Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Для развития зрительного анализа и пространственных представлений





Нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения

«Обведение предметов по контуру»

Ребенка просят: «Обведи изображение на рисунке по контуру в соответствии с инструкцией под рисунком».

«Кто спрятался?»

Ребенка просят: «Найди на рисунках спрятанное изображение».

 

Нахождение различий в изображении

«В чем отличие?»

Ребенку показывают две картинки с различием в деталях изображения. Следует определить, чем отличаются картинки.

 

Нахождение сходных элементов в изображении

«Найди сходство»

Ребенку предлагают рассмотреть картинки и определить, какие элементы, детали изображения или силуэты подходят друг к другу.

 

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

«Ну-ка сосчитай»

Ребенку показывают картинку, на которой контурные рисунки наложены один на другой, и просят его:

# Перечислить изображенные предметы.

# Сосчитать их.

# Обвести карандашом.

# Раскрасить в разные цвета.

 

Игра «Угадай целое»

Ребенку предлагают ответить на рисованные загадки: «Угадай, кто это (что это)?» Для ответа предлагается изображение с частью предмета – часть тела животного, деталь машины, деталь одежды и т.д. Вариант игры – ребенку показывают контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а он должен узнать, что это за предметы. Другой вариант игры – поиск предмета, похожего по форме на эталон.

 

Усвоение пространственных отношений (на, над, под, за, правый – левый)

«Рассмотри изображение»

Ребенку предлагают рассмотреть изображение, определить пространственные отношения и раскрасить необходимые детали.

 

«Что изменилось?»

На столе располагают определенным образом геометрические фигуры. По сигналу взрослого ребенок закрывает глаза, взрослый меняет расположение фигур. Ребенок должен объяснить, что изменилось.

 

«Что это?»

Взрослый размещает вокруг ребенка три-четыре игрушки и загадывает одну из них, сообщая только ее местоположение (перед тобой, позади, справа, слева). Ребенок должен найти и назвать заданную игрушку в соответствии с ее местоположением.

 

«Найди игрушку»

Несколько игрушек расставлены в комнате так, чтобы они не бросались в глаза. Ведущий – им может быть как взрослый, так и ребенок, – выбрав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого она цвета, какой формы и величины. Участники игры ищут игрушку. Тот, кто нашел игрушку, сам становится ведущим.

 

«Найди секрет»

Какой-либо предмет (игрушка, карандаш, конфета и так далее) прячется в каком-либо месте комнаты. Ребенку даются инструкции, в каком направлении следует идти, сколько шагов (прыжков, поворотов) надо сделать, чтобы найти секрет. В соответствии с этой инструкцией ребенок должен найти спрятанный предмет.

 

«Водитель»

Ребенок сидит за столом. Он – водитель. «Милиционер» (взрослый) показывает карточки с изображениями различных машин. Водитель должен определить, в какую сторону они едут. Если направо, он должен отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

В начале игры, пока ребенок не привыкнет к значению фишек, каждую из них можно пометить: на красной рисуется стрелочка направо, а на синей – налево. Игра позволяет отрабатывать понятия правый – левый.

 

Конструирование целого из отдельных частей

«Собери открытку»

Четыре–шесть открыток разрезают на четыре части. Затем их перемешивают и раздают участникам игры. Первый играющий кладет на стол одну часть, второй должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого больше собранных открыток.

 

«Собери картинку»

Картинку с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько частей. Ребенка просят собрать картинку.

 

Игра «Составь фигуру»

Ребенку предлагаются отдельные детали какого-либо предмета, которые надо соединить так, чтобы получился заданный предмет.

 

Игра «Постройка из кубиков»

Ребенку предлагают карточку с орнаментом, а он должен составить такой же из своих кубиков. После этого каждый составленный узор разбирается – есть ли ошибка.

 

«Сложи фигуру»

Играющих должно быть не меньше двух. Один из них выкладывает на столе фигуру из спичек, которую рассматривает второй. Затем фигуру закрывают. Второй игрок должен выложить такую же по памяти. Затем играющие меняются ролями.

 

«Составь целое из частей»

1. Выложить изображение по полному образцу.

Ребенка просят, используя различные геометрические фигуры, воссоздать изображение по образцу. (Геометрические фигуры для выполнения задания делает взрослый в соответствии с обазцом.)

2. Выложи изображение по контурному образцу.

Ребенку предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные и составляя, таким образом, полное изображение.

 

«Магический квадрат»

Квадрат 10 ´ 10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на пять частей: 1 большой и 2 маленьких треугольника, квадрат, параллелограмм (см. рис.). Ребенок по образцу собирает различные сложные фигуры. Для этого необходимо использовать все части квадрата.

 

«Монгольская игра»

Квадрат размером 10 ´ 10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается на 11 частей (см. рис.). В результате получаются 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (; маленьких и один большой). Ребенок должен собирать фигуры, используя для этого все части и не накладывая одну на другую.

