Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ





АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ

Кожа новорожденного и грудного ребенка имеет следующие основные анатомические особенности: роговой слой — тонкий, эпидермис в целом — сочный, рыхлый, базальная мембрана — недоразвита, нежная, рыхлая. В результате связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой — собственно кожей — очень слабая. Кровеносные сосуды обычно развиты и широкие. Кожа здорового грудного ребенка нежно-розового цвета бархатистая, гладкая, нежная. Потовые железы, хотя и полностью сформированы к моменту рождения, имеют не вполне развитые просветы и не функционируют вследствие незрелости потоотделительных центров. Эти железы начинают функционировать на 3-4-м месяце жизни, сальные железы — уже в эмбриональном периоде после рождения они вполне развиты и выделяют много секрета.

Волосяной покров на голове у новорожденного обычно хорошоразвит, но ввиду отсутствия сердцевины волосы мягкие. Спустя 4-8 нед. после рождения значительная часть волос выпадает и постепенно заменяется новыми. У доношенного ребенка зародышевые пушковые волосы имеются только на спинке между лопатками и в области плечевого пояса. Вскоре после рождения они выпадают.

Подкожный жировой слой у доношенного новорожденного развит очень хорошо, чем и объясняется округлость его форм и глубокие складки на сгибах (паховые, локтевые и др.). Сильно развитый подкожный жировой слой имеет большое значение для ребенка как хорошая защита от потерн тепла и как запас питательного материала.

Подкожный жировой слой развит не везде одинаково: у новорожденного он хорошо выражен на щеках, бедрах, голенях, плечах, предплечьях и хуже — на животе. В дальнейшем жировой слой увеличивается быстрее всего на лице и медленнее на животе, к полугоду достигает наибольшего развития, после чего увеличение его на некоторое время приостанавливается.

Состав жира у детей раннего возраста отличается тем, что в нем больше пальмитиновой и стеариновой кислот с более высокой точкой плавления. Вследствие этого у детей 1-х месяцев жизни подкожный жировой слой иногда легко становится более плотным под влиянием охлаждения или вследствие каких-либо тяжелых заболеваний.

Кожа ребенка выполняет многообразные функции, которые имеют отличительные черты, особенно в раннем возрасте. Нервный аппарат кожи ребенка (кожные рецепторы) недостаточно развит, и функции кожи у него во многих отношениях еще несовершенны. С постепенной и последовательной дифференцировкой и развитием центральной нервной системы, в особенности коры головного мозга, развиваются и совершенствуются функции кожи.

Одна из основных функций кожи — защитная — она предохраняет организм от вредных внешних воздействий. У ребенка раннего возраста защитная функция кожи несовершенна, так как поверхностные слои кожи очень нежны и тонки, поэтому легко ранимы. Трещины и ссадины на коже ребенка могут явиться воротами любой инфекции.

Наряду с этим кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого, грануляция и эпителизация раневых поверхностей кожи у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых.

Кожа является важным органом теплорегуляции. У ребенка в связи с недостаточным развитием терморегулирующей функции центральной нервной системы и энергичной отдачей через кожную поверхность влаги и тепла эта функция кожи крайне недостаточна. Вследствие этого происходит быстрое охлаждение тела ребенка при пониженной температуре воздуха и перегревание его при повышенной.

Выделительная функция кожи у детей развита хорошо бла­годаря тонкости рогового слоя, усиленному кровообращению в коже и относительно большой ее поверхности. Вместе с кожным салом, потом, роговыми чешуйками из организма выделяется ряд продуктов обмена, а также влага, испаряющаяся с поверхности кожи.

Дыхательная функция кожи выражается в выделении углекислоты и влаги в окружающий воздух. В жизнедеятельности организма ребенка эта функция кожи играет значительно большую роль, чем у взрослого.

Кроме того, в коже происходит синтез витамина D3, играющего важную роль в фосфорно-кальциевом обмене в организме, особенно у детей 1-го года жизни.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи важное значение имеют два ее свойства: эластичность и тургор.

Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе, захватывая кожу большим и указательным пальцами правой руки. Если собранная складка расправляется быстро, эластичность кожи нормальная, если не сразу, постепенно — эластичность кожи нарушена или потеряна. Это чаще наблю­дается при обезвоживании организма, при быстрой потере жидкости, особенно при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургор кожи — это сопротивление, которое ощущается при сдавливании пальцами кожи и всех мягких тканей. Определя­ется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

В связи с анатомо-физиологическими особенностями кожи ребенка требуется особенно тщательный уход за ней,

Уход за кожей

Уход за кожей ребенка состоит из ряда гигиенических процедур, таких, как ванна, подмывание, утренний туалет, а также из профилактики опрелостей, ухода за волосистой частью кожи, за ногтями.

Ванна. До 6 мес. ребенка надо купать ежедневно, с 6 до 12 мес. — через день, после 1 года — не реже 2 раз в неделю, с 4—5 лет — 1 раз в неделю. В летнее время, когда дети играют с песком и легко загрязняются, их следует купать ежедневно независимо от возраста. Купать ребенка лучше в фаянсовой, эмалированной, оцинкованной ванне. Преимущество этих ванн в том, что их нетрудно содержать в чистоте. Стирать в них белье взрослых и даже пеленки ребенка нельзя. Перед купанием и после него ванну тщательно моют мылом и щеткой и ополаскивают чистой водой. Лучшее мыло для купания ребенка «Детское», так как оно не раздражает кожу. Достаточно пользоваться мылом 2 раза в неделю. Для мытья надо применять стираную марлю или мягкую ткань (кусок фланели, рукавичку из махровой ткани). Губки малогигиеничны, так как из них трудно удалить грязь, которая попадает в них при мытье. Моют сначала лицо без мыла, потом голову с мылом, затем тело. Продолжительность ванны для детей 1-го года жизни до 5 мин, на 2-м году 8-10 мин, после 2 лет 10—20 мин. Лучше купать ребенка перед кормлением. Чаще всего купают перед предпоследним или последним кормлением, т. е. перед ночным сном. Температура воды для детей 1-го полугодия жизни должна быть 37 °С, 2-го — на 1 °С ниже.

Подмывание. Каждый раз после стула, а также утром после ночного сна ребенка подмывают теплой, лучше проточной водой (из крана, если есть теплая вода, или из кружки). При значительном загрязнении кожи лучше подмывать с мылом.

Девочку надо подмывать спереди назад, чтобы вода, омывающая область ягодиц и заднего прохода, не попадала в половые органы. По окончании процедуры кожу обсушивают пеленкой и, если нужно, смазывают стерильным маслом.

После мочеиспускания ребенка следует обсушить кожу при­кладыванием сухой пеленки, но не подмывать, так как слишком частые подмывания вызывают слущивание эпидермиса. Это может привести к образованию опрелостей.

Опрелости (покраснение, а иногда и мокнутия кожи) развиваются при дефектах ухода, а также при перегревании. Наиболее часто опрелости возникают на ягодицах, внутренней поверхности бедер, в паховых, иногда в шейных, подмышечных, заушных складках.

Для профилактики опрелостей все эти места необходимо смазывать жиром. Лучше всего пользоваться стерильным растительным маслом, например подсолнечным. Можно приме­нять также рыбий жир или вазелиновое масло. Смазывать кожу надо кусочком ваты или марли. Этот способ предохранения от опрелостей значительно лучше, чем присыпка. Из присыпок самой лучшей является мелкий прокаленный тальк. Все другие присыпки образуют комки, которые могут способствовать размножению бактерий.

При опрелостях кожные складки не промывают водой, а очищают и смазывают куском ваты, слегка смоченным в стерильном масле.

Уход за волосистой частью головы. У детей грудного возраста на коже головы, а иногда и бровей образуются корочки. Они состоят из клеток рогового слоя кожи и жира, выделяемого сальными железами. Это явление называется себореей. Под этими корочками нередко гнездятся микробы, и при расчесах могут возникнуть гнойничковые заболевания. При появлении чешуек или корочек соответствующие участки надо смазать стерильным или прокипяченным растительным маслом. При больших наслоениях рекомендуются масляные компрессы. Сложенную вчетверо марлю или другую мягкую ткань пропитывают стерильным или прокипяченным растительным маслом и укладывают на пораженные участки, сверху накладывают компрессную бумагу и забинтовывают. Через 12 ч компресс можно снять. Корочки размягчаются, их легко удаляют пинцетом или срезают ножницами вместе с волосами, которые нахо­дятся под корочками. Корочки не рекомендуется счесывать гребешком. Помогает отпадению корочек мытье головы теплой водой с мылом. Если корочки при этом не отделяются сразу, они отойдут через несколько дней во время очередного мытья головы.

