Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН И ВАВИЛОНСКАЯ МУДРОСТЬ





В то время как Пифагор постигал жреческую науку, к востоку от Египта, в Междуречье, из плотного тумана легенд и безвестности вставала звезда нового властелина мира — персидского царя Кира. Потомок мелкого вождя персидских племен Ахемена на глазах у оторопевших бывших владык становился всесильным деспотом Киром Великим, основоположником новой царской династии Ахеменидов.

Подробное жизнеописание Кира оставил древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (ок. 445 — 355 до н. э.) в своей знаменитой «Киропедии»[23], которая начинается таким рассуждением: «Некогда пришлось нам задуматься о том, какое множество демократий было низвергнуто сторонниками иного, не демократического строя, какое множество монархий и олигархий пало, свергнутое восставшим народом, как много лиц, домогавшихся тиранической власти, очень быстро ее утратили, а тем, кому удалось хотя бы на короткий срок встать у кормила правления, удивляются и сейчас как мудрецам и счастливцам. Нам часто встречались люди, из которых одни владели многими, другие — немногочисленными рабами, но даже этими немногими в собственном доме они не смогли управлять так, чтобы те с достаточной готовностью повиновались своим господам. Далее, подумали мы, что и пастухи выступают в роли правителей рогатого скота, как табунщики — своих табунов; и вообще все, называющиеся пастырями каких бы то ни было животных, находящихся под их властью, могли бы равным образом считаться их повелителями. Легко можно увидеть, что все эти стада охотнее повинуются своим пастухам, чем люди — своим правителям...

На основании всего этого мы решили, что человеку намного легче установить свое господство над всеми прочими существами, чем над людьми. Но, познакомившись с жизнью перса Кира, ставшего властителем множества подчинившихся ему людей, государств и народов, мы были вынуждены изменить свое мнение и признать, что установление власти над людьми не должно считаться трудным или невозможным предприятием, если браться за него со знанием дела. Нам известно, что Киру охотно подчинялись народы, жившие от него в отдалении, измеряемом многими днями пути, другие — даже месяцами, третьи вообще его не видели в глаза, а четвертые прекрасно понимали, что никогда не получат возможности его увидеть... Сами эти народы были столь многочисленны, что одно путешествие через все эти страны могло бы считаться подвигом, будь то на восток от царской резиденции, или на запад, или на север, или на юг».

В 550 г. до н. э. Кир покорил Мидию, а через три года отправил на костер лидийского царя Креза. Так в течение трех лет пали две самые могущественные державы Ближнего Востока, а вместе с ними распался и хрупкий механизм международного равновесия. Следом за Лидией пришла очередь греческих полисов в Малой Азии, из которых лишь Милет мудростью Фалеса сумел на полстолетия отодвинуть лавину персидского порабощения. В 539 г. до н. э. Кир появился у «Врат Божьих» — Вавилона (Вавилон —: от аккадского Баб-Илу — Врата Бога).

Красавец Вавилон, столица Нововавилонского царства, богатейший и огромнейший город древнего мира, утопал в роскоши, праздности и разврате. «Вавилон великий, великая блудница, мать блудницам и мерзостям земным» — так сказано о Вавилоне того времени в Откровении Иоанна Богослова — знаменитом Апокалипсисе. Вавилон, как через 1000 лет и Рим, затягивала трясина праздной лени. И это закончилось тем, что самый большой в древнем мире, немалый и по современным меркам город с полумиллионным населением фактически некому было защищать.

Вавилон располагался по обоим берегам реки Евфрат и со всех сторон был защищен мощными стенами и глубокими рвами. Стены Вавилона, согласно Геродоту, имели 200 царских локтей высоты и 50 локтей ширины, т. е. 106 м и 26 м соответственно. Геродот, конечно, и на этот раз сильно преувеличивал, но бесспорно, что это были очень сильные укрепления. Недаром Кир, увидев стены Вавилона, сказал: «Доблестные союзники, мы осмотрели кругом вражеский город. Что касается меня, то я, признаюсь, не вижу, каким образом можно взять штурмом столь мощные и высокие стены. Но раз в городе находится множество людей, то, я думаю, легче будет одолеть их голодом, если только они не рискнут выйти и сразиться» (Ксенофонт. Киропедия).

