Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интервалы гармонического мажора и гармонического минора





В гармоническом мажоре в связи с понижением на полтона VI ступени, а в гармоническом миноре — вследствие повышения на полтона VII ступени изменяется интервальная структура лада: целый ряд интервалов из-за альтерации указанных выше ступеней, непременно входящих в данный интервал в качестве его основания и вершины, приобретают новую тоновую величину, превращаясь при этом из больших в малые (и наоборот) или увеличенные, из чистых — в увеличенные и уменьшенные и т.д. Соответственно изменяется и количество в ладе интервалов того или иного вида. Наконец, возникают некоторые новые модификации интервалов, совершенно не свойственные натуральным видам мажора и минора, как, например, ув. 2 или ум. 4 и их обращения.

Нижеследующая таблица дает полную картину интервального состава гармонических видов мажора и минора:

Наименования интервалов Основные виды интервалов На каких ступенях встречаются Количество интервалов данного вида
в гармоническом мажоре в гармоническом миноре
прима чистая на любой ступени на любой ступени  
секунда малая III, V, VII II, V, VII  
—»— большая I, II, IV I, III, IV  
—»— увеличенная VI VI  
терция малая II, III, IV, VII I, II, IV, VII  
—»— большая I, V, VI III, V, VI  
кварта уменьшенная III VII  
—»— чистая I, II, V. VII I, II, III, V  
—»— увеличенная IV, VI IV, VI  
квинта уменьшенная II, VII II, VII  
—»— чистая I, III, IV, V I, IV, V, VI  
—»— увеличенная VI III  
секста малая I, III, VII, I, V, VII  
—»— большая II, IV, V, VI II, III, IV, VI  
септима уменьшенная VII VII  
—»— малая II, III, V, II, IV, V  
—»— большая I, IV, VI I, III, VI  
октава чистая на любой ступени на любой ступени  

Примечание: Здесь, как и в дальнейшем, повышение ступени обозначается знаком , а понижение — знаком .

 

Интервалы мелодического мажора и мелодического минора

Аналогичные изменения происходят и в интервальном составе мелодических видов мажора и минора в связи с понижением VI и VII ступеней в мелодическом мажоре или с повышением (на полтона) этих же ступеней в мелодическом миноре. При этом изменяются только те интервалы, которые содержат в своем составе альтерированные ступени мелодического мажора или минора. Наглядное представление об этом дает приводимая ниже таблица:

Наименования интервалов Основные виды интервалов На каких ступенях встречаются Количество интервалов данного вида
в мелодическом мажоре в мелодическом миноре
прима чистая на любой ступени на любой ступени  
секунда малая III, V II, VII  
—»— большая I, II, IV, VI , VII I, III, IV, V, VI  
терция малая II, III, IV, V I, II, VI , VII  
—»— большая I, VI , VII III, IV, V  
кварта уменьшенная III VII  
—»— чистая I, IIIV, V I, II, V, VI  
—»— увеличенная VI III  
квинта уменьшенная II, III VI , VII  
—»— чистая I, IV, V, VII I, II, IV, V  
—»— увеличенная VI III  
секста малая I,II, III V, VI , VII  
—»— большая IV, V, VI , VII I, II, III, IV  
септима малая I, II, Ш, V, VII II, IV, V, VI , VII  
—»— большая IV, VI I, III  
октава чистая на любой ступени на любой ступени  

 

Характерные интервалы

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора (за исключением тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени мажорного лада или повышения на полтона VII ступени минорного лада. Их всего четыре:

ув. 2 и ее обращение — ум. 7,

ув. 5 и ее обращение — ум, 4.

По своей сути все характерные интервалы, встречающиеся только в гармонических видах мажорного и минорного ладов, являются хроматическими, чем, собственно, и определяется их х а-рактерность по сравнению с диатоническими интервалами мажора и минора* [Заметим, что гармонический мажор или минор нельзя считать «чистой* диатоникой. Не случайно поэтому в свое время проф. И. В. Способин очень метко называл такой вид лада полудиатоническим. Называют их также «условно-диатоннческими» ладами. ] Отсюда и проистекает само название данной группы интервалов. Возникающая же дополнительно в гармоническом мажоре или миноре пара новых тритонов (ув. 4 и ее обращение — ум. 5) не может быть отнесена к характерным интервалам, ибо тритоны имеются и в натуральных видах мажорного и минорного ладов и, следовательно, не являются характерной особенностью гармонических мажора и минора.

Твердое знание ступеней гармонических мажора и минора, на которых строятся характерные интервалы, значительно облегчает их построение и нахождение в тональностях. Ниже приводятся две таблицы: одна из них включает только характерные интервалы; в другой приведены обе пары тритонов, встречающихся в гармонических видах лада (в скобках указаны ступени, на которых данный тритон встречается и в натуральном виде лада):

Характерные интервалы

Наименование интервалов На каких ступенях встречаются Количество интервалов данного вида
в гармоническом мажоре в гармоническом миноре
ув. 2 ум. 7 ув. 5 ум. 4 VI VII VI III VI VII III VII  

 

Тритоны

Наименование интервалов На каких ступенях встречаются Количество интервалов данного вида
в гармоническом мажоре в гармоническом миноре
ув. 4 ум. 5 (IV) VI II (VII) IV (VI) (II) VII  

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.