Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Простые техники когнитивно-поведенческой терапии





Остановка мыслей. Техника остановки мыслей была описана Дж. Бейном [Bain J. А., 1928], введена в практику поведенческих техник Дж. Вольпе [Wolpe J., 1958] и является одной из самых простых техник когнитивно-поведенческой терапии. Как следует из названия, она предназначена для прекращения нежелательных мыслей, навязчивых мыслей о наличии какого-либо тяжелого заболевания, о возможном заражении тяжелой инфекцией и др., самоуничижительных мыслей типа «я полное ничтожество, ничего не стою», и т. д., депрессивных идей типа «меня не ждет ничего хоро-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 205

 

шего в жизни, я не достоин своих друзей», и т. д. Техника остановки мыслей может быть отнесена к разряду поведенческих техник самоконтроля, поскольку после освоения ее при содействии терапевта она может потом самостоятельно применяться пациентом.

Этап освоения техники предполагает участие терапевта. Чтобы научить клиента процедуре остановки мыслей, терапевт сначала предлагает ему хорошо сконцентрироваться на нежелательных мыслях. Чтобы облегчить такую концентрацию, лучше даже работать с закрытыми глазами. Клиент инструктируется просигнализировать терапевту о моменте, когда нежелательные мысли будут четко представлены в его сознании. Необходимо только, чтобы сигнал был невербальным. В качестве такого сигнала часто выбирается подъем указательного пальца. Как только клиент продемонстрирует сигнал, терапевт громко командует: «Стоп». Вслед за этим клиента просят описать, что произошло, и, как правило, он сообщает, что мысли исчезли. После повторения процедуры несколько раз с позитивным результатом, клиент инструктируется применять технику самостоятельно, при этом вначале вслух громко произносить команду: «Стоп». При успешном результате перейти на энергичное произнесение команды про себя. Если мыслей не отмечается, то задача первого этапа - не думать о неприятных мыслях - решена.

Задача второго этапа - заполнить пустоту, возникающую после остановки дезадаптивных мыслей, заменить их на позитивные мысли, несовместимые с ними. Если опускается этот второй этап, нежелательные мысли могут возобновиться с большей силой.

Практически процедура остановки мыслей начинается с составления списка беспокоящих мыслей и отдельно списка образов воспоминаний. Эти два списка по содержанию могут совпадать только частично и поэтому должны прорабатываться отдельно.

 

 

206 Глава 9

 

При проведении этой техники пациент сначала должен сознательно контролировать процедуру остановки мыслей до тех пор, пока она не станет практически автоматичной.

Продемонстрируем, как может использоваться техника остановки мыслей в сочетании с систематической десенситизацией in vivo при лечении фобий.

Использование этой техники при данном синдроме исходит из представления о том, что ожидание (антиципация) - важный компонент при состояниях страха и панических атаках. Пациенты часто определяют ее как страх возникновения страха, ожидание появления страха. Одной из составляющих этой антиципации является негативный саморазговор, который предшествует усилению страха и предопределяет неудачу при преодолении их пациентом.

Терапевт в таком случае побуждает пациента модифицировать внутренний разговор и практиковать позитивный саморазговор, даже если вначале он будет казаться ему каким-то искусственным и не вызывать у него особого энтузиазма. Чтобы не было отвержения содержания саморазговора со стороны пациента, его самого просят составить собственный саморазговор. Сценарий для него может быть легко составлен в процессе ролевой игры. В ней терапевт выполняет роль адвоката дьявола, пытаясь убедить его, что так и надо поступать в ситуациях страха, избегать их, не находить в таком поведении ничего постыдного, даже наоборот, гордиться таким поведением, и т. д. Пациент выступает в роли оппонента адвоката дьявола.

После принятия пациентом такого сценария (позитивного саморазговора) он начинает погружение в реальные ситуации, начиная с самых легких, практикуя технику остановки мыслей, усиливая позитивный саморазговор.

Подобным же образом пациент может работать с образным рядом, начав генерировать позитивные об-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 207

 

разы. При этом на первом этапе он создает их в состоянии релаксации без представления ситуаций страха, потом с воображением только ситуации страха и, наконец, одновременно представляя и ситуацию страха, и возникновение у себя симптомов в этой ситуации. При проведении техники важно, чтобы визуализации ситуаций становились все более конкретными и реалистичными.