Рис. 20. Гюстав Доре. Пир Валтасара. 1864 — 1866. Иллюстрация к Библии.

Началась осада Вавилона, над которой сами вавилоняне только посмеивались, ибо в городе было продуктов на 20 лет. Но Кир нашел выход. Со стороны реки город, естественно, был укреплен слабо, ибо река сама по себе являлась преградой для врага. Поэтому выше по течению Евфрата Кир прокопал обводной канал и, выждав подходящий момент, когда «...в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую ночь пьют и гуляют», отвел воды Евфрата в сторону. «Друзья мои, — обратился Кир к своему войску, — река уступила нам дорогу в город. Войдем же в него без колебаний и страха».

Вавилон был взят практически без боя. Город был так велик, а отряды Кира столь стремительны, что вавилоняне, беспечно танцевавшие по случаю праздника в центре города, даже не знали, что жители окраин уже взяты в плен или убиты. В своем дворце пировал и вавилонский царевич Валтасар (рис. 20).

Пир Валтасара, ставший синонимом обреченности праздной власти, с потрясающей силой образности и поэтики описан в Библии в Книге пророка Даниила: «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его... В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое, Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его...»

Наконец, по совету матери-царицы Нитокрис вспомнили о Данииле, иудейском пленнике, томившемся в вавилонском плену среди других десяти тысяч евреев. И сказал Даниил царю: «Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему». Затем Даниил сказал о беззакониях Навуходоносора, который «кого хотел, возвышал и, кого хотел, унижал», о том, что «и ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего», об осквернении иерусалимских реликвий. «За это, — сказал Даниил, — и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, перес. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

Мене, мене, текел, перес — исчислен, исчислен, взвешен, разделен. Это пророчество арамейской надписи, облеченное в сказочно-поэтическую форму, содержало глубокий историко-философский смысл: исчислена и взвешена беспутная жизнь Валтасара и царство, его разделено между мидянами и персами.

О Валтасар, оставь свой пир

И оргий хаос сладострастный!

Уж на стене — гляди, кумир! —

Слова пылают: знак ужасный...

То, что не Бог — тиран всевластный,

Легко ль порой уразуметь?

Ужель, злодей, тебе не ясно,

Что обречен ты умереть?

 

Беги! Венки с чела сорви!

Ведь седина им не пристала...

Напрасно юность не лови,

Корона дряхлость увенчала.

Алмазов блещет в ней немало,

Но им придется потускнеть...

Чтоб чернь ее не презирала,

Учись героем умереть!

 

Судьбой ты взвешен на весах

И слишком легок оказался...

Давно ты превратился в прах,

Гораздо раньше, чем скончался.

Веселый смех кругом раздался,

И остается лишь жалеть,

Что зря ты и на свет рождался —

Чтоб так царить и умереть.

(Дж. Г. Байрон)

Так, 12 октября 539 г. до н. э. пал Вавилон. Валтасар был убит. Царем Вавилона был поставлен Камбиз, старший сын и наследник Кира, а Вавилон наряду с Сузами, Персеполем и Экбатаной стал одной из столиц гигантской империи Ахеменидов.

Надо сказать, что Кир был не только удачливым завоевателем, но и осмотрительным политиком. Он сумел снискать симпатии покоренных народов, оставляя в неприкосновенности их обычаи и религию. Завоевав Вавилон, Кир вернул свободу евреям

и положил конец их 60-летнему «вавилонскому плену». Дух терпимости, бесспорно, делает Кира одной из наиболее благородных фигур античности. «Что царство Кира было самым великолепным и самым могущественным из государств Азии — это подтверждается уже его размерами. На востоке оно было ограничено Красным морем (Персидский залив — А. В.), на севере — Понтон Эвксинским, на западе — Кипром и Египтом, на юге — Эфиопией. Будучи столь огромным, оно управлялось единственно волею самого Кира; он дорожил своими подданными и пекся о них как о собственных детях, но зато и подвластные Киру народы чтили его как родного отца» (Ксенофонт. Киропедия).