Уход за ногтями. Стричь ребенку ногти надо с первых недель жизни. Длинными ногтями ребенок легко может царапаться, и под ними часто скапливается грязь. Ногти как на руках, так и на ногах надо стричь по мере их отрастания, но не реже 1 раза в неделю. Для стрижки ногтей следует пользоваться маленькими ножницами. Ногти на пальцах рук обстригают округло, на пальцах ног — прямолинейно.

Утренний туалет ребенка. Ежедневно после ночного сна ребенку необходим утренний туалет. Его умывают, подмывают, одевают в чистое сухое белье. Одновременно производят туалет слизистых оболочек. Глаза ребенка промывают 2 % раствором борной кислоты или кипяченой водой от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют отдельные ватные тампоны, сначала влажный, а потом сухой. Нос ребенка чистят только ватными жгутиками — фитильками. Чистыми руками скручивают из ваты небольшой жгутик и для увеличения плотности прокатывают его между ладонями. Смо­ченный маслом (вазелиновым, подсолнечным) жгутик вводят в нос ребенка и продвигают вглубь легкими вращательными движениями пальцев. При наличии в носу выделений, корочек, грязи они остаются на жгутике. Нельзя для туалета пользоваться спичками или палочками, обернутыми ватой. Один раз в 1—2 нед. прочищают также наружные слуховые проходы от накапливающейся там ушной серы. Для этой цели жгутики лучше смочить раствором борной кислоты или водой, для просушки использовать сухие жгутики. Не следует фитильки вводить слишком глубоко. Слуховой проход новорожденных и грудных детей очень узок, поэтому вода, проникая в ухо во время купания, легко в нем задерживается, вызывает разбухание и слущивание чешуек кожи слухового прохода, что может привести к воспалительному процессу в ухе. Во время купания необходимо следить, чтобы вода не попадала в уши.

Полость рта протирать ребенку не следует, так как слизистая оболочка ее сухая и легко ранима. При появлении молочницы слизистую оболочку полости рта смазывают сахарным сиропом или 10 % раствором бората натрия в глицерине. Смазывание производят легким прикосновением рыхлого ватного тампона к слизистой оболочке. Не следует приучать ребенка к пустышке. Она негигиенична, неэстетична и, кроме вреда, ничего не приносит ребенку. При недостаточно гигиеническом обращении с пустышкой она может послужить источником инфицирования слизистой оболочки рта.

При уходе за кожей ребенка большое значение имеет одежда. Одежда ребенка должна удовлетворять следующим требованиям: 1) хорошо сохранять тепло; 2) не задерживать кож­ных испарений, впитывать влагу и легко ее отдавать; 3) не стеснять движений ребенка. Чтобы обеспечить хорошее состояние кожи ребенка и тех функций, которые связаны с кожей, а следовательно, и общее состояние его организма (теплообмен, кожное дыхание, потоотделение, выделительная функция кожных желез и др.), следует соответственно каждому возрастному периоду иметь необходимые комплекты одежды.

Очень важно с первых дней жизни правильно одевать ребенка. В комнате голову ребенка не следует покрывать ни чепчиками, ни косынками, так как они вызывают излишнюю потливость. Для прогулок в зимнее время надо использовать стеганые мешки с теплыми капюшонами. Ребенка, завернутого в одеяло с головой, повязанной платком, укладывают в такой мешок.

С 3-месячного возраста во время бодрствования ребенка не пеленают. Пеленки заменяют штанишками-чулками (ползунками), не стесняющими движения ног. С этого же возраста поверх кофточки надевают нагрудник, так как у ребенка появ­ляется обильное слюноотделение.

После 6-8 мес. в комплект одежды вводят колготки или лифчик и чулки (пристегивающиеся к лифчику при помощи резинок) и мягкие башмачки (пинетки) из ткани или тонкой кожи. В зимнее время одежда ребенка состоит из кофточки и длинных штанишек на бретелях, летом — коротких штанишек или трусиков.

