Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проверка заданий С (с развернутым ответом)





Бытует мнение, что буква А, В или С определяет слож­ность задания. Это вовсе не так. Буква определяет лишь тип ответа. Задания типа А имеют четыре варианта ответа, и вы должны выбрать единственно верный. Задания типа В предполагают краткий ответ в виде слова, числа и т.п.

Задания типа С предполагают развернутый ответ. То есть здесь все, как в обычной школьной контрольной рабо­те. Вы должны аргументировать свои выводы,'мысли, по­следовательно их записать и в конце дать ответ на постав­ленный вопрос. Если это задание по русскому языку или по литературе, то обычно задания типа С — коротенькие сочинения на заданную тему.

Проверяют ответы и решения к заданиям типа С от­нюдь не компьютеры, а специально обученные люди — экс­перты ЕГЭ. Экспертами, как правило, являются школьные учителя и преподаватели вузов, обладающие большим опытом преподавательской работы на выпускных или вступительных экзаменах. Кто, как не учитель или препо­даватель, досконально знающий школьную программу и


требования к школьнику, сможет полностью справедливо оценить ответ выпускника?

Но вы же знаете, что ЕГЭ проверяет не только школь­ные навыки. Например, последние задания по математи­ке — наиболее трудные. И решение каждого из них может занимать несколько страниц. Кроме того, выпускники час­то ошибаются, находят свои ошибки, зачеркивают, снова пишут. Решения чаще всего не самые короткие и удачные. Я уж не говорю о почерках. Такие работы иногда очень трудно проверять. Чем труднее задача, чем более ориги­нальное или запутанное решение написал выпускник, тем труднее это решение проверить, ориентируясь на принятые критерии проверки. По этой причине при экспертной про­верке тоже, к сожалению, случаются ошибки.

Принимаются специальные меры, чтобы ошибок про­верки было как можно меньше. Каждая работа проходит не через одного, а минимум через двух экспертов, причем вто­рой эксперт не знает, какие баллы поставил за эту работу первый. Если по какому-то заданию два эксперта расходят­ся более, чем на один балл, то это задание попадает на про­верку к третьему эксперту. Третий эксперт назначается из числа наиболее квалифицированных и опытных специали­стов. Слово третьего эксперта решающее, хотя и он не знает результатов двух предыдущих проверок. А теперь поду­майте — что же это за работа такая, если мнения двух экс­пертов настолько разошлись? Наверно, выпускник написал нестандартное, запутанное и непростое решение.

Случай на апелляции, которым я проиллюстрирую ска­занное, нетипичный, но такое все же случается.

Андрей

Апеллянта зовут Андрей. Смотрю на лист с оценками экспертов. Интересно. Эксперты сильно разошлись во мне­ниях по трем последним заданиям. Третий эксперт на ре­шающей проверке за СЗ, С4 и С5 дал по одному баллу.


Задание СЗ. Мелким почерком исписано две страницы. Множество зачеркиваний, вставок, нечитаемых слов, на­ехавших друг на друга строк. Ворчу:

У Вас, Андрей, что, бумаги не было?

Не было, — просто отвечает он.

Оказывается, когда он попросил еще бумагу — отказали. Наверно, не хватало бланков.

Мы — трое не самых бестолковых, надеюсь, экспертов — тупо смотрим на жутковатую вязь. Потом я беру лист бумаги и начинаю... переписывать текст начисто. Посте­пенно вырисовывается не самое рациональное, но абсолют­но верное решение.

Задание С4. Устрашающий чертеж. При обработке блан­ков карандаш не распознается. Вы пробовали сделать слож­ный стереометрический рисунок на нелинованной бумаге геле-вой ручкой без линейки? Я попробовал. У меня есть некоторый опыт, и я отчетливо представляю нужную конструкцию. Од­нако потребовалось несколько попыток, прежде чем я получил что-то приемлемое. Правда, в отличие от Андрея, я имел вдо­воль места для экспериментов. Андрей оказался заложником своего в общем-то верного, но неприемлемого рисунка. Пользу­ясь им, невозможно было увидеть нужный угол в нужном тре­угольнике. Отсюда техническая ошибка в последнем шаге. Чтобы найти ее, просеяв через мелкое сито еще две страницы текста, потратили мы около двадцати минут.

Андрей, что ж Вы не проверили выкладки? Тут же очевидная ошибка.

Мне совсем не хватало времени.

Задание С5. В точности повторяется история с зада­нием СЗ.

В принципе все хорошо. Подумаешьпотратили всего лишь минут сорок и восстановили справедливость.

