Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Те, чей ум всегда остается неизменным и невозмутимым, уже вырвались из круговорота рождения и смерти. Став совершенными /безупречными; чистыми/ как Брахман, они достигли уровня Брахмана.





КОММЕНТАРИЙ: Как уже говорилось, если ум человека всегда находится в состоянии равновесия, значит он достиг духовного самоосознания. Тот, кто действительно поднялся на этот уровень, вырвался из состояния материальной обусловленности, из круговорота рождений и смертей. Пока живое существо отождествляет себя с материальным телом, оно находится в обусловленном состоянии, когда же, осознав свою истинную сущность, живое существо достигает состояния равновесия, оно освобождается из плена обусловленной жизни. Иными словами, оно уже никогда не появится на свет в материальном мире и после смерти перенесется в духовную обитель. Господь является безупречным, потому что Он свободен от привязанностей и ненависти. Подобно этому, когда живое существо избавляется от материальных привязанностей и чувства вражды и ненависти, оно также становится безупречным и достойным того, чтобы войти в духовное царство. Таких душ следует считать /уже/ достигшими освобождения /освобожденными/; из можно узнать по признакам, перечисленным в следующем стихе.

ГЛАВА ПЯТАЯ
Карма-йога, деятельность в сознании Кришны

20
на прахршйет прийам прапйанодвиджет прапйа чаприйам
стхира-буддхир асаммудхобрахма-вид брахмани стхитах

на-никогда; прахршйет-не радуется; прийам-что-либо приятное; прапйаполучая; на-не; удвиджет-огорчается; прапйа-сталкиваясь; ча-также; априйам-с чем-то неприятным; стхира-буддхих-твердый разумом; асаммудхахне подверженный иллюзии; брахма-вит-тот, кто полностью постиг Высвышнего; брахмани-на трансцендентном уровне; стхитах-находящийся.

Человек, который не радуется удачам и не огорчается, сталкиваясь с неприятностями, кто тверд разумом, неподвержен иллюзии, сведущ в науке Бога, уже находится на трансцендентном уровне.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь перечислены признаки, по которым можно узнать того, кто достиг духовного самоосознания. Из них главный заключается в том, что такой человек не подвержен влиянию иллюзии, которая заставляет обусловленное живое существо считать материальное тело своей истинной сущностью. Он прекрасно знает, что он отличен от тела и является отделенной частицей Верховной Личности Бога. Поэтому он не радуется приобретениям и не скорбит о потерях, связанных с материальным телом. Такое равновесие ума называют стхира-буддхи, твердым разумом. Такой человек никогда попадет в ловушку ошибочного представления о том, что душа тождественна грубому телу, он никогда не станет считать тело вечным и отвергать существование души. Обладая этим знанием, он становится способным постичь Абсолютную Истину во всех трех аспектах-Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Зная свое истинное положение, он никогда не станет делать искусственных попыток стать во всех отношениях тождественным /равным/ Всевышнему. Такой человек достиг осознания Брахмана, или духовного самоосознания. Подобное сознание получило название сознания Кришны.

21
бахйа-спаршешв асактатмавиндатй атмани йат сукхам
са брахма-йога-йуктатмасукхам акшайам ашнуте

бахйа-спаршешу-к чувственным удовольствиям, приходящим извне; асактаатма-тот, кто не привязан; виндати-черпает блаженство; атмани-в себе самом; йат-то, которое; сукхам-счстье; сах-он; брахма-йога-сосредоточив свой ум на Брахмане; йукта-атма-связавший себя; сукхам-счастье; акшайамбеспредельное; ашнуте-испытывает.