Одежда ребенка после 1 года должна быть сшита из мягких, хорошо стирающихся тканей светлых тонов. В зависимости от сезона она должна быть легкой (батист, ситец, штапель и др.) или теплой (бумазея, фланель, байка). Одежда должна быть удобной, ее лучше шить без воротника, складок, оборок, лишних пуговиц.

После 11/2 лет мальчику можно надевать костюмчик, девочке — платье. Детям старше 1 года зимой поверх костюма надевают короткое, легкое, теплое пальто, на голову — вязаную шапочку, в холодные дни — шапку-ушанку, на руки — рукавицы, на ноги — ботинки осенью и весной, валенки зимой.

Большое значение в уходе за ребенком имеет чистота белья. Выстиранное и выглаженное белье лучше хранить в специальном шкафу или ящике, отдельно от белья взрослых. Грязное белье ребенка хранят и стирают отдельно от белья взрослых. Мокрые пеленки следует обязательно простирывать, а не подсушивать.

В первые недели жизни рекомендуется проглаживать все белье, а также пеленки.


Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание — это такой вид вскармливания, когда ребенок вследствие тех или иных обстоятельств в пер­вой половине года наряду с молоком матери получает докорм в виде молочных смесей, причем смеси должны составлять более 1/5 суточного рациона ребенка.

Назначать смешанное вскармливание следует только при наличии существенных показаний. Все показания можно подразделить на три группы:

1) показания со стороны матери;

2) показания со стороны ребенка;

3) социально-бытовые показания.

Наиболее частым показанием к переводу ребенка на смешанное вскармливание со стороны матери является развивающаяся (постепенно или быстро) гипогалактия — недостаточное молокоотделение. Различают первичную и вторичную гипогалактию. Первичная гипогалактия наблюдается редко, она обусловлена конституционными свойствами материнского организма. Причинами вторичной гипогалактии наиболее часто являются заболевания молочных желез (трещины сосков, маститы), заболевания матери и ребенка, неправильное, неполноценное питание матери, ее волнения, нарушение режима питания ребенка (частое прикладывание к груди, кормление одновре­менно обеими грудями и др.).

Переводить ребенка на смешанное вскармливание приходится также при обострении тех или иных заболеваний у матери, когда нет нужды полностью отнимать ребенка от груди, но необходимо уменьшить число кормлений грудью. Такими наиболее частыми заболеваниями являются пороки сердца с недостаточностью кровообращения I-II степени, туберкулез без наклонности к распаду и распространению, обострение некоторых эндокринных заболеваний, протекающих в легкой форме. Иногда показанием к переводу ребенка на смешанное вскармливание являются стойкие качественные и морфологические изменения состава молока матери.

Среди социально-бытовых условий, обусловливающих перевод детей на смешанное вскармливание, прежде всего следует упомянуть пребывание детей в домах ребенка, где матери-кормилицы не всегда могут обеспечить молоком всех нуждающихся детей. Другим поводом для перевода ребенка на смешанное вскармливание иногда может быть отдаленность места жительства матери от места ее работы.

При смешанном вскармливании основным продуктом до-корма является коровье молоко, которое должно отвечать определенным требованиям (так называемое детское гарантийное молоко). Так как коровье молоко может быть загрязнено бактериями, его следует подвергать термической обработке. В качестве докорма употребляют физиологические смеси, т.е. такие смеси из коровьего молока, которые по своему количественному составу приближаются к женскому молоку и применяются длительное время.

Физиологические смеси можно разделить на следующие основные группы:

1) сладкие молочные смеси:

а) смеси, в которых белок коровьего молока предварительно не подвергнут специальной обработке, — смеси Б, В;

б) смеси, в которых белок коровьего молока подвергнут предварительной специальной обработке, — гуманизированное (сухое) молоко, смеси «Малютка», «Малыш», «Крепыш»;

2) кисломолочные продукты и смеси — кефир и его разведения, ацидофильное молоко, биолакт.

Издавна в качестве докорма применяют простые разведения коровьего молока, слизистыми отварами круп (5 % отвар рисовой, гречневой, овсяной, перловой круп).

В настоящее время применяют два вида разведения молока: Б-смесь: 1 часть молока + 1 часть отвара + 5% сахара; В-смесь: 2 части молока+1 часть отвара + 5% сахара. Смесь Б-рис (Б-овес, Б-греча), или половинное молоко, применяют как переходную смесь в течение 3-5 дней, а в последующем ребенок до 3-З,5 мес. должен в качестве докорма получать В-смесь (В-рис, В-овес, В-греча), или двутретное молоко. В дальнейшем (с 3-З,5 мес.) ребенок, находящийся на смешанном вскармливании, должен получать цельное молоко с добавлением 5 % сахара.