Андрей спокоен и сдержан. Он не проявляет безумной радости. И я его понимаю. Ему чудовищно обидно. Ведь если бы у него было достаточно бумаги и времени... Если бы он


мог, как всякий свободный человек планеты, пользоваться карандашом, линейкой и ластиком... Если бы его не отвлека­ли вопросы в части А и В, которые для него проще, чем «как тебя зовут?»... Тогда он наверняка написал бы чистые, эко­номные решения всех задач, и счастливые эксперты все по­няли бы сразу. Или почти сразу...

И, наконец, если бы Андрей по какой-то причине не приехал на апелляцию, он бы не смог мечтать о поступле­нии в вуз на математическую специальность.

Не слишком ли много «если» для такого простого и по­нятного дела, как определение дальнейшей судьбы?

У меня хорошая фантазия. Я начинаю развивать мысль. На апелляцию по математике подано около 4000 заявлений. Это означает, что около 60 тысяч школьников не пошли на апелляцию.

Среди них почти наверняка есть похожий Андрей или Сергей, который так же неразборчиво в условиях нехватки бумаги и времени без карандаша и линейки начертал та­лантливые, неочевидные, но запутанные решения всех задач.

Сергей, будучи человеком неуравновешенным, не поехал на апелляцию. Вдобавок учительница заявила, что Сергей строит из себя шибко умного, что она на апелляцию не пой­дет и ему не советует, потому что не нужно позориться и отвлекать занятых людей пустяками.

В университет с низким баллом Сергея не возьмут, а ку­да возьмут, он и сам не пойдет. А все почему? Потому что на ЕГЭ не хватает бумаги? Или есть другие причины?

Критерии оценивания

Проверяя работу, эксперты руководствуются специ­альным документом — «Указаниями по проверке и оценива­нию». Иногда, в наиболее сложных заданиях, экспертам приходится прибегать к подсказкерешению, которое подробнейшим образом написано автором задачи в этих са­мых указаниях. Иногда такая подсказка может сыграть с


экспертом, точнее, с вами, злую шутку. В нескольких вари­антах ЕГЭ по математике 2008 года предложенное экспер­там решение одного из наиболее трудных заданий содержа­ло опечаткубыли перепутаны знаки неравенств в какой-то системе.

Опечатка была замечена слишком поздно — исправить ее на всех листах уже не было никакой возможности. Ко­нечно, руководители проверки прошли по всем аудиториям, сделали объявление, однако трудно было рассчитывать, что оно полностью достигнет своей цели. Так и произошло. Про­веряя в качестве третьего эксперта какое-то задание, я обратил внимание на соседнюю задачуту самую. В ней эксперты не разошлись: они действовали, хотя и порознь, но в полном соответствии с «Указаниями», посчитав верное решение ошибочным из-за пресловутой опечатки. Эксперты поставили по одному баллу из четырех.

Самое плохое, что в этом случае никто ничего не может изменить — система проверки государственного экзамена не позволяет перепроверять задание, если два эксперта не разошлись во мнениях. Даже если ошибка проверки кем-то найдена и очевидна. Остается надеяться только на то, что выпускник, чью работу проверили таким способом, придет на апелляцию, и справедливость восторжествует.

Те ошибки, которые возникают на этапе проверки вее­ров (их очень немного, практически нет), и те ошибки, ко­торые образуются при проверке части С, называются ошибками проверки.

Имейте в виду — во время апелляции в региональной конфликтной комиссии ошибки проверки вееров, скорее всего, найти не удастся. Но можно будет обнаружить со­мнительно записанный ответ (см. ответ на вопрос 42).

И последнее. Не следует забывать, что самый лучший эксперт — тоже обычный человек. И тоже уставший.


И может случиться так, что у него тоже не самый хоро­ший почерк. Как вы думаете, к кому попадают бланки по­сле проверки двумя-тремя экспертами? Правильно. Ко­нечно, к верификатору. И история повторяется. Правда, справедливости ради следует заметить, что здесь верифи­катору работы совсем мало. Ведь эксперты не пишут раз­вернутые тексты, а почерки у них, как правило, разборчи­вые. Но все же и здесь возможны технические ошибки, исправлять которые уже некому.

После экзамена все бланки стекаются в РЦОИ. После про­верки части С экспертами региональной комиссии все резулъта-


ты стекаются в ФЦТ. Здесь идет окончательный подсчет бал­лов и вычисление итогового балла ЕГЭ по стобалльной шкале для каждого выпускника. Федеральная предметная комиссия переда­ет в ФЦТ исходные тексты заданий до экзамена и проверяет веера после него. Апелляция проводится только по части С. По части А и В — техническая сверка. После апелляции измененные данные снова поступают в ФЦТ.

