|
Заседание конфликтной комиссии ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Вопрос 60. Что такое заседание конфликтной комиссии? Собственно говоря, показ работ — лишь одна функция конфликтной комиссии. В ходе показа работ девяносто девять вопросов из ста разрешаются в ту или иную сторону — «отклонить» или «удовлетворить». Остается один случай из ста, когда решение экспертов не повлияло на решимость апеллянта бороться за свой балл или добиваться торжества ущемленной справедливости. Вот для такого одного случая из ста и существует заседание конфликтной комиссии, где вопрос решается голосованием. Сразу замечу, что конфликтная комиссия состоит из представителей среднего, высшего, профессионального ПО образования, представителей органов управления образо-ванием. На самом деле эксперты, конечно, принимают участие в работе конфликтной комиссии. Но их голоса при голосовании не учитываются. Здесь эксперты нужны в качестве консультантов. Так и будем их называть. Апеллянт приходит на заседание конфликтной комиссии и садится в конце длинного стола. Напротив, в другом конце, сидит председатель комиссии. По сторонам стола располагаются члены комиссии и консультанты, задача которых квалифицированно огласить выводы всех предыдущих экспертов и дать рекомендации о возможности или невозможности повысить балл. Эти консультанты — авторитетные специалисты, обладающие большим опытом проверки заданий ЕГЭ, знающие вдоль и поперек школьные учебники, умеющие быстро ориентироваться в запутанных ученических текстах. Обычно консультант получает работу апеллянта и начинает ее изучать, не дожидаясь специального обращения. Почти всегда он подтверждает выводы экспертов, которые проверяли работу, а потом комментировали ее апеллянту в ходе показа работ. Ведь мы уже знаем, что работу уже смотрели четыре, пять, а то и больше экспертов. И все они не нашли возможность поднять балл выше того, что уже стоит к моменту, когда апеллянт пришел на заседание. Чаще всего консультант констатирует именно этот факт. Все дальнейшие обсуждения на заседании комиссии обычно сводятся к разбору особых обстоятельств, которые сопровождают апеллянта или его работу. Членам комиссии приходится выслушивать самые разные жизненные обстоятельства, обвинения, требования и т.п. (см, например, вопрос 62). Ну что ж, для того и существует конфликтная комиссия, чтобы разбирать особые обстоятельства. Я дважды работал на заседании конфликтной комиссии в качестве консультанта. За все время я помню лишь три случая, когда удалось поднять итоговый балл, потому что работа, безусловно, заслуживала этого. Вопрос 61. Мне нужно идти на заседание конфликтной комиссии одному? Ответ. Вот на заседание конфликтной комиссии можно идти вдвоем, втроем или впятером. Вы можете пригласить с собой учителя математики, директора школы (были прецеденты), адвоката. Кого именно впустить в кабинет, будет решать председатель конфликтной комиссии. В целом регламент работы конфликтной комиссии гибкий. Здесь решения принимаются коллегиально, голосованием. Если голоса делятся поровну, то решающий голос у председателя. Вопрос 62. Я пришел на заседание конфликтной комиссии. Что мне говорить? Ответ. Все зависит от того, зачем вы сюда пришли. В некоторых случаях я старался вас убедить, что этого делать не нужно. В других случаях я, напротив, объяснял вам, что другого выхода у вас нет. 1. Предположим, вы пришли просить еще один необходимый вам балл, хотя вы понимаете, что он незаслуженный. Тогда нужно именно так и сказать. Нужно объяснить, почему этот балл вам так необходим. Это и будут те особые обстоятельства, разбором которых займется конфликтная комиссия. Во всяком случае не следует говорить, что вам не хватает балла, чтобы получить медаль за окончание школы. Хочу медальку — Добрый день. Какой у вас вопрос? — Не хватает балла до серебряной медали... Прямо так — влет. Проблема очерчена. Остается пустяк — решить ее. Для этого и существует высокая конфликтная комиссия. Моментально лица членов комиссии делаются скучными. Уже не первый раз за последние часы. Сейчас занятие есть только у