Такова была обстановка в Передней Азии, когда Пифагор отправился из Египта на родину. Ничто не омрачало его путь, сердце рвалось вперед, а в голове роились научные планы. Прибыв в Исс, древний город в северо-восточной оконечности Средиземного моря, город, у стен которого два века спустя, осенью 333 г. до н. э., Александр Великий наголову разбил огромную армию персов, Пифагор решил оставшийся путь проделать по суше: увидеть новые земли и новые народы. Однако путь этот растянулся на долгие семь лет.

Однажды в полдень (трагичный или счастливый для Пифагора?) караван купцов, с которым шел Пифагор, столкнулся с отрядом самого Камбиза. Вавилонский царь возвращался с инспекторской поездки по огромной империи своего отца. Раздосадованный нерегулярным сбором податей, молодой властелин не преминул упустить дорогую добычу, и маршрут путников изменился на 180 градусов. Они отправились в Вавилон, но уже в качестве пленников.

Прошел месяц пути. Дорога шла вдоль берега Тигра, и пыльное небо раскаленным котлом пылало над их головами. Наконец, показались развалины Ниневии. Еще три четверти века назад это был богатейший город Востока, столица великой Ассирии, резиденция самого Ашшурбанипала. Повелитель самой могущественной империи слыл человеком контрастов: тонкий ценитель искусства, собравший лучших скульпторов мира, и погрязший в пороках сладострастник; покровитель наук, чьими трудами была собрана богатейшая в древнем мире библиотека, и кровожадный головорез; храбрый красавец, выходивший один на один на льва, и моральный урод.

Пленники вошли в остатки восточных ворот Ниневии — «Вход толп народов». Некогда здесь в клетках на собачьей цепи сидели цари, плененные Ашшурбанипалом, и в ступах толкли вырытые из могил кости своих предков. Прошли развалины дворца Ашшурбанипала и, возможно, переступили через валявшийся под ногами рельеф раненой львицы, который сегодня является гордостью собрания Британского музея и считается жемчужиной античного искусства (рис. 21). Впрочем, пленники думали не о рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала, а о стенах и башнях Ниневии, некогда покрытых кожей, содранной с врагов ассирийского деспота. Что-то ждало их в Вавилоне?

Рис. 21. Раненая львица. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. VII в. до н. э. Лондон. Британский музей.

Еще через месяц пути там, где воды Тигра и Евфрата почти вплотную подходят друг к другу, путники перешли в долину Евфрата. А вскоре показались и зеленые холмы Вавилона.

Пленники вошли в город по Аккадской дороге через парадные Ворота богини Иштар. Башни и арка ворот были сплошь облицованы глазурованным кирпичом. Сверкавшую на солнце лазурную гладь изразцов украшали рельефные изображения могучих быков и грифонов. Ровесник Пифагора — Ворота Иштар — один из немногих шедевров Нового Вавилона, сохранившихся до наших дней. Сегодня они украшают залы Переднеазиатского музея в Берлине (рис. 22).

Пройдя Ворота Иштар, изумленные путники, забыв о своем незавидном положении, увидели то, что еще недавно они приняли за зеленые холмы Вавилона. То были знаменитые Висячие сады полумифической царицы Семирамиды, причисленные греками к одному из семи чудес света. Многоярусные каменные возвышения, похожие с виду на горы, были засажены самыми редкими и красивыми деревьями. Каменные террасы устилал толстый слой почвы, на котором произрастали растения. В недрах каменных громад были спрятаны трубы, по которым с помощью насосов подавалась наверх вода. Затем эта вода стекала вниз игривыми ручейками, шумными водопадами, останавливалась таинственными заводями, на берегу которых располагались гроты и беседки. Излишне уточнять, что приводились насосы в движение мускулами многочисленных рабов.

Молва утверждала, что эти диковинные сады были построены по прихоти жены Навуходоносора — царицы Семирамиды, которая происходила родом из горной Мидии и тосковали на равнинах Вавилонии по горным пейзажам.

Рис. 22. Ворота Иштар в Вавилоне. Облицовка из поливных изразцов. Ок. 570 г. до н. э. Берлин. Переднеазиатский музей.

Для первых властителей завиден мой жребий,

И Боги не так горды.

Столпами из мрамора в пылающем небе

Укрепились мои сады.

Там рощи с цистернами для розовой влаги,

Голубые, нежные мхи,

Рабы, и танцовщицы, и мудрые маги,

Короли четырех стихий.