Более полезным докормом следует считать кислые смеси. Выделяют подкисленные молочные разведения, т.е. простые молочные смеси с добавлением в небольшом количестве органических или неорганических кислот (молочная, хлористоводородная, лимонная).

Из всех известных видов кислых смесей наибольшей ценностью обладает кефир. Он относится к ферментативно-биологическим смесям и основным преимуществом его перед просты ми разведениями молока является наличие в нем органической молочной кислоты, мелкосвернутого белка, некоторых продук­тов расщепления белка (альбумозы, пептоны и др.). витаминов комплекса В, ферментов и соответствующей микрофлоры. Для докорма применяют 2-дневный кефир, который разводят отварами круп в тех же соотношениях с добавлением 10 % сахара (Б-кефир, В-кефир) и дают в те же сроки, что и простые молочные смеси.

Биолакт имеет преимущества перед кефиром как по усвояемости, так и по профилактической ценности (предупреждение кишечных инфекций). Дети охотно его едят, хорошо прибавляют в массе.

В качестве повседневного докорма лучше использовать кефир, а также биолакт и только при их отсутствии можно рекомендовать подкисленные или сладкие смеси.

Смешанное вскармливание требует большого внимания, учета физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. При смешанном вскармливании докорм надо давать лишь в необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка.

В каждом случае необходимо учитывать, сколько молока ребенок получает от матери. Недостающее количество пищи восполняют смесями. Докорм надо вводить постепенно с таким расчетом, чтобы в течение 3-4 дней полностью покрыть все потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах.

Докорм можно давать в виде отдельного самостоятельного кормления и в виде добавления к грудному молоку при всех или некоторых кормлениях. Последний способ является более целесообразным, так как регулярное прикладывание ребенка к груди способствует усилению лактации и облегчает переваривание чужеродного белка благодаря наличию ферментов во введенном одновременно материнском молоке.

При смешанном вскармливании необходимо стремиться к тому, чтобы грудных кормлений было не менее трех или в крайнем случае двух, так как при редком прикладывании ребенка к груди лактация быстро угасает.

Докорм в отличие от прикорма надо давать после кормления грудью, лучше с ложечки. Если докорм дают из соски, необходимо следить, чтобы она была короткой, упругой, отверстие в ней было маленьким и длительность кормления была такой же, как и при кормлении грудью.

Режим питания при смешанном вскармливании остается обычно таким же, как и при грудном. Витамины вводят в те же сроки и в тех же дозах, что при естественном вскармливании.

Количество калорий, вводимых ребенку при смешанном вскармливании, должно быть приблизительно на 5-10 % больше, чем при грудном вскармливании. Прикорм при смешанном вскармливании вводят с 4 мес., порядок и усложнение его такие же, как и при грудном вскармливании.

Очень удобны при смешанном вскармливании выпускаемые пищевой промышленностью сухие молочные и консервирован­ные продукты. В настоящее время пищевая промышленность выпускает сухое молоко, сухие молочные смеси (В-рис, В-овес, В-греча), смеси «Малютка», «Малыш», «Виталакт», в которые добавлены различные витамины, минеральные соли (чаше железо), ненасыщенные жиры, в них изменен состав белков коро­вьего молока.

Смесь «Малютка» назначают детям с рождения в течение первых 1-2 мес. жизни, включая недоношенных детей. Смесь «Малыш» назначают с 1-2-месячного возраста и дают в течение 1-го года жизни. Способ приготовления каждой смеси указан на этикетках. Кроме того, выпускают сухой кефир, сухую диетическую простоквашу, сухое ацидофильное молоко, муку из риса, гречневую и овсяную крупы, а также мучную смесь из рисовой, овсяной и гречневой муки. Муку из круп исполь­зуют для приготовления отваров для молочных смесей типа Б, В и приготовления каш.

Рекомендуется творог «Здоровье», который от обычного творога отличается тем, что он обогащен полиненасыщенными жирными кислотами за счет введения в его состав растительных масел.