меня. Отделяю листы с работой апеллянта от разнообразных протоколов. Черные значки на белых нелинованных листах. Задание С1. Просматриваются следы бессмысленных действий. Производную апеллянт (стройная веснушчатая девчушка Катя в зеленом платье) брать не умеет, хотя, вероятно, что-то об этом слышала. Задание С2. Тригонометрическое уравнение. Катя применяет формулу: Я не шучу — именно так. И в том же духе далее. Хороший почерк. Если бы не гелевая ручка, был бы изумительный... Хороший почерк усиливает впечатление. Ахинея, написанная коряво, воспринимается менее болезненно. Задание СЗ и последующие. Отсутствуют. Всё... Комиссия в ожидании чуда смотрит на меня. Может сятки раз видел глаза, в которых от моих слов умирала надежда. Больше не хочу. Уставившись в стол, ровным голосом даю краткий анализ работы. — В первом задании алгоритм решения нарушен с самого начала. Отрезок, на котором задана функция, не найден. Производная вычислена неверно. Несколько арифметических ошибок. Оценка — ноль баллов. Во втором задании грубые ошибки в преобразованиях; решение не завершено. Оценка — ноль баллов. Хочется сказать что-нибудь утешительное. ИЗ Например, часто удается прицепить.фразу «в целом ход решения верный». Но не здесь. Члены комиссии, потупив взгляд, молча ждут, не покинет ли Катя кабинет сама. Председатель ищет подобающие слова. Нужно сохранить корректность. Какая степень корректной твердости нужна, чтобы завершить этот разговор? Девушка выглядит печальной, однако в глазах — непоколебимая вера в то, что ей должны, просто обязаны вручить медаль за окончание школы. Сейчас ее немного поругают, потом... потом ей покажут ее ошибки, она все перепишет, и тогда.... А как же иначе? Ведь все уже давно решено. Она уже два года идет на медаль, и все это знают — классный руководитель, учителя, завучи и всесильный директор школы. Вера в предрешенность сильнее здравого смысла. Директор тоже здесь. Но он не выглядит всесильным. Для чего-то привели учительницу математики. Немолодая женщина с выражением покорности и печального смирения на лице. Она понимает случившееся лучше всех. И оттого ей совсем плохо. Несколько лет ей выкручивали руки, заставляя ставить четверки и пятерки ученице, которая не тянет и на три. А теперь учительница будет во всем виновата. Мысленно ставлю себя на ее место. Вот хорошая девочка Катя (слабенькая, но не все же Ковалевские), которая «идет на медаль», сдает очередную контрольную, но не уходит, а привычно ждет. Нужно быстро просмотреть работу, найти почти очевидные ошибки и карандашом их исправить, мягко пожурив девочку. Катя послушно садится на место и обводит, зачеркивает, стирает... Все будет хорошо. Будет пять. Сколько раз в начале сентября я слышал от классного руководителя стыдливый или заговорщический шепот: «С этим ребенком повнимательней: он идет на медаль». Эта фраза всегда вполголоса. И при этом почти бессознателъ- ный жест — указательным пальцем в потолок. В смысле — все решено там, наверху. Божественным советом. Этот жест меня особенно смешит, поскольку божественный совет происходит в кабинете директора в первом этаже. Эвфемизм «повнимательней» означает, что упаси меня боже поставить хотя бы одну тройку. Так надо. Раньше я был глупым и начинал задавать странные вопросы. Сейчас я поумнел. Делаю озабоченное участливое лицо и обегцаю быть предельно внимательным. Я хорошо понимаю, что мне никто не будет выкручивать руки. В случае необходимости мои отметки молча поправят. Надо будет — перепишут весь журнал, и я даже не буду знать об этом. Как славно чувствовать себя независимым. Вот и сейчас — я независимый консультант. В отличие от Катиной учительницы, я никак не завишу от директора, который в предынсультном состоянии. Я никак не завишу и от членов комиссии. Я знаю, что все хотят поднять девочке оценку. И я хочу. Но не могу. Неоткуда мне взять этот лишний балл. «Яе из воздуха же берут эти баллы», — сказала в своем Интернет-дневнике одна выпускница. Господи, есть ведь на свете разумные выпускники. Директор школы торопливо убеждает нас в том, что Катя — очень хорошая девочка, что она активно