Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовительные действия при назначении судебных экспертиз.





На подготовительном этапе, получив поручение о производстве экспертизы и приложенные материалы, эксперт внимательно изучает их. На этой стадии он должен составить представление о том, какие цели перед ним поставлены, находятся ли заданные вопросы в его компетенции, в достаточном ли объеме представлены необходимые материалы.

Если эксперт приходит к выводу, что на его разрешение могут быть поставлены и другие вопросы, он сообщает об этом лицу, назначавшему экспертизу.

После уяснения сущности целей и задач, выбираются соответствующие методики, представляющие собой совокупность методов исследования. К сожалению, на практике некоторые эксперты под методиками понимают опубликованные, утвержденные вышестоящими органами рекомендации. Несомненно наличие таких рекомендаций существенно облегчает решение задач конкретных экспертных исследований. Однако их отсутствие, недостаточная разработанность невсегда означают невозможность проведения экспертизы. Эксперт-практик в своей основной деятельности имеет право на новаторство, эксперимент, обеспечивающие полноту, объективность проводимого исследования и достоверность его результатов.

Выбор приемов, методов и средств проведения исследования осуществляется с учетом выдвигаемых экспертом версий о наличии и отсутствии у объектов определенных свойств, о возможных вариантах течения события, явления и т.д. Выдвижение и проверка этих версий в основном осуществляется по общим криминалистическим правилам. В сложных ситуациях эксперт составляет письменный план проведения исследования, определяя последовательность проведения операций, подготовку к их производству определенных технических средств, специальных препаратов и устройств, а также исследуемых объектов. В плане также устанавливаются сроки выполнения экспертного исследования. При этом учитываются средняя продолжительность выполнения планируемых операций, необходимость приглашения лиц, изъявивших желание присутствовать при производстве, время возможной доставки обследуемых субъектов, загрузка эксперта другими исследованиями и т.д.

Последовательность выполнения операций в процессе экспертного исследования во многом зависит от поставленных перед экспертом задач. Среди них выделяется обнаружение маловидимых и невидимых следов преступления (микрочастиц, наслоения, уничтожения текста и т.д.); диагностика объектов и их свойств (отнесение объекта к оружию, установление материала из которого изготовлено изделие), восстановление первоначального облика объекта (реконструкция внешнего вида по черепу умершего, моделирование взрывного устройства, уничтоженного при применении и т.д.), установление тождества объекта (идентификация), ситуационные задачи, включающие в себя установление механизма события, его элементов и т.д.

Принимаются во внимание особенности объектов, закономерности образования на них следов и т.д.

63. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.

В тактике производства данного следственного действия традиционно можно выделить три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Общими тактическими приемами производства являются законность, этичность, применение научно-технических средств, использование помощи специалистов.

После того как следователь придет к выводу о том, что для решения возникшего в ходе расследования вопроса требуется назначение экспертизы и для ее производства необходимы образцы для сравнительного исследования, начинается подготовка к проведению данного следственного действия. Подготовка к получению образцов для сравнительного исследования включает в себя ряд необходимых мероприятий, которые осуществляет следователь:

1) принимает решение о том, какие образцы должны быть получены и в каком количестве. Это решение вытекает из рассмотрения вопроса о назначении экспертизы. Для этого он анализирует материалы дела, консультируется со специалистами;

2) выносит постановление, бланк которого предусмотрен приложением 121 к ст. 476 УПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 202 УПК РФ о получении образцов для сравнительного исследования следователь выносит постановление, которое объявляется лицу, у которого должны быть получены образцы;

3) определяет круг участников с учетом выделения обязательных и факультативных. Обязательные участники - следователь и лицо, от которого получаются образцы. К числу факультативных относятся специалист, понятые и др.;

4) решает вопрос о времени проведения. При этом учитывает выбор момента проведения следственного действия и его продолжительность, а также соотношение с моментом назначения экспертизы, для обеспечения производства которой изымаются образцы;

5) определяет место производства, которое обусловливается спецификой следственного действия. В одних случаях образцы могут быть получены в кабинете следователя (например, образцы почерка), некоторые виды образцов возможно получить только в специализированных учреждениях, где имеются необходимые условия, аппаратура и т.д. Например, образцы крови целесообразно получать в условиях медицинского учреждения, поскольку там может быть обеспечена необходимая стерильность;

6) подготавливает необходимые технические средства: средства изготовления образцов (дактилоскопические карты, гипс, пластилин), средства фиксации, средства упаковки (конверты, пробирки, пакеты, вату).