Широко применяются консервированные продукты из фруктов, ягод, овощей (соки, пюре), вегетарианские сухие супы, консервы из мяса, птицы, рыбы для детского питания, мясоовощные суп-пюре и др.

Использование сухих и консервированных продуктов при организации вскармливания детей (особенно в отдаленных районах страны при отсутствии молочных кухонь) гарантирует в то же время высокое качество рациона. Производство сухих и консервированных продуктов полностью механизировано, что наряду с пастеризацией продуктов и содержанием всего оборудования в чистоте обеспечивает отсутствие бактериальной загрязненности.

Составление рационов из консервированных продуктов и концентратов имеет ряд особенностей, которые следует учитывать.

1. В смеси «Малыш» и обогащенных кашах содержатся витамины А и D, поэтому при их использовании детям не следует дополнительно давать рыбий жир.

2. В связи с достаточным содержанием углеводов во фруктовых соках, пюре и смеси «Малыш» дополнительное введение сахара в рацион грудных детей нецелесообразно.

3. Не рекомендуется сочетать в рационе морковный сок с морковным пюре во избежание избытка каротина.

4. Детям с проявлениями экссудативного диатеза консервированные продукты, содержащие шпинат, томат, клубнику, рыбу, давать не следует, для вскармливания детей без диатеза эти консервы можно использовать, начиная с очень небольших количеств.

5. Важное значение имеет правильное хранение консервов и концентратов. Сроки возможного их хранения, правила приготовления, необходимая дозировка указаны на этикетках. Вскрывать банки и подогревать блюда следует непосредствен­но перед кормлением.

Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание — такой вид вскармливания, когда ребенок в первую половину года не получает материнского молока или его количество составляет менее 1/5 общего объема пищи.

Основаниями к переводу ребенка на искусственное вскармливание является тяжелое заболевание матери или полное отсутствие молока у нее. Этот вид вскармливания детей 1-го года жизни применяется редко.

При современном уровне знаний правильно проводимое искусственное вскармливание, как правило, дает хороший эффект.

Потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах при искусственном вскармливании несколько иная, чем при грудном. На 1 кг массы тела ребенок при данном виде вскармливания должен получать 4,5 г белка, 7-7,5 г жира, 13-14 г углеводов. Соотношение белков, жиров и углеводов при искусственном вскармливании составляет 1: l,5: 3.

При искусственном вскармливании необходимо систематически проводить расчеты питания, чтобы контролировать соответствие количества пищевых ингредиентов физиологическим нормам. Отсутствие указанного контроля может легко приве­сти к перекармливанию или недокармливанию.

Обнаруженный при расчетах дефицит белка должен корригироваться творогом, каззолем, плазмоном, дефицит жира — рыбьим жиром, сливками, дефицит углеводов — сахарным сиропом.

При искусственном вскармливании детей в первые 2-3 мес. жизни необходимо обеспечивать донорским молоком.

Матери, у которых есть излишки молока, сдают его в молочные кухни, детские больницы, поликлиники, сцеживая молоко в этих учреждениях или принося из дома. Это донорское молоко в той или иной степени бактериально обсеменено, поэтому его подвергают пастеризации (краткой — при 100°С в течение 1-2 мин, при 85 °С в течение 5 мин и длительной — при 65-63°С 30 мин). Донорское молоко неравноценно исходному женскому молоку, так как длительное хранение и пастеризация приводят в той или иной мере к разрушению альбуминов, липазы, лизоцима, витаминов и некоторых других ингредиентов. При отсутствии донорского молока ребенка вскармливают физиологическими смесями. Из всех известных смесей наиболее целесообразной пищей являются кефир и его разведения, и только при их отсутствии используют другие физиологические смеси (простые, подкисленные).

Искусственное вскармливание требует особенно точного соблюдения правил приготовления смесей и строгого соблюдения чистоты.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание со смешанного, как правило, не встречает затруднений, так как материнское молоко из рациона ребенка вытесняется постепенно. Если же на искусственное вскармливание ребенка переводят внезапно, то осуществлять такой перевод нужно крайне осторожно. В этом случае начинать искусственное вскармливание следует с разведений. В виде первого разведения независимо от возраста ребенка назначают Б-кефир или Б-рис на 4-5 дней как переходную смесь, затем ребенка переводят на В-кефир или В-рис и через 5-6 дней, если это необходимо, — на цельный кефир. При наличии адаптированных смесей перевод осуществляется легче, но и тогда для кормления ребенка 3-4 мес. жизни целесообразно в 1-й день использовать смесь «Малют­ку», а затем ввести смесь «Малыш».

