|
Поичиной оказалось несовершенсгво человека, его зависимость
самого себя. Зависимость, которую он мог преодолеть и с помощью другого. И этим другим оказывался ученый.
На какое-то время показалось, что в поиске путей пре- одоления страданий человека и есть смысл теорий науки (я уже говорила, что примерно через десять лет столкнулась и с другими причинами, вызывающими страдания моих совре- менников). Но это как-то не соответствовало чувству, с дет- ства звучащему в словах: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», «На свете счастья нет, но есть покой и воля».
Ни З.Фрейд, ни другие люди, о которых я к тому времени уже слышала или читала, не объяснили этого. Человек казался мне в научных текстах вообще исчезнувшим, их стало трудно читать - эксперименты по анализу детьми слова и подобное им не вызывали ничего, кроме ужаса от невозможности уви- деть суть происходящего в них в целом; вопрос о том, зачем все это нужно, исчезал, так как в ходе экспериментов всегда подтверждалась гипотеза, которую мудрый исследователь так точно сумел сформулировать.
Я бесконечно благодарна судьбе за встречу с В.В.Давы- довым, Э.В.Ильенковым, В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили, я была их студенткой. Сейчас, через двадцать лет после моего ученичества, я могу оценить то, что они делали и сделали для психологии. Они не дали ей умереть от собственного оптимиз- ма в то время, когда «идеи партии торжествовали», думаю, что не дадут умереть и сейчас, когда торжествуют другие идеи.
Во время тех живых встреч, а потом через книги и статьи, я все больше понимала не только сложность их работы в идео- логизированной науке, но и их мужество не упрощать проблему сущности человека для нас, их учеников. Мыслить о мысли можно, потому что человек не есть мысль. Значит, в отношени- ях между людьми есть нечто позволяющее мыслить о мысли.
Это потом, через много лет сам В.П.Зинченко написал о проблеме Богочеловека в психологии, сделав ее как бы ле- гально названной, а тогда, в 1989 г., он впервые говорил на Всесоюзном съезде психологов о других принципах психоло- гии, и я, слушая его, замирала от ожидания - скажет ли он слово «Бог». Тогда я его не услышала, но узнала, как узнава- ла его и в собственных рассуждениях о том, что идеальное (идеал, ценность) приходит к человеку особым путем, по крайней мере мне этот путь не назвать сегодня иначе как пу- тем откровения.
Идею можно внедрять насильно, идеал - нельзя. Нужна особая работа человека, чтобы он создал идеал, и ей есть
название - это любовь к Богу, нужна только сила, чтобы заставить человека следовать идее, но сила иссякнет и путь прекратится.
Работа по созданию идеала обладает бесконечным потен- циалом энергии. Вот поэтому человек формирующий - и по- хож на дрессировщика с кнутом, а человек, созидающий и воплощающий идеал, - похож только на самого себя, ему не нужен кнут (и пряник тоже), он сам оказывает воздействие такого же качества, как свет на тьму. Примеры этому много- численны в жизни великомучеников и святых. Тьма обладает, как и свет, своей силой и энергией, своим конкретным вопло- щением, люди давно знают об этом и говорят о Добре и Зле. Психология обходила и обходит эту тему, заменяя ее чем угодно, словно эти два понятия не содержат в себе метафизи- ческого смысла существования человека.
Мне сейчас становится неуютно, когда коллеги с легко- стью говорят о том, что «самоуважение и самоутверждение - главные качества человека», но надо научить его (человека) находить путь к успеху. И вот закрывается та сторона жизни души, которая есть экзистенция, а остается лишь идея о ней.
Трудно признаться, что наши (мои тоже) мысли о реально- сти своей жизни еще не есть она сама. «Я думаю, а на самом деле...». Трудно признать себя - профессионала - не носите- лем истины, а лишь другим человеком, который сам движется к собственной сущности с большим трудом. Идея духовной помощи другому соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами. Но! Я много раз вспоминала В.Франкла, когда работала и работаю с людьми. Вспоминала его слова о том, что же такое человек? «Это существо, посто- янно принимающее решения, что оно такое. Он то самое су- щество, которое изобрело газовые камеры, но это и то суще- ство, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах».
За человека нельзя принять решения о том, что он такое, это будет подобно изобретению газовой камеры. За человека, если он называет себя ученым, никто не скажет об относи- тельности истины, которую он познал, или считает, что по- знал. Он отвечает перед совестью за свои поиски истины, ка- кими бы опасными или безопасными они ни были. Его путь к собственной совести является не менее важным, чем путь к истине, а поступки по совести не менее трудными, чем упор- ное отстаивание найденной истины.
Духовная помощь отличается от помощи психологиче- ской, как сущность человека отличается от проявлений его Я.
Духовная помощь может быть понята как помощь в обрете- нии человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием дру- гого человека?
Существование множества различий и возникновение но- вых показывают, что люди нуждаются в них. Сколько бы психологических теорий ни было на свете, они не могут прой- ти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека? Мне эти вопросы отчасти кажутся риторическими. Практика моей работы с людьми, сопоставляемая с дан- ными доступных для меня исследований, позволяет говорить о том, что человек, задающий вопросы о собственной экзи- стенции, готов к переживанию религиозных чувств или уже переживает их, испытывая перед ними страх неизвестности. Ему только нужен его собственный символ, позволяющий ему же общаться с Богом. Будет это символ какой-то суще- ствующей религии или он создаст свой собственный - это уже неважно.
Дело помощи человеку не в привлечении его к какому-то верованию, учению, а в том, чтобы дать предметное содер- жание, соответствующее тем феноменам, которые прояви- лись у него в трансцендентальном акте. Таким предметным содержанием, способствующим проявлению в человеке его экзистенции - его веры и любви, - может быть в принципе любой предмет, который выполняет роль языка религиозно- сти человека.
Через этапы языка и может осуществляться духовная по- мощь человеку как понимание его языка другими людьми. Такой прорыв в трансцендентальность описан в рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского», где его герой, пройдя немыслимые для человека страдания, произносит свое «Верую!», обращенное к небесам, со страстью, доступ- ной немногим.
В работе с отношением человека к жизни, когда сам факт его же собственного отношения (как им осуществляемого и ему же подвластного) становится прорывом в реальность пси- хического, в его свойства, становится очевидным и другое - экзистенциальная пустота порождена отчуждением от собст- венной жизни. Это не только массовое явление, это и главное содержание страданий моих современников. Отчасти поэтому такую силу приобретают обещания скорого счастья, идущие от нечистых на помыслы праведников, обещающих за плату взять на себя организацию чьей-то экзистенции.
Все же у любого человека есть выбор - через свое страда- ние пройти свой путь или за деньги получить возможность самовыражения, и при этом пережить свою слабость и бес- силие как ценность с точки зрения мудрого Великого Ин- квизитора, охраняющего доступ к нашей любви и совести. Недаром говорит народная мудрость, что где власть, там и сласть. «Сласть» - наслаждение сильного, владеющего ду- шой слабого, отдавшего ему это свое единственное достоя- ние за свои же собственные деньги. Сегодня в газете было рекламное объявление еще одной провидицы.
Скоро придет конец XX веку - страшному властью инкви- зиторов всех мастей, умело делающих свое дело. Каким он бу- дет, XXI век? Как-то оценятся в нем усилия людей по поиску собственной экзистенции?
I лава 7
О ЖИЗНИ И СМЕРТИ
- Мама! Поехал покойник, а за ним идет большая очередь.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|