|
Раздел 1. Подцарство Одноклеточные.Стр 1 из 5Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
для подготовки бакалавров ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 020400.62 «Биология» Курс 1 Семестры 1, 2
Москва, 2013 Составители: Сашина Л.М., кандидат биологических наук, Блохина Т.В., кандидат биологических наук «__» ________ 2013г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока Б3.Б.1.3. студентам очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля 2010 г. № 101 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» февраля 2010 г. № 16504.
Программа обсуждена на заседании кафедры зоологии (протокол № от.. 2013 г.)
Зав. кафедрой, Г.И. Блохин, д.с.-х.н., профессор _________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» ________ 2013г. Рецензент: А.К. Османян, д.с.-х.н., профессор ___________________________ (подпись) Проверено: Начальник отдела менеджмента качества образования ___________________ Л.А. Ефимова (подпись)
Начальник методического отдела ___________________ Л.М. Сашина (подпись) Согласовано: Декан зооинженерного факультета Ю.А. Юлдашбаев, д.с.-х.н., профессор ___________________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» ________ 2013г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета зооинженерного факультета, протокол № ____ от «____» _____________ 2013 г.
Секретарь ученого совета зооинженерного факультета О.И. Боронецкая, к.с.-х.н., ст.науч.сотр. _________________________________ (подпись) «__» ________ 2013г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 020400.62 «Биология» протокол № ___ от «____» _____________ 2013 г.
Председатель учебно-методической комиссии Маловичко Л.В., д.б.н., профессор ______________________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» ________ 2013г.
Заведующий выпускающей кафедрой Г.И. Блохин, д.с.-х.н., профессор ________________________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись) «__» _______ 2013г.
Начальник УИТ _______________М.Ю. Годов (подпись)
Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова (подпись)
Копия электронного варианта получена: Начальник отдела поддержки дистанционного обучения УИТ ______________ К.И. Ханжиян (подпись)
Содержание Аннотация.. 5 1. Цели освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных». 5 2. Место дисциплины «Зоология беспозвоночных» в учебном процессе 5 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных». 6 4. Структура и содержание дисциплины «Зоология беспозвоночных» 6 4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины «Зоология беспозвоночных» по видам работ по семестрам.. 6 4.2 Содержание дисциплины «Зоология беспозвоночных». 8 4.3 Практические и семинарские занятия. 13 4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины «Зоология беспозвоночных» 15 4.5 Контрольные работы, коллоквиумы.. 18 5. Образовательные технологии.. 22 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных». 23 6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций 23 6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. 23 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зоология беспозвоночных». 27 7.2 Дополнительная литература. 27 7.3 Нормативные правовые акты.. 28 7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 28 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Зоология беспозвоночных». 28 8.1 Требования к аудиториям для проведения занятий. 28 9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины «Зоология беспозвоночных». 28 10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине «Зоология беспозвоночных». 29
Дисциплина «Зоология беспозвоночных» изучается на 1 курсе, в 1 и 2 семестрах, и имеет важное значение для формирования естественно-научного мировоззрения и экологического мышления будущих бакалавров-биологов. Трудоемкость дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и Учебным планом направления подготовки 020400.62 «Биология» составляет 5 зачетных единиц (180 ч), форма контроля – зачет и экзамен. Ведущими преподавателями предполагаются доценты Л.М. Сашина и Т.В. Блохина. 1. Цели освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных» В соответствии с ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 020400.62 «Биология» должен решать следующие профессиональные задачи в рамках научно-производственной и проектной деятельности: участвовать в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы. В рамках организационно-управленческих видов деятельности бакалавр биологии должен принимать участие в мероприятиях по оценке и восстановлению биоресурсов, управлению и оптимизации природопользованием. Таким образом, целью освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области оценки биоразнообразия животного мира и рационального использования природных ресурсов. Поэтому в рамках дисциплины предусмотрено углубленное изучение принципов зоологической систематики, методов экологически грамотного использования природных ресурсов и оценки биоразнообразия. Особенностью дисциплины является изучение морфологии беспозвоночных, основ физиологии, образа жизни, географического распространения; происхождения, классификации, роли в биосфере и в жизни человека; методов прижизненного наблюдения, описания, культивирования, таксономических исследований, коллекционирования. 