|
Взаимозависимость, смена подчинения и руководства.
Данные наших наблюдений за развитием игры дошколь- ника показывают, что в его поведении часто бывает несовпа- дение смысла действия и знания об этом действии. Мы уже отмечали факты раннего проявления чувства юмора у ма- леньких детей. Приведем еще один пример.
Малышу восемь месяцев. Он пробует есть ложкой, но за- гляделся в окно и попал случайно ложкой в щеку. Сначала недоумевает, потом смеется. Снова, уже специально, пытается попасть ложкой в щеку и смеется, глядя на мать.
Система человеческих отношений, система смыслов, целей действия относительна, независима от реальных предметных действий. Чем богаче выступает она для ребенка в отношени- ях со взрослыми, тем больше у него возможностей стать ин- дивидуальностью, личностью. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок стал личностью, «тогда поставьте его с самого на- чала - с детства - в такие взаимоотношения с другим челове- ком (со всеми людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден стать личностью»'.
Применительно к организации игры это может звучать следующим образом: не заваливайте ребенка игрушками, все равно он 'с игрушкой будет играть в человеческие отноше- ния. Чем больше возможностей у игрушки «превратиться» б Другой предмет, тем ценнее она для игры. Не лишайте ре- бенка общества сверстников, с ними на равных он освоит
' Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. - М.,1984.
новые человеческие отношения, которые не каждый взрос- лый может осуществить в отношении малыша-дошкольника. Руководите играми малышей, чтобы каждый из них «пере- жил», испытал все многообразие человеческих отношений. Шире знакомьте ребенка с отношениями взрослых и форма- ми их проявления.
Игра ребенка по правилам человеческих отношений - са- мая высокая степень развития игры. Выделяя мир отношений другого через выполнение роли взрослого, ребенок понимает его точку зрения, учится преодолевать однозначность видения мира, а это важнейшая предпосылка развития творчества, таланта ребенка.
Лава 13
О РАННЕМ ДЕТСТВЕ (2-4 ГОДА)
Грустная ягодка в лесу росла, целый день падала она. Наконец упала, мы ее домой принесли она стала у нас жить.
(Песня мальчика 2-х лет)
- Я сам?
- Нечего самкать, ничего не понимаешь!
(Диалог с 3-леткой, услышанный на улице большого города!
- Наш уже большой, скоро 3 года. Все понимает.
(Бабушка о внуке)
Только дурно воспитанный человек стремится всегд;;
Играть роль воспитателя.
М.Светлоь
Когда я прочитала слова мудрейшего Э.Эриксона о том что «каждое общество и каждый возраст должны находить свою форму почитания, которая выводит любовь к жизни и- образа мира, переходя от предопределенности к полной не обусловленности», а «очень много людей гордятся тем, чтс обходятся без религии, тогда как их дети не могут позволить себе такую "роскошь"»', я словно нашла ключ к понимании для себя тех фактов, которые долгое время преследовали меня Их было несколько:
- наказанный стоянием в углу трехлетний ребенок, кото- рый уже давно намочил штанишки, но время наказания еще не кончилось, и на его рев никто не обращал внимания;
- девочка четырех лет, которая на любое мое предложение что-то сделать вместе (нарисовать, почитать, поговорить, побегать и прочее) долго и упорно отвечала (под одобритель- ное мамино «Она у нас стеснительная»): «Я не умею»;
- и этот маленький эстонский мальчик (чуть старше трех лет), зажав в кулаке деньги, бесстрашно шел покупать хлеб;
- и девчушка, простоявшая весь новогодний праздник у маминых ног;
- и рассуждение трехлетнего мудреца о том, что человеков надо делить «на добрых и еще не исправившихся»...
Ключ этот в словах «вера в жизнь», в свою, в чужую, в жизнь вообще, - то глобальное мироощущение, жизне-
I Эриксон Э. Детство и общество. -С. 22. 430
ощущение, которое так трудно исследовать и описать, но так легко почувствовать, прожив рядом с ребенком хотя бы минуту.
