Младенческий возраст (2 месяца - 1 год)
Кризис 1 года
Раннее детство (1 год - 3 года)
Кризис 3 лет
Дошкольный возраст (3 года - 7 лет)
Кризис 7 лет
Школьный возраст (8 лет - 12 лет)
Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14 лет- 18 лет)
Кризис 17 лет
Он считал, что личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части. Есть в ка- ждом возрасте центральное новообразование, вокруг кото- рого группируются другие частичные новообразования. Для Л.С.Выготского важно не переносить на исследование пси- хического развития понятие среды из биологических наук. Он предлагает говорить о качественном своеобразии, един- ственном и неповторимом отношении ребенка с социальной действительностью. Это отношение он называл социальной ситуацией развития в данном возрасте. Она - исходный мо- мент в развитии личности ребенка. Перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание крити- ческих возрастов.
Для меня представляется важным, что Л.С.Выготский го- ворил о том, что психическая жизнь человека на разных эта- пах ее развития определяется социальной ситуацией развития, что возрастные новообразования перестраивают и внешнюю и внутреннюю жизнь ребенка.
Думаю, что для Л.С.Выготского нормальный человек пред- ставлялся зависимым от содержания социальной ситуации развития, от других людей, которые ее создают. Перестройка сознания ребенка к концу какого-то периода меняет, по его мнению, всю систему отношений с другими и отношение к самому себе, он, ребенок, чувствовал себя изменившимся, изменяющимся. Похоже, что это переживание и отличает для Л.С.Выготского нормального человека. Переживание своей динамичности, изменчивости, возможность отнестись к ней - это главное переживание нормального человека, которое обо- стряется в кризисные периоды и воспринимается как естест- венное качество жизни в периоды стабильные.
В отечественной психологии автором одной из наиболее раз- витых периодизаций психического развития является Д.Б.Эль- конин. Во время его научной деятельности существенные из- менения претерпевала педагогическая периодизация, сложив- шаяся как отражение организации системы дошкольного и школьного обучения. Появилось много реальных проблем, связанных с пересмотром сроков начала обучения в школе,
длительности и обязательности разных видов обучения (это были 60-е годы). К тому времени были накоплены факты о возможных особенностях детей, в контексте науки существо- вали изложенные выше периодизации, самим Д.Б.Элькони- ным был накоплен большой материал по антропологии и этнографии игры, проведены исследования по историческому возникновению ролевой игры.
В основу периодизации Д.Б.Эльконина положена идея ис- торической обусловленности психической жизни человека. Он считает, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития разделяется на два относительно независимых потока, которые могут гипертро- фированно развиваться. Это активность ребенка в системе «ребенок - общественный предмет» и в системе «ребенок - общественный взрослый».
В первой системе ребенку открывается человеческий смысл предметных действий, а во второй - усвоение задач и мотивов человеческой деятельности.
Систематизация Д.Б.Элькониным основных форм актив- ности ребенка, с точки зрения их содержания, привела к по- строению такого последовательного ряда форм активности, которые объединяются в две уже названные выше группы: 1 - «ребенок - общественный взрослый»; 2 - «ребенок - общест- венный предмет»:
непосредственное эмоциональное общение - 1 предметно-манипулятивная деятельность - 2 ролевая игра - 1 учебная деятельность - 2 интимно-личное общение - 1 учебно-профессиональная деятельность - 2
В детстве ребенка можно выделить периоды, отличающие- ся содержанием освоения. Это легло в основу гипотезы Д.Б.Эльконина о периодичности процессов психического развития, заключающейся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
Анализ содержания критических периодов детства (кризис трех лет) и кризиса перехода от младшего школьного возрас- та к подростковому («кризис полового созревания») позволил Д.Б.Эльконину говорить о их сходстве. В том и другом про- является стремление ребенка к самостоятельности и негатив- ные проявления, связанные с отношениями со взрослыми.
Фактический материал и его теоретическое осмысление позволили Д.Б.Эльконину сформулировать гипотезу о пе-
риодизации психического развития, где жизнь ребенка делит- ся на периоды, эпохи и фазы (см. схему).
Периодизация психического развития (гипотеза Д. Б. Эльконина)
Каждая эпоха состоит из закономерно связанных двух пе- риодов; первый из них связан с преимущественным освоением мотивов и норм человеческой деятельности и подготавливает переход ко второму периоду, где уже осваиваются преимущест- венно способы действия с предметами. Эпохи построены по одному принципу и состоят из закономерно связанных между собой периодов. Переход от эпохи к эпохе практически иссле- дован очень мало, в большей степени изучен переход от перио- да к периоду как описание содержания кризисов.
Гипотеза Д. Б. Эльконина о периодизации психического развития исходит из существования противоречий в самой психической жизни, относительно независимых от внешних воздействий. По-моему, это очень важный момент, позво- ляющий говорить о существовании качественных характери-
гтик психической реальности. Таким образом, нормальный человек для Д. Б. Эльконина - это человек, который обладает автономностью сознания, индивидуальностью и спонтанно- стью, необходимыми для осуществления внутренних законов психического развития.