 

«Танграм»

Квадрат размером 8 ´ 8, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей (см. рис.). В результате получается 2 больших, 1 средний, 2 маленьких треугольника, квадрат, параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить различные изображения, как по образцу, так и по собственному замыслу.

 

«Колумбово яйцо»

Овал размером 15 ´ 12 разрезают на 10 частей (см. рис.). Материалом может служить картон или пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. Для создания силуэта используют все части овала, присоединяя их одну к другой.

 

«Вьетнамская игра»

Одинаково окрашенный с обеих сторон круг разрезают на 7 частей (см. рис.). Ориентиром при разрезании служит центр круга. Полученные части используют для составления силуэтов животных, птиц, насекомых.

 

«Волшебный круг»

Одинаково окрашенный со всех сторон круг разрезается на 10 частей (см. рис.). Из частей собирают силуэты человечков, птиц, ракет и т.д.

 

«Разрезной квадрат» (по М.М. Безруких)

Одинаково окрашенный с обеих сторон квадрат 5 ´ 5 см из картона или пластика разрезают на части в соответствии со схемой. С помощью полученных частей по предлагаемым образцам ребенок собирает буквы алфавита.

 

Развитие восприятия цвета, формы, величины предмета

«Цвета»

Ведущий предлагает за 1 минуту назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т.д.). Повторять предметы не разрешается. Тот, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предлагать цвет для дальнейшей игры.

 

Игра «Кто наблюдательнее»

За 1 минуту надо назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается. Тот, кто не сможет за 1 минуту назвать нужное количество предметов, выходит из игры.

 

Игра «Расскажи о животных»

В течение 5 секунд ребенку показывают изображения животных (белка, рысь, сова, кошка, утка и т.д.). Он должен назвать животных и рассказать об их особенностях.

 

Игра «Время года»

Ребенку предлагают подумать, какого цвета весна, и нарисовать ее (так же – осень, зима, лето; время суток и т.д.).

 

Игра «Найди одинаковые предметы»

Среди нескольких игрушек или предметов ребенку предлагают отыскать два одинаковых.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось -89», 2003. – 272 с.

Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма: Пособ. По обуч. детей ст. дошк. возраста. – М.: Дрофа, 2003. – 64 с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учитесь узнавать геометрические фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста. – М.: Дрофа, 2003. – 32 с.

Большая книга игр для детей. – ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 480 с.

Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс: Пособие для родителей. – М.: ЗАО Центрополиграф, 200. – 223 с.

Дурова Н.В. Фонематика. – М.: Мозаика-Синтез. – 112 с.

Заикин М,С,, Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М.: Лист Нью, Вече, КАРО. 2001. – 256 с.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.

150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 126 с.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 44с.

Сапогова Е.Е. 100 игр для больших и маленьких: игры для развития воображения дошкольников. – Тула: ООО «Издательство Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 120 с.

Синицина Е.И. Игры и упражнения со словами. – М.: ЮНВЕС, 2000. – 176 с.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 240 с.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТУ СФЕРА, 2002. – 80 с.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель» 6 ООО «Издательство АСТ», 2003.. – 127 с.

Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Издательство института психотерапии, 2001. – 224 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

Раздел1. Развитие речи 4

Упражнения для овладения звуковым составом слова 6

Упражнения для развития словарного запаса ребенка 10

Раздел 2. Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики 15

Игры и упражнения для развития графического навыка 18

Графические диктанты 18

Рисование 21

По точкам 21

По контурам 21

По клеточкам 21

Рисование линий 22

Прямые дорожкия22

Фигурные дорожки 22

Выполнение штриховок 22

Штриховки с различным направлением движения руки 22

Силуэтные штриховки 23

Штриховка элементов картинок 23

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук 23

Пальчиковая гимнастика 23

Театр теней 27

Упражнения, облегчающие написание букв 27

Раздел 3. Развитие зрительного анализа и пространственных представлений 29

Игры и упражнения для развития зрительного анализа и пространственных представлений 31

Нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения 31

Нахождение различий в изображении 31

Нахождение сходных элементов в изображении 31

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка 32

Усвоение пространственных отношений (на, над, под, за; правый – левый) 32

Конструирование целого из отдельных частей 33

Развитие восприятия цвета, формы, величины предмета 36

Литература 38

Солнцева В.А., Белова Т.В. Развивающие игры и упражнения для подготовки ребенка к школе

 

Книга предназначена для родителей и специалистов, работающих с первоклассниками, а также с детьми старшего дошкольного возраста, в особенности с теми, кто не посещает детский сад. Основное назначение игр и упражнений, представленных в книге, – развитие психических функций ребенка, необходимых для успешного обучения в школе. Книга написана в доступной форме, задания, предлагаемые в ней, не требуют специальной подготовки и легко могут быть использованы родителями для занятий с детьми, имеющими сложности в обучении в школе.

 

Солнцева В.А., Белова Т.В.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.