При искусственном вскармливании ребенка необходимо в более ранние сроки перевести на 5-разовое кормление с более длительными промежутками между кормлениями, так как чу­жеродная пища дольше задерживается в желудке. Калорийный коэффициент при искусственном вскармливании на 10-15% выше, чем при грудном. Общее количество смеси не должно быть больше 1 л в сутки.

С момента перевода ребенка на искусственное вскармливание необходимо назначать все витамины в профилактических дозах. Свежие фруктовые, ягодные, овощные соки, тертое сырое яблоко, рыбий жир, желток детям при данном виде вскармливания назначают в таких же количествах, как и при есте­ственном вскармливании, но на 2-2,5 нед. раньше.

Прикорм при искусственном вскармливании назначают в той же последовательности, как и при естественном, но все его виды вводят на 1 мес. раньше.

Успех искусственного вскармливания зависит от пунктуаль­ного соблюдения ряда правил и условий, главными из которых являются:

1) смесь должна быть подогрета до 40—45°С, температуру молока проверяют, вытряхнув несколько капель на тыльную сторону запястья;

2) соски должны быть чистыми, их необходимо хранить в определенных условиях;

3) молоко из соски должно вытекать каплями, чтобы ребенок положенную ему порцию молока выпивал за 15-20 мин;

4) горлышко бутылки должно быть все время заполненным;

5) нельзя кормить спящего, а также кричащего ребенка. Во время кормления лучше держать ребенка на руках и только в крайних случаях бутылочку со смесью можно подкладывать на сложенную в несколько раз пеленку;

6) после кормления для удаления воздуха следует подержать ребенка вертикально в течение 1-2 мин.

Достоверным критерием правильности проведения искусственного вскармливания является эйтрофия, т.е. гармоничное развитие ребенка в сочетании с надлежащей устойчивостью к воздействиям инфекции и неблагоприятных факторов окружающей среды.

ТАБЛИЦА

ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Эндокринные железы, или железы внутренней секреции, обладают характерным свойством вырабатывать и выделять гормоны. Гормоны представляют собой активные вещества, главное действие которых заключается в регуляции обмена веществ путем стимуляции или торможения определенных фермента­тивных реакций и воздействия на проницаемость клеточной оболочки. Гормоны имеют значение для роста, развития, морфологической дифференциации тканей и в особенности для поддержания постоянства внутренней среды. Для нормального роста и развития ребенка необходима нормальная функция желез внутренней секреции.

Железы внутренней секреции расположены в разных частях организма и имеют разнообразное строение. Эндокринные органы у детей обла­дают морфологическими и физиологическими особенностями, которые в процессе роста и развития претерпевают определенные изменения.

К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники, поджелудочная железа, мужские и женские половые железы.

Гипофиз — небольшая овальной формы железа, расположенная на основании черепа в углублении турецкого седла. Гипофиз состоит из передней, задней и промежуточной долей, которые имеют различное гистологическое строение, что обусловливает выработку разных гормонов. К моменту рождения гипофиз достаточно развит. Эта железа имеет очень тесную связь с гипоталамической областью центральной нервной системы посредством нервных пучков и составляет с ними единую функциональную систему. В последнее время доказано, что гормоны задней доли гипофиза и некоторые гормоны передней доли фактически образуются в гипоталамусе в виде нейросекретов, а гипофиз является лишь местом их депонирования. Кроме того, деятельность гипофиза регулируется циркулирующими гормонами, вырабатываемыми надпочечниками, щитовидной и половыми железами.

Передняя доля гипофиза, как установлено в настоящее время, выделяет следующие гормоны:

1) гормон роста, или соматотропный гормон (СТГ), действующий непосредственно на развитие и рост всех органов и тканей тела;

2) тиреотропный гормон (ТТГ), стимулирующий функцию щитовидной железы;

3) адренокортикотропный гормон (АКТГ), влияющий на функцию надпочечников по регуляции углеводного обмена;

4) лютеотропный гормон (ЛТГ);

5) лютеинизирующий гормон (ЛГ);

6) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ).