У взрослых людей это мироощущение (вера в жизнь) мо- жет рационализироваться через социальные действия или научные знания, но она есть - и это важно, это сохраняет, охраняет доверие к жизни. В то же время (практическим пси- хологам и психотерапевтам это хорошо известно) существует на свете много людей, которые на словах, формально, верят якобы в жизнь, а сами реально полны неверия в нее и в чело- века, полны безнадежности. Это опасные для детства люди, именно они гасят в нем истоки жизненной радости.
Взрослый человек присутствует во всех качественных из- менениях психической реальности ребенка в раннем детстве. Мне было бы проще написать в этой главе о том, как разви- ваются отдельные психические функции - память, внимание, мышление, воображение, речь, восприятие и другие прояв- ления индивидуальной жизни ребенка. Об этом достаточно много материала в отечественной и зарубежной психологии, но мне хотелось увидеть и сделать доступным для обсужде- ния читателей и другой материал - отношения ребенка и взрослого, содержание этих отношений и его влияние на решение задач развития.
Традиционно эти отношения описываются как поощрение и наказание, мне бы хотелось добавить к ним еще действие прощения.
Итак, раннее детство ребенка проходит среди людей (взрос- лых и сверстников, старших и младших детей), которые при- меняют по отношению к их жизненной активности санкции в виде наказания («нельзя», «табу»), ограничивая ее. Можно заметить, что это одно из главных противоречий этого пе- риода жизни: ребенок пришел к нему с ликующим чувством переживания собственных возможностей - это естественный путь здорового развития нормального ребенка, а встречается он с ограничениями своих возможностей.
«Я могу бегать», но бегать нельзя - бабушка спит. «Я могу кричать», но кричать нельзя, кругом люди.
Ограничения идут от свойств предметов - очень тяжелых, очень горячих, очень далеких, ограничения связаны и с неви- димыми свойствами человека - его мыслями, желаниями, со- стоянием, которые надо (надо бы) учитывать.
Психологическое пространство ребенка начинает приоб- ретать семантическую глубину, появляются и проявляются первые обобщения переживаний, вызванных встречами со
скрытыми от непосредственного наблюдения свойствами предметов, в том числе и своих собственных.
Думаю, что возможности ориентации на такие свойства предметов тесно связаны с развитием мышечной системы ре- бенка, с ее созреванием, обеспечивающим произвольное на- пряжение мышц и их произвольное же расслабление'. Именно созревание мышечной системы обеспечивает ребенку условия для осуществления самоконтроля при овладении навыками опрятности. Этот момент в развитии ребенка раннего возрас- та является очень существенным, так как именно эта ежеднев- ная ситуация проявляет отношение взрослого к ребенку с вы- раженной экспрессивной окраской. Многие исследователи межкультурных различий связывают истоки характера чело- века с реакцией взрослых на опрятность ребенка в раннем детстве. Здесь прослеживается примерно такая закономер- ность: чем строже приучают ребенка к опрятности (часто и сильно наказывают), тем агрессивнее и замкнутее характер взрослого человека. Наоборот, чем либеральнее взрослые реагируют на проявление естественных функций организма ребенка, тем мягче и открытое характер взрослого человека. Подобные факты были описаны М.Мид, З.Фрейдом, И. С. Ко- ном и другими исследователями.
Таким образом, решение ребенком важнейшей задачи раз- вития - овладение самоконтролем - осуществляется на фоне действия наказания со стороны взрослых. Естественно, что не только его, но и других - прощения и поощрения тоже. В целях дальнейшего анализа остановимся сначала подробнее именно на этом действии. Без применения какой-либо фор- мы наказания растить ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически. Банальным является и утверждение о том, что одно наказание по степени его вос- питательного воздействия существенно отличается от друго- го. Существует обычно две группы наказаний, отличающих- ся содержанием воздействия на ребенка, но объединенных его целью, - обе они обращены к чувствам ребенка, влияют именно на них.
Первая группа наказаний основана на разных формах лишения родительской любви: ребенка с незапамятных вре- мен ставят в угол, не разговаривают с ним, отправляют в другую комнату, обещают выгнать из дома и т.п. Расчет во всех этих воздействиях идет на боязнь ребенка потерять ро- дительскую любовь.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|