Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование наших метапрограмм





Если мы мыслим с позиции «или-или», то ставим не имеющий ответа вопрос: что появилось раньше — яйцо или курица. Но если мы мыслим, используя рекурсивные петли во взаимосвязанной системе «мышление-опыт-мышление», тогда мы можем легко по­нять, что контексты жизни способны побудить нас мыслить и чувст­вовать определенным образом. Тогда из этих контекстов мы фор-


240____________________________________ Часть Ш. Применени е^

мируем операционные системы, управляющие нашим мозгом (наши метапрограммы). Затем эти контексты мышления (наши метауров-невые концепты и семантическая психо-логика) начинают сопро­вождать нас повсюду. Всякий раз, выходя из дому, мы берем их с собой!

Поэтому неудивительно, что важную роль в формировании наших метапрограмм неизбежно играет наше переживание эмо­ционально значимой боли {Significant Emotional Experiences of Pain, SEEP). В каком контексте вы впервые научились «управлять сво­им мозгом»? В кдких межличностных контекстах вы впервые на­учились использовать свою нервную систему для абстрагирова­ния информации от стимулов окружающего мира? Насколько здоровыми или нездоровыми, заслуживающими или не заслужи­вающими внимания, полезными или вредными, придающими сил или ограничивающими вы находите эти первичные контексты?

Бейтсон и его коллеги (Bateson, 1972) заметили, что человек ра­стет в шизофренической среде, где он постоянно принимает двой­ственные сигналы наподобие: «Я же люблю тебя, никчемный ду­рак!» И внутри этого контекста человек принимает негативные сиг­налы, касающиеся его собственных перспектив, и ему начинает казаться, что он не способен выйти из этого фрейма (перейти к мета), чтобы дать метакомментарий к подобному «сведению с ума». В ре­зультате у такого человека появляется влиятельный контекст, внутри которого он научается шизофренически управлять своим мозгом. Этот контекст наделен смыслом. Психо-логика человека не бывает «плохой», «искаженной», «странной» или «ущербной». Она рабо­тает идеально.

Каждый день люди, просыпаясь, управляют своим мозгом со­гласно одним и тем же контекстам мышления. Они используют одну и ту же операционную систему для извлечения смысла из происхо­дящего. Их мысли, эмоции и поведение функционируют система­тически, регулярно и упорядоченио. Такая система может дать сбой, когда человек покидает свою первичную среду. Она может подры­вать его чувство благополучия, его способность функционировать в мире, находящемся за рамками этой среды. Она может превра­тить его внутренние мысли и чувства в настоящий ад, но она дей­ствует последовательно в соответствии с его психо-логикой.

Вот причина, по которой мы неизбежным образом интернали-зуем контексты, когда движемся по жизни. Мы все, а не только одни шизофреники, интернализуем свои ранние семейные контексты, так что затем они выступают в качестве структурирующих форматов сознания. Мы вычерчиваем свои ментальные карты, относящиеся


fimea 8. Контекст и метапрограммы_______________________ 241

к жизни, окружающим людям, миру, нам самим и т. д., посредством контекстов, которые мы интернализуем. Они в значительной сте­пени формируют и обусловливают наши метапрограммы.

Контекст выгорания

Теперь одна личная история. Я (ББ) был средним ребенком в семье. Мы жили в горах Северной Каролины и были очень бед­ны. Отцу приходилось постоянно работать, чтобы нас прокормить, поэтому мне уделяли очень мало внимания. В этом контексте я рано усвоил, что если я получаю отличную отметку, папа дает мне доллар, что мне было очень кстати. «Это целое состояние для бед­ного деревенского мальчика!»

С годами я также усвоил, нанимаясь на работу к местным фер­мерам, что тяжелый труд приносит хорошее денежное возна­граждение, а также похвалу. Хотя я был младше остальных маль­чиков в нашей общине, вскоре я стал зарабатывать столько же денег, сколько они, только потому, что я работал так же, а то и усер­днее их.

Теперь, оглядываясь назад, я могу ясно увидеть метапрограм­мы, которые я сформировал. Во-первых, я использовал в жизни ориентацию на суждение (№ 22, «личность»), неизменно оцени­вая себя и других с точки зрения того, какой объем работы я вы­полнил (№ 13, агрессивный; № 20, навстречу). Я шел по жизни, пытаясь приспособить мир к себе, а не наоборот. Это сформиро­вало такую ценность, как получение внимания (и любви) в на­граду за работу, продуктивность, эффективность и т. д.

