Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Честный обмен по формальным признакам





Один раз, будучи экспертом, я применил угрозу сниже­ния балла в довольно необычной ситуации. И даже всерьез был готов воплотить ее в жизнь.

Было исписано восемь или десять листов. Работа обе­щала быть интересной. Довольно быстро я убедился, что


самое трудное задание С5 разумная и способная девушка Светлана решила абсолютно верно, хотя и несколько не­обычным способом. За это задание я смело добавил два бал­ла к тем двум, что уже стояли.

Светлана преисполнилась доверием ко мне и довольно настойчиво спросила, не возьмусь ли я поднять балл и за за­дание С4 (стереометрическая задача). В этой задаче была спорная ситуация. Конечно, при огромном желании, просто-таки гигантском, можно было поставить высший балл, но все же мне решение не нравилось: оно было каким-то куцым. Начав спрашивать Светлану подробно, я обнаружил в ее рассуждениях ошибку, которая не повлияла на ответ. Ско­рее, было две ошибки. Одна из них уничтожала вторую (как будто два раза забыли минус). Поскольку решение было на­писано не слишком подробно, эти ошибки не нашли явного отражения в работе. Я внятно объяснил ей, почему не буду поднимать балл.

И тут Света перешла в наступление. Мол, в работе все в порядке. Ставьте балл и все. Слух мой резанул оборот «по формальным признакам», несколько непривычный в устах столь юного создания. Но взгляд мой уже лежал на задании СЗ, которое мне показалось очень странным. И ответ не­верный. Однако при проверке за это задание было поставле­но 3 балла. Внимательно вчитавшись, я нашел в самом нача­ле грубую логическую ошибку. Почему работа была плохо проверена — вопрос другой.

Тогда я предложил Светлане компромисс — я добавлю балл за С4, но, если уж быть формалистом, то до конца. Одновременно я сниму балл за СЗ. А по гамбургскому счету нужно снимать даже два балла.

— Итак, милая барышня. Я готов повысить вам оценку за С4 на балл. По перечисленным вами формальным призна­кам. По таким же формальным признакам одновременно я сниму два балла за задание СЗ.


Тут же весь формалистский пыл куда-то подевался. И Светлана принялась рассуждать неформально.Давайте оставим все, как есть. Я же говорю — разумная и способная девушка. Молодец.

Отличие описанной ситуации от других состоит в том, что я действительно был готов понизить балл за задание.

Истории о пониженных баллах передаются изустно, как легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Само по себе такое мифотворчество свидетельствует о том, что случаи понижения баллов невероятно редки.

Что может послужить их причиной? Не знаю. Могу предположить, что во время апелляции особенно агрессив­ного и невоспитанного молодого человека эксперты нашли ненулевую оценку, поставленную за пустой лист, но апел­лянт продолжал грубить и требовать странного. Но это лишь мои домыслы.

Вопрос 26. Репетиционный экзамен я сдал на отлично. Два раза. А ЕГЭ — еле-еле на тройку. Как так? Это обман!

Ответ. Эта ситуация характерна для ЕГЭ 2008 года по математике. Очень многие весьма неплохо справились с репетиционными экзаменами, а сам ЕГЭ сдали намного хуже.

Здесь есть несколько возможных объяснений. Наличие нескольких объяснений, как правило, говорит о том, что нет ни одного настоящего. Это правда. Я не знаю точно причину, по которой это произошло именно с вами. Могу лишь кратко обрисовать возможные причины, а какая из них ваша — выбирайте.

1. Вы тщательно готовились к экзамену, причем именно к ЕГЭ. Вы решали задачи предложенных вариантов про­шлых лет. Вы уверены в том, что у вас «правильные книж-


ки», хорошие преподаватели. Таким образом, вы были хо­рошо и качественно подготовлены... к репетиционному ва­рианту, который используется уже неоднократно и пре­красно известен преподавателям, опубликован в книгах и журналах. Такой вариант не один — их несколько, они соб­раны по близким планам и потому очень похожи друг на друга. А настоящий вариант ЕГЭ оказался другим. Он был собран по другому плану. Если бы репетиционные вариан­ты собирались по тому же плану (по той же специфика­ции), что и настоящий вариант — такая ситуация была бы невозможна. Но далеко не по всем предметам каждый раз используются новые репетиционные варианты. Иногда бы­вает, что используют прошлогодние.

