Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образцы проповедей в Писании Нового Завета.





Величайшим примером для всех проповедников всех времен и всех народов является Сам Господь наш Иисус Христос, Который начал Свое общественное служение роду человеческому проповедью, содержавшей призыв к покаянию: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17).Первой проповедью, текст которой подробно излагает нам Евангелие, является так называемая Нагорная проповедь. Она занимает собою все содержание 5, 6 и 7-й глав Евангелия от Матфея.

В ней мы видим начертание идеала новой христианской жизни и противопоставление этого идеала формальной фарисейской ветхозаветной праведности, заботившейся лишь о внешнем соблюдении закона. Характерен в этой образцовой проповеди параллелизм: сопоставление требований ветхозаветного закона с требованиями благочестия новозаветного, не ограничивающегося лишь одной внешней праведностью.

Замечательными по своей выразительности и доступности для понимания проповедями являются также все многочисленные притчи Господа. Это - примеры аллегорий, заимствованных из всем понятной окружающей жизни, изъясняющих высокие духовные истины.

Возвышенной проповедью для тесного круга избранных учеников Господа является и Его последняя прощальная беседа с учениками, занимающая 13 (с 31-го ст.), 14, 15 и 16-ю главы Евангелия от Иоанна.

После Самого Господа Иисуса Христа примерами проповедников для нас являются святые апостолы. В книге Деяний святых апостолов содержатся две такие проповеди: 1) первая проповедь святого апостола Петра после сошествия Святого духа (Деян. 2:14-36) и 2) речь святого апостола Павла в Афинском ареопаге (Деян. 17:22-31). И та и другая проповедь являются показателем того, как необходимо проповеднику для успеха своей проповеди приспособляться к понятиям слушателей и приводить авторитетные для них доказательства проповедуемой истины. Так, св. Петр приводит изречения ветхозаветных пророчеств, св. Павел ссылается на жертвенник, сооруженный язычниками "неведомому Богу," и приводит изречения языческих стихотворцев.

Знаменитые проповедники Христианской Церкви древнего периода.

1) Климент Александрийский - начальник знаменитой Александрийской школы. Родился в Афинах в языческой семье, получил блестящее языческое образование. Не нашел, однако, удовлетворения в язычестве и принял христианство. С целью приобрести христианское образование предпринял путешествие по главным городам Греции, Малой Азии, Италии и Египта. В Александрии встретился с начальником тамошнего замечательного огласительного училища, стал его учеником, а затем и преемником по руководству училищем, причем получил сан пресвитера (199 г.). Скончался в глубокой старости около 219 года. Из его проповеднических трудов особенно известна беседа на тему: "Какой богач спасется?" Вследствие некоторых слабых сторон своего богословствования, несогласных с учением Церкви, Климент не удостоился причтения к лику святых и не считается отцом Церкви, а только "учителем" и церковным писателем.

2) Св. Григорий, епископ Неокесарийский, Чудотворец, родился в начале III века в Неокесарии. Обладая средствами, он для улучшения своего образования путешествовал по городам Греции, Италии и Египта. В Кесарии Палестинской он познакомился со знаменитым уже тогда учителем Церкви Оригеном и стал одним из его учеников. Пробыв несколько лет под его ученым руководством, он возвратился на родину с намерением посвятить себя подвижнической жизни, но против желания своего был посвящен в епископа Неокесарии. В сане епископа подвизался 30 лет. Совершал много чудотворений, за что вошел в историю Церкви с именем Чудотворца. Почил в 270 г. древние писатели именуют его "великим проповедником, но до нас дошло не много его проповедей, преимущественно догматического содержания. Они необыкновенно живы, полны религиозного воодушевления и часто принимают форму церковных песнопений. Образцом является слово на Богоявление.

3) Св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Родился в конце III века в Александрии от родителей-христиан. Образование получил в Александрийском огласительном училище. Самыми любимыми его предметами были Священное Писание и творения святых отцов. Он вел строго подвижническую жизнь. Будучи рукоположен еп. Александром во диакона, участвовал в 1 Вселенском Соборе и принял горячее участие в опровержении ереси Ария. По смерти еп. Александра и несмотря на свою молодость был избран епископом на Александрийскую кафедру (328 г.). С этого момента почти полстолетия история Православной Церкви неразрывно связана с его именем. С необыкновенным самоотвержением он вел подлинно героическую борьбу за Православие против арианства и словом и писаниями. Пять раз за это подвергался удалению с кафедры и изгнанию. Скрываясь то в камышах на берегах Нила, то в пирамидах, то среди фиваидских отшельников, он не переставал руководить защитой Православия. Паства благоговела перед ним. Многочисленные и могущественные враги боялись его более, чем ненавидели. Каждый раз возвращение его в Александрию после очередного изгнания приобретало вид триумфального шествия. Его сравнивали с дубом, который во время бури оставался непреклонным и после каждого налета грозы вновь представал во всей своей величественной красе. Св. Григорий Богослов выразился о нем, что его жизнь и нрав суть правила для епископа, его догматы - законы Православия. В своих богослужебных песнопениях Церковь именует его "столпом Православия," "столпом света и Церкве утверждением." Скончался он 2 мая 373 г. От него дошло до нас около 50 сочинений разных названий, преимущественно догматико-полемических. Таково же содержание и его проповедей. В своих проповедях св. Афанасий с высоким одушевлением и твердым убеждением раскрывает православное учение и тонко и искусно разоблачает заблуждения еретиков. Язык его точен, ясен, общепонятен. Память его празднуется 2 мая и 18 января.