Сухой остаток

После чтения этих строк у вас могло сложиться оши­бочное мнение, что вся процедура обработки результатов ЕГЭ — сплошной кошмар и праздник случайности, где не­счастные верификаторы только и делают, что разгадыва­ют таинственные руны, эксперты все время расходятся во мнениях, а компьютеры непрерывно ошибаются. Все это не так. На самом деле количество ошибок и сомнитель­ных случаев при сканировании и верификации очень не­велико — десятые доли процента.

Эксперты тоже расходятся в оценках не часто. В сред­нем третьему эксперту на перепроверку работ по матема­тике достается четыре-пять заданий из пятисот — около одного процента. Все не так уж плохо.

И все равно после верификации, после всех перепро­верок могут остаться и остаются технические ошибки и ошибки проверки. Совсем чуть-чуть. Для устранения этого «чуть-чуть» необходима апелляция. Чтобы, по возможности, исключить и этот последний процент со­мнений.

Теперь вы точно знаете, на каком этапе и почему при обработке ваших бланков ЕГЭ могут возникнуть ошибки, которых вы сами не допускали. Поэтому вам, мой друг, сейчас уже ясно, зачем нужно идти на апелляцию ЕГЭ по­мимо уважительной цели удовлетворить свое здоровое лю­бопытство.

2-9517 33


1. Нужно убедиться в том, что при сканировании и ве­рификации не допущено ошибок, а если они допущены — устранить их в том случае, если это вам выгодно (или вы считаете, что это нужно и правильно).

2. Нужно убедиться в том, что проверка заданий части С проведена правильно, что эксперты полностью разобра­лись в ваших рассуждениях и записях. Если это не так, то на апелляции несправедливость или недопонимание нужно устранить.

К апелляции нужно готовиться так же, как к любому намеченному испытанию в жизни. Подробно об этом ска­зано ниже, но уже сейчас вы должны понимать, что, придя на апелляцию, нужно быть готовым быстро разобраться, что к чему в вашей работе. Вы должны хорошо знать зада­ния, в которых могут оказаться ошибки или недочеты.

Как же так, — спросите вы, — ведь с экзамена не разре­шают выносить даже черновики. Ведь туда нельзя пронес­ти даже клочок туалетной бумаги. Телефонами пользо­ваться нельзя. Как же я могу их знать?

Кстати, многие все же находят возможность пользо­ваться телефоном. И это очень и очень неправильно. Я ду­маю, что вам не следует даже пытаться нарушать режим экзамена. Последствия могут оказаться крайне грустными для вас. Этот риск не стоит весьма сомнительного выиг­рыша. Сомнительного, потому что развернутая внятная консультация по телефону за считанные минуты практи­чески невозможна.

Но ведь у вас есть память. Перед тем, как сдать работу, еще раз внимательно ее прочтите, постарайтесь запомнить условия заданий. Проверьте свои ответы — в те ли клетки они записаны. Проверьте, разборчиво ли читаются симво­лы на бланках. Проверьте номер варианта — разборчиво ли вы его написали. Это нужно сделать в любом случае.

Могу дать еще один совет: выйдя из аудитории, где вы писали экзамен, немедленно достаньте из своей сумки за-


ранее приготовленный блокнот, ручку и быстро-быстро по свежей памяти запишите условия заданий, что вы помните. Если вы действительно работали на экзамене, решали за­дачи, то вы удивитесь, насколько много вы помните. Сде­лать это нужно в течение нескольких минут — до встречи с родителями, с друзьями, до того момента, когда вас захле­стнут эмоции после экзамена.

В конце концов, можно попытаться во время экзамена записать условия заданий на руке. Таким образом, вы смо­жете вынести условия заданий из аудитории, не нарушив ни одного пункта правил проведения экзамена.

Придя домой, все перепишите начисто. Эти записи по­требуются вам самим, чтобы еще раз проанализировать, на­сколько хорошо вы написали работу. Тем более записи бу­дут нужны, когда вы ознакомитесь со своими результатами и будете думать, подавать апелляцию или нет.

Как устроена апелляция

Любое недопонимание или несправедливость по отно­шению к вам нужно найти и устранить на апелляции. Если вы думаете, что это очень сложно, вы ошибаетесь. Самое главное — подать апелляционное заявление. А сама проце­дура апелляции ЕГЭ очень хорошо отработана. Она может пройти даже без вас, если вы этого захотите.

