальности в картине мира человека задает это качество, которое метафорически хотелось бы сравнить с размером этой картины, соотносимостью этого размера человеком с самим собой, с наличием себя и своей позиции.
Как характеризует обратимость сам Ж.Пиаже? Обратимся к тексту: «Как только достигнута полная обратимость (то есть достигнут предел непрерывного процесса, где, однако, свойства данного состояния весьма отличны от свойств предшест- вующих фаз, ибо только на этом этапе наступает равновесие), ранее негибкие элементы приобретают способность к мо- бильной композиции, которая как раз и обеспечивает их ста- бильность, поскольку аккомодация к опыту - вне зависимости от характера выполняемых в этом случае операций - находится тогда в постоянном равновесии с ассимиляцией, возведенной самим этим фактом в ранг необходимой дедукции.
Ритм, регуляция и "группировка" образуют, таким обра- зом, три фазы эволюционирующего механизма, связывающего интеллект с морфогенетическими свойствами самой жизни и дающего ему возможность осуществлять специфические адап- тации, одновременно безграничные и уравновешенные между собой, которые в органическом плане были бы невозможны»'. Загадочный, сложный текст - научный, одним словом. По- пробую рассказать иначе то, что поняла сама и считаю важным местом в рассуждениях Пиаже.
Развитие, то есть качественное изменение любой системы во времени (а психическую реальность, как и любой пред- мет, можно представить в виде системы), происходит не только во времени, но и в пространстве. За счет этого про- цесс развития может достигнуть своего предела как предела изменения системы. В момент, связанный с достижением этого предела, наступает равновесие в состоянии системы, она как бы на время находится в состоянии относительного покоя, в ней нет очевидного движения - изменений. Естест- венно, что все свойства системы (психической реальности) в этот момент изменяются таким образом, что в них происхо- дят качественные преобразования, необходимые для даль- нейшего изменения системы. Так как в это время потенциал изменения системы исчерпан, начинаются изменения в ее структуре, то есть начинается преобразование внутри систе- мы за счет движения в ранее устойчивых элементах структу- ры. Функция, то есть назначение системы (психической ре- альности), сохраняется, она живет, но жизнь осуществляется уже за счет других механизмов, связанных со структурными преобразованиями в системе.
Необходимо добавить, что существует предел структур- ных преобразований системы, связанный с выполнением его основных функций, того, что Ж.Пиаже называет связью с «морфогенетическими свойствами самой жизни», со «специ- фической адаптацией» - безграничной и уравновешенной.
Для нашего рассуждения важно, что понятие обратимости, введенное Пиаже, позволяет обсуждать параметры простран- ства психической реальности как данность, как факт, а не только как метафору, соотносимую с метафорическим же содержанием картины мира.
Пространство психической реальности задается пределом ее изменчивости. Вспомните из личного опыта свои пережи- вания: «Больше не могу», «Лучше уже не получается», «Ничего
' Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1964. -С. 229. 24
здесь не понимаю», «Об этом можно говорить без конца», «Это нельзя терпеть» и тому подобное. Эти очень близко об- наруживаемые в опыте каждого человека переживания помогают почувствовать наличие предела у различных качеств психической реальности. Для одних качеств этот предел ка- жется бесконечным, например, для желаний («Я хочу»), для других весьма реально ограничен, так, о своих возможностях можно сказать весьма конкретно: «Я могу то, что я могу» или раздвинуть эту границу: «Я сам не знаю, на что я еще способен, я еще такое выкину».
Структурные изменения в своей психической реальности мы тоже можем заметить сами: «Надо все записывать - ни- чего так не помню, не то что раньше», «Я теперь все по- другому воспринимаю, более остро», «Тогда я поняла, что уже никогда не смогу открыто выразить свои чувства» и тому подобное.
Существование различных качественно отличающихся от- резков времени в психической реальности может отметить как сам человек, так и наблюдатель. Так, мы можем сказать: «С того момента вся моя жизнь изменилась», «Я больше не мог никогда заставить себя делать это», «С этого времени я стал более черствым», «Я тогда словно потерял чувствительность к боли», «Я с тех пор перестала сопротивляться жизни» и т.д.
Другими словами, обратимость как важнейшее свойство психической реальности дает возможность человеку жить не только в актуальном настоящем времени, но и в прошлом, преобразованном в свете настоящего и будущего. Прошлое (события жизни человека), пережитый опыт не уходят из психической реальности и не остаются в ней без изменения, а за счет вариантов изменений, соответствующих его свойст- вам, именно его свойствам (например, свойствам произвольной памяти или свойствам аффекта), то есть «мобильной композиции», обеспечивают стабильность психической ре- альности. Это делает их узнаваемыми друг для друга и для самих себя. Становится не так уж важно, что я делаю, важно, что делаю Я. Благодаря обратимости человеческая психиче- ская реальность может не только изменяться, качественно преобразовываться, но и сохранять свои свойства, возникшие в результате изменения, поэтому индивидуальность каждого человека обеспечивается (с этой точки зрения) «морфо-генетическими свойствами самой жизни», хочется добавить -его, человека, жизни.
Какая она - жизнь? Какие у нее эти «морфогенетические свойства»? Эти вопросы легче задать, чем на них ответить. Ду-
маю, что данный текст и не предполагает необходимости дать абсолютно полный ответ на этот вопрос. Для дальней- шего анализа важно то обстоятельство, что через свойство психической реальности - обратимость - у человека есть возможность создавать картину мира и переживать этот процесс отдельно от его результата - содержания и формы созданной им картины.
Говоря иначе, можно быть в мире и не принадлежать ему, существование организма еще не гарантирует человеку появ- ления картины мира, для этого он должен проявить особую активность, активность, аналогов которой нет в органиче- ском мире. Пока обозначим ее как активность по построению Я-концепции, конкретизирующую для самого человека его же собственную сущность. Это варианты ответа на вечный во- прос: «Кто Я? Зачем Я?» Ответить на него можно в контексте более широких вопросов: «В чем сущность человека? Зачем живут люди?»
Обращенность на Я - особая форма обратимости, обес- печивающая устойчивость качеств психической реальности. Остается только разобраться, что входит в Я человека, а это значит еще и еще раз вернуться ко всей истории мировой философской и психологической мысли. Есть блестящие научные тексты, которые позволяют читателю это делать самостоятельно'.
Я же, ориентируясь на право автора представлять в тексте свою позицию, воспользуюсь им в полной мере.
По-моему, возрастная психология пытается изучать те из- менения, которые происходят в психической реальности, ори- ентируясь как на главный вектор направления изменения - физическое время жизни человека. Именно отрезками физиче- ского времени фиксируются фазы существенных изменений, создающих основу для постоянных качеств психической ре- альности. Хотя и осознается относительная неточность границ этих фаз, но они широко используются для понимания зако- номерностей индивидуальной жизни человека с точки зрения других людей. Хотелось бы, чтобы читатель обратил внимание на этот момент. Одним важно знать, сколько ребенку лет, чтобы за него верно платили в транспорте, другим важно знать, сколько ребенку лет, чтобы его приняли в спортивную секцию, чтобы он отвечал за себя сам перед судом, чтобы он
1Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии; Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах; Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии;
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|