Все манит и радует, все ясно и близко,

Все таит восторг вышины,

Но каждою полночью так страшно и низко

Наклоняется лик луны.

И в сумрачном ужасе от лунного взгляда,

От цепких лунных сетей,

Мне хочется броситься из этого сада

С высоты семисот локтей.

(Н. Гумилев)

Миновав Висячие сады, Аккадская дорога переходила в широкую Дорогу Процессий — проспект Айбуршабум, вымощенный белыми и красными плитами. Дорога Процессий прорезала почти весь город и вела к Главному храмовому комплексу Вавилона — Эсагиле[24] — жилищу бога Бэла-Мардука[25]. Храм Бэла-Мардука, как и всякий главный ассиро-вавилонский храм, имел ступенчатую башню-зиккурат — «храм неба». Зиккурат храма Бэла-Мардука — башня Этеменанки[26] — и есть знаменитая по Библии Вавилонская башня.

Строительство зиккуратов в Месопотамии имеет тысячелетнюю историю. Когда-то древние шумеры обитали в горах и поклонялись богам, живущим на вершинах гор. Затем шумеры спустились на равнины Междуречья, но не изменили своим обрядам и стали строить искусственные горы-зиккураты. Еще позже религию шумеров восприняли ассирийцы и вавилоняне. Так появились зиккураты, соединявшие, по мнению верующих, землю и небо. Именно за это, как повествует известный отрывок из книги Бытия, Бог смешал языки дерзких людей, лишив их возможности построить башню до небес. Отсюда и пошло крылатое выражение — вавилонское столпотворение, последнее слово которого означало сотворение столпа, башни, а затем уже стало синонимом беспорядка.

«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Почему дано ему имя Вавилон: ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (рис. 23).

Рис. 23. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Вена. Художественно-исторический музей.

Вавилонская башня Этеменанки была грандиозным семиярусным сооружением. Ее высота составляла девяносто метров, а сторона квадратного основания — 91,5 м. Каждый ярус был окрашен в свой цвет: черный, белый, пурпурный, синий, ярко-красный, серебряный и золотой. Система наружных каменных лестниц, стремительно возносящихся вверх, различные галереи, площадки отдыха, ниши, переходы и контрфорсы придавали башне причудливый вид. Однако во всем этом царил порядок симметрии и соразмерности. На верхнем этаже зиккурата помещался храм, в котором стояло прекрасное ложе, предназначенное для самого бога Мардука. Наконец, сам зиккурат располагался посреди широкого внутреннего двора, образованного каре служебных помещений. Этот двор и был центром вавилонской науки (рис. 24).

Впрочем, о всех чудесах Вавилона коротко рассказать невозможно. Ведь в городе было 24 больших проспекта, 53 храма и 600 часовен; статуя бога Мардука из чистого золота весила более двух тонн; по стенам Вавилона могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей, и т. д. и т. д. Так что нам лучше всего вернуться к судьбе вавилонского пленника.

Рис. 24. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Сер. VII в. до н. э. Архитектор Арадаххешу. Реконструкция. Размеры башни: 1-й этаж — 91,5 ´ 91,5 ´ 33 м, 2-й этаж — 78 ´ 78 ´ 18 м, 3-й этаж — 60 ´ 60 ´ 6 м, 4-й этаж —51 ´ 51 ´ 6 м, 5-й этаж —42 ´ 42 ´ 6 м, 6-й этаж — 33 ´ 33 ´ 6 м, 7-й этаж — 24 ´ 21 ´ 15 м.

Вряд ли стоит слишком драматизировать вавилонский плен Пифагора. Во все времена пленник, если он не являлся властелином порабощенной державы, а был умелым ремесленником или мудрым мыслителем, находил свое место под солнцем. Следует вспомнить о терпимости Кира к покоренным народам и о том, что Кир освободил плененных Навуходоносором евреев, многие из которых предпочли остаться в Вавилоне. Видимо, нашел свое место среди вавилонских мудрецов и Пифагор. Место же это находилось на широком дворе перед Вавилонской башней, и нам остается лишь войти туда вслед за Пифагором и познакомиться с вавилонской мудростью.