Рационально-эмоциональная

Терапия (РЭТ) А. Эллиса

Основные понятия и постулаты

 

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) была сформулирована Альбертом Эллисом в 1955 г. Первоначальный вариант ее назывался рациональной терапией, но в 1961 г. он переименовал ее в РЭТ, считая, что этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 г. Эллис стал использовать новое название своей терапии: РЭПТ - рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Термин «поведенческая» был введен им для того, чтобы показать то большое значение, которое придает это направление работе с поведением.

Термин «рациональный» на всех этапах работы использовался Эллисом как синоним когнитивной познавательной способности в самом широком смысле.

Эллис никогда не отождествлял слово рациональный с понятием интеллектуальный, логический. С 1989 г.

Эллис стал выделять в своем направлении общую РЭПТ и предпочитающуюся РЭПТ. Общая РЭПТ - это когнитивно-поведенческая терапия, нацеленная

 

 

208 Глава 9

 

на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях. Предпочитающаяся РЭПТ ставит задачи научить клиентов приемам самопомощи, используя методы РЭПТ.

Показания. РЭТ показана при лечении различных заболеваний, в этиологии которых психологические факторы являются определяющими. Это прежде всего невротические расстройства. Она показана и при других заболеваниях, которые осложнены невротическими реакциями. Понятно, что РЭТ не оказывает прямого воздействия на соматическую или неврологическую симптоматику, имеющуюся у больного, однако она помогает пациенту изменить отношение и преодолеть невротические реакции на болезнь, усиливает его тенденции бороться с заболеванием.

РЭТ продемонстрировала свою эффективность при лечении невротических реакций и у психических больных. В сочетании с психотропными препаратами РЭТ является высокоэффективным методом смягчения психического процесса, снижения риска рецидива психического заболевания [Ellis, Abrahams, 1978].

Теория РЭТ. Первый постулат РЭТ выделяет три сферы функционирования человека: мышление, эмоции и поведение, которые взаимосвязаны друг с другом. Изменение одной из них отражается на функционировании двух других.

В то время как поведенческая психотерапия ставит своей задачей достигать изменения поведения, воздействуя на внешнее окружение человека, РЭТ имеет целью изменять прежде всего эмоции, воздействуя на содержание мыслей. Возможность таких изменений основана на связи мыслей и эмоций. С точки зрения РЭТ когниции являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние. Как индивид интерпретирует событие, такую эмоцию в результате он и имеет в этой ситуации. Не внешние собы-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 209

 

тия и люди вызывают у нас негативные чувства, а наши мысли по поводу этих событий. Воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения наших эмоций и, следовательно, поведения.

Второй постулат, на котором основана РЭТ, касается вопросов патологии эмоций. С точки зрения РЭТ патологические нарушения эмоций имеют в основе аберрации мыслительных процессов, когнитивные ошибки. Для обозначения всех различных категорий когнитивных ошибок Эллис предложил использовать термин «иррациональные суждения». К ним он относил такие формы ошибок, как преувеличение, упрощение, необоснованные предположения, ошибочные выводы, абсолютизацию.

Возникновение иррациональных суждений (установок) связано с прошлым пациента, когда ребенок воспринимал их, не имея еще навыка проводить критический анализ на когнитивном уровне, не имея возможности опровергнуть их на поведенческом уровне, поскольку был ограничен и не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть, или получал определенные подкрепления от социального окружения. С точки зрения А. Эллиса можно выделить 4 основные группы таких установок, чаще всего создающих проблемы у пациентов.

1. Установки долженствования отражают иррациональное убеждение в том, что есть универсальные долженствования, которые всегда должны реализоваться независимо от того, что происходит в окружающем мире. Такие установки могут быть обращены к себе, к людям, к ситуациям. Например, утверждения, что «мир должен быть справедливым» или «люди должны быть честными», часто выявляются в подростковом возрасте.

2. Катастрофические установки часто отражают иррациональное убеждение, что в мире есть катает-

 

210 Глава 9

 

рофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Этот тип установок приводит к катастрофизации, т. е. к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Катастрофические установки проявляются в высказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в крайней степени (типа: ужасно, невыносимо, потрясающе и т. д.). Например: «Ужасно, когда события развиваются непредсказуемым образом», «Невыносимо, что он так обращается со мной».