В более поздних работах отечественных психологов в пе- риодизацию психического развития проникли идеи А.Н.Ле- онтьева о ведущей деятельности, то есть той форме активно- сти, которая определяет развитие ребенка в конкретный пе- риод. На сегодня считается, что периодизация Д.Б.Эльконина и уточнение ее А.Н.Леонтьевым связаны с общей психологи- ческой концепцией Л.С.Выготского. Так, В.В.Давыдов счи- тает, что понятие о ведущей деятельности является конкрети- зацией понятия «социальная ситуация развития». Его введе- ние позволило четко определить разные функции смены дея- тельности и соответствующих психологических изменений в психическом развитии ребенка. Новый тип деятельности, лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван «ведущим».
Думаю, что понятие ведущей деятельности создает предпо- сылки для анализа психической жизни как однозначно детер- минированного процесса, а образ нормального человека не- вольно отождествляется с его параметрами активности. Это естественная трудность научного мышления, ставящего своей задачей познание целостного явления при встрече с текуче- стью феноменологических свойств изучаемой области. Труд- но уловить и описать переход от активной воспроизводящей деятельности ребенка, овладевающего исторически вырабо- танными способами ориентации в предметном мире и средст- вами его преобразования, к формам его самодеятельности.
Думаю, что все изложенные выше точки зрения имеют од- ну общую особенность - они представляют точку зрения на- блюдателя, который как бы извне, со своей научной, исследо- вательской позиции видит и пытается понять процесс психи- ческого развития.
В современной психологии есть и другая исследователь- ская позиция, я бы ее назвала позицией наблюдателя, нахо- дящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эрик- сона, она представлена в его периодизации жизненного цикла человека. Когда я познакомилась с ней первый раз, я была поражена самой возможностью анализировать всю(!) жизнь человека. При знакомстве с биографическими фактами про- фессиональной деятельности Э.Эриксона (он работал психо- терапевтом) стало понятно, почему именно эта реальность -
жизнь человека - стала ему доступной и необходимой для анализа. Позиция психотерапевта в понимании человека есте- ственно отличается от позиции ученого-исследователя, так как психотерапевт принимает на себя и переживает вместе с пациентом ответственность за его индивидуальную судьбу, за индивидуальную жизнь и ее содержание. Это, естественно предполагает и другие средства анализа психического. Ос- новное отличие их в том, что образ нормального человека должен осознаваться психотерапевтом как средство его соб- ственного профессионального мышления.
Э.Эриксон находит свойства нормального человека, его обобщенный образ в характеристиках зрелой личности, кото- рые позволяют ему, ориентируясь на этот образ, искать исто- ки ее организации на предшествующих стадиях ее жизни.
Зрелость личности Э.Эриксон понимает как ее идентич- ность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимае- мый человеком образ самого себя и соответствующую окру- жающему миру форму поведения.
Идентичность связана с чувством личной тождественности и исторической непрерывности, то есть у человека есть уже упоминаемый нами хозяин в этом доме. Идентичность задает психической жизни ее целостность как форму, которая будет сохранять и направлять все динамические изменения, вызы- ваемые условиями. Условия эти всегда конкретны, историче- ски обусловлены, они отражают связь человека с конкретным временем и местом осуществления его психической жизни.
Э.Эриксон выдвигает положение о том, что в самой при- роде человека существует потребность в психосоциальной идентичности.
Индивидуальная идентичность человека определяется ис- торической идентичностью социальной группы, к которой принадлежит человек. Все диффузные переживания человека, вызываемые созреванием и изменением функционирования организма, входят в психологическую организацию личности и становятся компонентом ее психосоциальной идентичности лишь в результате их дифференциации и социальной марки- ровки обществом, насыщения их социальной значимостью.
Идентификация, по Э.Эриксону, интегративный центр лич- ности, определяющий ее целостность, систему ценностей, соци- альную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способ- ности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, вырабатывает меха- низмы психологической защиты, формирует самоконтроль.
Все компоненты идентичности, по его мнению, связывают- п единое целое идеологией, или мировоззрением, личности, дозволяющей человеку воспринимать себя с точки зрения ппугих людей и исторического времени. Именно общество передает человеку особый стиль и способ синтеза своих пере- живаний, способ общения с самим собой.
Среди качеств зрелой личности Э.Эриксон выделяет инди- видуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. Через воспитание человеку передаются ценности и нормы общества, которые всегда определяются конкретными экономическо-культурными условиями. Воспи- тательный процесс совершается в соответствии с этическими идеалами конкретной социальной общности.
Эриксон широко пользовался данными и своих этногра- фических исследований индийских племен - сиу и юрок.