2. Вы не готовились специально к ЕГЭ. Вы просто изу­чали предмет, выполняли задания, читали учебники, слу­шали преподавателей. Попросту сказать — вы учились. То­гда вам все равно, какой вариант ЕГЭ сдавать — репетиционный, пробный, предварительный или настоя­щий. В этом ваше преимущество. Однако когда были опуб­ликованы результаты ЕГЭ предыдущего года, федеральная предметная комиссия (авторы вариантов) увидела, что слишком много участников экзамена получили очень вы­сокий балл. Таким образом, в задание на разработку вари­антов этого года был включен пункт «сделать варианты труднее». Это и было реализовано. Поэтому вариант ЕГЭ действительно оказался объективно сложнее, чем все про­шлогодние и репетиционные.

3. Наконец, третья причина. Хотя репетиционный эк­замен по своей процедуре максимально приближен к ре­альному, вы, сдавая пробный (репетиционный) ЕГЭ, все же сознавали, что это тренировка. А когда экзамен идет всерь­ез, эмоциональное состояние человека меняется. Помните, что такое экзаменационный синдром? Очень немногим людям удается сохранить трезвое и холодное мышление в условиях экзаменационного стресса. Обычно человек на


экзамене делает такие глупости, какие не смог бы совер­шить в обычной обстановке.

Причиной вашей неудачи стало одно из этих обстоя­тельств или их комбинация — я не знаю. Вам виднее. С другой стороны, могу немного успокоить. Если вариант ЕГЭ действительно оказался существенно труднее репети­ционных вариантов, то не вы один сдали ЕГЭ хуже, чем ожидали. Так произошло со всеми или с очень многими. А это означает, что ваш неудачный результат не повлияет на ваш итоговый балл ЕГЭ. Процедура обработки ЕГЭ такова, что учитывает не только степень выполнения работы, но и ее сложность: чем сложнее вариант, тем выше итоговый балл у тех, кто писал этот вариант.

Вопрос 27. Я получил 60 баллов за 17 заданий, а мой друг получил 62 балла за 16 заданий. Это уж точно обман!

Ответ. Как хорошо, что вы задали именно этот во­прос. Я с удовольствием на него отвечу.

Такую ситуацию называют инверсией балла (от латин­ского слова inversio — переворачивание). Газеты и Интер­нет еще два-три года назад кричали о таких фактах. Как же так? — кто сделал больше, получил меньше! Вопиющая не­справедливость. Успокойтесь, друг мой. Здесь нет никако­го обмана.

Я просто еще раз напомню то, о чем говорил уже дваж­ды: процедура обработки экзамена учитывает объективную сложность варианта. Ваш друг писал более сложный вари­ант. И поэтому его 16 заданий дали больший балл, чем ва­ши 17 заданий. В ходе обработки вычисляется некоторая средняя сложность варианта и по ней вносятся поправки в результаты ЕГЭ, которые иногда приводят к инверсиям.

Такая ситуация совершенно нормальна. К сожалению, очень редко когда удается разъяснить это участникам эк-


замена, родителям и учителям. И уж совершенно невоз­можно объяснить это журналистам. Серьезное и более-менее подробное разъяснение механизма расчета поправок требует знания математики отнюдь не на уровне средней школы.

Поэтому в 2008 году расчет баллов ЕГЭ велся по не­сколько измененной методике, в которой инверсия баллов (больше баллов за меньшее число заданий) невозможна. Как раз это и несправедливо. Зато понятно широкой обще­ственности. Таким образом, в нынешнем году, если вдруг все не поменяется еще раз, у вас инверсий не будет.

Если все же инверсия с вами и вашим другом произош­ла, то вам непременно нужно пойти на апелляцию для того, чтобы внимательнейшим образом проверить, не допущены ли технические ошибки при обработке вашей работы.

На апелляции

Вопрос 28. Я забыл паспорт дома. Что делать?

Ответ. Все зависит от того, в какой момент вы обна­ружили, что у вас с собой нет паспорта.

1. Как только вы вышли из дома, Если так, то немед­ленно вернитесь за паспортом. Если вы забыли не паспорт, а заявление — вернитесь все равно.

