Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И тот, кто в конце жизни, оставляя тело, помнит обо Мне одном, тотчас же достигает Моей обители /природы/. В этом нет и не может быть никаких сомнений.





КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе подчеркивается, сколь важно и необходимо для живого существа развить в себе сознание Кришны. Тот, кто оставляет тело в сознании Кришны, тотчас же достигает трансцендентной природы /переносится в трансцендентную обитель/ Верховного Господа. Верховный Господь чистейший из чистых /Верховного Господа называют чистейшим/. Поэтому каждый, кто постоянно находится в сознании Кришны, также становится чистейшим. Особенно важным является употребленное здесь слово смаран ("помнить"). Оскверненная душа, которая не пытается развить в себе сознание Кришны в процессе преданного служения, не может помнить о Кришне. Поэтому человек должен развивать в себе сознание Кришны с первых дней своей жизни. Тот, кто хочет достичь цели жизни, должен всегда помнить о Кришне. Поэтому ему нужно постоянно, беспрерывно повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Господь Чайтанья говорил, что преданный должен быть терпеливее дерева (тарор ива сахишнуна). Человеку, занимающемуся повторением Харе Кришна, придется столкнуться со множеством различных препятствий. Однако невзирая на них, он должен все время /и дальше/ повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, чтобы в конце жизни получить все блага сознания Кришны.

6
йам йам вапи смаран бхавамтйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейасада тад-бхава-бхавитах

йам йам-о каком; ва апи-вообще; смаран-помня; бхавам-состоянии бытия; тйаджати-оставляя; анте-в конце; калеварам-это тело; там там-такого; эва-безусловно; эти-достигнет; каунтейа-о сын Кунти; сада-всегда; татэто; бхава-состояние бытия; бхавитах-помня.

О каком состоянии бытия человек помнит, оставляя тело, о сын Кунти, того состояния он безусловно достигнет в следующей жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь говорится о смене состояния бытия, которая происходит в момент смерти. Человек, который оставляя в конце жизни тело, думает о Кришне, достигает трансцендентной природы /обители/ Верховного Господа, но не следует думать, будто того же состояния достигает тот, кто в момент смерти думает не о Кришне, а о чем-то другом. Этот вопрос мы должны изучить /рассмотреть/ особенно внимательно. Как умереть в надлежащем состоянии сознания /ума/? Махараджа Бхарата, который несомненно был великой личностью, умирая, думал об олененке, и в следующей жизни получил тело оленя. Несмотря на то, что, став оленем, он помнил обо всем, что делал в предыдущей жизни, он был вынужден оставаться в теле животного. Безусловно, те мысли, которые возникают в уме человека в течение жизни, накапливаясь, определяют характер его мыслей в момент смерти; таким образом уже в этой жизни мы творим свою будущую жизнь. Тот, кто проживает жизнь в гуне благости, постоянно думая о Кришне, будет помнить о нем и в свой смертный час. Это поможет ему достичь трансцендентной природы Кришны. Если человек поглощен трансцендентным служением Кришне, его следующее тело будет трансцендентным (духовным), а не материальным. Поэтому для того, чтобы изменить состояние своего бытия в конце жизни, лучше всего повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

7
тасмат сарвешу калешумам анусмара йудхйа ча
майй арпита-мано-буддхирмам эваишйасй асамшайах

тасмат-поэтому; сарвешу-во все; калешу-времена; мам-Меня; анусмарапродолжай помнить; йудхйа-сражайся; ча-также; майи-Мне; арпитапредавшись; манах-умом; буддхих-разумом; мам-ко Мне; эва-непременно; эшйаси-ты вернешься; асамшайах-без сомнения.

Поэтому, Арджуна, ты должен всегда думать /помнить/ обо Мне в форме Кришны /как о Кришне; в облике, образе Кришны/ и вместе с тем сражаться, исполняя свой долг. Посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум сосредоточенными на Мне, ты без сомнения придешь ко Мне /достигнешь Меня; вернешься в Мою обитель/.

КОММЕНТАРИЙ: Это наставление, которое Кришна дал Арджуне, имеет огромное значение для всех людей, занятых материальной деятельностью. Господь не говорит о том, что человек должен отказаться от выполнения своих обязанностей или от деятельности, которой он занимается. Продолжая выполнять их, он в то же время должен помнить о Кришне, повторяя Харе Кришна. Это поможет ему очиститься от материальной скверны и занять ум и разум деятельностью, связанной с Кришной. Тот, кто повторяет имена Кришны, непременно достигнет Его высшей планеты, Кришналоки.

8
абхйаса-йога-йуктеначетаса нанйа-гамина
парамам пурушам дивйамйати партханучинтайан

абхйаса-йога-практикуя; йуктена-занимаясь медитацией; четаса-ум и разум; на анйа-гамина-не отклоняясь; парамам-Всевышнего; пурушам-Личность Бога; дивйам-трансцендентную; йати-достигнет; партха-о сын Притхи; анучинтайан-постоянно думая о.