3. Установка обязательной реализации своих потребностей отражает иррациональное убеждение, что человек для того, чтобы существовать и быть счастливым, должен обязательно осуществлять свои желания, обладать определенными качествами и вещами.

Наличие такого рода установок приводит к тому, что наши желания разрастаются до уровня необоснованных императивных требований, которые в результате вызывают противодействие, конфликты, а в результате - негативные эмоции. Например: «Я должен быть полностью компетентным (быть всегда на высоте) в этой области, в противном случае я ничтожество».

4. Оценочная установка состоит в том, что людей, а не отдельные фрагменты их поведения, свойства и т. д. можно глобально оценивать. При этой установке ограниченный аспект человека отождествляется с оценкой всего человека. Например: «Когда люди ведут себя плохо, они должны быть осуждены», «Он негодяй, поскольку он вел себя недостойно».

Поскольку РЭТ связывает патологические эмоциональные реакции с иррациональными суждениями (установками), то самый быстрый способ изменения состояния дистресса - это изменение ошибочных когниций.

Третий постулат: сформировавшись, иррациональные установки функционируют как автономные, са-

 

Когнитивно-поведенческая терапия 211

 

мовоспроизводящиеся структуры. В их возникновении играют важную роль генетические факторы, окружающая среда, культуральные факторы. Однако механизмы, которые поддерживают и сохраняют иррациональные установки, отличаются от тех, которые способствовали их формированию. Механизмы, которые поддерживают иррациональные установки, наличествуют в настоящем времени. Поэтому РЭТ концентрируется не на анализе прошлых причин, приведших к формированию той или иной иррациональной установки, а на анализе настоящего. РЭТ выясняет, как индивид сохраняет свои симптомы, придерживаясь определенных иррациональных когниции, за счет чего он не отказывается от них и не подвергает их коррекции.

Четвертый постулат РЭТ утверждает, что иррациональные когниции можно изменять. Но для того чтобы их изменять, необходимо сначала их идентифицировать, а это требует настойчивого наблюдения и самоанализа, использования определенных методов, облегчающих этот процесс. Только реконструкция ошибочных когниции приводит к изменению эмоционального реагирования. В процессе РЭТ человек приобретает способность управлять своими иррациональными когнициями по своему усмотрению, в противоположность начальному этапу терапии, когда иррациональные установки управляют поведением человека.

Фундаментальные и первичные цели. А. Эллис рассматривал человека как существо, преследующее три фундаментальные цели: выжить, быть относительно свободным от боли, быть относительно удовлетворенным. Другие субцели, которые Эллис называет первичными целями, являются дальнейшей дифференциацией этих фундаментальных целей в различных сферах функционирования индивида (при взаимодействии с собой, с другими людьми, с близ-

 

 

212 Глава 9

 

ким окружением, в профессиональной деятельности, в сфере образования, в сфере отдыха и развлечений).

И фундаментальные, и первичные цели не задаются человеку как врожденные потребности, а скорее являются его выбором. Рациональная жизнь человека предполагает достижения определенного равновесия между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, то есть достижением удовлетворения «здесь и теперь» и удовольствиями, возможными в будущем. Использование разума для достижения такого баланса и есть, с точки зрения Эллиса, рациональность.

Холодные, теплые и горячие когниции. А. Эллис подразделяет все когниции на холодные, теплые и горячие в зависимости от степени жесткости тех связей, которые соединяют чувства и когниции, то есть соединяют отражательный (информационный) компонент отношения с оценочным компонентом. Холодные когниции являются дескриптивными (описательными) и предполагают нейтральное или относительно слабое чувство. Холодные когниции практически не искажены оценочным отношением индивида.

Дескриптивную когницию можно было бы назвать установкой к событию из точки равновесия индивида.

Теплые когниции - это рациональные установки, установки предпочтения.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей (схем). Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной схеме установок соответствует умеренная сила эмоций.

Хотя они иногда и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго, поэтому не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей. В случае возникновения трудностей

 

Когнитивно-поведенческая терапия 213

 

индивид легко осознает рациональные установки, которые не соответствуют требованиям ситуации, и корректирует их.