Того, кто достиг освобождения, не привлекают материальные чувственные удовольствия, он постоянно пребывает в состоянии транса, черпая блаженство в самом себе. Так человек, осознавший свою истинную сущность, наслаждается беспредельным счастьем /испытывает беспредельное счастье, ибо его ум /помыслы/ сосредоточен /ы/ на Всевышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Шри Ямуначарья, великий преданный, обладавший сознанием Кришны, говорил:

йад-авадхи мама четах кришна-падаравинде
нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит
тад-авадхи бата нари-сангаме смарйамане
бхавати мукха-викарах суштху ништхиванам ча

"С той поры как я стал заниматься трансцендентным любовным служением Кришне, черпая в Нем все возрастающее блаженство, стоит мне подумать о плотских утехах, на моем лице появляется гримаса отвращения и я сплевываю". Тот, кто достиг уровня брахма-йоги, или сознания Кришны, настолько поглощен любовным служением Господу, что у него пропадает всякий вкус к материальным удовольствиям, из которых наивысшим является сексуальное /половое наслаждение/. Вокруг него вращается весь мир, и ни один материалист не станет работать, не будь у него подобного стимула. Однако человек, занятый деятельностью в сознании Кришны, работает с огромным энтузиазмом, не стремясь к плотским удовольствиям, но всячески избегая их. Это критерий степени /уровня/ его духовного развития. Духовное развитие и половая жизнь вещи несовместимые. Человек, обладающий сознанием Кришны, вообще не стремится к чувственным удовольствиям, потому что является освобожденной личностью.

22
йе хи самспарша-джа бхогадухкха-йонайа эва те
адй-антавантах каунтейана тешу рамате будхах

йе-те; хи-безусловно; самспарша-джах-связанные с материальными чувствами; бхогах-удовольствия; духкха-страданий; йонайах-источниками; эва-безусловно; те-они являются; ади-начало; анта-конец; вантах-имеют; каунтейа-о сын Кунти; на-никогда; тешу-в этих; рамате-не находит удовльствия; будхахразумный человек.

Разумный человек никогда не стремится к тому, что связано с материальными чувствами и может стать для него источником страданий. О сын Кунти, у подобных удовольствий есть начало и конец, поэтому мудрец /мудрый человек; человек, обладающий знанием/ никогда не обольщается ими /не станет искать их/.

КОММЕНТАРИЙ: Материальные /чувственные/ удовольствия связаны с материальными чувствами, которые являются такими же временными, как и само материальное тело. Того, кто достиг освобождения, не интересуют преходящие вещи. Да и как может тот, кто познал вкус трансцендентного блаженства, стремится к иллюзорным удовольствиям? В "Падма Пуране" сказано:

раманте йогино 'нантесатйананде чид-атмани
ити рама-паденасаупарам брахмабхидхийате

"Для йогов-мистиков Абсолютная Истина является источником беспредельного трансцендентного блаженства, поэтому Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, также называют Рама".

В "Шримад-Бхагаватам" (5.5.1) в связи с этим сказано следующее:

найам дехо деха-бхаджам нр-локе
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам

"Мои дорогие сыновья, живому существу, получившему человеческую форму жизни, нет смысла трудиться не покладая рук просто ради чувственных удовольствий; такие удовольствия доступны тем, кто питается испражнениями [свиньям]. Напротив, в этой жизни вы должны совершать аскезы, чтобы очиститься от материальной скверны и погрузиться в беспредельное трансцендентное блаженство /познать беспредельное трансцендентное блаженство/".

Таким образом, истинные йоги, или ученые трансценденталисты, не стремятся к чувственным удовольствиям, которые обрекают живое существо на вечное прозябание в плену материальной жизни. Чем сильнее наша привязанность к материальным удовольствиям, тем больше нам придется страдать в материальном мире.

23
шакнотихаива йах содхумпрак шарира-вимокшанат
кама-кродходбхавам вегамса йуктах са сукхи нарах

шакноти-способен; иха эва-в своем нынешнем теле; йах-тот, кто; содхумтерпеть; прак-прежде чем; шарира-тело; вимокшанат-оставить; кама-желание; кродха-и гнев; удбхавам-порожденные; вегам-позывами; сах-он; йуктах-в трансе; сах-он; сукхи-счастлив; нарах-человек.

