Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ результатов теста «Концентрация внимания»





Характеристика внимания % ошибок Число штрафных баллов
Высокая концентрация 10% от 0 до 26
Хорошая концентрация 20% от 27 до 37
Удовлетворительные данные 30% от 38 до 48
Плохая концентрация 40% от 49 до 149

Анализ ваших успехов проведите по результатам теста по табл. 7. Это задание можно выполнять и для проверки успешности развития своей способности к концентрации внимания. Первые полгода рекомендуется выпол­нять его раз в месяц, затем повторить проверку через полгода, а результаты следует хранить для сравнительного анализа.

Устойчивость внимания

 
 

Особое значение для достижения успеха в быстром чтении, помимо кон­центрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.


Рис. 33. Двойное изображение: ваза или профиль?

 

Рис. 34. Двойное изображение усеченной пирамиды


В одной из индийских сказок, рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объ­явил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали моло­ко. «Это не министры»,—говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Это министр»,— сказал магараджа.

Однако даже при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания, например часы в вашей комнате перио­дически «слышатся» то тише, то громче, будто бы изменяя свой звук. Это при­мер естественного колебания нашего внимания. Экспериментальные исследова­ния показали, что подобные первичные колебания внимания протекают с перио­дом в среднем около 10—12 сек. Следует подчеркнуть, что если бы и наша умственная работа была подвержена колебаниям с подобной периодичностью, то наша деятельность была бы просто невозможна. В работе же такие малые периоды колебания внимания не составляют всеобщей закономерности и от­носятся лишь к элементарным впечатлениям (как в примере с часами). Коле­бания внимания легко наблюдать с помощью так называемых двойственных изображений. Посмотрите на рис. 33. Что изображено здесь—ваза на черном фоне или два профиля на белом фоне? Как только человек увидит два изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение начинает как бы пульсировать—то профили, то ваза.

Двойственным является и изображение усеченной пирамиды (рис. 34). Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к нам, то углубленной, с уходя­щей вдаль задней стенкой. Здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется. Но эти колебания можно снять, если поста­вить перед собой новую, более сложную задачу.

Задание. Проверка устойчивости внимания. Представьте себе, что перед вами изображение вашей комнаты, где вы сидите сейчас и которую необходимо обставить: расставить стол, стулья, повесить на потолок люстру, на пол посте­лить палас и т. п. Пока вы будете этим заняты, колебаний внимания не будет. Из этого простого упражнения следует важный вывод: для сохранения устой­чивости внимания необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо постоянно ставить перед собой новые задачи.

Задание. Тренировка в управлении колебаниями внимания, в повышении его устойчивости. Наблюдайте рис. 33 «ваза» из двух «лиц» и стуком каран­даша отмечайте моменты, когда видите «лицо», и соблюдайте тишину, когда воспринимаете рисунок как «вазу». Количество ударов фиксирует ваш помощ­ник в течение 1 мин.

Затем с помощью волевого усилия постарайтесь удерживать в центре своего внимания то или иное изображение, задерживать его смену и снова стучать карандашом при смене изображения. Сравните количество ударов с первым вариантом выполнения упражнения.

Предложенное задание можно использовать и как тренировочное для самостоятельной и проверочно-диагностической работы (первые полгода — 1—3 раза в месяц, а затем примерно 1 раз в год).

Распределение внимания

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновре­менно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы:

нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя дру­гое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной исто­рии» Шлоссера».

Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.

Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предла­гается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые зада­ния могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень слож­ности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выпол­нения заданий.

Таблица 8

 
 

Тест — «корректурная проба»

 

Задание. Тест для определения способности распределять внимание Для этого задания используется тестовая табл. 8. Вам нужно за 5 мин. внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком, например:

 

По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределении внимания после занятий или самостоятельной работы.

Показатель точности работы вычисляется по формуле:

А=Е/(Е+О)

где А— точность работы; Е— число правильно зачеркнутых знаков; О— число ошибок.

При О == 0 А = 1, при наличии ошибок А всегда меньше 1. Показатель произ­водительности вычисляется по формуле П=С*А, где П—производительность;

С— число просмотренных знаков.

Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение для реаль­ной учебной деятельности. Например, если вы за 5 мин. просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.

Переключение внимания

В числе важнейших для чтения свойств внимания также следует выде­лить переключение, или переключаемость. Под ним понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключае­мость означает сознательное и осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой или с одних свойств, качеств ситуации на другие. Многие отмечают, что им трудно оторваться от одного и переключиться на другое.

Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющих­ся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от выпол­нения одной деятельности к другой, для другого необходимо время и затрата определенных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит от целого ряда условий. К ним относятся, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности, а также отноше­ние к ним: чем более значима и интересна для вас была предыдущая деятельность и менее значима л менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.

В психологии существуют несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методы Шульте и всевозможные его модификации.

Задание. Изучить способность выполнять действия, требующие постоян­ного переключения внимания с одного ряда действий на другой. Возьмите две таблицы Шульте, с которыми вы уже работали при развитии перифери­ческого поля зрения (см. вкладыш). Перед вами ставится задача последовательно осуществлять поиск цифр то из таблицы А, то из таблицы Б. Причем если из таблицы А поиск цифр идет «по восходящей» — от 1 до 25, то из таблицы Б—«по нисходящей»—от 25 до 1. Например: «I, 25; 2, 24...» При этом вы должны в отличие от прежних правил показывать называемые цифры в таблицах ручкой или указкой, а также засекать время, затрачивае­мое на работу. Следите за динамикой упражнения. Время его выполнения должно все время снижаться.

Объем внимания

На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психо­логических лабораториях для этой цели используется специальный прибор — тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов тахис —«быстро», скопео— «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, циф­ры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными-, словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено.

Задание. Определить объем внимания. Необходимо на листе бумаги предварительно заготовить 6 квадратов 4Х4 (табл. 9). Затем внимательно рассмотреть первую фигуру на табл. 9 в течение 2—3 сек., не более, и по памяти постараться как можно точнее ее воспроизвести. Так последователь­но проверить себя на всех шести фигурах.

За каждый правильно помещенный кружок (или квадратик) в соответ­ствующую клетку таблицы начисляется одно очко. При получении 49 очков можно заключить, что объем внимания хороший, Если получено менее 35 очков, необходимо еще потренироваться 1—2 раза в месяц на протяжении первого полугодия, а затем возвращаться к этому упражнению по мере необхо­димости для самооценки и тренировки.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.