участвует в общественной жизни школы, во всех конкурсах, играет в волейбол, часто болеет ангиной и — главное — хорошо учится. У нее только пятерки (учительница прячет глаза). Я не знаю, почему и какие обещания директор дал Катиным родителям. Но я бы не хотел оказаться на его месте. Внезапно Катя все понимает, и ее широкие глаза превращаются в два маленьких моря слез. Это происходит быстро, как в японском мультике. Моря переполняются, и влага льется через край. Кто-то стыдливым движением сует Кате салфетку — единственное действие реальной помощи. Девочка рыдает отчаянно, от всей души, но сдержанно и почти беззвучно. Монолог директора никто не перебивает. Никто не решается убить надежду. Придется мне. Я всего лишь приглашенный консультант. Регламентировать действия комиссии — не мои функции. Но никто не возражает. — Выйдите, пожалуйста, в приемную. Комиссия должна посовещаться. — Этими словами я дарю им последний лучик надежды, хотя бессовестно обманываю. Через двадцать секунд я выйду к ним и с искренней печалью в голосе скажу Кате, что комиссия ничем не может ей помочь. И быстро приглашу следующего. Иначе Катин директор вернется, и снова будет умоляюще бормотать, и придется придумывать еще что-то. Катя уходит. Вернее, уходят все трое. Сознание значимости уже вернулось к директору. Он удаляется авторитетной поступью. Прочь по коридору. За ним — Катя. Мокрая салфетка хорошо видна со спины. Она мелькает то слева, то справа от стройной фигуры в такт прыгающим тонким подростковым локтям. За ней — учительница. Она понимает случившееся лучше всех... В кабинете уже следующая делегация. Им не хватает балла до поступления в какой-то институт... 2. Если вы пришли требовать заслуженного повышения балла, поскольку считаете, что эксперты вам его не дали умышленно или в силу собственной некомпетентности, предвзятости и т.п. — попросите еще раз внимательно и беспристрастно проверить спорное задание или всю работу. Эту просьбу я советую облечь в более мягкую и корректную форму. Не нужно говорить о дополнительном балле. Просто просите еще раз объективно разобраться в вашей работе или хотя бы в спорном задании. Попросите внятно разъяснить вам ваши ошибки, поскольку это не сумели сделать эксперты раньше. На самом деле в этом случае вам вообще лучше ни о чем не говорить, а просто протянуть свою работу члену ко- миссии, который у вас ее возьмет и передаст консультанту.. Все произойдет само собой. Вам останется только отвечать на вопросы, которые председатель комиссии вам будет задавать. Объективность в свою пользу В кабинет входит очередной апеллянт. Кажется, Игорь. Вчера на показе работ он попал ко мне. Я подробно, как мне казалось, объяснил ему его ошибки. Оказалось — недостаточно подробно. Увидев меня, Игорь немного напрягается. Прошу другого специалиста рассмотреть работу. Государство вынудило играть всех нас по правилам ЕГЭ. И раз Игорь пришел на апелляцию, значит, он принял эти правила. Он не вполне доверяет полуавтоматической системе распознавания ответов, которая небезупречна. Он не доверяет экспертам, оценивавшим работу. Он не доверяет мне. Молодец. Игорь пришел проверять, убеждаться и добиваться полной объективности. Его вполне устроит объективность в его пользу. Это его право и даже обязанность. Так чем. же Игорь отличается от Кати? Ах да, Катя пришла не проверять и убеждаться. Катя пришла клянчить медальку. 3. Если вы пришли кого-то обвинять, осуждать и требовать отмены ЕГЭ — пожалуйста. Только вы должны понимать, что это не лучший способ провести время. Региональная конфликтная комиссия не в силах отменить ЕГЭ или его результаты, не в силах изменить процедуру проверки, не вправе кого-то обвинять или осуждать, поощрять или наказывать. У нее совсем другие задачи. Если вам хочется выпустить пар, лучше изберите для этого другой способ. Можете выйти на демонстрацию к Белому Дому. Это хлопотно, поскольку требует разрешения московских властей. Лучше езжайте в Лондон. Там есть Гайд-парк, где ка- ждый волен демонстрировать и выступать на любую тему на любом языке. Наверняка у вас найдутся благодарные слушатели. Вопрос 