Если, прежде чем оставить свое нынешнее тело, человеку удасться развить в себе способность терпеть позывы материальных чувств и избавиться от желаний и гнева, его положение станет неуязвимым и он обретет счастье уже в этом мире.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто хочет неуклонно продвигаться вперед по пути духовного самоосознания, должен научиться сдерживать позывы материальных чувств: позывы говорить, гневаться, позывы ума, желудка, гениталий и языка. Того кто обуздал свои чувства и ум, называют госвами или свами. Такие госвами ведут строго регулируемый образ жизни и полностью отказываются от чувственных удовольствий. Неудовлетворенные материальные желания вызывают гнев, который приводит в возбуждение /поражает/ ум, глаза и грудь. Поэтому человек должен научиться сдерживать /контролировать/ свои желания еще до того, как оставит свое материальное тело. Того, кто обладает такой способностью, следует считать достигшим духовного самоосознания и познавшим духовное блаженство. Долг каждого трансценденталиста-приложить все усилия к тому, чтобы обуздать свои /в себе/ желания и гнев.

24
йо 'нтах-сукхо 'нтар-арамастатхантар-джйотир эва йах
са йоги брахма-нирванамбрахма-бхуто 'дхигаччхати

йах-тот, кто; антах-сукхах-счастлив в себе самом; антах-арамах-черпает блаженство в себе самом; татха-также как; антах-джйотих-чьи устрелмения направлены внутрь; эва-безусловно; йах-всякий; сах-он; йоги-йог-мистик; брахма-нирванам-освобождение во Всевышнем; брахма-бхутах-осознав свою истинную сущность; адхигаччхати-достигает.

Тот, кто счастлив, активен и радостен в самом себе, чьи устремления связаны с его истинной сущностью, поистине совершенный йог-мистик. Он обретает освобождение во Всевышнем и в конечном итоге достигает Его.

КОММЕНТАРИЙ: До тех пор, пока живое существо не откроет источник радости и наслаждения в себе самом, оно не сможет отказаться от внешней /материальной/ деятельности, которая приносит ему иллюзорное счастье. Тот, кто достиг освобождения, действительно испытывает счастье. Поэтому он может /безмолвно; спокойно/ сидеть где угодно и наслаждаться деятельностью, происходящей у него внутри. Такой человек, находящийся в состоянии освобождения, не желает более внешнего, материального счастья. Это уровень брахма-бхуты, достигнув которого, живое существо возвращается домой, к Богу.

25
лабханте брахма-нирванамршайах кшина-калмашах
чхинна-дваидха йататманахсарва-бхута-хите ратах

лабханте-достигают; брахма-нирванам-освобождения во Всевышнем; ршайахте, кто живет активной внутренней жизнью; кшина-калмашах-кто свободен от всех грехов; чхинна-поднявшись над; дваидхах-двойственностью; йата-атманахидущие по пути духовного самоосознания; сарва-бхута-всех живых существ; хите-деятельностью на благо; ратах-заняты.

Те, кто поднялся над двойственностью, порожденной сомнениями, чей ум погружен в себя, кто всегда занят деятельностью на благо других живых существ и свободен от греха, достигают освобождения во Всевышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Только человек, полностью развивший в себе сознание Кришны, может заниматься деятельностью на благо всех живых существ. Тот, кто действительно осознал, что Кришна является источником всего сущего, своей деятельностью, совершаемой в таком сознании, приносит благо каждому. Причина страданий людей кроется в забвении ими своих взаимоотношений с Кришной, верховным наслаждающимся, верховным владыкой всего сущего и верховным другом каждого живого существа. Поэтому деятельность, направленная на то, чтобы возродить в человеческом обществе подобное сознание, является высшей благотворительной деятельностью. Заниматься ей может лишь тот, кто достиг освобождения во Всевышнем. Человек, сознающий Кришну, нисколько не сомневается в Его главенствующем положении. У него нет сомнений, ибо он полностью очистился от греха. Таково состояние божественной любви /любви к Богу.

Человек, пекущийся лишь о материальном благополучии человеческого общества, в действительности бессилен кому-либо помочь. Временное облегчение, которое его деятельность приносит телу и уму людей, не может удовлетворить их полностью. Истинной причиной тех трудностей, с которыми человек сталкивается в тяжелой борьбе за существование, является забвение ими своих взаимоотношений с Верховным Господом. Полностью осознав свои взаимоотношения с Кришной, человек достигает освобождения /становится освобожденной душой/, даже находясь /оставаясь; продолжая оставаться/ в клетке материального тела.