Вавилонская наука была значительно более развитой, нежели египетская. Есть мнение, что причиной тому, как, впрочем, и причиной возникновения всей цивилизации Междуречья, были все те же Тигр и Евфрат. В самом деле, как Египет, по словам Геродота, был «даром Нила», так и Месопотамия была даром Тигра и Евфрата. Но в отличие от Нила, этой «самой добропорядочной из всех рек», для орошения и ирригации долин блуждающих рек Тигра и Евфрата требовалось немалое техническое искусство. Первоначально эти долины представляли собой хаос воды и суши, непроходимые тростниковые плавни и выжженные солончаковые отмели, рассадник холеры, дизентерии, малярии, полчищ комаров, гнуса, ядовитых змей и скорпионов. Требовались гигантские усилия, не только физические, но и интеллектуальные, для того, чтобы, превратить этот заболоченный ад в цветущий рай на земле.

Однако прошли века, и земной рай оказался погребенным под толстым слоем земли. О культуре Междуречья вообще забыли, и лишь библейская легенда о Вавилонской башне да предание о садах Семирамиды смутно напоминали о ней. Сбылись слова иудейского пророка Исайи: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах».

К счастью, шумеры, а вслед за ними ассирийцы и вавилоняне писали на глиняных табличках, которые не пожирал огонь пожарищ, а напротив, превращал их в крепкие обожженные черепки. Только в библиотеке Ашшурбанипала найдено 20 000 таких табличек, а всего на сегодня по музеям мира их рассеяно около полумиллиона. Из этого несметного числа лишь 150 табличек содержат математические задачи, а еще 200 — числовые таблицы. Вот из этих 350 небольших табличек размером с ладонь и происходят наши сведения о вавилонской математике.

Нелегко было расшифровать узоры вавилонской клинописи. Лишь в 30-е гг. XX в. (т. е. через 30 — 40 веков!) прежде всего усилиями немецкого историка науки, после войны работавшего в США, Отто Нейгебауэра были вновь открыты богатства древней вавилонской мудрости.

Что же отличает вавилонскую математику? Прежде всего это высокоразвитое вычислительное искусство. Еще шумеры на рубеже 3 — 2-го тысячелетий до н. э. изобрели позиционную систему счисления. Суть изобретения шумеров заключалась в том, что значение знака, изображающего цифру, как и у наших современных цифр, зависело не только от самого знака, но и от его положения (позиции) во всем числе. При этом для записи цифр обходились всего двумя знаками: вертикальный клин обозначал 1, а пара наклонных клиньев, образующих угол, — 10. Поскольку основанием системы счисления было число 60 (шестидесятеричная система)[27], то в зависимости от положения в числе вертикальный клин мог обозначать 1, 60, 602,..., а также 60–1, 60–2,... Оставалось поставить последний штрих — ввести специальный символ, обозначающий пропуск соответствующего разряда (прообраз современного нуля), что и сделали вавилоняне:

Позиционная система счисления давала огромные преимущества при вычислениях, особенно при умножении, делении и действиях с дробями. Благодаря ей стали возможными сложные математические расчеты, которые и обеспечили развитие вавилонской астрономии. Вавилонская система счисления наряду с финикийским алфавитом прочно вошла в золотой фонд изобретений человечества.

Для облегчения вычислений вавилонянами составлялись разного рода таблицы: таблица умножения, таблица обратных величин, таблица квадратов и кубов чисел и др. Но наиболее поразительны успехи вавилонской алгебры.

Во времена царя Хаммурапи, т. е. в XVIII в. до н. э., вавилоняне умели решать линейные, квадратные и некоторые виды кубических уравнений, а также системы линейных и квадратных уравнений с двумя неизвестными! В современной символике это следующие уравнения и системы:

Кроме того, вавилонянам были известны формулы:

Конечно, все эти уравнения, системы уравнений и формулы были растворены в тексте конкретных задач с конкретными числовыми коэффициентами. Но нет никаких сомнений в том, что вавилоняне владели общими методами их решения. Например, из клинописного текста ясно видно, что для решения уравнения вавилоняне следуют алгоритму, полностью повторяющему современную формулу для положительного корня квадратного уравнения:

Напомним, что египтяне в ту же эпоху могли решать только простые линейные уравнения.