Напротив, с точки зрения Эллиса, иррациональные установки - это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, носят, как говорил Эллис, абсолютистский характер. Поэтому обычные иррациональные установки не соответствуют реальности, как по силе, так и по качеству предписания. При отсутствии осознания иррациональных установок они приводят к длительным неразрешаемым ситуациям, эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению целей. Иррациональные установки включают выраженный компонент оценочной когниции, запрограммированного отношения к событию.

Горячие когниции - это совокупность (связка) иррациональных установок, оценочных мыслей и рационального восприятия ситуации. Такие когниции предполагают наличие сильных, интенсивных или длительных чувств. Эллис приводит следующий пример, показывающий различие этих трех видов когниции. Мужчина, жена которого открыто проявляет свое раздражение и агрессию, может продемонстрировать три варианта восприятия этой ситуации.

Холодная когниция: «Я вижу, что моя жена вспыльчива».

Теплые чувства когниции: «Мне не нравится ее вспыльчивость. Мне не хотелось бы, чтобы она так действовала. Как меня раздражают ее поступки!»

Горячие чувства-когниции: «Я совершенно не выношу ее нападки! Она не должна оскорблять меня!

На черта она мне нужна, раз она так поступает.

Я убью ее!» (Ellis, 1991, р. 154).

Адекватные (уместные) и неадекватные (неуместные) эмоции. Введение термина «рациональный» в

 

214 Глава 9

 

название (РЭТ) направления не означает игнорирование эмоционального уровня функционирования индивида. Акцент в РЭТ делается на уместных адекватных эмоциях. Неадекватные эмоции - это такие эмоции, которые мешают достижению равновесия между фундаментальными долгосрочными и краткосрочными целями. Например, тревога может делать человека осторожным, бдительным, готовым к совершению необходимых защитных действий и тем самым помогает ему приспособиться в сложных ситуациях, не отказываясь от своих целей. С другой стороны, чрезмерная тревога парализует человека, блокирует все его действия и лишает его возможности достижения целей. Такая тревога является неадекватной. В основе неуместной тревоги или другой эмоции, в том числе и позитивной, лежат иррациональные установки, которые ограничивают количество выборов отношения к ситуации. Наоборот, адекватные эмоции базируются на рациональных установках. Индивид, испытывающий такие эмоции, сохраняет достаточную свободу выбора при взаимодействии с активирующим событием.

Модель АУП. А. Эллис первый стал использовать базовую схему АУП (в английском языке ABC, первые буквы от слов activating experience (A); beliefs (В) - убеждения, верования; consequences (С) - последствия) для описания роли мышления в возникновении эмоциональных расстройств.

 

В этой схеме:

А - активирующее событие (активирующий опыт);

 

Когнитивно-поведенческая терапия 215

 

У - рациональные (РУ) и иррациональные (ИР) убеждения;

П - эмоциональные (Пе) и поведенческие (Пп) последствия.

 

Схема обращает внимание на то, что в интерпретации значения события могут одновременно присутствовать как рациональные, так и иррациональные установки. Их соотношение и определяет сложности индивида при разрешении проблемной ситуации. РЭТ строится в соответствии с учетом этой схемы (АУП).

 

Этапы проведения РЭТ

Принятие философии РЭТ

Применение философии РЭТ - это вводный этап, предшествующий собственно терапии.

Начинающие терапию клиенты считают, что А непосредственно вызывает эмоциональные расстройства.

Собственные убеждения, установки, определяющие интерпретацию ими А, остаются неосознанными. Поддержанию такого игнорирования способствует и опыт повседневного употребления речи. Как часто мы слышим: «Она меня разозлила». «Это известие вызвало у меня упадок сил».

Исходя из теории РЭТ, фактически пациенты сами вызывают у себя чувства, создавая в своей голове искаженные суждения, убеждения в связи с А. При этом они не осознают тот выбор, который они делают - выбор в пользу сохранения негативных переживаний и страданий.

Задача РЭТ на этом этапе состоит в том, чтобы привести пациента к пониманию, что его психологические проблемы возникают в результате его собственных ошибочных суждений о ситуации. Такое подведение к новому взгляду требует решения нескольких задач.