2. На полдороге. Звоните домой или на работу маме или папе, другу, подруге. Просите их привезти вам паспорт уже к зданию конфликтной комиссии. Когда вы подойдете туда сами (это случится, конечно, намного раньше, чем вам привезут паспорт), объясните дежурному в дверях, что произошло. Вам передвинут время апелляции. Вас подож­дут. Если звонить некому и послать за паспортом некого, возвращайтесь домой. Возьмите паспорт и езжайте на апелляцию снова. Даже если вы опоздаете на два-три часа,


ничего ужасного не случится. Дежурная, возможно, вас от­ругает. И будет права.

Ничего страшного не произойдет, даже если вы опо­здаете к закрытию конфликтной комиссии. Приходите зав­тра. Объясните, что случилось. Вас не прогонят. Единст­венный случай, когда я не знаю, что делать, — если вы значительно опаздываете к закрытию конфликтной комис­сии в последний день ее работы. Постарайтесь избежать этого. И вообще — не нужно забывать паспорт. Попытай­тесь также не забыть дома заявление. Но вот возвращаться за ним с полдороги не следует. Если вы зарегистрирова­лись как апеллянт, то отсутствие заявления лишь ненадол­го усложнит процедуру — ваше имя должны будут разы­скать в списках.

Если же вы оставили дома информационный листок — памятку, не переживайте. Этот листок нужен только вам. Там всего лишь напечатано- время, когда вас приглашают на показ работ.

3. Отсутствие паспорта обнаружено уже на пороге здания конфликтной комиссии. Здесь нужно действовать, как в предыдущем случае — известить о случившемся де­журного, просить перенести вам апелляцию на два-три часа или на следующий день. Затем нужно сделать так, чтобы паспорт вам привезли или ехать за ним самому. Самая не­приятная ситуация возникает, если конфликтная комиссия работает последний день и вот-вот закончит работу. С по­мощью дежурной добейтесь возможности поговорить с ру­ководителем показа работ или председателем конфликтной комиссии. В общем и целом, все зависит от него. Возмож­но, он сумеет найти выход из трудного положения, в кото­рое вы сами себя поставили.

Забытый паспорт

Однажды я сдавал вступительный экзамен по матема­тике в институт. Я был серьезным молодым человеком.


У меня был черный дипломат из мягкого кожзаменителя. Дипломатплоский чемоданчик с пластмассовой ручкой — тогда носили все старшеклассники в школу. Это было не просто модно. Это было совершенно необходимо для под­держания самоуважения на минимально приемлемом уров­не. Теперь место дипломатов заняли легкомысленные сумки. Только первоклассники по-прежнему верны своим ранцам.

С дипломатом я ездил в приемную комиссию, на кон­сультации, на собрания абитуриентов. Туда-сюда, туда-сюда. Паспорт все время был в дипломате в специально отведенном ему карманчике под крышкой. Каждый раз нужно было предъявлять его при входе, чтобы подтвер­дить, что яэто действительно я.

Накануне экзамена мой отец увидел паспорт в дипло­мате и решил, что я храню паспорт недостаточно бережно. Тогда он вынул паспорт и аккуратно убрал его в хорошее место. Но только я об этом не знал, а он забыл мне сказать.

Утром я проснулся, схватил дипломат и поехал сдавать экзамен. Первый экзамен. По алгебре. Приезжаю, а паспор­та НЕТ. Тогда в моих глазах это была вполне реальная воз­можность остаться без высшего образования вовсе.

Мобильную связь еще не изобрели, и я бросился искать телефон-автомат и двухкопеечную монету.

Но все решил человеческий фактор, как теперь принято говорить. Замечательный человек Анна Романовна — за­меститель декана факультета, как я узнал позже — прове­ла меня непосредственно в деканат через заградительные отряды дежурных, подозрительно смотревших на беспас­портного бомжа (слово бомж тогда еще не было придума­но). В деканате стоял телефон. Я позвонил на работу маме. Она сорвалась, нашла такси, поехала домой, взяла паспорт и привезла его мне. На все это потребовалось... полчаса. Представляете, в те времена в Москве не было пробок.

К тому времени, как мама привезла паспорт... я уже пи­сал экзамен. Анна Романовна, ворча по поводу разгильдяй-


стпва, безответственности и головотяпства некоторых бе­залаберных типов, посадила меня в отдельную аудиторию, дала лист бумаги, задачи и сказала: «Пиши пока, Там по­смотрим, что с тобой делать».

Вопрос 29. Там наверняка масса народу. Нужно прийти пораньше?