63. Меня и здесь не понимают. Куда теперь идти? Ответ. Итак, конфликтная комиссия для вас окончилась неудачей, что и следовало ожидать. Но вы преисполнены решимости сражаться до конца. Молодца! Теперь остается вспомнить, что экзамен-то государственный. Значит, помимо региональной конфликтной комиссии, назначение которой — проверка части С, существует и государственная (федеральная) конфликтная комиссия, в компетенцию которой входят все аспекты проведения экзамена. Да, такая комиссия существует. У нее тоже есть специальный регламент работы. Она продолжает свою работу тогда, когда региональная комиссия ее заканчивает. В Федеральную конфликтную комиссию вы можете подать заявление с просьбой пересмотреть результаты любой части вашей работы, вы можете просить разъяснить вам абсолютно все аспекты проверки части А и В, перепроверить часть С. Вы можете начать все заново на более высоком уровне. Однако апелляции по содержанию заданий рассматриваться не будут, так же, как они не рассматриваются региональной конфликтной комиссией. Помните также, что Федеральная конфликтная комиссия рассматривает апелляционные заявления участников ЕГЭ только без участия заявителей. При этом следует понимать, что у Федеральной конфликтной комиссии нет никаких специальных желаний повышать или понижать баллы. Впрочем, опять-таки, как и у региональной. В общем случае можно утверждать следующее. 1. Если вы считаете, что задания нечеткие, формули-. ровки размытые, вопросы неудачные, то надеяться на то, что Федеральная конфликтная комиссия признает это, я бы не стал. Помимо того, что апелляция по содержанию заданий не принимается, сам факт такого признания означает признание недостатков в работе федеральных предметных комиссий и всей Службы по надзору в области образования. Свои ошибки признавать не любит никто, даже если они есть и очевидны. Впрочем, я уже неоднократно объяснял — наличие такой ошибки очень и очень маловероятно. А наличие нескольких таких ошибок практически невозможно. 2. Если вы считаете, что вашу работу плохо проверили на региональном уровне, что конфликтная комиссия вашего региона проявила некомпетентность и предвзятость -тут у вас немного больше шансов. Здесь Федеральная комиссия вместо того, чтобы признавать свои ошибки, будет искать чужие. А это гораздо приятнее. Следует учесть также, что перепроверку части С в ходе разбора вашей апелляции будут осуществлять, скорее всего, авторы заданий. И уж если они не смогут беспристрастно разобраться с вашей работой — то никто не сможет. Именно они лучше всех понимают ключевые элементы задания и вашего ответа. Они могут не обратить внимания на детали, но обязательно посмотрят в самую суть и сердцевину вашей работы. Вопрос 64. Как записаться на Федеральную конфликтную комиссию? Ответ. Регламент работы Федеральной конфликтной комиссии, правила подачи заявления об апелляции можно узнать, не выходя из здания региональной комиссии. Наверняка где-нибудь на первом этаже есть информационный щит. Кроме того, вы можете обратиться к любому дежур- ному. Вам подскажут, каким образом можно подать апелляцию в Федеральный орган. Кроме этого, информация о работе Федеральной конфликтной комиссии размещена на официальном сайте Ро-собрнадзора http://final.ron.rbcsoft.ru, на портале поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru и на других официальных образовательных Интернет-ресурсах. Более того, я уверен, что у вас в школе есть необходимые сведения. На стендах с информацией о ЕГЭ там где вывешены правила и приказы, наверняка написаны телефоны Службы по надзору в сфере образования. Спишите телефончик и позвоните. Вы можете подать в Федеральную конфликтную комиссию заявление о несогласии с решением региональной экзаменационной и (или) конфликтной комиссии. Вопрос 65. После решения региональной конфликтной комиссии уже никакие изменения невозможны? Ответ. Если вы подали заявление в Федеральную конфликтную комиссию о несогласии с решением конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, то Федеральная комиссия может рассмотреть вашу работу еще раз и принять свое