|
Онятие греха. Все разновидности духовного и морального
Отныне рассматривались не как данности ветхого челове-
а как ошибки общества, которые хорошая система надзора (и наказания) могла бы устранить. Целью науки, нравствен- ности, социальной организации стало счастье, препятствием к нему осталось еще физическое зло, оставалась смерть. Устра- нить их было невозможно...
Медицина устранила болезнь и страдание.
Но если нет зла, что же тогда делать со смертью? Общество сегодня предлагает два ответа: один банальный и один ари- стократический.
Первый есть не что иное, как массовое признание бесси- лия: не замечать того, чего нельзя предотвратить, вести себя так, как будто его не существует... ни индивид, ни общество не находят в себе достаточной прочности, чтобы признать смерть. Под маской медицины возвращаются пугающая ди- кость и неистовство неприрученной смерти... для приручения смерти необходима была вера в зло, устранение одного вер- нуло другое в состояние первоначальной дикости.
Вот почему маленькая элита антропологов, скорее, психоло- гов или социологов, чем врачей или священников, была пора- жена этим противоречием. Они предлагают не столько "уда- лить" смерть, сколько "гуманизировать" ее. Необходимо при- нять реальность смерти, а не стыдиться ее. Речь идет не о воз- вращении веры в зло, но о попытке примирить смерть со сча- стьем. Смерть должна только стать выходом, скромным, но дос- тойным человека умиротворенного, за пределы общества, гото- вого ему помогать, общества, которое уже не терзает и не потря- сает слишком сильно идея биологического перехода, без какого- либо значения, без боли и страдания, наконец без тревоги».
Эта профессиональная элита предлагает современному че- ловеку множество светских способов осознания и овладения собственными мыслями, чувствами, поведением. Достаточно в качестве примера перечислить названия упражнений из книги Джанетт Рейнуотер «Это в ваших силах» (Как стать собствен- ным психотерапевтом. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993): «Смерть»', «Рисование смерти», «Ручей»,
' С. 207 цитируемой книги: упражнение «Смерть» (I):
Сядьте прямо в удобной для вас позе. Сделайте несколько глубоких вдо- хов. Теперь вернитесь в вашем воображении в раннее детство, когда вы впервые узнали, что все живое умирает, что люди смертны?
Можете ли вы вспомнить те обстоятельства, в которых вы сделали это открытие? Вернитесь в эту ситуацию снова, посмотрите, как другие люди, взрослые и дети, реагируют на эту драму. Что они чувствуют?
«Мудрый старец», «Взгляд из старости», «Три года» (моди- фикация упражнения «Три вопроса к жизни»)
Эти упражнения помогают отнестись к смерти как к реаль- ности, к своей реальности, и попытаться преодолеть тот страх который позволил в свое время Эпиктету сказать о том, что вовсе не смерть - источник всех зол, но скорее страх смерти
Глава О
О ТОМ, КАК ТЕОРИИ ВЛИЯЮТ НА ЖИЗНЬ,
ИЛИ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ПОЗИЦИЯХ
Когда впервые умер кто-то кого вы знали9 Вспомните это событие и ва ши чувства как можно более подробно Как вам казалось тогда что случи лось с этим человеком после смерти9 Вернитесь в эту ситуацию снова что вы чувствуете9
Когда вы поняли что тоже умрете9 Что вы почувствовали тогда9 Что вы чувствуете сейчас думая об этом9
Внучка - деду:
- Ты меня неправильно учишь, •
- Много твоя мама понимает.
Так мама сказала.
(Из разговора)
Женщина, которая издает такие уродливые и жалкие звуки, не имеет права сидеть нигде... Вообще не имеет пра- ва жить! Вспомните, что вы - человеческое существо, наде- ленное душой и божественным даром членораздельной речи.
Б. Шоу, «Пигмалион»
- Боже, все меня учат, как жить! Я сама все понимаю.
(Из разговора)
- Ничему-то жизнь не научила, так и остался я доверчивым простаком...
(Из разговора)
Думаю, что явление, о котором пойдет сейчас речь, доста- точно раннее образование в истории человеческих отношений. Именно к такому предположению приводят все факты, которые хотелось бы обозначить как проявление педагогической пози- ции во взаимодействии людей. Основаны они на глобальном переживании неравенства между собой и другим человеком и воспринимаются как следы воздействия другого человека. Ка- ждый из нас может их обнаружить в себе в разной форме: «Я не мог ей (ему) этого простить», «И тогда я понял, что не люблю ее», «Он испортил мне всю жизнь», «За эти слова я благодарна ему всю жизнь» и тому подобное. Вероятно, они связаны и со многими еще (или уже) неосознанными проявлениями, которые оказывают свое влияние на принятие решений, на содержание Я-концепции и другие проявления психической реальности.
Слово «позиция» я уже употребляла, - хотелось бы к нему вернуться и наполнить еще одним содержанием, которое при- сутствует во взаимодействии людей.
Итак, позиция, или точка зрения, угол зрения, система от- счета, переживание своего места, обозначение своей индиви- дуальности, или начало. Это попытка установить возможный синонимический ряд понятия «позиция».
Наличие ее мы уже описывали в этом тексте как рефлек- сивную позицию, личностную позицию, трансцендентальную позицию, каждая из которых существует в разных проявлени- ях психической реальности. Рефлексивная позиция осуществ- ляется по отношению к наличествующим в сознании качест-
личностная позиция предполагает отношение к собствен- в у бытию в целом, тогда как трансцендентальная позиция "чначает выход человеческого бытия за пределы самого себя. 0 Спонтанность проявления этих позиций можно обнаружить
детей в раннем возрасте: рефлексивная позиция зарождается в акте задержки реакции на непосредственно воздействующий стимул (появляется пауза, остановка - торможение активно- сти); личностная позиция возникает из чувствительности к раз- ным сторонам бытия как преобладающий интерес, как тип ценностности, и думается, трансцендентальная позиция у ре- бенка возникает при появлении у него символической функции сознания (о чем подробно поговорим дальше). Находятся, та- ким образом, как бы точки роста этих позиций в последующей жизни человека. Произвольность и спонтанность, вынужден- ность и естественность - это те качества, которые говорят о воз- можности движения человека в каждой позиции. По собствен- ной воле, в соответствии со своим Я может ли человек занять ту или иную позицию? Позиция предполагает воплощение некото- рой целостности в конкретное - на этом основывается сама воз- можность позиции, сравнить это можно с существованием точ- ки на прямой, где точка - это воплощение целостности прямой.
У меня напрашивается такой ответ на поставленный выше вопрос: от степени владения целостностью зависит возмож- ность человека в выборе позиции: чем более обобщенной це- лостностью он владеет, тем легче осуществляется этот пере- ход, тем естественнее он переживается человеком. Думаю, что примером этого может быть представления о материнстве;
одно из них выражено следующим житейским утверждением:
«Мать всегда должна действовать в интересах своего ребен- ка», а другое словами М.Волошина, которыми завершается его стихотворение «Материнство»:
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|