Ответ. Нет. Не нужно. Во-первых, вы создадите из­лишнюю толкотню перед зданием конфликтной комиссии. Во-вторых, это ничего вам не даст, кроме лишнего стресса.

Не помню, я уже говорил, что число тех, кто смог повы­сить свой балл, очень невелико? Если нет, то скажу — оно невелико. По большей части из здания будут выходить те, кому ничего повысить не удалось. В большинстве своем это совершенно нормальные, хорошие ребята и девушки. Од­нако они очень расстроенные и взвинченные, иногда за­плаканные, иногда агрессивные. Как вы думаете, кого они будут обвинять в своих бедах? Да кого угодно, только не себя. Они будут ругать экспертов, учителей, родителей.

Если вы желаете стать добровольным психологом и утешать всех выходящих вплоть до того момента, пока вас не позовут — пожалуйста. Даже если вы не будете этого де­лать, через полчаса вы сами уже будете взвинчены. Наслу­шавшись чужих душераздирающих историй, насмотрев­шись на плачущих сверстниц, вы вряд ли сможете быть эмоционально свежим и восприимчивым. Вы устанете на­много раньше, чем подойдет ваша очередь. А ведь перед вами стоит важная задача.

Если вы привыкли приезжать раньше, то приезжайте минут за 10-15 до назначенного срока. Не исключено, что вам придется еще подождать. Поэтому возьмите с собой интересную книжку, чтобы скоротать время и сэкономить эмоции. А вот вероятность того, что вас вызовут намного раньше времени, очень мала.


Вопрос 30. Ну вот, пришли. Здесь какая-то очередь? Я приехал, давно сижу, а меня все не вызывают. Что делать?

Ответ. Когда вы подавали апелляцию, вы получили в руки маленький информационный листок — памятку.

В памятке указаны адрес и время, где и когда назначен показ вашей работы. До этого момента вашу работу долж­ны распечатать и в корзинке вместе с другими работами принести экспертам. Если все в порядке, нигде не сломался принтер, не было каких-то серьезных сбоев, то ваша работа уже у экспертов. Вас очень скоро примут. На каждого апеллянта экспертам обычно отводится 10 минут. Этого в среднем хватает. Большинство апеллянтов задерживается ровно столько времени, сколько нужно, чтобы убедиться в том, что их работа волшебным образом не стала лучше с тех пор, как они ее видели последний раз. Обычно это за­нимает 7-8 минут. Таким образом, эксперты иногда выга­дывают несколько минут, чтобы принять следующего апеллянта чуть раньше или просто передохнуть.

Я думаю, вы поняли, что у экспертов непростая работа. Мало уметь быстро-быстро разобраться в работе пришедше­го апеллянта, заполнить документы, выслушать его. Много раз за день приходится отказывать, иногда убивая надежду в прямом смысле слова. И каждый раз эксперты переживают стресс вместе с тем, кому отказывают. Кстати, вот еще одна причина, по которой эксперты просто так апелляции не от­клоняют — это чертовски неприятная штука.

Иногда приходится разбираться в работе апеллянта не десять минут, а все сорок, а то и больше. Тогда группа экс­пертов начинает опаздывать против графика. А вместе с ними и все апеллянты, назначенные этим экспертам. Воз­можно, вы попали как раз в такую группу опаздывающих. Если опоздание становится большим, дежурная заберет часть работ у опаздывающих экспертов и передаст их тем


экспертам, кто, напротив, идет быстрее прочих. Бывают случаи, что приходится специально создавать новые груп­пы экспертов буквально на ходу. Так что не волнуйтесь — вас не забудут.

Вопрос 31. А в какую же комнату мне пойти?

Ответ. Осмотритесь. Где-то неподалеку наверняка висит большой информационный щит. На этом щите вы­вешены списки апеллянтов. Причем вывешены они в по­рядке назначенного времени. В одном из списков вы на­верняка найдете себя. В этом же списке будет написано, в какой аудитории вас ждут ваши эксперты.

Вопрос 32. Я внимательно смотрел. Меня нет в списках. Что делать?