2. Место дисциплины «Зоология беспозвоночных» в учебном процессе Дисциплина «Зоология беспозвоночных» включена в базовую часть профессионального цикла и является составляющей модуля «Науки о биологическом разнообразии» (Б3.Б.1),. В дисциплине «Зоология беспозвоночных» реализуются требования ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по направлению 020400.62 «Биология» (профили подготовки – «Охотоведение», «Кинология»). Дисциплина «Зоология беспозвоночных» базируется на знаниях преобретенных в ходе изучения дисциплин «Цитология», «Общая биология», «Ботаника» и является основополагающей для таких дисциплин как: «Зоокультура», «Основы ветеринарии», «Фелинология», «Зоология позвоночных». Особенностью дисциплины является обширные междисциплинарные связи с науками о Земле и биологическом многообразии. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных» Изучение учебной дисциплины «Зоология беспозвоночных» направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК-8) и профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-5) компетенций, представленных в таблице 1.
4. Структура и содержание дисциплины «Зоология беспозвоночных» 4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины «Зоология беспозвоночных» по видам работ по семестрам Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зач. ед. (180 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2. Таблица 2 Распределение трудоёмкости дисциплины «Зоология беспозвоночных» по видам работ
Текущая аттестация студентов – оценка знаний и умений проводится постоянно на практических занятиях с помощью устных опросов, коллоквиумов и контрольных работ, оценки самостоятельной работы студентов, включая доклады по систематике насекомых, а также на контрольной неделе. Промежуточная аттестация студентов проводится в форме итогового контроля по дисциплине – зачета в первом семестре и экзамена во втором семестре, по окончанию курса
Таблица 1 Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Зоология беспозвоночных»
4.2 Содержание дисциплины «Зоология беспозвоночных» Тематический план дисциплины «Зоология беспозвоночных» с указанием основных разделов и распределением часов по видам работ приведен в таблице 3. Таблица 3 Тематический план учебной дисциплины «Зоология беспозвоночных»
Содержание разделов дисциплины «Зоология беспозвоночных» Тема 4. Тип Инфузории. Тип Инфузории. Инфузории, как наиболее высокоорганизованные простейшие. Организация ресничного покрова и кортекса, дифференциация цилиатуры, разнообразие экструсом. Усложнение строения органелл питания, пищеварения, осморегуляции. Экофизиологические характеристики инфузорий: кинетика, трофика, таксисы, интенсивность обмена веществ. Ядерный дуализм, полиплоидизация генома, особенности генеративного цикла, конъюгация. Таксономическое разнообразие Инфузорий (Класс Ресничные инфузории, Класс Сосущие инфузории) их значение в водных экосистемах. Тема 10. Тип Моллюски. Тип Моллюски. Морфология моллюсков. Строение и функции мантии, мантийной полости и раковины. Понятие о мантийном комплексе органов, коррелятивные изменения кожно-мускульного мешка, целома, кровеносной системы и органов выделения. Дифференциация органов пищеварения, радула. Эволюция нервной системы. Отличительные черты эмбриогенеза и постэмбриогенеза моллюсков. Экологические основы особенностей строения классов моллюсков (изменение функций раковины, мантии и ноги, симметрия брюхоногих моллюсков и т.д.). Адаптации к нектонному образу жизни головоногих моллюсков, развитие высшей нервной деятельности. Филогения моллюсков. Разнообразие экологических ниш, занимаемых моллюсками, наземные и водные группы, их роль в различных экосистемах (как биофильтраторов, промежуточных хозяев гельминтов и др.). Промысловое использование и развитие аквакультуры моллюсков. Подтип Боконервные (Класс Панцирные.Класс Беспанцирные.) Подтип Раковинные (Класс Моноплакофоры. Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Класс Лопатоногие. Класс Головоногие.). Содержание практических занятий и контрольных мероприятий
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины «Зоология беспозвоночных» Таблица 5 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины «Зоология беспозвоночных»
Образовательные технологии Таблица 6 Всего – 100 баллов
Максимальная сумма баллов: 18 + 36 + 14 + 2 + 15+15 = 100 баллов
В конце семестра набранные студентом баллы суммируются и принимается решение о допуске студента к итоговому контролю (в 1 семестре – к зачету, во 2 семестре – к экзамену) или освобождении от его сдачи. В таблице 7 приведены оценки по дисциплине «Зоология безпозвоночных», которые студент может получить по набранным баллам без прохождения промежуточного контроля (экзамена). Таблица 7 Соответствие количества баллов экзаменационным оценкам
Если студент набрал менее 60 баллов – до итогового контроля он не допускается и считается задолженником по этой дисциплине. Студент имеет право сдать экзамен для повышения оценки, полученной по набранным баллам рейтинга.