решение (см. ответы на вопросы 63,64). В случае необходимости она может как повысить, так и понизить балл. Но есть еще один контрольный механизм. По распоряжению главы Службы по надзору Федеральная конфликтная комиссия проводит контрольную перепроверку части работ, в которых региональная апелляция принесла изменение баллов. В такую перепроверку почти наверняка попадают все работы, где повышение баллов было значительным, а также — выборочно — работы, где повышение баллов было небольшим. Нередки случаи, когда Федеральная комиссия, проводящая перепроверку, не соглашается с выводами региональной комиссии. И тогда может случиться так, что балл за работу снова меняется. Как правило, в меньшую сторону — ведь апелляция в регионе вряд ли принесла понижение балла. Таким образом, если вы удачно апеллировали и получили на апелляции один-два балла, то с небольшой вероятностью вашу работу посмотрят еще раз эксперты федеральной комиссии. Но уже без вашего участия. Если же апелляция принесла вам три балла или больше (крайне редко случается и такое), то ваша работа попадет на перепроверку почти наверняка, • К сожалению, механизм этой перепроверки не такой открытый, как региональная апелляция. Можно утверждать только то, что эксперты, выполняющие эту контрольную перепроверку, очень квалифицированы. В любом случае они оценят вашу работу не ниже, чем она того заслуживает. Приложение № 2 к приказу Рособрнадзора от 29.05.2008 №1180 Положение о создании и деятельности Федеральной конфликтной комиссии в 2008 году 1. Федеральная конфликтная комиссия (далее — Комиссия) создается Рособрнадзором в целях обеспечения соблюдения права участников Единого государственного экзамена (ЕГЭ) на объективное оценивание уровня их подготовки в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. 2. Основными задачами и функциями Комиссии в 2008 году являются:
- рассмотрение заявлений участников ЕГЭ о несогласии с решением конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации и принятие по ним решений; - организация проведения по поручению Рособрнадзора перепроверки отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ и подготовка заключений по результатам перепроверки. 3. Комиссия формируется по согласованию из уполномочен Персональный состав Комиссии утверждается Рособрнадзором. Организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования» (далее — ФГУ «Федеральный центр тестирования»). 4. В состав Комиссии входят председатель, заместитель пред 5. Председатель Комиссии осуществляет общую координа Заместитель председателя осуществляет координацию деятельности Комиссии по проведению повторной проверки и перепроверки отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ и подготовке по ним соответствующих заключений. В отсутствии председателя Комиссии заместитель председателя выполняет его функции. 6. Ответственный секретарь Комиссии обеспечивает органи Ответственный секретарь Комиссии несет ответственность за сохранность документов и иных материалов, рассматриваемых на заседаниях Комиссии. 7. Член Комиссии обязан участвовать в заседаниях Комис Член Комиссии вправе требовать в случае несогласия с решением, принятым Комиссией, внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя Комиссии, а также вносить предложения по совершенствованию организации работы Комиссии. 8. Заседания Комиссии проводит председатель, а в его отсут Заседания Комиссии проводятся в соответствии с графиком, определенным председателем Комиссии. По решению председателя Комиссии может проводиться ее внеочередное заседание. 9. Комиссия принимает на рассмотрение заявления участни Комиссией также не рассматриваются заявления участников ЕГЭ, апелляции которых были удовлетворены конфликтной комиссией субъекта Российской Федерации. 