|
Запись в дневнике девочки-подростка
Уже в пять-шесть месяцев мы хорошо разбираемся в лю- дях: при виде одних заливаемся плачем, а к другим тянемся с открытой и дружелюбной улыбкой. Когда становимся взрос- лыми, умеем прочитать о другом целую повесть по выраже- нию лица, по походке, и очень доверяем своему впечатлению. Хотя на этот счет и существует общеизвестная мудрость:
«Встречают по одежке, провожают по уму».
Большинство из нас при оценке и восприятии другого че- ловека вольно или невольно сравнивает его с уже знакомыми людьми. При этом сравнению помогают эталоны поведения:
«кисейная барышня», «чудак», «рубаха-парень», «провинциал», «интеллектуал», «самодур» и тому подобное. Если задаться специальной целью, то таких эталонов поведения можно на- считать очень много (они зафиксированы и в соответствую- щих значениях слов). Эти эталоны организуют наше воспри- ятие другого человека, помогают предвидеть его поведение и поступки. Но неужели все многообразие неповторимых чело- веческих индивидуальностей можно классифицировать, по- догнать под какие-то эталоны? Каждый человек уникален, о каких эталонах может идти речь?
Вспомните, сколько раз, оценивая и обсуждая поступки людей, вы говорили: «Не ожидал от тебя (или даже себя) этого», «Ну от этого все можно было ожидать...» Значит, при оценке поведения вы обращались к каким-то правилам, которые вы или ваши знакомые недостаточно строго и точ- но соблюдали.
«Он ведет себя, как ребенок», «Да ты стал совсем взрос- лым» - это тоже оценка поведения, основанная на нашем зна- нии и его нормах. Часто мы не отдаем себе отчета об этих нормах, однако следуем им строго и неукоснительно. Нару- шение нормы иногда тоже бывает своего рода нормой, пере- ходом к другому типу поведения. Помните у Пушкина:
Пустое «вы» сердечным «ты» Она, обмолвясь, заменила. И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы, И говорю ей: «Как вы милы!» И мыслю: «Как тебя люблю!»
Как складываются и меняются нормы человека? Это боль- шой и сложный вопрос. Ответ на него содержится в анализе происхождения и развития человеческой психики.
В психологической литературе можно встретить доста- точно много типологий человеческого поведения. Работы А.Ф.Лазурского, Н.Д.Левитова, Е.А.Климова, В.С.Мерлина, Б.Г.Ананьева, А.Б.Ковалева, В.Н.Мясищева и других рас- крывают различные закономерности человеческого поведе- ния. Существует много классификаций типов человеческого поведения в психиатрии и психопатологии. Все они позволя- ют оптимистически смотреть на проблему понимания другого человека и на проблему понимания самого себя, что тоже немаловажно в деле воспитания, так как позволяет увидеть в поведении своего ребенка те черты, которые свойственны вам, и оценить или переоценить (в соответствующих случаях) их по достоинству. В этом смысле достойно внимания признание дедушки, который стал дедушкой в сорок лет, и только когда через десять лет появился третий внук, признался: «Вместе с внуками пришло понимание самого себя, я в них вижу свои качества. Как жалко, что не сумел увидеть этого в дочках!» Надо сказать, что такое признание было подготовлено и тем, что с появлением внуков дедушка стал больше интересоваться психолого-педагогическими знаниями и, по его признанию, с большим опозданием прочел Я.Корчака, В.А.Сухомлин- ского, А.С.Макаренко и новые книги Д.Варга, Ш.А.Амона- швили, Д.Б.Эльконина и других. Желание читать возникло из потребности быть полезным своим внукам, быть интересным для них, быть нужным.
В одной из статей о типологии личности, написанной из- вестным советским психологом К.А.Абульхановой-Слав- ской, которая предлагает новый принцип типизации, а сле- довательно, и новую точку зрения в понимании психологи- ческих особенностей, написано: «Характер совпадений внеш- них и внутренних тенденций (гармонический, противоречи- вый, разобщенный, разорванный и тому подобное) обнару- живает движущие силы жизни личности. Способность более
индивидуальным и более типичным образом отразить и выразить общественные тенденции, соотнестись с более ча- стными и более сущностными их них, способность превра- тить эти тенденции во внутренние движущие силы и на этой основе включиться в общественную жизнь, организовать личную жизнь - это диалектическое основание типологии личности»'.
Типология противоречий становится для автора основани- ем для классификации поведения. Одна группа противоречий связана с объективными условиями жизни человека, и они будут различны по степени возможности их разрешения в жизни одного человека. Другая группа противоречий опреде- ляется особенностями жизни самого человека, теми способа- ми, которыми он свою жизнь организует, - это его жизненная позиция и осуществление ее, то есть жизненная линия.
Примером первой группы противоречий является смена места в коллективе - руководитель становится рядовым, выход на пенсию, тяжелая болезнь. В решении этих проти- воречий и проявляются жизненная линия и жизненная пози- ция человека.
Вторая группа противоречий проявляется в тех ситуациях, где человек должен перестраивать свое отношение к миру, к людям: потеря близкого человека, муки совести, чувство ви- ны, безысходность, одиночество и так далее.
Эти группы противоречий существуют в детской жизни. Например, рождение второго ребенка в семье становится для ребенка-первенца объективными обстоятельствами из- менения положения в семье. Поступление ребенка в детский сад или в школу - это тоже изменение объективных условий его жизни. Госпитализация во время болезни, отсутствие долгое время кого-то из родных, смена места жительства, даже покупка новой мебели могут выступать для ребенка как изменение объективных условий его жизни, порождаю- щих противоречия.