О т в е т. Я не слышал о таком, чтобы списки были, но в них не оказалось фамилии, которая должна там быть. Все же такое можно себе представить. Вам следует немедленно подойти к дежурной по этажу, по аудитории (дежурные по аудиториям часто проходят из одного помещения в другое с универсамными корзинками или пачками бумаг в руках) и спокойно сообщить, что вас нет в списках. Обязательно покажите свое заявление. Уверяю вас, дежурная очень бы­стро определит, куда вам идти и что делать. Возможно, придется подождать некоторое время, пока вашу работу распечатают и отнесут к экспертам. Ведь если вас нет в списках на апелляцию, то и вашей работы тоже, скорее всего, нет в соответствующих списках.

Как такое могло случиться? Возможны разные причи­ны. Вспомните, как вы регистрировались на апелляцию. Может быть, в последний момент, когда все списки были уже переданы из окружного центра? Могло случиться и так, что какие-то фамилии были переданы неверно — при


подаче документов на апелляцию не ведется такой тща­тельный контроль, как на самом экзамене.

Вопрос 33. Я пришел чуть позже назначенного срока. Меня уже вызывали?

Ответ. Обычно апеллянтов, чья очередь подошла, выкликают дежурные. Иногда это делают сами эксперты. Провожая очередного апеллянта к дверям, эксперт называ­ет фамилию следующего. Войдя на этаж, где проходи» апелляция, вы можете спросить присутствующих, не спра­шивали ли уже вас. Это нужно сделать, если вы отлучались или приехали чуть позже назначенного вам времени.

Если ваша фамилия уже звучала (или никто не знает, звучала ли она), спокойно подойдите к дежурной и скажи­те, что, возможно, вы пропустили вызов. Не стесняйтесь — никакого неудобства вы тем самым никому не создадите. Дежурная тут же примет необходимые меры.

Вопрос 34. Неужели не бывает сбоев?

Ответ. Бывают. Сбой может быть всегда и везде. Только солнышко ходит по небу без сбоев. Все прочие про­цессы дают сбои. Даже безукоризненно отлаженные. Даже апелляция ЕГЭ.

В последний день работы конфликтной комиссии на по­казе работ по математике дала сбой компьютерная сис­тема, обрабатывающая базу выпускников. То есть ничего ужасного не произошло. Все записи сохранились, все рабо­тытоже. Но были утрачены связи между списками апеллянтов и файлами, в которых хранились работы. В таком случае работу каждого апеллянта приходится разыскивать почти вручную. А работ — десятки тысяч. Понятно, что когда настало время и пришли страждущие,


их работы не были готовы. Дежурные нервно бегали с пер­вого этажа на четвертый с пустыми корзинками. Если в корзинке лежала одна-две работы, это уже было удачей. Эксперты, оставшись без дела, нервно курили.

Каждые несколько минут подходили новые партии апел­лянтоввремя назначено.

Работы, наконец, пошли. Но пошли они беспорядочно, без всякой связи с теми, кто пришел апеллировать. Эксперты выходили в коридор, выкликали фамилии. В ответ — на­пряженная тишина. Обстановка накалялась.

Сколько раз экспертам приходилось извиняться, обе­щать, что все будет хорошо, ободрять, давать добрые не­нужные советыне помню.

В конце концов все наладилось — систему перезагрузили, работы пошли косяком, и тут нам пришлось туго — вторая смена экспертов пришла тогда, когда оставались еще сотни апеллянтов первой смены. Все смешалось. Я помню, что ка­кие-то апелляции мы принимали на подоконнике, на каком-то крохотном столике для цветов, но ведь все приняли.

Если случился технический сбой, нет вовремя распеча­танных работ, протоколов и кругом царит беспорядок, то эксперты и вся конфликтная комиссия все равно продол­жают работать. Медленно и нечетко. Но через какое-то время все встанет на свое место. Здесь могу посоветовать только одно — наберитесь терпения.

Наверно, может случитьея так, что в обозримый срок (час-два) сбой устранить не удастся. Это может быть свя­зано со сложной процедурой подбора и распечатки апелля­ционного пакета (копий работ, протоколов и т.д.). Тогда вам выразят глубокое сожаление и назначат новое время. Такие ситуации нельзя заранее прогнозировать, но это нельзя исключить, особенно в 2009 году, когда порядок распечатки апелляционных пакетов во многих регионах, включая Москву, изменится.


Вопрос 35. Моей, работы не нашли. Что делать? Ответ. Успокоиться. Найдут.

Вопрос 36. Я могу выбрать, к кому из экспертов мне пойти на показ работы?