Апелляции участников ЕГЭ по поводу несогласия с результатами экзамена рассматривает региональная конфликтная комиссия. Она руководствуется инструк­циями, разработанными федеральными органами и дейст­вующими на протяжении уже нескольких лет. В компетен­цию комиссии входит техническая сверка номера варианта, ответов на задания части А и части В, а также проверка правильности оценки части С.

Сама процедура рассмотрения апелляций в Москве состояла из двух этапов: показа работ и разбора вашего

2* 35


заявления в конфликтной комиссии. В других регионах регламент работы конфликтной комиссии может быть другим.

Первый этап — показ работ — проходит любой участ­ник экзамена, пришедший на апелляцию (апеллянт). Вы имеете возможность увидеть еще раз свою работу, выстав­ленные баллы, задать вопросы, обсудить свои решения и просить повысить балл. В ходе показа работ эксперты вы­рабатывают рекомендации для конфликтной комиссии, следует отклонить вашу апелляцию или удовлетворить ее.

Под удовлетворением апелляции понимается любое изменение. Например, может быть изменен балл проверки задания в части С. Может быть исправлена техническая ошибка в номере варианта или ответе на задание в части А или В.

Второй этап — заседание конфликтной комиссии суще­ствует для принятия окончательного решения. Те, кто счи­тает, что на показе работ к нему отнеслись несправедливо и что баллов должно быть больше, могут присутствовать на заседании конфликтной комиссии лично. Обычно на засе­дание приходит уже совсем немного апеллянтов и их роди­телей. Это довольно нервное мероприятие, к которому во­все не следует стремиться.

На показе работ вам, скорее всего, даже не придется ни­чего объяснять и ни о чем просить. Специалисты — их тоже называют экспертами — сами все внимательнейшим обра­зом проверят. Экспертов, которые займутся вами на показе работ, обычно двое. Вы, конечно, помните, что эти экспер­ты не упали с луны, а живут в том же городе, что и вы. Мо­жет быть, даже в соседнем доме. И у этих экспертов нет ни малейшего желания вас «валить».

В особо сложных случаях вы сможете помочь экспер­там разобраться. Они могут задавать вам вопросы, если им что-то непонятно в вашей работе — неразборчивые слова или символы, непоследовательные записи или рассужде-


ния. Однако помните: ваши устные ответы не могут слу­жить поводом для изменения оценки; они нужны экспер­там, только чтобы разобраться в ваших записях.

Не нужно думать, что эксперты с радостыр пойдут вам навстречу и дадут вам еще один-два балла с широкой улыбкой на лице просто потому, что вы пришли и вежливо попросили. Нет, конечно. Они будут добросовестно прове­рять вашу работу, вникать в запись ваших рассуждений, искать ваши ошибки и ошибки проверки, но ставить лиш­ние баллы просто так, из воздуха, они не намерены. Во-первых, у них есть вполне определенные критерии оцени­вания работ, во-вторых, они любят свою науку, ценят свою компетентность и уважение коллег. Чтобы как-то изменить (повысить, а тем более, — понизить) вам балл, экспертам нужны серьезные основания. Их-то они и ищут, читая ва­шу работу.

Если ваша цель не столько разобраться, сколько полу­чить дополнительный балл во что бы то ни стало, а экспер­ты категорически не согласны, то у вас есть еще один почти призрачный шанс. Этот шанс — личное участие в заседа­нии конфликтной комиссии. Впрочем, мы уже об этом го­ворили.

Я искренне надеюсь, что все ваши недоумения быстро, рассеются на показе работ, и на конфликтную комиссию вы не пойдете.

Но предположим, что дело все же дошло до заседания конфликтной комиссии. Сейчас вам нужно знать только одно. Решение на конфликтной комиссии принимают не эксперты по предмету, который вы сдавали. Изменить балл или нет, решает комиссия по результатам голосова­ния. Председатель конфликтной комиссии, как правило, авторитетный руководитель какого-либо регионального образовательного органа. Это может быть ректор инсти­тута или начальник управления образования. Конечно, на заседание конфликтной комиссии приглашается эксперт-


консультант по предмету. Его голос там учитывается, но не является решающим. Поэтому, чисто теоретически, решение конфликтной комиссии может быть не связано с тем, насколько хорошо или плохо написана работа выпу­скника.

До апелляции

Апелляция, быть может, немного менее ответственна, чем выполнение экзаменационной работы, но все же доста­точно ответственна для того, чтобы к ней приготовиться во всех смыслах.

Апелляция — часть процедуры экзамена, а вовсе не ме­сто, где «машут кулаками после драки», выясняют отноше­ния или спорят.