Перестройка отношения к миру для ребенка связана преж- де всего с развитием его чувств и эмоций, с глубиной этих чувств. Например, бессмысленно требовать от малыша мук совести по поводу стычки со сверстниками, даже если он по- царапал им лицо или руки. Но для старшего школьника такое требование не только уместно, но и желательно, так как спо- собствует развитию чувств.
'Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии лич- ности//Психологический журнал. - М., 1983.-Т.4.-№ 1.-С. 14-29.
В разрешении противоречий проявляются жизненная ли- ния и жизненная позиция человека, для взрослого достаточно сформированная, а для ребенка - формулирующаяся.
По характеру жизненной позиции автор выделяет следую- щие типы поведения людей:
- преобладание внутренних противоречий; преобладание противоречий между внутренними и внешними условиями жиз- ни; направленность на разрешение объективных противоречий;
- преобладание противоречий, связанных с повышением или понижением ценностного уровня жизни; приобретение новых ценностей или сдача уже имеющихся ценностей;
- повышение или понижение ценностного уровня жизни одновременно связано с уровнем ее легкости или трудности;
- разобщенность, единство или противоречивость спосо- бов поведения;
- позиция личности характеризуется соотношением (или преобладанием одной из тенденций) объективной необходи- мости в действиях и активности как инициативы личности.
Жизненные линии описываются такими характеристиками:
- последовательность - непоследовательность;
- расширение или сужение жизненной линии при возраста- нии трудностей жизни;
- масштаб и повторяемость жизненных противоречий. При этом существует несколько типичных способов раз- решения противоречий в жизни человека. К ним есть смысл присмотреться внимательнее, так как они как устойчивый способ поведения складываются сравнительно рано и могут быть уже выделены в поведении детей-дошкольников. Спосо- бы эти таковы: готовность к трудностям или уход и избегание их; принципиальность в решении противоречий; способность довести их до позитивного разрешения или поверхностность, иллюзорность решения; способность длительно выдерживать противоречия.
Как мы учим ребенка выходить из противоречия: «Отойди, не связывайся! Возьми что-нибудь полегче» или «Ничего, постарайся, сделай еще раз. Терпение и труд все перетрут», или сами сделаем за него, а потом еще и хвалимся: вот, мол, как хорошо сделал наш сын или дочка. А может быть так:
«Давай помогу, вместе мы сделаем хорошо и быстро»? В та- ком случае мы ярко видим конфликт, затруднение ребенка в объективных условиях действия. Но можем ли мы помочь? Да и всегда ли понимаем, что требуется наше участие, когда речь идет о внутреннем конфликте? Сколько надо любви и терпе- ния, умения и желания понять ребенка, чтобы в изменениях
его поведения увидеть конфликт и помочь ему выйти из него с честью. Андрей резко невзлюбил своего младшего брата Алешу, стал агрессивен по отношению к нему, ревнив и упря- мо не слушал никаких разговоров взрослых о том, что Алеша маленький, что ему нужно уступать, что с ним надо делиться, защищать его и так далее. Понять природу конфликта помог понять сам Андрей, который почти ежедневно спрашивал мать: «Мама, я всегда, всю жизнь буду старше Алеши?» Лю- бой формой положительного ответа он был, кажется, неудов- летворен. Вопросы повторял часто и словно ждал какого-то другого ответа. Однажды он спросил: «Мама, почему, что младшим прощается, старшим не прощается?» Когда мать ответила, он снова с грустью повторил свой вопрос об Алеше. Тогда мать и догадалась, что в своих суждениях о поступках детей Алеша практически всегда выступал в положительных тонах, был как бы эталоном для старшего, что, безусловно, заставляло последнего чувствовать себя ущемленным. Тем более что в дошкольном возрасте проблема старшинства под- час очень волнует детей; она как бы мерило значимости чело- века, особенно сверстника или младшего ребенка. Выход из конфликта был найден: Алешу перестали ставить в пример старшему, на время прекратили их встречи и постарались создать положительный образ их друг для друга. Со временем конфликт был исчерпан, и дети снова стали миролюбиво от- носиться друг к другу.
Внутренние конфликты детей неизбежно возникают, ко- гда они сталкиваются с проблемой жизни и смерти, с чувст- вом одиночества, бессилия, неразделенной любви, которая может прийти к нашим взрослым детям как одна из больших бед в жизни человека. Научить ребенка искать опору в этих конфликтах не только в других людях, но и в самом себе, можно и должно.
Через разрешение конфликтов человек выражает себя, свою жизненную позицию, отношение к себе, то есть самовыражает- ся. По мнению К.А.Абульхановой-Славской, способ выраже- ния является типологическим признаком личности и определя- ется тем, какой акцент делается в нем на внешние и внутренние побуждения к действиям. (Внешние побуждения - это объек- тивные противоречия, а внутренние - это внутренние противо- речия.) В самовыражении проявляется то, какой тип противо- речий наиболее важен для человека: противоречия самовыра- жения, нравственные противоречия или какие-либо другие. Типологический характер и способы самовыражения прочиты- ваются, например, в таких поэтических строчках Р.Тагора:
Высокомерия полна тростинка:
Ей озеру дарована росинка.
Откликнется эхо на все, что услышит кругом:
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|