Ответ. Нет. К тому времени, как вы оказались в зда­нии конфликтной комиссии, ваша фамилия давным-давно занесена в список и этот список уже выдан группе из двух-трех экспертов. Кстати, чем они вам не нравятся? Внешне несимпатичны? Переживете.

А может быть, вокруг говорят, что они очень придирчи­вые и никому не повысили балл? Мы с самого начала дого­ворились, что вы никого не будете слушать, а постараетесь принять решение самостоятельно. Вот потом, если вы ре­шите, что эксперты к вам относятся предвзято, вы можете предпринять разумные шаги.

А сейчас вы слышите шепот чьей-то мамы, что те двое за столиком у окна просто ужас какие нехорошие. Согласи­тесь с нею, посочувствуйте. А про себя предположите, что работу ее сына или дочери сразу проверили без ошибок, и поэтому апелляция оказалась бесплодна.

Вы не можете выбрать себе экспертов. Более того, про­читав этот параграф, вы, надеюсь, поняли, это вам совер­шенно ни к чему. Насколько приветливыми и вниматель­ными окажутся ваши персональные эксперты, выяснится только тогда, когда вы к ним попадете. Тем не менее я могу представить себе ситуацию, когда в ходе показа работ вам станет ясно, что мнением экспертов ограничиваться нельзя (см. ответы на вопросы 46 и 49).

Вопрос 37. Говорят, за первым столом сидят очень злые — никому не повысили. За вторым — добрые. Как бы попасть к ним?

Ответ. Еще раз прочтите ответ на вопрос 36. И за­помните — все эксперты добрые. Иначе вряд ли они рабо-


тали бы в школах или вузах. Они могут быть некрасивыми, резкими, хмурыми, неприветливыми, саркастичными — какими угодно. Но только не злыми. И вообще — добро и зло, это не те категории, которыми руководствуются, когда речь идет о проверке работы ЕГЭ (если, конечно, добро и зло не тема вашей работы).

Предположим, что вы претендуете на очень высокий балл, вы выполнили все задания, применяли необычные приемы решения задач, у вас есть запутанные рассуждения. Вы считаете, что в вашей работе есть за что бороться. Тогда вас должно интересовать только одно — насколько ваши эксперты терпеливые, опытные и самостоятельные в при­нятии решений. Это мы обсудим позже.

Если у вас обычная работа, где особо запутанных си­туаций нет, то будьте уверены, — любой эксперт сделает свою работу добросовестно и не будет стараться вас оби­деть или ущемить.

Вопрос 38. Мне зайти одному или можно с мамой?

Ответ. Вы уже привели маму с собой. Еще раз поду­майте, не лучше ли будет, если она подождет в коридоре. Мы уже обсуждали это (см. вопросы 8-13).

Вы должны прекрасно понимать, что ваша мама волну­ется гораздо больше вас. Если вы уверены, что ваша мама не будет на апелляции плакать, кричать, у нее не станет плохо с сердцем, то, конечно, пусть мама зайдет с вами, ес­ли хочет.

Если вы считаете, что вам нужна моральная поддержка и в присутствии мамы вам будет легче — просите ее пойти с вами. Может быть, кто-то из родителей поможет вам не растеряться, быть более сосредоточенным, заметит что-то такое, что пропустили вы. Тогда зовите его с собой.

В гораздо более сложном положении окажетесь вы, да и не только вы, но и все присутствующие, если мама слиш-


ком сильно разнервничается. Вместо того, чтобы занимать­ся делом, эксперты кинутся ее успокаивать, звать на по­мощь.

Если вы знаете, что все может быть именно так, поста­райтесь мягко убедить маму (или папу), что вы прекрасно справитесь сами. Пусть подождут в холле. А если будет нужно — вы всегда сможете их позвать себе на помощь. Только помните, что их мнение по поводу вашей работы никто не примет в расчет.

На показе работ

Вопрос 39. Зачем им опять мой паспорт?

Ответ. Поверьте, друзья мои, экспертам ваш паспорт не нужен. Тем не менее они обязаны еще раз сличить вашу личность с фотографией в паспорте, фамилию на вашей работе с фамилией в паспорте, а номер паспорта — с номе­ром, указанным в заявлении, в бланках и в апелляционных протоколах.

Теперь, когда эксперты посмотрели в ваш паспорт, во всем убедились, они спокойны: они показывают работу действительно тому, кому надо.