Упражнение. Докажите самостоятельно, что апелля­циячасть экзамена.

Прочитав предыдущую главу, вы уже, вероятно, поня­ли, кем, как и для чего проводится апелляция. Осталось ра­зобраться в мелочах. Например, пока совершенно не ясно, следует ли именно вам идти апеллировать. Тем более вы не можете этого знать, поскольку еще не сдавали экзамен.

Но предположим, что час X наступил и уже прошел. В какой-то день вы вместе с другими участниками ЕГЭ при­шли в ППЭ (пункт проведения экзамена), сели на стул в указанной вам аудитории, получили бланки, выслушали вступительное слово организатора в аудитории, получили текст заданий и выполнили работу так, как смогли.

Представьте себе все это.

Представьте себе также, что через несколько дней вы зашли на сайт http://www.ege.edu.ru, ввели серию и номер своего паспорта, вошли на страницу, где опубликованы ваши результаты и... оторопели, увидев, к примеру, такую картину:


Откуда ошибка в А5? Почему 0 баллов за В6?! Почему только один балл за С4?П

Не для того, чтобы успокоить вас, а только чтобы объ­яснить, что все происходящее вполне естественно, скажу,


что по моим наблюдениям, больше половины участников экзамена поначалу не понимает, почему у них не засчитаны те или иные задания. Почти каждый участник экзамена считает, что он сделал гораздо больше и лучше, чем на са­мом деле.

Допускаю, что еще через несколько минут вы справи­тесь с первым изумлением и растерянностью. Скорее всего, эти чувства сменятся либо возмущением, либо любопытст­вом. И именно в этот момент вам и вашим родителям сле­дует задуматься об апелляции всерьез.

Тут у вас в голове возникнут десятки вопросов, на ко­торые вы не знаете ответа. Эти вопросы, поверьте, возни­кают не только у вас, но и у всякого человека, оказавшегося в вашем положении. Вопросы эти естественны, традицион-ны, и большую часть из них я могу задать за вас.

В этот момент вам и пригодятся записи, что я предлагал вам сделать сразу после экзамена и перенести в специаль­ный блокнот. Впрочем, с ними нужно поработать заранее (см. ответ на вопрос 18).

Ниже я попытаюсь ответить на ваши еще не возникшие и незаданные вопросы, по мере возможности предвосхищая их появление.

Вопрос 1. Зачем именно мне нужна апелляция?

О т в е т. Не знаю. Предположим, что:

S ваши собственные результаты на экзамене вам совер­шенно безразличны;

S вы считаете, что вам засчитали столько баллов, на сколько вы рассчитывали (или даже больше);

■/ ЕГЭ, по вашему мнению, никак не влияет на вашу дальнейшую судьбу. Тогда, вероятно, апелляция вам не нужна. Если же, хоть

одно из этих условий не выполнено, то апелляция — для

вас. Я думаю, что вы внимательно прочли рассказ о вери-


фикации и проверке вееров. Тогда вы понимаете, что

ошибка в распознавании ответа может закрасться куда

угодно и когда угодно без всякого вашего участия. Апелляция даст вам возможность:

•S еще раз посмотреть на свою работу;

S проверить, нет ли технических ошибок при распознава­нии ваших ответов;

S поговорив с неглупыми людьми, убедиться в том, что баллы начислены верно, что те, кто проверял вашу ра­боту, ничего не упустили и были справедливы;

S если это не так, отстоять свою точку зрения и получить свои кровные недостающие баллы.

Вопрос 2. Я не собираюсь поступать в институт, а результат ЕГЭ меня устраивает, зачем мне идти на апелляцию?

Ответ. Возможно, действительно лучше оставить все как есть и никуда не ходить. С другой стороны, вспомните, что сейчас результаты ЕГЭ действительны два года. А может оказаться так, что результаты вашего экзамена будут Дейст­вовать несколько лет. Вы уверены, что и через год или два у вас не возникнет желание или необходимость поступить в вуз, техникум, на курсы или куда-нибудь еще учиться?

Если вероятность такого исхода есть (а она есть почти всегда), то сходить на апелляцию не помешает, если у вас имеются сомнения в полученных баллах.

Вопрос 3. Мне все говорят, что нечего апеллировать — все равно ничего не добьюсь, только время потеряю

Ответ. Интересно, где эти люди раздобыли хрусталь­ный шар? Им бы транслировать мысли зеленых человечков или предсказывать погоду на год вперед. Внимательно прочтите главу «Абсолютно необходимые сведения». Те,


кто берет на себя смелость утверждать, что вы ничего не добьетесь на апелляции, откуда-то наверняка знают, что ваши ответы безошибочно сканированы.