26
кама-кродха-вимуктанамйатинам йата-четасам
абхито брахма-нирванамвартате видитатманам

кама-от желаний; кродха-и гнева; вимуктанам-тех, кто освободился; йатинам-святых людей; йата-четасам-кто обуздал ум; абхитах-гарантировано в скором времени; брахма-нирванам-освобождение во Всевышнем; вартате-там есть; видита-атманам-тех, кто достиг самоосознания.

Тот, кто освободился от гнева и материальных желаний, достиг самоосознания, обуздал ум и прилагает все усилия для того, чтобы /из всех сил стремиться/ достичь совершенства, в скором времени непременно получит освобождение во Всевышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Из святых людей, которые неустанно стремятся к освобождению, лучшим является тот, кто обладает сознанием Кришны. "Бхагаватам" (4.22.39) дает этому следующее подтверждение:

йат-пада-панкаджа-палаша-виласа-бхактйа
кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах
тадван на рикта-матайо йатайо 'пи
руддхасрото-ганас там аранам бхаджа васудевам

Просто поклоняйтесь Васудеве, Верховной Личности Бога, служа Ему с любовью и преданностью. Даже великие мудрецы не способны контролировать свои чувства столь же эффективно, как те, кто пребывает в состоянии трансцендентного блаженства, служа лотосным стопам Господа и тем самым изживая в себе глубоко укоренившееся стремление к кармической деятельности".

Желание обусловленной души наслаждаться плодами своего труда пустило столь глубокие корни, что даже великие мудрецы испытывают немало трудностей, пытаясь обуздать такие желания, и прилагают к этому поистине титанические усилия. Преданный Господа, беспрерывно занимаясь преданным служением в сознании Кришны и полностью осознав свою истинную сущность, очень быстро достигают освобождения во Всевышнем. В совершенстве овладев наукой духовного самоосознания, такой преданный всегда пребывает в состоянии транса. Священные писания проводят следующую аналогию:

даршана-дхйана-самспаршаирматсйа-курма-вихангамах
сванй апатйани пушнантитатхахам апи падма-джа

"Одним лишь взглядом, мыслью и касанием рыба, черепаха и птица взращивают своих детенышей. То же самое делаю и я, о Падмаджа!"

Рыба взращивает мальков, просто глядя на них. А черепаха делает это в процессе медитации. Находясь в воде, она медитирует на яйца, которые отложила на земле. Точно также, преданный Кришны, находясь вдали от Его обители, сможет достичь ее, если будет не переставая думать о Господе, занимаясь деятельностью в сознании Кришны. Тогда он уже не будет ощущать никаких материальных страданий; такое состояние получило название брахма-нирвана. Находясь в этом состоянии, человек не испытывает материальных страданий, ибо постоянно погружен в бытие Всевышнего.

27-28
спаршан кртва бахир бахйамшчакшуш чаивантаре бхрувох
пранапанау самау кртванасабхйантара-чаринау

йатендрийа-мано-буддхирмунир мокша-парайанах
вигатеччха-бхайа-кродхойах сада мукта эва сах

спаршан-объекты чувств, такие как звук; кртва-сосредоточив; бахихвнешние; бахйан-без нужды; чакшух-глаза /взгляд/; ча-также; эва-безусловно; антаре-между; бхрувох-бровями; прана-апанау-восходящий и нисходящий потоки воздуха; самау-в приостановленном состоянии; кртва-держа; насаабхйантара-в ноздрях; чаринау-дыхание; йата-обуздав; индрийа-чувства; манах-ум; буддхих-разум; муних-трансценденталист; мокша-к освобождению; парайанах-предназначенный; вигата-избавившись; иччха-от желаний; бхайастраха; кродхах-гнева; йах-тот, кто; сада-всегда; муктах-освобожденным; эва-безусловно; сах-он является.

Отстранившись от всех окружающих его объектов чувств, устремив свой взор в пространство между бровей, задержав вдыхаемый и выдыхаемый воздух в ноздрях трансценденталист, стремящийся к освобождению, подчиняет себе ум, чувства и разум и освобождается от желания, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, безусловно является освобожденной личностью.