 

216 Глава 9

 

Первая задача: опровержение убеждений клиента относительно того, что внешние события являются источником наших чувств.

Опишем отдельные методические приемы, используемые в РЭТ для доказательства влияния убеждений на эмоции.

Разбор реакций различных людей в актуальной ситуации, с которой обратился пациент. Например, пациент обратился с жалобой на подавленное состояние после получения известия о намерении жены уйти от него. Терапевт может предложить описать реакции 100 различных мужчин в подобной ситуации. Может последовать ответ: «Я предполагаю, что все 100 реагировали бы подобным образом». Тогда врач предлагает задуматься, насколько реальна такая оценка. Далее терапевт помогает клиенту увидеть различные возможные реакции с помощью вопроса: «Наверное, не все отреагировали бы одинаково.

Как вы думаете, сколько мужчин расстроились бы на 60, 50, 40 %?» После ответа врач предлагает задуматься над тем, сколько предположительно будет тех, кто совсем бы не испытывал чувства подавленности. Здесь возможно появление понимания того, что хотя, к примеру, 60 % были бы подавлены, другие могли проявлять достаточно разнообразные реакции. Кто-то был разозлен или даже разъярен, кто-то испытал спокойствие, а кто-то даже обрадовался этому известию.

После выявления таких разнородных реакций клиенту задают вопрос: «Как можно объяснить такие многообразные реакции людей на одно и то же событие?» Ответы могут быть различными. Один признает, что реакции прямо не связаны с самим событием, другой может предположить: «Люди имеют разные характеры, поэтому и реагируют по разному». Терапевт может подчеркнуть это новое заключение, которое сделал пациент, а именно, не А само по себе вы-

 

Когнитивно-поведенческая терапия 217

 

зывает у нас негативные чувства. Можно развить это заключение - реакции людей зависят от оценки, которую каждый дает этой ситуации. Такое совместное обсуждение создает основу для дальнейшего облегчения понимания роли убеждений (суждений) в восприятии ситуаций, сразу начав проработку актуальной психотравмирующей ситуации.

Другие приемы могут включать предоставление информации о влиянии мыслей на эмоции, рассмотрение отдельных ситуаций с этих позиций и др.

Вторая задача - опровержение убеждений, что другие люди являются источником наших чувств (вызывают наши чувства).

Проведение экспериментов «здесь и теперь». Врач может предложить клиенту провести эксперимент прямо в кабинете, обратившись к нему с предложением: «Если вы придерживаетесь убеждения, что другие люди могут вызывать у вас эмоции, давайте попробуем. Проверим это положение. Поскольку я к вам хорошо отношусь, сейчас я вызову у вас чувство радости... Так... А теперь, что вы чувствуете...»

Далее проводится обсуждение «эксперимента». При этом обращается внимание на те мысли, которые проносились в голове клиента при проведении эксперимента, рассматривается их значение на восприятие ситуации эксперимента и возникновение чувства.

После проведения эксперимента целесообразно возвращение к рассмотрению проблемы, например, к заявлению клиентки. «Мой муж заставляет чувствовать меня ущербной, из-за этого я нахожусь в подавленном состоянии». Врач может поинтересоваться: «Кто же включает внутреннюю кнопку, из-за которой возникает чувство ущербности? Из-за какой кнопки возникает подавленное состояние? Что вы себе при этом говорите?»

РЭТ-терапевт чаще предпочитает использовать активные, часто парадоксальные приемы опровержения.

 

218 Глава 9

 

Приведем примеры.

 

Терапевт. «Ну, что ж, Елена, если вы считаете источником вашего постоянного раздражения вашего начальника, то вам нечего лечиться у психотерапевта. Целесообразно прислать на лечение вашего начальника».

Другой пример провокативного приема, используемый Эд. Гарсия, сотрудником института рационально-эмотивной психотерапии в Нью-Йорке.

Пациентка жалуется, что окружающие управляют ею, вызывают плохое состояние и т. д.

Терапевт выдвигает ящик, достает большую коробку или сумку и протягивает ее пациентке.

Пациентка. «Что это?»

Терапевт: «Это ваша воля. Я возвращаю ее вам.