Св. Кирилл Иерусалимский родился в Палестине около 315 г. Из творений его можно заключить, что он получил прекрасное образование. Как человек образованный и благочестивый, рано был принят в клир Иерусалимской церкви. В 346 г. был уже пресвитером и исполнял обязанности катехизатора и проповедника. Уже через 4 года был рукоположен во епископа Иерусалимского вместо умершего еп. Максима. Вел упорную борьбу с арианами, вследствие чего не раз подвергался ссылке. Только имп. Феодосий Великий в 378 г. окончательно возвратил его пастве. Почил он в 386 г. Из творений св. Кирилла особенно известны 18 огласительных, 5 тайноводственных и одно предогласительное поучение. Огласительные поучения были произносимы перед приготовлявшимися ко св. крещению в продолжении всей св. Четыредесятницы. Тайноводственные произносились перед принявшими св. крещение на Светлой седмице. Огласительные поучения имеют догматико-полемический характер: в них сначала излагается заблуждение иномыслящих о каком-либо догмате, потом - православное учение о нем и доказывается на основании Св. Писания и рассудочных соображений, наконец, показывается приложение догмата к жизни. В тайноводственных поучениях св. Кирилл изъясняет положительное учение Церкви о таинствах крещения, миропомазания и причащения. Поучения отличаются возвышенностью мыслей и простотой изложения.

Св. Василий Великий, apxиепископ Kecapии Каппадокийской, родился в 329 г. в Исключительном по своему благочестию семействе, целый ряд членов которого удостоился причтения к лику святых. По выражению св. Григория, благочестие в этой семье было наследственным. Первоначальное образование св. Василий получил у своего отца-адвоката, Закону Божию обучали его мать св. Емилия и бабка св. Макрина. На 18 году жизни Василий отправился в Константинополь, где слушал знаменитого ритора Ливания, а потом провел несколько лет в центре тогдашнего философского образования в Афинах, где на всю жизнь подружился со св. Григорием Богословом. Вернувшись на родину, Василий после 4-летней адвокатской практики принял св. крещение и был посвящен в чтеца, а затем, желая ближе ознакомиться с процветавшим тогда монашеством, через Сирию и Палестину отправился в Египет. Вернувшись на родину, основал несколько монастырей и написал для них устав, имеющий основополагающее значение для нашего православного монашества до сего дня. В 364 г. посвященный во пресвитера, начал весьма интенсивную церковную деятельность, весь отдавшись борьбе с арианами и христианской благотворительности. По случаю постигшего кесарийцев голода он произнес замечательную беседу, которая произвела столь сильное впечатление на богачей, что они растворили двери своих житниц для голодающих. Все это доставило св. Василию громадную популярность, и в 370 г. он был избран в архиепископы родного города. Энергично борясь с арианами в союзе с Афанасием Великим и папою Дамасом, ему пришлось претерпеть много нападок и гонений не только со стороны ариан, ненавидевших его, но и со стороны православных, не понимавших его мудрости и такта. В 372 г. св. Василий выдержал борьбу с имп. Валентом, пытавшимся ввести арианство. Непомерные труды и аскетизм так подточили силы святителя, что он скончался, не дожив до 50 лет, в 379 г. Несмотря на краткую жизнь, он оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу. Из его проповеднических трудов дошли до нас: 1) 9 бесед на шестоднев, 2) 13 бесед на псалмы, 3) 25 бесед на разные случаи.

В беседах на шестоднев св. Василий стих за стихом, слово за словом дал полное истолкование повествования кн. Бытия о творении мира. Но и эти беседы отличаются нравственно-практическим направлением. "У меня одна цель - все обращать в назидание Церкви," - говорил сам святитель. Этой цели он достигает тем, что изображает природу как училище веры и нравственности. Описывая устройство мира, св. Василий всюду открывает следы премудрости, благости и величия Творца. Из жизни самой природы проповедник выводит уроки нравственности, указывая как добрые и дурные свойства разных животных. Построение бесед самое безыскусственное, речь живая, приближающаяся к разговорной. Живости изложения способствует частое употребление вопросо-ответной формы.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.