Свою концепцию психологического развития личности Э.Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического уче- ния о развитии. Из биологического содержания термина эпи- генез, то есть эмбрионального развития, определяемого внеш- ними факторами, Эриксон заимствует идею о последователь- ном формировании у человека психологических новообразо- ваний, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Развитие личности представляется как прерывный процесс формиро- вания новых качеств, предполагающий наличие реальных свойств и свойств потенциальных, оказывающих свое влияние в избирательном воздействии на другие свойства личности. Эти потенциальные качества личности и «регулируют» воз- действия социальной среды, отбирая соответствующие воз- можностям ребенка или взрослого. При этом жажда социаль- ного признания - одна из важнейших характеристик активно- сти человека, она проявляется как механизм включения ре- бенка в систему общественных отношений.
Э.Эриксон в выделении стадий развития сохраняет назва- ния, соответствующие психоаналитической традиции, но на- полняет их другим содержанием. Сохранение названий позво- ляет ему зафиксировать изменение чувствительности челове- ческого организма (всей его сложной психофизиологической системы) к воздействиям, прежде всего социальным. Эти воз- действия учитывают потенциальные возможности организма, который, развиваясь, дает человеку возможность для все большего выбора средств, способов, возможностей для реше- ния социальных задач. От успешности или безуспешности решения этих задач и зависит качество личностных новообра-
зований. Каждое из этих новообразований выражает отноше- ние (уже сложившееся к этому времени) человека к обществу к другим людям, к себе, к миру труда.
Это сформировавшееся отношение становится центром лич- ностной целостности человека, которую он стремится сохра- нить при помощи защитных механизмов. Однако в результате созревания новой психофизиологической системы и с появле- нием новых жизненных задач она неизбежно разрушается, ста- новясь материалом для построения новой целостности.
Переход от одной личностной целостности к другой Э.Эрик- сон называет кризисами - временем усиливающейся уязвимости и одновременно возрастающего потенциала человека. Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфиче- ские возможности для реализации этой энергии.
Э.Эриксон выделяет восемь стадий развития личности. На каждой из них человек должен осуществить выбор между воз- можными полярными отношениями к миру и к себе. Э.Эриксон называет свою периодизацию эпигенетической матрицей и поясняет ее появление следующим образом: эта схема только инструмент мышления для выделения интере- сующей автора шкалы развития. Эту шкалу он называет шка- лой психосоциального развития. Схема позволяет формали- зовать временную дифференциацию живого потока развития;
каждое из обсуждаемых действий как проявление кризиса требует интеграции всех остальных, существовавших на предшествующих стадиях.
Квадраты по диагонали означают последовательность ста- дий и постепенное развитие их составляющих частей. Схема показывает, что в принципе человеческая личность развивает- ся соразмерно с этапами, которые определяются готовностью человека узнавать новое и взаимодействовать во все более возрастающем социальном радиусе (расширяющемся психо- логическом пространстве). Общество, по мнению Э.Эриксона, в принципе имеет тенденцию к такому устройству, чтобы соот- ветствовать и поощрять последовательность потенциальных готовностей человека к взаимодействию с другими людьми, охранять и стимулировать должную скорость и правильную последовательность их развертывании.
На каждой стадии развития есть новый конфликт, кото- рый влияет на появление новых качеств личности, он дает материал для возрастания силы человеческой личности при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе становится источником слабости личности.
В схеме ниже диагонали размещаются предшественники онфликтных разрешений, причем все они как бы начинают с начала. Выше диагонали- пространство для психологиче- ских достижений и их превращений в созревающей или уже зрелой личности. Диагональ схемы указывает последова- тельность стадий, но их темп и интенсивность могут быть различны. По мнению Э.Эриксона, ускорение или относи- тельная задержка на какой-то стадии окажет видоизменяю- щее влияние на все позднейшие стадии.
Задача диаграммы - подсказать возможному исследователю целостность исследуемого предмета - человеческой жизни, по- буждает к осмыслению ее пустых квадратов. Что касается ста- дии Н (зрелость), то формирование личностной целостности, где складываются вера и надежда, по мысли Э.Эриксона, не предлагает конкретного ответа на вопрос о содержании веры и надежды. Они развиваются по своим собственным законам, до того как превратятся в свою наиболее зрелую форму - вер- ность. Именно ею овладевает умудренный жизнью человек.
Описанные Э.Эриксоном восемь стадий не представляют собой шкалы достижений. Личность человека постоянно про- тивостоит различным опасностям существования, в том числе и «негативным» чувствам, на протяжении всей своей жизни.
Он описывает и перечень основных сильных качеств лич- ности, считая их постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из психологических стадий:
Основополагающая вера против основополагающей без- надежности: энергичность и надежда. Автономность против стыда и сомнения: самоконтроль и сила воли.
Инициативность против вины: распорядительность и целе- устремленность.
Трудолюбие против неполноценности: методичность и умение (компетентность).
Личностная индивидуальность против ролевого смешения:
Привязанность и верность.
Близость против одиночества: групповое объединение и любовь.
Производительность против застоя: производство и забота. Личностная целостность против отчаяния: самоотвержен- ность и мудрость.
Среди этих качеств есть основополагающие человеческие Добродетели: надежда, сила воли, целеустремленность, уме- ние, верность, любовь, забота, мудрость. Без этих качеств вес остальных теряет свою уместность.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|