Очевидно, вам давно не хватает ее. Вы продолжаете рассказывать мне, как один человек вынуждает вас злиться, другой - расстраиваться, третий заставляет Вас любить его, четвертый заставляет делать то-то и то-то. Вы упорно продолжаете рассказывать мне, что окружающие управляют вами. Вы, наверное, забыли как-то свою волю здесь, когда уходили в спешке. Я на самом деле считаю, что вам лучше забрать ее, тогда, может быть, вам удастся лучше распорядиться своей жизнью».

РЭТ может использовать и приемы опровержения, опирающиеся в основном на доводы рассудка. Например, верующему клиенту, а поэтому принимающему концепцию свободной воли человека, терапевт может предложить сопоставить эту концепцию с его заявлением о том, что кто-то другой вызвал у него панику, депрессию, злость, показать, что эти два убеждения несовместимы и надо выбирать какое-то одно, чтобы избежать внутренних противоречий.

Следующая задача, решаемая на этом этапе, — демонстрация клиенту возможности управления своими эмоциями с помощью изменения мыслей. Опи-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 219

 

шем только один из приемов. Клиенту предлагается продумать способы убеждения своего собеседника, для того, чтобы добиться от него желаемой реакции, чтобы получить то, что хочется. Далее ему предлагается составить разговор с собой так, как если бы клиент сам был посторонним человеком, реакции и эмоции которого требуется изменить. Попробовать ответить на вопрос: как лучше показать ему то, в чем я его убеждаю? Обратить большее внимание на аргументированность доказательств, а потом попробовать интериоризировать этот разговор, сделав его разговором с собой.

Трудности, возникающие на этом этапе. Нередко переходу на следующий этап работы с клиентом мешают его ригидные представления об определяющем значении прошлого, детских психотравм. Такие убеждения нередки у клиентов, неплохо ориентированных в психологической литературе, особенно в психоанализе. Эти пациенты считают, что с клеймом прошлого ничего уже не сделать и поэтому изменение невозможно.

Опровержение такого представления может проводиться по нескольким линиям.

Приводится информация о современных взглядах на эту проблему, показывается, что в психоанализе принимается представление о возможности изменения отношения к прошлым психотравмам после отреагирования, осознания и переформирования их значения. Может приводиться информация и об активной роли памяти. Память с этих позиций не является процессом только пассивного хранения прошлого. При воспоминании прошлые события постоянно трансформируются и искажаются в соответствии с общей тенденцией развития индивида, его мотивацией, поэтому об одном и том же травматическом переживании будет по-разному рассказано через один год, два года, пять, десять лет.

 

 

220 Глава 9

 

Обращается внимание, что прошлое определяет настоящее, только если присутствует в форме неизменных когниций, которые сложились в момент актуального переживания. Прошлое определяет настоящее из-за когниций, которые, сформировавшись, в последующем не подвергались переоценке. Взрослый, который испытывает тревоги и панические состояния, имеет их не потому, что, будучи ребенком, пережил травму, после которой мир для него стал опасным и страшным, а потому, что сохраняет эту неизменную установку в своей голове и постоянно повторяет себе ее, став взрослым.

Приведя несколько таких примеров, можно показать, что когниций создают программы самореализующихся пророчеств из-за того, что человек постоянно внушает себе: мир страшен и опасен, в нем обязательно произойдет что-то ужасное, или я неудачник, за что я ни возьмусь, все будет обречено на провал.

Объясняется также, что когниций оказывают столь сильный эффект из-за длительности своего функционирования, стойкости, которую они приобретают вследствие постоянного упражнения, подкрепления.

Можно привести аналогию с каким-либо неправильно сформированным двигательным навыком (например, задержка отпускания педали сцепления при управлении автомобилем) и задать вопрос: «Как трудно изменить такой навык?» и ответ скорее всего будет таким: «Скорость приобретения нового навыка зависит от того, как долго до этого индивид тренировал неправильный навык».

Принятие философии РЭТ - обязательное условие для последующего проведения рационально-эмоциональной терапии.

Клиент может только частично признать возможность влияния мыслей на чувства, но это уже достаточно для начала терапии.

Принятие философии РЭТ продуктивно, когда оно осуществляется не только на рациональном уровне.

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 221

 

Вот почему желательно, чтобы убеждающие приемы на этом этапе носили характер экспериментов, активно вовлекающих самого клиента.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.