КОММЕНТАРИЙ: Развив в себе сознание Кришны, человек сразу же осознает свою духовную сущность, а затем постигает Верховного Господа в процессе преданного служения. Достигнув уровня преданного служения, он становится трансцендентным к материальному миру и способным ощутить присутствие Господа в /сфере/ своей деятельности. Подобное состояние называется освобождением во Всевышнем.

Рассказав о выше перечисленных признаках /принципах/ освобождения во Всевышнем, Господь дает Арджуне указания о том, как достичь этого уровня с помощью метода мистической йоги, называемой аштанга-йогой и состоящей из девяти ступеней: йама, нийама, асана, пранайама, пратйахара, дхарана, дхана и самадхи. Метод йоги подробно описан в шестой главе "Бхагавад-гиты", а предварительные сведения о нем приведены в конце пятой главы. С помощью метода пратйахары йог должен отвести свои чувства от объектов чувств, таких как звук, касание, форма, вкус и запах, а затем устремив свой взгляд в межбровье и полузакрыв глаза, сосредоточить его на кончике носа. Глаза не нужно закрывать совсем, потому что так не долго и заснуть. Точно также, не имеет смысла открывать их полностью, рискуя /из-за опасности/ привлечься объектами чувств. Нейтрализуя восходящий и нисходящий потоки воздуха в теле, йог задерживает дыхание /воздух/ в ноздрях. Тот, кто следует этому методу йоги /занимается аштанга-йогой/, развивает в себе способность контролировать чувства, отстраняется от объектов чувств и таким образом готовится к тому, чтобы достичь освобождения во Всевышнем.

Метод йоги помогает человеку избавиться от страха и гнева в любых проявлениях и, поднявшись на трансцендентный уровень, ощутить присутствие Сверхдуши. Иными словами, метод сознания Кришны-самый легкий из всех методов йоги. Об этом будет подробно рассказано в следующей главе. Человек, обладающий сознанием Кришны и всегда занятый преданным служением Господу, не рискует потерять контроль над чувствами и позволить им найти себе другое занятие. Этот метод позволяет контролировать чувства намного эффективнее, нежели метод аштангайоги.

29
бхоктарам йаджна-тапасамсарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанамджнатва мам шантим рччхати

бхоктарам-того, кто наслаждается; йаджна-жертвоприношений; тапасам-а также обетов и аскез; сарва-лока-всех планет и правящих на них полубогов; махаишварам-Верховный Господь; су-хридам-благодетель; сарва-всех; бхутанамживых существ; джнатва-таким образом постигнув; мам-Меня (Господа Кришну); шантим-свободу от материальных страданий; рччхати-он обретает.

Человек, который полностью развил в себе сознание Бога, который постиг Меня как того, кому в конечном итоге принадлежит плоды всех жертворпиношений и аскез /кто наслаждается ими/, как Верховного Господа всех планет и полубогов, благодетеля и доброжелателя всех живых существ, такой человек избавляется от материальных страданий и достигает умиротворения.

КОММЕНТАРИЙ: Обусловленные души, томящиеся в плену иллюзорной энергии /зажатые в тиски/, стремятся обрести мир и покой в материальном мире. Но им неизвестна формула мира, раскрытая в этой части "Бхагавад-гиты". Эта формула величественна и проста: Плодами всех наших действий наслаждается Господь Кришна. Все, что у нас есть, необходимо использовать в служении Господу, ибо Он-владыка всех планет и управляющих ими полубогов. Нет никого, кто мог бы превзойти Господа в Его величии. Он более велик, чем самые великие полубоги, Господь Шива и Господь Брахма. В Ведах ("Шветашватара Упанишад" ^.7) сказано, что Верховный Господь там ишваранам парамам махешварам. Пребывая в иллюзии, живые существа пытаются утвердить свое господство над окружающим миром, хотя /однако на самом деле/ сами /они/ находятся во власти материальной энергии Господа. Господь-повелитель /господин/ материальной природы, а обусловленные души вынуждены подчиняться ее суровым законам. Пока люди не поймут эти простые истины, они никогда не достигнут мира ни каждый в отдельности, ни все вместе. В этом вся суть сознания Кришны: Господь Кришна-это верховный властелин, а все живые существа, в том числе и великие полубоги-Его подвластные. Достичь полного умиротворения можно лишь развив в себе сознание Кришны.