Что касается вавилонской геометрии, то она не могла похвастаться столь же крупными успехами, как вавилонская алгебра. Мы уже отмечали, что вавилонское число было существенно хуже египетского. Вавилоняне пользовались неправильной формулой для определения объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, тогда как египтяне знали правильную формулу. Однако вавилоняне знали и успешно применяли теорему Пифагора уже в эпоху царя Хаммурапи, т. е. более чем за 1000 лет до Пифагора!

Как пришли вавилоняне к теореме Пифагора, неизвестно, но известно, что они ею прекрасно владели. Сохранилась табличка, содержащая 15 строк чисел, удовлетворяющих свойству и называемых сегодня пифагоровыми тройками (рис. 25). А вот текст другой древней таблички с задачей на теорему Пифагора: «Шест длины прислонен к стене. Его верхний конец опустили на . Как далеко отодвинется его нижний конец?» Задача сводится к решению прямоугольного треугольника с гипотенузой и одним из катетов

Неизвестный катет вычисляется по теореме Пифагора:

Этой задаче 4000 лет! Заметим, что числители дробей в этой задаче есть числа так называемого египетского треугольника — простейшей пифагоровой тройки .

Итак, Пифагору, бесспорно, было чему поучиться в Вавилоне. Хотя, как и в египетской математике, в математике Вавилона не обнаруживаются хоть какие-то намеки на то, что мы сегодня называем доказательством, и хотя по форме изложения вавилонская математика носила столь же авторитарный характер, как и свод законов Хаммурапи, тем не менее само содержание вавилонской математики указывает на то, что вавилоняне владели некими логическими дедуктивными принципами, с помощью которых и были получены их первоклассные результаты. В самом деле, невозможно заставить себя вообразить, что, например, такие пифагоровы тройки, как (4961, 6480, 8161) (десятая строка — рис. 25) или (12 709, 13 500, 18 541) (четвертая строка — рис. 25), были найдены эмпирически.

И тем не менее вопрос «почему?» — главный вопрос любой науки — еще не занял должного места в вавилонской математике. Более того, вавилонская математика времен Пифагора почти не отличалась от вавилонской математики времен Хаммурапи и явно клонилась к закату. Так, рассмотренная нами задача о шесте в течение полутора тысячелетий кочует из таблички в табличку.

 

Рис. 25. Древневавилонский клинописный текст, содержащий 15 наборов пифагоровых троек, среди которых (четвертая строка) есть и такая нетривиальная тройка как (12709, 13500, 18541): 127092 + 135002 = 185412. Нью-Йорк. Плимптоновский фонд библиотеки Колумбийского университета.

Если наши предположения верны и Пифагор все-таки был в Вавилоне, то он не мог не заметить предкризисного состояния вавилонской математики, как, впрочем, и всего вавилонского общества. Но и возраст самого Пифагора подходил к критической отметке: близился 530 г. до н. э. — 40-й год жизни Пифагора, возраст акме. Вопрос о выборе жизненного пути также подошел к последней черте. Завершался шестой год вавилонского плена. Либо предстояло оставаться в роли вечного ученика — прислужника вавилонских халдеев, либо следовало сделать последнюю попытку вырваться на самостоятельную дорогу в жизни. Пифагор выбрал второе.

В 530 г. до н. э. Кир отправился в поход против массагетских племен Средней Азии. А вскоре оттуда пришли тревожные вести: то ли Кир был убит, то ли попал в плен, то ли нуждался в подкреплении. В Вавилоне начался переполох: кто сколачивал отряды на подмогу Киру, а кто плел сети заговора против Камбиза, сына Кира. Но и то и другое как нельзя кстати было для Пифагора. Лучшего случая для того, чтобы незамеченным прошмыгнуть через городские ворота и примкнуть к торговому каравану, не предвиделось.

Говорят, что будущий царь персов Дарий, который, возможно, был учеником Пифагора и который, безусловно, с юношеских пор вынашивал в своем воображении самые дерзкие планы, узнав о побеге эллинского мудреца, сказал: «Если этому умнику не хочется быть свободным на чужбине, он станет нашим рабом у себя на родине!» Увы, слова Дария оказались пророческими.

Но пока Пифагор радовался неожиданному подарку судьбы, сердце его вновь отчаянно застучало. 20 лет разлуки и 10 тысяч стадий[28] пути отделяли Пифагора от родной Эллады. И он устремился навстречу пространству и времени.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.