Тот, кто медитирует на Меня как на Верховную Личность Бога, чей ум постоянно занят мыслями обо Мне, кто никогда не сходит с пути преданного служения, о Партха, непременно вернется ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе Господь Кришна говорит о том, как важно всегда помнить о Нем. Чтобы помнить о Кришне, необходимо повторять маха-мантру Харе Кришна. Повторяя и слушая звуки имени Верховного Господа, мы занимаем свои уши, язык и ум в служении Ему. Эта трансцендентная медитация, которую совсем нетрудно выполнять, поможет нам достичь Верховного Господа. Пурушам значит наслаждающийся. Хотя живые существа являются пограничной энергией Верховного Господа, они осквернены соприкосновением с материальной энергией. Он считают себя наслаждающимися, но их нельзя назвать верховными наслаждающимися. Здесь ясно сказано, что Верховным наслаждающимся является Верховная Личность Бога в Его различных проявлениях /формах/ и экспансиях, таких как Нараяна, Васудева и т.д.

Повторяя Харе Кришна, преданный сможет все время думать /будет все время помнить/ об объекте поклонения, каким является для него Верховный Господь в одной из Его форм: Нараяны, Кришны, Рамы и т.д. Постоянно повторяя святое имя, он очиститься от материальной скверны и в конце жизни перенесется в царство Бога. Йоги медитируют на Сверхдушу, находящуюся у них в сердце; точно также, повторяя Харе Кришна, преданный всегда держит ум сосредоточенным на Верховном Господе. Ум очень беспокоен и неустойчив, поэтому его необходимо заставить думать о Кришне. Ведические писания часто приводят в пример гусеницу, которая все время думает о том, чтобы стать бабочкой и превращается в бабочку в этой же жизни. Точно также, если мы будем постоянно думать о Кришне, то в конце жизни получим такое же тело, каким обладает Кришна.

9
кавим пуранам анушаситарам
анор анийамсам анусмаред йах
сарвасйа дхатарам ачинтйа-рупам
адитйа-варнам тамасах парастат

кавим-того, кто знает все; пуранам-старейшего; анушаситарам-властелина; анох-чем атом; анийамсам-меньше; анусмарет-всегда думать о; йах-того, кто; сарвасйа-всего сущего; дхатарам-хранитель; ачинтйа-непостижимый; рупамчья форма; адитйа-варнам-сияющая, словно солнце; тамасах-тьмы; парастатза пределами.

Преданный должен медитировать на Верховного Господа как на всеведущего, старейшего Властелина, который меньше мельчайшего; как на того, кто поддерживает все сущее и недоступен восрпиятию материальных чувств, кто является непостижимым и всегда остается личностью. Он сияет, словно солнце и, будучи трансцендентным, находится за пределами материальной природы /возвышается над материальной природой/.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе описан процесс медитации на Всевышнего. Самое главное заключается в том, что Верховный Господь не безличен и не является пустотой. Человек не может медитировать на что-то безличное или на пустоту. Это очень трудно. Однако процесс медитации на Кришну не представляет никаких трудностей, и он по сути дела изложен в этом стихе. Прежде всего, Господь это пуруша, личность, и мы должны/будем думать о Раме и о Кришне как о личностях. Но о ком бы вы ни думали, о Раме или о Кришне, к Ним обоим можно отнести все, что сказано в этом стихе "Бхагавад-гиты". Господа называют кави: Ему известно прошлое, настоящее и будущее, поэтому Он знает все. Господь-старейшая личность, поскольку Он является источником всего сущего; все исходит от Него. Кроме того, Он-верховный повелитель вселенной, хранитель и наставник /духовный учитель/ всего человечества. Он меньше мельчайшего. Размеры живого существа составляют одну десятитысячную кончика волоса, но Господь так непостижимо мал, что входит в сердце этой мельчайшей частицы. Поэтому говорится, что Он меньше мельчайшего. Будучи Всевышним Господом, Он может войти в атом, а также в сердце мельчайшего живого существа и в форме Сверхдуши контролировать все его действия. Принимая столь ничтожные размеры, Он остается вездесущим хранителем мироздания. Это Он поддерживает все планетные системы. Мы часто изумляемся тому, как эти огромные планеты держатся в воздухе. Здесь сказано, что с помощью Своей непостижимой энергии Верховный Господь поддерживает все эти огромные планеты и галактики. В связи с этим большое значение имеет употребленное здесь слово ачинтйа ("непостижимый"). Мы не в силах представить себе и охватить умом энергию Бога, поэтому ее называют непостижимой (ачинтйа). Кто станет спорить с этим? Пронизывая Собой весь материальный мир, Господь тем не менее находится за его пределами. Мы не можем понять как устроен и действует даже этот материальный мир, который столь незначителен по сравнению с духовным миром-так как же нам постичь то, что лежит за пределами материального мира? Ачинтйа это то, что находится за пределами материального мира, то, во что невозможно проникнуть, опираясь на аргументы, логику и проводя философские изыскания, то, что является непостижимым. Поэтому люди, обладающие разумом, должны, избегая бессмысленных дискуссий и споров, признать авторитет таких священных писаний, как Веды, "Бхагавад-гита", "Шримад-Бхагаватам", и следовать изложенным в них принципам. Тогда они смогут обрести истинное знание.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Достижение Всевышнего