Пятая глава рассказывает о деятельности в сознании Кришны, получившей название карма-йоги. Ниже мы найдем ответ на вопрос, неизбежно возникающий в уме, относительно того, как карма-йога может привести человека к освобождению. Действовать в сознании Кришны значит действовать с полным осознанием того, что Господь является властителем всего сущего. Такая деятельность тождественна трансцендентному знанию. Бхакти-йога-это непосредственно /сам/ метод сознания Кришны, а гьяна-йога-путь, приводящий человека на уровень бхакти-йоги. Обладать сознанием Кришны значит действовать в полном знании о своих взаимоотношениях с Высшей Абсолютной Истиной, и высшей ступенью в сознании Кришны является постижение Кришны, Верховной Личности Бога. Чистая душа как неотъемлемая частица Бога, является Его вечным /-ой/ слугой. Желая утвердить свое господство над майей (иллюзией), живое существо попадает в ее царство, и это становится причиной его многочисленных страданий /и обрекает себя на многочисленные страдания/. Пока живое существо находится в материальном мире, оно вынуждено действовать /трудиться, чтобы удовлетворить потребности материального тела. Однако метод сознания Кришны поднимает его на уровень духовной жизни, даже если оно все еще находится в царстве материальной природы, ибо, занимаясь преданным служением в материальном мире, живое существо постепенно возвращается в духовное бытие. Чем дальше продвигается человек по этому пути, тем меньше зависит от материальной природы. Господь Кришна ни к кому не питает пристрастия. Все зависит от того, как каждый из нас исполняет свои обязанности в сознании Кришны, призванные помочь нам полностью подчинить себе чувства и преодолеть власть желания и гнева. И тот, кто всегда остается в сознании Кришны, контролируя чувства, желания и гнев, фактически /действительно/ находится на трансцендентном уровне, на уровне брахма-нирваны. Человек, занимающийся преданным служением в сознании Кришны, автоматически занимается и восьмиступенчатой мистической йогой, ибо достигает ее конечной цели. Практикуя йаму, нийаму, асану, пранайаму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи, человек постепенно продвигается по пути духовного развития. Но все это путь, ведущий к совершенству в преданном служении, ибо только преданное служение способно принести человеку мир и покой. Занимаясь преданным служением, человек достигает высшего совершенства жизни.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к пятой главе "Шримад Бхагавадгиты", которая называется Карма-йога, деятельность в сознании Кришны".

ГЛАВА ШЕСТАЯ
Дхьяна-йога

1
шри-бхагаван увача
анашритах карма-пхаламкарйам карма кароти йах
са саннйаси ча йоги чана нирагнир на чакрийах

шри-бхагаван увача-Господь сказал; анашритах-не ища прибежища; кармапхалам-в плодах своего труда; карйам-предписанные; карма-обязанности; кароти-выполняет; йах-тот, кто; сах-он; саннйаси-живет в отречении; чатакже; йоги-йог-мистик; ча-также; на-не; них-без; агних-огня; на-не; чатакже; акрийах-исполняя свой долг.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Только тот, кто, не привязан к плодам своего труда, кто трудится из чувства долга, действительно живет в отречении. Именно он-настоящий йог-мистик, а не тот, кто не разводит огня и не исполняет свой долг.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь рассказывает о том, что метод восьмиступенчатой йоги является средством обуздания ума и чувств. Однако обыкновенным людям, особенно в век кали, очень трудно следовать этому методу /заниматься этим видом йоги/. Рекоммендуя в этой главе систему восьмиступенчатой йоги, Господь тем не менее подчеркивает, что метод карма-йоги, деятельности в сознании Кришны, имеет гораздо больше преимуществ. В этом мире каждый трудится, чтобы прокормить свою семью, но при этом каждый преследует какие-то корыстные интересы, стремится к удовлетворению собственных чувств в узком или более широком масштабе. Тот, кто действительно достиг совершенства, действует в сознании Кришны, а не ради наслаждения плодами своего труда. Заниматься деятельностью в сознании Кришны-долг каждого живого существа, так как изначально все мы-неотъемлимые частицы Всевышнего. Отдельные части тела действуют ради удовлетворения всего тела. Он действуют не ради удовлетворения самих себя, а ради удовлетворения полного целого. Точно также, человек, который трудится для удовлетворения полного целого, а не для удовлетворения собственных чувств, является совершенным санньяси, совершенным йогом.

