|
П Г Выготский неоднократно подчеркивал, что в понятиях
яновятся возможными надэмпирические связи, то есть свя- 0 которые отражаются в значении слов, именно они и есть бобщение. Различная структура этих обобщений означает пазличный способ отражения действительности.
Экспериментальное исследование развития значений слов было предпринято Л.С.Выготским с помощью методики формирования искусственных понятий (разработана им вме- сте с Л.С.Сахаровым). Метод состоит в том, что искусствен- ные, ничего не значащие слова приурочиваются к предметам, имеющим ряд признаков (например «Рас» означает маленькие и плоские, а «Гацун» - большие и высокие предметы). Испы- туемому дают фигуры, на каждой стороне которых написано соответствующее слово. Одну из фигур открывают, и ребенку предлагают выбрать все фигуры, которые обозначаются этим же словом. Если выбор неудачен, то опыт продолжают, и ре- бенку предлагают догадаться, какие еще фигуры могли бы быть обозначены этим словом.
Опыты показали, что значение искусственного слова на раз- ных этапах развития ребенка воспринимается им по-разному, входя в совершенно разные психологические системы.
Мысль и слово, по мнению Л.С.Выготского, не связаны между собой изначально. Эта связь возникает и меняется по мере развития мысли и слова. Единство мышления и речи проявляется в значении слова. Для него обобщение и значение слова - синонимы, то есть оно одновременно и речевой, и интеллектуальный феномен. «Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слова и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли»'.
Изменения значения слов по мере развития ребенка связа- но с различными способами функционирования мысли. Зна- чение слова - динамическое, а не статистическое образование. Л.С.Выготский неоднократно подчеркивал, что мысль не вы- ражается в слове, а совершается в нем. Смысловая сторона речи развивается от целого к части, от текста к слову, а внешняя сторона речи идет от части к целому - от слова к тексту, к предложениям. Ребенок первоначально не дифференцирует словесного значения и предмета, значения и звуковой формы слова. По мере развития эти два плана дифференцируются, и
' Выготский Л. С. Собр. соч.-Т. З.-С. 297. 297
между ними возникают сложные отношения, характерные для понятийного мышления. Одновременно с этой дифференциаци- ей происходит развитие психологического содержания текста -- выделяется не только грамматическое сказуемое, но и логиче- ское, без которого фразы в тексте становятся непонятными Говорение - это движение из внутреннего плана во внешний понимание - наоборот, от внешнего плана речи к внутреннему' а семантика речи - это только один из ее внутренних планов.
Вливание, переливание многообразного смыслового со- держания в единое слово представляет собой всякий раз образование индивидуального, непереводимого значения, то есть идиомы.
Из-за идиоматического характера семантической внутрен- ней речи она оказывается практически непереводима на язык внешней речи, то есть возникают проблемы соизмеримости идиомы с обычным значением слова, внутренняя речь из-за этого оказывается непонятной и труднопереводимой на обычный язык.
Л.С.Выготский подводит итог исследованию процесса развития в очень короткой фразе: «Отношение мысли к слову есть живой процесс рождения мысли в слове. Слово, лишенное мысли, есть прежде всего мертвое слово». Связь мысли со словом не есть изначальная связь, она возникает в развитии и сама развивается.
Исследования, проведенные Л.С.Выготским и его сотруд- никами, позволили ему утверждать, что мышление и речь ока- зываются ключом к пониманию природы человеческого созна- ния. Ссылаясь на Л.Фейербаха, он говорит о том, что слово и есть в сознании то, что абсолютно невозможно для одного че- ловека и возможно для двоих. «Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к соз- нанию, как малый мир к большому, как живая клетка к орга- низму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания»'.
Л.С.Выготский называл свою теорию и исторической пси- хологией, и системной, и психологией развития, но, думаю, сегодня мы еще не можем в полной мере оценить его попытки ввести в анализ психической реальности понятие о живой мыс- ли и живом чувстве, живом слове и живых движениях, так как наше собственное мышление о человеке часто дегуманизирова- но и обезличено, но, может быть, придут другие времена и...
Глава lv
НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО...
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|