Рабочий этап заключается в непосредственном получении нужных образцов в необходимых количествах. При изъятии образцов у лица рабочий этап следственного действия начинается с установления личности (проверки документов) и ознакомления данного лица с постановлением о получении образцов для сравнительного исследования. Проверка документов лица, у которого получают образцы для сравнительного исследования, обеспечит законность следственного действия и достоверность происхождения образцов.

В процессе получения должны строго соблюдаться требования законности, а также морально-этические нормы. При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья или унижающие честь и достоинство.

Перед непосредственным началом следуют инструктаж участников, разъяснение их прав и обязанностей.

Этап непосредственного изъятия образцов в зависимости от следственной ситуации может происходить в конфликтной либо бесконфликтной ситуации.

Бесконфликтная ситуация связна с добровольным характером получения образцов для сравнительного исследования. В данной ситуации в ходе рабочего этапа важно сосредоточиться на соблюдении требований, предъявляемых к образцам для сравнительного исследования.

Конфликтная ситуация обусловлена принудительным получением образцов для сравнительного исследования. В этом случае необходимо направить усилия на установление психологического контакта, использовать тактические приемы убеждения, примера, разъяснить цель получения образцов и обратить внимание на то, что отказ от предоставления образцов может быть соответственно оценен судом и что образцы могут подтверждать не только причастность к совершенному преступлению, но и невиновность лица.

В противном случае образцы могут быть изъяты в принудительном порядке.

При этом необходимо иметь в виду, что некоторые образцы получить принудительно невозможно (например, образцы почерка).

Поэтому в случае отказа в предоставлении образцов необходимо отразить данный факт в протоколе, а для обеспечения возможности производства экспертизы использовать другие пути, например попытаться обнаружить и изъять свободные и условно-свободные образцы (если они смогут заменить экспериментальные).

Надлежащее процессуальное оформление данных образцов при их изъятии в ходе обыска, например, или выемки в совокупности с протоколом получения образцов для сравнительного исследования, в котором запечатлен отказ от дачи образцов для сравнительного исследования, послужит обоснованием правомерности использования в ходе экспертизы иных объектов для сравнения при условии того, что они отвечают необходимым требованиям.

Заключительный этап сводится к фиксации хода и результатов данного следственного действия. Составляется протокол получения образцов для сравнительного исследования, бланк которого предусмотрен приложением 122 к ст. 476 УПК РФ. Возможно использовать и иные средства фиксации.

64. Понятие, задачи и система Криминалистической методики.

Система научных (общих) положений криминалистической методики — это совокупность положений, знание которых позволит предметно, с пониманием, вести речь о деятельности следователя, направленной на раскрытие и расследование преступлений.

Система общих положений криминалистической методики включает следующие понятия:

а) «криминалистическая методика» — это раздел науки криминалистики, представляющий систему научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений;

б) «частная криминалистическая методика» (методика расследования отдельных видов преступлений) — это типизированная система рекомендаций по раскрытию и расследованию отдельных категорий преступлений.

в) «индивидуальная методика расследования» — это система действий, осуществляемых по конкретному уголовному делу, на основе частной криминалистической методики с учетом следственной ситуации.

В систему общих положений методики входит также вопрос о месте методики в системе науки криминалистики.

Методика — завершающий раздел науки и курса криминалистики, тесно связанный со всеми ее частями. Методика расследования предполагает знание следователя всех рекомендаций криминалистической техники и тактики, использование их — теперь уже в единстве — при организации и расследовании преступлений (равно, как и положений судебной медицины, психологии, бухгалтерии, основополагающих юридических наук и т.д.).

Задачи криминалистической методики:

общие задачи, вытекающие из задач уголовного судопроизводства и заключающиеся в следующем: в быстром и полном раскрытии преступлений, в получении доказательств, обеспечивающих установление истины и правильное применение закона с тем, чтобы каждый виновный был подвергнут справедливому наказанию, а невиновный не был привлечен к уголовной ответственности;

специальные задачи, предполагающие совершенствование научных положений криминалистики (развитие теории причинности, теории формирования частных криминалистических методик, общего метода расследования), совершенствование существующих и разработку новых частных криминалистических методик (например, методик расследования нераскрытых в прошлые года преступлений, убийств, совершенных по найму), разработку вопросов использования ЭВМ при расследовании преступлений (на базе криминалистической характеристики, типизации ситуаций, версий составляются программы расследования отдельных видов преступлений, которые после математической обработки пополняют банк данных ЭВМ).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.