|
ТЕСТ ЗВУКОБУКВЕННОГО КОДИРОВАНИЯ И ДЕКОДИРОВАНИЯЭтот тест позволяет учителю изучить уровень развития у школьников тех учебных способностей, которые обеспечивают как правильное соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, так и отграничение этой буквы от всех других, особенно сходных по начертанию. С этой целью подобраны специальные задания для изучения состояния зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При этом в задания целенаправленно включен тот материал, который также позволяет всесторонне оценить степень сформированности у ребенка оптико-пространственных представлений, которые являются одной из необходимых предпосылок различения и усвоения букв. Задание Перед ребенком на столе раскладываются карточки № 1, № 2, № 3 (см. ниже), в верхних частях которых написаны разные сочетания из трех букв: больших печатных, больших рукописных и малых рукописных. Карточки № 2 и № 3 кладутся лицевой стороной вниз. Далее учитель говорит: «Посмотри внимательно и определи, какая буква за какой здесь написана (см. карточку № 1, верхняя часть), а теперь это сочетание букв отыщи в строчке из букв, написанных внизу карточки». После того как ребенок выполнит задание, учитель кладет карточку № 1 лицевой стороной вниз и открывает карточку № 2. Инструкция повторяется. После выполнения этого задания с аналогичной инструкцией открывается карточка № 3.
Шкала оценивания
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОГОВ Цель: оценка сформированности навыков чтения (слого-слияния). Материал: Задания 16-22 со слогами и (или) касса букв и слогов: прямыми; обратными; закрытыми; со стечением согласных. Техника: 1. Ребенку предлагаются слоги и инструкция: "Прочти слоги" или "Прочти, что я покажу". 2. Для исключения трудностей произношения ребенка используется инструкция: "Покажи, где написано то, что я читаю". Изучается, как протекает чтение слогов, характер чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений. В набор предлагаемых для чтения слогов включаются слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками, а также слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (СА-ША, ДА-ТА). При этом особое внимание следует обращать на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки. В качестве помощи может использоваться совместный зву-ко-буквенный анализ на составление слогов из букв разрезной азбуки. Задание 16
Задание 17
во – фо гя - кя лу – ру дё - те бы – пы жа – ша
Задание 18
Задание 19
Задание 20
Задание 21
Задание 22
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОВ Цель: оценка сформированности навыков чтения, выяснения уровня техники и беглости чтения. Материал: Задания 23-27 со словами: простыми по написанию и часто повторяющимися при чтении школьных учебников; более сложными по слоговой структуре и звуковому составу; малознакомыми, редкоупотребляемыми; в написании которых сделаны ошибки: пропущен слог или буква, сделаны перестановки элементов. Усложнение материала: задания даются с учетом этапа обучения ребенка. Сначала даются для чтения простые слова, одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; затем более сложные по звуковому и морфологическому составу, состоящие из трех-четырех слогов и со стечением согласных. Далее предъявляются многосложные и структурно близкие слова, т. е. схожие по написанию (переполох—перепонка—перепелка). При этом следует учитывать, что слова, выбранные для обследования чтения, должны включать, звуки, часто используемые в устной речи. Техника: Ребенку предлагаются слова и инструкция: "Прочти слова" ("Читай вслух слова") или "Прочти, что я покажу". В ряде случаев, когда ребенок допускает при чтении значительное количество ошибок, грубо искажает слова или пользуется угадывающим чтением, применяются дополнительные приемы обследования, которые исследуют не акт чтения у ребенка, а то, что задерживает его формирование, причину, обусловливающую плохое чтение. Для этой цели используется прием чтения слов с пропущенными буквами, помогающий выявить возможность узнавания или готовность к узнаванию звуковых, словесных образов, известных ребенку из устного общения в звуко-буквенном их выражении. Для чтения чрезвычайно существенным является активная познавательная деятельность читающего, направленная на восприятие и сопоставление воспринятого образа с хранящимся в памяти эталоном, в результате чего и наступает узнавание. Материалом обследования могут служить слова такого типа:
те...дь (тетрадь), конве... (конверт), мед...дь (медведь), ...апочки (шапочки, тапочки), градус...к (градусник). Выявляется, правильно ли ребенок выполняет указанную пробу или он затрудняется определить, какое слово предполагается в предъявленном ему с пропущенными буквами. Последнее свидетельствует о том, что в памяти читающего отсутствует эталон, т. е. полноценный звуковой образ, или же срабатывают механизмы сложных связей, что является результатом отсутствия переноса, навыков узнавания одного варианта знакомого звукового образа на другой, чем-либо напоминающий знакомый образ. Задание 23
Задание 24
Задание 25
белка – балка – булка – банка бабочка – папочка – тапочка – шапочка Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|