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине Вопросы к экзамену 1. Краткая история зоологии. Принципы зоологической систематики. Бинарная номенклатура видов. 2. Содержание и задачи науки зоологии. Разделы зоологии и науки их изучающие. Система царства животных. Значение зоологических исследований для сельскохозяйственного производства. 3. Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика. Систематика подцарства, что положено в ее основу. 4. Класс Саркодовые. Характеристика, представители, значение. 5. Класс Жгутиковые. Характеристика, представители, значение. Растительные и животные жгутиконосцы. 6. Трипанозомы, лейшмании. Систематическое положение, образ жизни, значение. 7. Класс Споровики. Характеристика типа, представители, особенности размножения и развития, значение. 8. Малярийный плазмодий. Систематическое положение, жизненный цикл, значение. 9. Кокцидии. Систематическое положение, жизненный цикл, значение. 10. Тип Микроспоридии. Характеристика, особенности размножения, представители, значение. 11. Инфузории. Характеристика, особенности размножения, представители, значение. 12. Тип Ресничные. Характеристика типа, представители, значение. Инфузории рубца жвачных. 13. Паразитические представители одноклеточных животных. Где паразитируют и какие заболевания вызывают. 14. Подцарство Многоклеточные. Происхождение многоклеточных животных, их классификация. 15. Начальные этапы развития многоклеточных животных. Первичная полость, первичный рот, первичная кишка. Животные двухслойные и трехслойные; первичнополостные и вторичнополостные; первичноротые и вторичноротые. 16. Симметрия тела животных. Размножение животных (бесполое и половое). Характеристика. Примеры. 17. Тип Пластинчатые. Характеристика типа. Особенности строения и развития, представители, значение. 18. Тип Губки. Характеристика типа, особенности строения, представители, значение. 19. Тип Кишечнополостные. Характеристика типа, особенности строения, систематика, представители, значение. 20. Гидроидные. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития, представители, значение. 21. Коралловые полипы. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития, представители, значение. 22. Сцифоидные медузы. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития, представители, значение. 23. Сравнительная характеристика губок и кишечнополостных. 24. Тип Гребневики. Характеристика типа, особенности строения, представители, значение. 25. Тип Плоские черви. Характеристика типа, особенности строения, систематика, представители, значение. 26. Ресничные черви. Систематическое положение. Особенности строения, представители, значение. 27. Дигенетические сосальщики. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития в связи с паразитическим образом жизни. Многообразие сосальщиков, их значение. 28. Кошачий сосальщик, печеночный сосальщик. Систематическое положение и жизненные циклы. Значение. 29. Моногенетические сосальщики. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития в связи с паразитическим образом жизни. Многообразие сосальщиков, их значение. 30. Печеночный и ланцетовидный сосальщики. Систематическое положение и жизненные циклы. Значение. Цепни. Систематическое положение. Особенности строения, основные представители и циклы их развития, значение. 31. Ленточные черви. Систематическое положение. Особенности строения в связи с паразитическим образом жизни. Представители, значение. 32. Эхинококк. Систематическое положение. Особенности размножения и развития. Значение. 33. Лентецы. Систематическое положение. Особенности строения, основные представители и циклы их развития, значение. 34. Тип Круглые черви. Характеристика типа, особенности строения, систематика, представители, значение. Происхождение круглых червей. 35. Нематоды. Систематическое положение. Особенности строения, представители, значение. Свободноживущие нематоды. 36. Круглые черви - паразиты животных и человека. Общая характеристика, основные представители и их жизненные циклы. 37. Круглые черви - паразиты растений. Общая характеристика, основные представители и их жизненные циклы, значение 38. Волосатики и Коловратки. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития, представители, значение. 39. Скребни. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 40. Тип Кольчатые черви. Характеристика типа, особенности строения, систематика, представители, значение. Происхождение кольчатых червей. 41. Многощетинковые черви. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития. Представители, значение. 42. Малощетинковые черви. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития. Представители, их роль в почвообразовательных процессах. 43. Пиявки. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 44. Тип Моллюски. Характеристика типа, особенности строения, систематика, представители, значение. 45. Брюхоногие моллюски. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 46. Двустворчатые моллюски. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 47. Головоногие моллюски. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 48. Тип Членистоногие. Характеристика типа, особенности строения, систематика, представители, значение. Происхождение членистоногих. 49. Подтип Жабернодышашие. Класс Ракообразные. Особенности строения, систематика, представители, значение. 50. Подкласс Жаброногие. Особенности строения, размножения и развития. Систематика, представители, значение. 51. Подкласс Максиллоподы. Особенности строения, размножения и развития. Систематика, представители, значение. 52. Подкласс Высшие раки. Особенности строения, размножения и развития. Систематика, представители, значение. 53. Десятиногие раки. Систематическое положение. Особенности строения, представители, значение. 54. Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Особенности строения, размножения и развития. Систематика, представители, значение. 55. Скорпионы. Фаланги. Систематическое положение. Особенности строения, размножения и развития, представители, значение. 56. Пауки. Систематическое положение. Особенности строения в связи с наземным образом жизни. Биология, представители, значение. 57. Паразитиформные клещи. Систематическое положение. Особенности биологии, представители, значение. 58. Иксодовые клещи. Систематическое положение. Особенности биологии, представители, значение. 59. Трахейнодышащие. Характеристика подтипа, особенности строения, классификация, представители, значение. 60. Многоножки. Систематическое положение. Особенности строения, представители, значение. 61. Надкласс Шестиногие. Характеристика, особенности строения, экология, представители, значение. 62. Строение основных типов ротовых аппаратов насекомых. Привести примеры их функционального разнообразия. 63. Систематика классов насекомых (подклассы, отделы, отряды, представители, значение). 64. Первичнобескрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 65. Насекомые с неполным превращением. Особенности строения, размножения и развития. Систематика, представители, значение. 66. Стрекозы. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 67. Прямокрылые. Тараканы. Богомолы. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 68. Вши. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 69. Равнокрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 70. Пухоеды и Власоеды. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 71. Полужесткокрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 72. Насекомые - паразиты животных. Представители, их систематическое положение, особенности строения, размножения и развития, значение. 73. Насекомые с полным превращением. Особенности строения, размножения и развития. Систематика, представители, значение. 74. Блохи. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 75. Перепончатокрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. Одомашненные виды. 76. Чешуекрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. Одомашненные виды. 77. Жесткокрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. 78. Двукрылые. Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители. 79. Насекомые - вредители с.-х. растений. Представители, их систематическое положение, особенности строения, размножения и развития, значение. 80. Тип Иглокожие. Общая характеристика, особенности строения, систематика, предс Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|