10
прайана-кале манасачалена
бхактйа йукто йога-балена чаива
бхрувор мадхйе пранам авешйа самйак
са там парам пурушам упаити дивйам

прайана-кале-в момент смерти; манаса-опираясь на ум; ачалена-не отклоняясь; бхактйа-с любовью и преданностью; йуктах-занимается; йога-балена-силой мистической йоги; ча-также; эва-безусловно; бхрувох-двух бровей; мадхйемежду; пранам-жизненный воздух; авешйа-сосредоточив; самйак-полностью; сах-он; там-это; парам-трансцендентной; пурушам-Личности Бога; упаитидостигает; дивйам-духовного царства.

Тот, кто в момент смерти сосредотачивает жизненный воздух в межбровье и опираясь на ум, окрепший в занятиях йогой, с любовью и преданностью думает о Верховном Господе, непременно достигнет Верховной Личности Бога.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что в момент смерти человек должен с любовью и преданностью думать о Верховном Господе, сосредоточив на Нем свой ум. Тем, кто занимается йогой, рекомендуют сосредоточить жизненный воздух в межбровье (в области агья-чакры). В данном стихе Господь говорит о системе шатчакра-йоги, которая предусматривает медитацию на шесть чакр. Чистый преданный не занимается этим видом йоги, так как он всегда находится в сознании Кришны и в момент смерти помнит о Верховном Господе по Его милости. Об этом говорится в четырнадцатом стихе.

Особого внимания заслуживает употребленное в этом стихе слово йога-балена, так как, не занимаясь йогой-шат-чакра-йогой или бхакти-йогой, человек не сможет подняться на трансцендентный уровень в момент смерти. Он не сможет вдруг вспомнить о Верховном Господе; для этого необходимо заниматься тем или иным видом йоги, в особенности бхакти-йогой. Поскольку в момент смерти ум приходит в состояние сильного беспокойства, человек должен достичь трансцендентного уровня, посвятив свою жизнь занятиям йогой.

11
йад акшарам веда-видо ваданти
вишанти йад йатайо вита-рагах
йад иччханто брахмачарйам чаранти
тат те падам санграхена правакшйе

йат-тот, который; акшарам-слог ом; веда-видах-те, кто изучил Веды; ваданти-говорят; вишанти-входят; йат-в который; йатайах-великие мудрецы; вита-рагах-живущие в отречении; йат-тот, которого; иччхантахжелая; брахмачарйам-в воздержании; чаранти-жить; тат-об этом; те-тебе; падам-положении; санграхена-вкратце; правакшйе-я расскажу.

Великие мудрецы, изучившие Веды и произносящие омкара, живут в отречении и поднимаются на уровень Брахмана. Чтобы достичь такого совершенства, необходимо жить в воздержании от половой жизни. Сейчас я вкратце расскажу тебе о методе, который поможет тебе освободиться из материального плена /о пути, который приведет тебя к освобождению из материального плена/.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Шри Кришна рекомендовал Арджуне шат-чакра-йогу, занимаясь которой, йог направляет поток жизненного воздуха в межбровье. Допуская, что Арджуна может и не знать о методе шат-чакра-йоги, Господь собирается рассказать о нем в нескольких последующих стихах. Господь говорит, что хотя Брахман один, Он существует во множестве проявлений и форм. Имперсоналисты, например, отождествляют Брахмана в ашкарой, или омкарой. В этом стихе Кришна рассказывает /ведет речь/ о безличном Брахмане, которого достигают мудрецы, живущие в отречении.

В ведической системе образования учеников с самого начала учат произносить слог ом; живя в доме духовного учителя и соблюдая целибат, они овладевают знанием о высшем безличном Брахмане. Таким образом они постигают два аспекта Брахмана. Этот метод имеет огромное значение для духовного развития ученика, но в настоящее время оставаться брахмачари (неженатым человеком, соблюдающим целибат) практически невозможно. Социальная структура современного общества настолько трансформировалась, что молодой человек не может оставаться брахмачарием с самого начала своего ученичества /обучения/. В мире так много разного рода учебных заведений, но нет ни одного, где бы учили принципам брахмачарйи. Тому, кто не соблюдает целибат, очень трудно продвигаться в духовной жизни. Поэтому Господь Чайтанья провозгласил, что в соответствии с предписаниями шастр, в век Кали действенен лишь один метод постижения Всевышнего: повторение святых имен Господа Кришны-Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

12
сарва-дварани самйамйамано хриди нирудхйа ча
муридхнй адхайатманах пранамастхито йога-дхаранам

сарва-дварани-все врата города-тела; самйамйа-контролируя; манах-ум; хриди-в сердце; нирудхйа-сосредоточив; ча-также; муридхни-на голове; адхайасосредоточив; атманах-души; пранам-жизненный воздух; астхитах-находясь в; йога-дхаранам-состоянии йогического транса.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.