И даже если с частями А и В все в порядке, но в части С вы написали какие-то мысли, сделали хотя бы часть зада­ния, не следует слушать друзей, которые все заранее знают. Им-то ваши баллы точно безразличны.

А вам не безразличны? Идите апеллировать. Еще раз повторяю: подавая заявление на апелляцию, вы не являе­тесь склочником, не предъявляете пустые требования. Нет, вы всего лишь осуществляете свое безусловное право быть полностью информированным о результатах провер­ки вашей работы.

Можно сформулировать абсолютное правило, когда вам на апелляцию идти точно не нужно.

1. Вам засчитали все задания типа А и В.

2. Вам поставили максимальный балл за все задания части С, которые вы выполняли.

Вопрос 4. А мне все говорят, чтобы шел на апелляцию. Говорят, что там всем добавляют баллы. Правда?

Ответ. Добавляют отнюдь не всем. Конфликтная ко­миссия может добавить вам балл, если этого заслуживает ваша работа. Ну, может быть, в каких-то невероятных ис­ключительных случаях конфликтная комиссия может учесть факторы, не относящиеся к вашей работе непосред­ственно. Направо и налево баллы не добавляют. Я могу здесь ошибиться, но полагаю, что в 2008 году в Москве по математике удалось повысить балл 4-6 % апеллянтов. По русскому языку этот показатель несколько выше. Но если вы сочтете эти проценты высокими, не спешите переводить их в шансы. Дело в том, что апелляция не лотерея. Раздача баллов идет не случайным образом, а очень взвешенным порядком.


Вопрос 5. Я решил: пойду запишусь на апелляцию. Какие

документы мне нужны?

Ответ. У вас должен быть с собой паспорт. А еще — ма­ленькая бумажка (информационный листок), которую вам дали в пункте проведения экзамена. В информационном листке написано, что в таком-то месте в такое-то время вы сдавали ЕГЭ по такому-то предмету и, уходя, сдали бланки своей работы.

Этих двух документов достаточно.

Если по какой-то причине вы не имеете каких-то доку­ментов, не расстраивайтесь.

Если у вас нет информационного листка, вы можете просто сказать в пункте подачи апелляций (регистрации апеллянтов), что, где и когда вы сдавали.

Если у вас нет паспорта (украли, потерян и т.п.), ситуа­ция, конечно, хуже. По своему опыту знаю, что в этом случае у вас, скорее всего, нет и справки об утрате или краже пас­порта — в милиции очень неохотно дают такие справки. Но вам годится любой документ, удостоверяющий вашу лич­ность. Таким документом может быть заграничный паспорт.

Предположим, что и загранпаспорта у вас тоже нет. Пусть будут паспорта родителей и ваше свидетельство о рождении.

Наконец, рассмотрим самую ужасную ситуацию, когда у вас нет каких-то документов, и в пункте подачи апелля­ций вам на этом основании отказывают. Узнайте телефон и адрес региональной конфликтной комиссии. Позвоните туда. Это не поздно сделать даже тогда, когда апелляция уже идет. Даже в последний день, но лучше — раньше. По­звоните в конфликтную комиссию, расскажите о своей си­туации. Я думаю, что вам помогут.

Вопросб. Как подать апелляцию?

Ответ. Это как раз та информация, которую среди прочих сообщений вы должны получить в начале экзамена


прямо в школе, где экзамен проходит. Эту информацию обязан вам сообщить организатор экзамена в вашей ау­дитории.

Как правило, запись на конфликтную комиссию прово­дится в течение нескольких дней после объявления результа­тов экзамена на сайте http://www.ege.edu.ru. В 2008 году на' это отводилось 3 дня. По положению рекомендуемый срок составляет не менее трех дней после объявления результатов.

В каждом муниципальном или административном окру­ге есть место, где проводится такая запись. Адрес и телефон этой организации вам и должны сообщить на экзамене. На­пример, в Москве в 2008 году запись на конфликтную ко­миссию осуществлялась в окружных методических центрах.

Когда вы пойдете записываться на апелляцию, не за­будьте паспорт (при отсутствии паспорта — загранпаспорт, свидетельство о рождении). Документ, удостоверяющий личность, вам потребуется.

Помните, что когда вы будете заполнять заявление, вам нужно будет указать, пойдете вы в одиночестве или при­гласите с собой маму или папу. Регламент апелляции пре­доставляет вам возможность пригласить с собой одного законного представителя ваших интересов (см. ответы на вопросы 6-12).