10. Заявление о несогласии с решением конфликтной комис В заявлении обязательно указываются: фамилия, имя, отчество участника ЕГЭ, его домашний адрес и телефон, общеобразовательный предмет, по которому сдавался ЕГЭ, результаты ЕГЭ, на которые была подана апелляция в конфликтную комиссию субъекта Российской Федерации, дата принятия и содержание решения конфликтной комиссией субъекта Российской Федерации, аргументированное объяснение участника ЕГЭ о причинах несогласия с решением конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, подпись участника ЕГЭ и дата составления заявления. К заявлению могут быть приложены справки и другие материалы, которые, по мнению заявителя, необходимы для рассмотрения его жалобы. Не принимаются к рассмотрению заявления участников ЕГЭ, которые не содержат вышеперечисленные сведения. 11. Участники ЕГЭ, освоившие образовательные программы Иные участники ЕГЭ в зависимости от организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ, установленной в субъекте Российской Федерации, подают такие заявления в органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. Заявление подается участником ЕГЭ лично либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема заявления. Допускается подача заявления по факсу или электронной почте с последующей передачей оригинала. 12. Образовательные учреждения и органы местного само оперативно передают заявления участников ЕГЭ в орган исполг нительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, своевременно направляет в Комиссию и в ФГУ «Федеральный центр тестирования» заявления участников ЕГЭ и материалы рассмотрения их апелляций конфликтной комиссией субъекта Российской Федерации. 13- Для рассмотрения заявления участника ЕГЭ Комиссия организует повторную проверку экзаменационной работы участника ЕГЭ, для проведения которой привлекаются специалисты по соответствующим общеобразовательным предметам из числа работников образовательных и научных организаций. При проведении повторной проверки ФГУ «Федеральный центр тестирования» готовит заключение о качестве обработки бланков ответов участника ЕГЭ, а привлекаемые специалисты — о качестве оценивания уровня подготовки участника ЕГЭ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. 14. Рассмотрение заявления проходит заочно, без участия Комиссия рассматривает заявление участника ЕГЭ, материалы апелляции и результаты повторной проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ. 15. В случае выявления Комиссией ошибок при обработке и Решение Комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов Комиссии. В случае равенства голосов председатель Комиссии имеет право решающего голоса. Решения Комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии и ее ответственным секретарем и передаются в Управление контроля и оценки качества образования Рособрнад-зора (далее — Управление). 16. Не допускается распространение материалов, рассматри 17. В случае принятия Комиссией решения об изменении, О всех решениях, принятых Комиссией,. Управление своевременно информирует участников ЕГЭ, подавших заявления. 18. По поручению Рособрнадзора Комиссия вправе организо К перепроверке Комиссией могут привлекаться специалисты по соответствующим общеобразовательным предметам из числа работников образовательных и научных организаций. По результатам перепроверки отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ Комиссия готовит заключения об оценивании экзаменационных работ участников ЕГЭ предметными комиссиями субъектов Российской Федерации по каждому общеобразовательному предмету и передает их в Управление. Управление направляет заключения Комиссии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, для проведения анализа работы предметных комиссий субъектов Российской Федерации. Высоцкий Иван Ростиславович АПЕЛЛЯЦИЯ ЕГЭ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Издательство «ЭКЗАМЕН» Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.000454.01.09 от 27.01.2009 г. Дизайн обложки В. И. Вон Корректор И. В. Русанова Компьютерная верстка Н.Н. Балахонцева 105066, Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 1. www.examen.biz E-mail: по общим вопросам: info@examen.biz; по вопросам реализации: sale@examen.biz тел./факс 641-00-30 (многоканальный) Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная Текст отпечатан с диапозитивов в ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|