Не забудьте убрать паспорт на место сразу после того, как вам его вернули.

Леди Мэри

Я не помню, повысили ему балл или нет. Это неважно. В любом случае молодой человек очень волновался. И мама его волновалась. И хотя разговор получился недолгим и доб­рожелательным, волнений это не убавило. Потом они вы­шли. Оба высокие, худые и стремительные. Мама напомни­ла мне картинку из детской книжки — Мэри Поппинс в грозу. На картинке няня Мэри шагала, почти летела по


улице, наклонившись вперед и раздвигая пространство зон­тиком. Эта мама двигалась похоже, вместо зонтика ис­пользуя сына.

Когда они скрылись за дверью, я опустил глаза к бумагам и увидел... забытый паспорт юноши. Схватил его, быстро вышел в коридор, сбежал вниз, но там уже не было стреми­тельной пары. Может, они улетели, несомые северным вет­ром, как леди Мэри? Может быть, зашли куда-то еще? Я пошел в РЦОИ, нашел ответственного сотрудника, специ­ально выделенного для сбора забытых паспортов, и отдал ему паспорт с запискойномер школы; других сведений у меня уже не было.

Ответственный сотрудник, усмехнувшись, пробормо­тал — третий за сегодня.

Потом я узнал, что все три паспорта (или более) нашли своих хозяев. Но с этого момента я стал настаивать на том, чтобы очередной апеллянт убирал паспорт на место сразу, как только эксперты сверили паспортные данные.

Вопрос 40. Мне предлагают подписаться здесь, там и еще раз. Зачем-столько подписей?

Ответ. Теперь, посмотрев в ваш паспорт, эксперты знают, что вы — это вы. Это уже хорошо. Начинается про­цедура предъявления работы. Первым делом один из экс­пертов показывает вам несколько листов и спрашивает — ваша ли это работа.

Сразу скажу, что предъявленные вам листы совсем не
ваша работа. Это только копия ваших бланков, выполнен­
ная на сканере и распечатанная. Пропорции несколько ис­
кажены, но не настолько, чтобы вы не узнали свой почерк и
свою подпись на бланке. '

Кстати, когда вы сдавали работу в пункте проведения экзамена, вы тоже расписывались.


Шутка

Это ваша работа?

Да, моя. Но у меня было больше листов! Здесь только два, а я сдавал четыре.

Минуточку, молодой человек. Сейчас разберемся. Вот тут у нас есть документик... Посмотрим, сколько листов вы сдавали. Два. И подпись... Подпись ваша?

Ну да, моя...

Значит, когда вы сдавали бланки, вы подписались в том, что сдали только два бланка.

Ноя сдавал четыре!

А зачем же вы подписались, что два?

Ну, не знаю... Может, не заметил...

А может быть, вы. все-таки два бланка сдавали?

Не знаю, может, и два.

. — А почему же вы решили, что их было четыре?

Это я так... Пошутил...

Не нужно так шутить. Подобная шутка сразу настора­живает экспертов. Если вы поведете себя, как этот шутник, то резко понизите свои акции в глазах экспертов. Эксперты любят шутки, но только хорошие и честные.

1. Расписываясь первый раз, вы своей подписью под­тверждаете, что вам предъявлено изображение действи­тельно вашей работы, а не чьей-нибудь чужой. Теперь, даже если вы захотите, у вас не получится откреститься: работу вам показали, и вы ее узнали. Поэтому не ставьте подпись автоматически. Посмотрите внимательно: вдруг это не ваша работа.

Особенно внимательным нужно быть, если у вас рас­пространенная фамилия. Давайте вернемся на секунду к ответу на вопрос 31. Там говорилось про список апеллян­тов. Если в вашей группе есть ваш однофамилец, то экс­перты могут случайно перепутать ваши работы. Вы Ива-


нов. Они достают работу Иванова. Невнимательно сверяют номер паспорта. Вы, не глядя, расписываетесь, а потом об­наружится — не тот это Иванов. Я даже могу представить себе ситуацию, когда такая ошибка никогда не обнаружит­ся, хотя это крайне маловероятно.

^Mffl«mj.J!lJJJ!IUJl^lJ.IJ!IJ!ll|l|JLIJ^JIlMi.JlliyjJ!IAJjy!Ull|iltlJJ.I!im^MMI

№ 77 - 02 -____________________

потер iVu ■ конфликтов комиссии







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.