В документах, регламентирующих ЕГЭ, сказано, что вы можете подать апелляцию непосредственно руководителю того образовательного учреждения, в котором выпускник (поступающий) ознакомился с официальными результата­ми ЕГЭ. Этот руководитель должен сразу же передать текст вашей апелляции в конфликтную комиссию по телефону, факсу или электронной почтой, а затем немедленно органи­зовать доставку в комиссию подлинника вашего заявления.

На вашем месте я бы не полагался на все эти «сразу же» и «моментально». Хотите сделать хорошо — сделайте сами. Придите и подайте апелляцию лично в пункте приема апелляционных заявлений.


Бланк заявления. Если вы поставите галочку «в моем присутствии», то ваше­го представителя могут не пустить на показ работ. Если вы по­ставите галочку «в присутствии лица», то пустят и вас, и ва­шего законного представителя. Если вы поставите галочку «без меня», то вашу работу рассмотрят без вас, хотя, если вы при­дете, то, скорее всего, против вашего присутствия возражать не


будут. Если вы поставите две галочки или три галочки, то ко­миссия будет действовать по обстоятельствам. Например, если вы поставите галочку «в моем присутствии» и «без меня», то вас будут ждать. Если не дождутсярассмотрят работу без вас, а вы уже не сможете предъявить претензии по поводу того, что вас не дождались.

Если по какой-то причине вы не смогли подать апел­ляцию в указанном месте в указанное время, не падайте духом. Пока апелляция идет, вы можете прийти и запи­саться уже на месте — там, где работает конфликтная ко­миссия. Там тоже есть запись или хотя бы необходимая вам информация. Если вы пришли не в последний день работы, скорее всего вас запишут на завтра или послезав­тра. Если вы пришли в последний день, то вас все равно, вероятно, примут, даже если запись формально окончена. Но рисковать не следует. Лучше подать апелляцию как можно раньше.

Когда вы зарегистрируетесь в списках апеллянтов, у вас на руках окажется ваше апелляционное заявление (о несо­гласии с результатами ЕГЭ) и еще один информационный листок — памятка.

В памятке указано, куда, в какой день и в котором часу вам следует приехать. А в заявлении указано, собираетесь ли вы апеллировать в одиночку, с родителями, или дове­ряете эту процедуру своему законному представителю (см. вопросы 8-13). Что выбрать — не знаю. Помните лишь, что если вы указали присутствие мамы или папы, то можно прийти и одному. А вот если вы указали, что вы один, то ваших родителей на показ работ, скорее всего, не пустят.

Если вы указали, что просите рассмотреть работу без вас, то комиссия так и поступит, скорее всего. В этом слу­чае будет проведена только техническая сверка частей А и В (см. ответы на вопросы 12,13,41 и 42). Пункт «Без меня» есть смысл выбирать только тогда, когда вы вообще не при-


ступали к части С или заведомо ничего хорошего в этой части не сделали.

Трудное слово

Заявление вам предоставляют уже готовое — на бланке. Остается вписать только свою фамилию, некоторые дан­ные и поставить галочки. Гораздо правильнее было бы за­ставить апеллянта писать заявление полностью. Уже то­гда можно было бы избежать многих и многих бесполезных апелляций, хотя бы по русскому языку.

Если бы я принимал апелляции по русскому, я бы с осо­бым вниманием отнесся к тем, кто написал слово «апелля­ция» без ошибки.

Однажды поступило заявление от директора школы №ХХХ с просьбой пересмотреть результаты какого-то тестирования школьников по русскому языку. Начиналось оно словом «Аппеляция». Подписано заявление было дирек­тором и учителем русского языка. Пришлось ответить, что «аппеляции» мы не принимаем.

Другой занятный случай. В приемной комиссии МАИ в качестве рабочей силы используются, разумеется, сту­денты. Это для них что-то вроде практики. Второкурсни­це Алле поручили написать объявления-указатели «НА АПЕЛЛЯЦИЮ» и расклеить при входе. Утром, придя в ин­ститут, я застыл перед огромной черной надписью на розо­вом фоне:

НА ЭПИЛЯЦИЮ -»

Рекламные ролики достигли цели. Слово «эпиляция» Ал­ла знала хорошо. Она даже не поинтересовалась, кто и за­чем в приемной комиссии МАИ делает эпиляцию. Раз дела­ют, значит нужно.


Вопрос 7. Если подал апелляцию, а потом решил, что не пойду, нужно ли мне сообщить об этом?