Следует отметить, что ЛТГ, ЛГ и ФСГ называются гонадотропными, они оказывают влияние на созревание половых желез, стимулируют биосинтез половых гормонов. Средняя доля гипофиза выделяет меланоформный гормон (МФГ), стимулирующий образование пигмента в коже. Задняя доля гипофиза выделяет гормоны вазопрессин и окситоцин, оказывающие влияние на уровень артериального давления, половое развитие, диурез, белковый и жировой обмен, сокращения матки.

Гормоны, вырабатываемые гипофизом, поступают в ток крови, с которым переносятся к тем или иным органам. В результате нарушения деятельности гипофиза (повышение, пони­жение, выпадение функции) в силу тех или иных причин могут развиться многообразные эндокринные заболевания (акромегалия, гигантизм, болезнь Иценко-Кушинга, карликовость, адипозогенитальная дистрофия, несахарный диабет и др.).

Щитовидная железа, состоящая из двух долек и перешейка, расположена спереди и по обеим сторонам трахеи и гортани. К моменту рождения ребенка эта железа отличается незакон­ченностью строения (фолликулы меньшего размера, содержа­щие меньше коллоида).

Щитовидная железа под влиянием ТТГ выделяет трийодтиронин и тироксин, которые содержат свыше 65 % йода. Эти гормоны оказывают многогранное действие на обмен веществ, на деятельность нервной системы, на аппарат кровообращения, влияют на процессы роста и развития, на течение инфекционных и аллергических процессов. Щитовидная железа синтези­рует также тиреокальцитонин, который играет существенную роль в поддержании нормального уровня кальция в крови и определяет его отложение в костях. Следовательно, функции щитовидной железы очень сложны.

Нарушения деятельности щитовидной железы могут быть обусловлены врожденными аномалиями или приобретенными заболеваниями, что выражается клинической картиной гипотиреоза, гипертиреоза, эндемического зоба.

Околощитовидные железы — очень маленькие железки, расположены обычно на задней поверхности щитовидной железы. У большинства людей имеются четыре околощитовидные железы. Околощитовидные железы выделяют паратгормон, который оказывает существенное влияние на кальциевый обмен, регулирует процессы обызвествления и декальцификации в костях. Заболевания околощитовидных желез могут сопровождаться понижением или повышением выделения гормона (гипопаратиреоз, гиперпаратиреоз).

Надпочечники — парные железы внутренней секреции, расположены в задневерхней части брюшной полости и прилегают к верхним концам почек. По массе надпочечники у новорож­денного такие же, как и у взрослого, но развитие их еще не закончено. Структура и функция их претерпевают значительные изменения после рождения. В первые годы жизни масса надпочечников уменьшается и в препубертатном периоде достигает массы надпочечников взрослого (13—14 г).

Надпочечник состоит из коркового вещества (наружный слой) и мозгового вещества (внутренний слой), которые выде­ляют необходимые для организма гормоны. Кора надпочечни­ков вырабатывает большое количество стероидных гормонов и только некоторые из них являются физиологически активными. К ним относятся:

1) глюкокортикоиды (кортикостерон, гидрокортизон и др.), которые регулируют углеводный обмен, способствуя переходу белков в углеводы, обладают выраженным противовоспалительным и десенсибилизирующим действием;

2) минералокортикоиды, влияющие на водно-солевой обмен, обусловливая усвоение и задержку натрия в организме;

3) андрогены, оказывающие влияние на организм, подобно половым гормонам. Кроме того, они обладают анаболическим действием на белковый обмен, влияя на синтез аминокислот, полипептидов, увеличивают мышечную силу, массу тела, ускоряют рост, улучшают структуру костей. Кора надпочечников находится под постоянным влиянием гипофиза, который выделяет адренокортикотропный гормон и другие адреногипофизарные продукты.

Мозговой слой надпочечников продуцирует адреналин и норадреналин. Оба гормона обладают свойством повышать артериальное давление, суживать кровеносные сосуды (за исключением коронарных и легочных сосудов, которые они расширяют), расслаблять гладкую мускулатуру кишечника и бронхов. При поражении мозгового слоя надпочечников, например при кровоизлияниях, уменьшается выделение адреналина, у новорожденного появляется бледность, адинамия и ребенок по







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.