Некоторые санньяси без всяких на то оснований считают себя свободными от выполнения каких-бы то ни было обязанностей в материальном мире и потому прекращают совершать агнихотра-ягьи (огненные жертвоприношения), но на самом деле ими движут корыстные мотивы, ибо они стремятся к слиянию с безличным Брахманом. Подобное желание лучше любого материального желания, но и в нем есть доля /личной/ корысти. Точно также, йог-мистик, который, прекратив всякую материальную деятельность, медитирует с полузакрытыми глазами, занимается этим ради собственного удовлетворения. Между тем, человек, действующий в сознании Кришны, трудится ради удовлетворения полного целого, не преследуя никаких корыстных целей /личных интересов/. Критерием успеха для него является удовлетворение Кришны, поэтому его называют совершенным санньяси, или совершенным йогом. Господь Чайтанья, являющийся символом совершенства отречения, в Своих молитвах говорит:

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад-иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи

"О Всемогущий Господь, мне не нужны ни богатство, ни общество красивых женщин, ни сонм последователей. Мне не нужно ничего, кроме Твоей беспричинной милости, получив которую, Я смогу жизнь за жизнью с любовью и преданностью служить Тебе".

2
йам саннйасам ити прахурйогам там виддхи пандава
на хй асаннйаста-санкалпойоги бхавати кашчана

йам-что; саннйасам-отречением; ити-таким образом; прахух-называют; йогам-воссоединения со Всевышним; там-это; виддхи-знай же; пандава-о сын Панду; на-никогда; хи-безусловно; асаннйаста-не освободившись; санкалпахот стремления к удовлетворению собственных чувств; йоги-мистиктрансценденталист; бхавати-стать; кашчана-любой.

Знай же, о сын Панду, что то, что называют отречением, по сути дела является йогой, или процессом воссоединения со Всевышним, ибо йогом может стать только тот, кто освободился от желания удовлетворять собственные чувства.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто действительно находится на уровне санньяса-йоги или бхакти, должен знать о своем предназначении как живого существа и действовать во соответствии с этим. Живое существо не является полностью независимым и не существует само по себе. Оно относится к пограничной энергии Господа. Попадая в плен к материальной энергии, оно становится обусловленным, а находясь в сознании Кришны и осознавая себя частью духовной энергии, он находится в своем истинном, естественном для себя состоянии бытия. Поэтому тот, кто обрел полное знание, прекращает всякую материальную деятельность, то есть отказывается от деятельности, связанной с удовлетворением собственных чувств. Так делают йоги, стремящиеся освободить /очистить/ свои чувства от материальных привязанностей. Однако человек, сознающий Кришны, лишен возможности занять свои чувства какой бы то ни было деятельностью, помимо той, что связана с удовлетворением Кришны. Поэтому тот, кто обладает сознанием Кришны, является одновременно санньяси и йогом. Занимаясь деятельностью в сознании Кришны, он автоматически /естественным образом/ достигает цели, к которой стремятся гьяни, культивирующие знание, и йоги, пытающиеся обуздать свои чувства. Если человек не может отказаться от деятельности в корыстных интересах, ему нет смысла заниматься гьяна-йогой или мистической йогой. Истинной целью каждого живого существа является отказ от деятельности, связанной с удовлетворением собственных чувств, и готовность удовлетворять чувства Всевышнего. Человек, обладающий сознанием Кришны не желает никаких удовольствий для самого себя, но всегда стремится доставить удовольствие Верховному Господу. Поэтому тот, кто ничего не знает о Всевышнем, вынужден действовать ради удовлетворения собственных чувств, ибо не живое существо не может бездействовать /находится в пассивном состоянии; в состоянии бездействия/. Но тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, достигает всех /этих/ целей.