Ответ. Предположим, вы рассчитывали получить на экзамене 15-20 баллов. И вдруг узнаете, что вам начисли­ли 25. Разумеется, это не повод отказываться от апелляции. Но предположим, что все же вы решили не тратить время. Можно просто не пойти, хотя вы уже записались. Ничего ужасного не случится.

Всего лишь будет зря распечатана и доставлена экс­пертам копия вашей работы, а также ваши протоколы, бланки проверки и другие документы. Десять минут, от­веденные на беседу с вами, пропадут: ведь никому дру­гому это время не назначено. Вашу фамилию будут впус­тую выкликать десятки раз. Ну, может быть, не очень впустую — эксперты получат возможность сделать крат­кую передышку.

Все же было бы очень мило с вашей стороны, если б вы не поленились, набрали номер телефона РЦОИ (он должен быть в памятке) и сообщили о своем отказе от апелляции. Все зависит от вашей вежливости и интеллигентности.

Вопрос 8. Кто такой законный представитель?

Ответ. Очевидно, вашим законным представителем может быть один из ваших родителей. Если вы хотите пой­ти не одни, а с кем-то из родителей, то — пожалуйста. Только помните, что в заявлении об апелляции вы должны были это указать.

И тот из родителей, кто сопровождает вас на показ ра­бот, тоже должен иметь с собой паспорт. Если вы не вписа­ны в паспорт родителей — ничего страшного, обычно дос­таточно совпадения фамилий. А вот если. у родителя, пошедшего с вами, другая фамилия, нужно запастись до­кументом, подтверждающим родство. Например, помимо


паспорта можно взять с собой свидетельство о рождении. Там написано, кто ваши папа и мама.

Если фамилия вашей мамы менялась уже после выпи­сывания вашего свидетельства о рождении и это не отра­жено в документах, попросите маму прихватить документ о смене фамилии (чаще всего это свидетельство о браке или расторжении брака). То же касается случая, когда нужно подтвердить, что ваш папа — это действительно ваш папа.

Говоря проще, родители, сопровождающие вас на апел­ляцию, должны иметь с собой документы, достаточные для подтверждения того факта, что они ваши родители.

Бывает так, что отец (или мама) не может подтвердить факт родства, поскольку оно отсутствует — отец не родной. В этом случае нужна нотариально заверенная доверен­ность, подтверждающая тот факт, что сопровождающее вас лицо (отчим, например) является вашим законным пред­ставителем.

Но законным представителем может быть не только мама, папа или отчим. Любой взрослый человек может стать вашим законным представителем при определенных условиях. А именно, должна существовать нотариально заверенная доверенность о том, что некто (например, Иванов Иван Петрович) представляет ваши интересы (скажем, Петрова Петра Ивановича) на конфликтной ко­миссии ЕГЭ в таком-то году. Если вам еще нет 18 лет, то подпись, удостоверяющая добровольность и законность документа, должен поставить папа, мама или опекун. То есть тот, кто уже является вашим законным представите­лем.

По такой доверенности (ее можно оформить в любой нотариальной конторе) вы можете взять с собой директора шкрлы, учителя математики, соседа, семейного адвоката, старшего брата-боксера или президента Боливии.


В конфликтную комиссию ЕГЭ_________________

(ренюн)

От ф. РФ ФИО, _____________ 19____ года рождения,

паспорт____________ ■, выдан _____________ 20_________

года, зарегистрированного по месту жительства по
адресу: ____, ______________,

гр. РФ ФИО, ____________ 19______ года рождения,

паспорт____________, выдан_______________ 20__________

года, зарегистрированной по месту жительства по
адресу:_______________________

СОГЛАСИЕ

Настоящим даем свое согласие на разрешение спорных вопросов в конфликтной

комиссии ЕГЭ _________,______ в период с «» _____________ '_ _______ 20____ года по «»

(регион)

__________________ 20____ года нашим (ей) несовершеннолетним (ей) сыном (дочерью)

гр. ФИО,«»_________________ 19___ года рождения, в сопровождении гр. ФИО___________________.

Место, дата и год подписания документа прописью.

ДОВЕРЕННОСТЬ

.Место подписания доверенности, дата подписания доверенности прописью.

Я, гр. РФ ФИО,____,, ___ 19___ года рождения, место рождения__ _■ __________, пол ____,

паспорт___________, выдан________ 20___ года, код подразделения______ _, зарегистрированная (ый) по

месту жительства по адресу;_____________,

действующий с согласия матери (отца) ip. РФ ФИО__________ 1 9,., года рождения, место рождения

__________, пол, паспорт_____________, выдан_________ 20___ года, код подразделения_________,

зарегистрированной (ого) по м







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.