3
арурукшор мунер йогамкарма каранам учйате
йогарудхасйа тасйаивашамах каранам учйате

арурукшох-кто только начал заниматься йогой; мунех-мудреца; йогам-система восьмиступенчатой йоги; карма-деятельность; каранам-средством; учйате говорят, что является; йога-восьмиступенчатой йоги; арудхасйа-для того, кто поднялся; тасйа-его; эва-безусловно; шамах-прекращение всякой материальной деятельности; каранам-средством; учйате-говорят, что является.

Говорится, что для того, кто только начал заниматься восьмиступенчатой йогой, деятельность-это средство достижения цели, а для того, кто поднялся на высшую ступень йоги, таким стредством является прекращение всякой материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Процесс /метод/ воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самоосознания. Эта лестница начинается с низшего уровня обусловленного состояния живого существа и восходит до вершины самооосознания в чистой духовной жизни. Ступени этой лестницы, соответствующие различным уровням духовного самоосознания, известны под разными именами. Однако всю лестницу в целом называют йогой, разделяя ее на три вида: гьяна-йога, дхьяна-йога и бхакти-йога. Низшую /самую первую/ ступень этой лестницы называют йогарурукшу, а ее высшая ступень получила название йогарудха.

Что касается метода восьмиступенчатой йоги, то попытки неофита войти в состояние /подняться на уровень/ медитации посредством соблюдения регулирующих принципов и выполнения различных асан (которые в той или иной степени являются физическими упражнениями), относятся к категории материальной кармической деятельности. Подобные виды деятельности помогают человеку привести в равновесие свой ум и обуздать чувства. Когда он действительно достигает уровня медитации, его ум приходит в умиротворенное состояние.

Однако человек, обладающий сознанием Кришны, с самого начала находится в состоянии медитации, ибо его мысли постоянно заняты Кришной. И поскольку он все время служит Кришне, о нем говорят, что он прекратил всякую материальную деятельность.

4
йада хи нендрийартхешуна кармасв анушаджджате
сарва-санкалпа-саннйасийогарудхас тадочйате

йада-когда; хи-безусловно; на-не; индрийа-артхешу-удовлетворением чувств; на-никогда; кармасу-кармической деятельностью; анушаджджатечеловек не занимается; сарва-санкалпа-от всех материальных желаний; саннйасичеловек, живущий в отречении; йога-арудхах-достигший совершенства йоги; тада-тогда; учйате-говорится, что.

Говорится, что человек достигает совершенства йоги, когда, полностью освободившись от материальных желаний, он перестает действовать ради удовлетворения собственных чувств или ради того, чтобы насладиться плодами своего труда.

КОММЕНТАРИЙ: Когда человек отдает всего себя трансцендентному любовному служению Господу, он обретает удовлетворение в самом себе и поэтому перестает трудиться ради удовлетворения своих чувств или заниматься кармической деятельностью. В противному случае, ему придется действовать ради удовлетворения собственных чувств, поскольку ни одно живое существо не может находится в бездействии. Человек, лишенный сознания Кришны, всегда будет стремиться к деятельности, связанной с удовлетворением самого себя или своих родных и близких. Однако тот, кто обладает сознанием Кришны, каждым своим действием стремится удовлетворить Кришну и потому никогда не занимается деятельностью ради удовлетворения собственных чувств. Человек, лишенный такого сознания, должен механически подавлять материальные желания, прежде чем он достигнет высшей ступени йогической лестницы /йоги/.

5
уддхаред атманатманамнатманам авасадайет
атмаива хй атмано бандхуратмаива рипур атманах

уддхарет-человек должен освободиться; атмана-используя свой ум; атманам-обусловленная душа; на-никогда; атманам-обусловленная душа; авасадайет-вынужденная деградировать; атма-ум; эва-безусловно; хипоистине; атманах-обусловленной души; бандхух-друг; атма-ум; эвабезусловно; рипух-враг; атманах-обусловленной души.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.