Позже, когда сельский мальчик, которым я был, стал пасто­ром, он начал читать проповеди о милости Божьей, но продол­жал жить трудовой жизнью. Он по-прежнему усердно работал, чтобы завоевать «внимание» (и любовь), и не мог ответить отка­зом на просьбы, даже нелепые, поскольку на некотором бессо­знательном уровне он верил, что люди не станут его любить, если он этого не сделает. Очевидно, я брал с собой «активный стиль суждения, относящийся к типу А», куда бы я ни шел! В результа­те в возрасте 46 лет я обнаружил, что страдаю от синдрома «вы­горания».

С тех пор моя метапрограмма изменилась коренным образом, что подтвердил недавний показатель повторного тестирования с помощью индикатора типов Майерс-Бриггс. Мой показатель, соответствующий «решающему» типу, упал с высокого уровня (49 баллов в 1990 г.) до низкого (15 баллов в 1997 г.).


242________________________________ Часть III. Применение

Как исследовать собственное прошлое е поиске истоков своих метапрограмм

В каких контекстах научения вы выросли? Какую роль ваше кон­
текстуальное мышление сыграло в формировании психо-логики
ваших нынешних метапрограмм? С какими межличностными кон­
текстами вам приходилось сталкиваться, справляться и т. д.? В ка­
кой степени вы интернализовали тот или иной «токсичный» кон­
текст? Доводилось ли вам физически покинуть дом, оставаясь внутри
некоего домашнего контекста, который оказался настолько интер-
нализованным, что вы теперь берете его с собой повсюду?,

Для выявления подобных контекстов обратитесь к обстоятель­ствам собственной жизни. В НЛП мы говорим о том, что все мы, стараясь извлечь смысл из языка, опыта, событий и т. д., неизбеж­ным образом осуществляем трансдеривационный поиск с помо­щью нашего референтного индекса. Другими словами, мы «погру­жаемся внутрь» и используем свою «библиотеку ссылок» — свои воспоминания, переживания и отнесения. Затем эти внутренние контексты обеспечивают нас «смыслом», «значением», ассоциа­циями и т. д. Неудивительно, что они играют столь важную роль в создании наших метапрограмм!

Инициируйте свою библиотеку ссылок, поведав собственную историю верному другу, магнитофону, терапевту или журналу. Мы рекомендуем вам изложить эту историю в письменной форме в том или ином виде, с тем чтобы вы могли затем неоднократно во­звращаться к ней. После этого вы можете исследовать ее со вто­рой позиции (в качестве наблюдателя, оценивающего себя со сто­роны) вместо первой. Вы можете исследовать ее как некий «текст» или рассказ. Отстранившись от нее, вы можете более объективно изучить метапрограммы, на которые она указывает.

Создание новых контекстов

Какой контекст вам никогда не встречался... пока? Какой кон­текст вам еще не встречался, но, если бы это случилось — и вы им полностью прониклись, — он сформировал бы внутри вас совер* шенно новый образ мыслей и чувств? Предположим, что вы вы­росли в другом веке, другой культуре, другом социальном классе, внутри иной расы... Предположим, что вы получали всю ту лю­бовь и заботу, в которых вы нуждались. Предположим, что роди­тели, учителя и другие люди оценивали вас безусловным обра­зом. Лишь предположим...


Глава 8. Контекст и метапрограммы____________________ 243

Если мы привыкли интернализовывать контексты, значит, мы не перестаем делать это и в возрасте 18 лет, и вообще всякий раз, когда выходим из дому. Мы продолжаем поступать так снова и снова. Поэтому, учитывая это свойство человеческой природы, проявите заботу о своих мыслях-эмоциях, о самой своей душе — пусть они получат в вашем воображении несколько приятных, необычных и ресурсных контекстов.

Вы можете сконструировать такие контексты, которые позво­лят вам интернализовывать новые контексты для новых метапро­грамм. Сконструируйте позитивный и обогащающий контекст мышления, смоделировав тот, о котором вы прочитали (возмож­но, в биографии какого-то гениального человека, которым вы по-настоящему восхищаетесь) или который вы только вообразили.

Другим эффективным средством трансформации ваших кон­текстов мышления (то есть метапрограмм) является рассказ историй. Когда мы рассказываем какие-то личные, семейные, куль­турные и национальные истории, то, в сущности, повествуем о контекстах, которые нас сформировали. Истории, рассказываемые в человеческом сообществе, содержат информацию о том, что и как следует воспринимать. Они снабжают нас первичными и метауров-невыми ценностями и паттернами сортировки.

Зная, как велика роль историй (историй, которыми делятся, реальных и выдуманных историй), подумайте, как была рассказа­на история о вас? Кто ее рассказал? Какие истории вам рассказы­вали? Насколько обогащающим вы сочли эти истории? В какую историю вы могли бы погрузиться, какую могли бы рассказать себе и другим и использовать в качестве контекста мышления так, чтобы она придавала вам новые жизненные силы?

Заключение

Смысл всегда произрастает из контекстов — личных и внут­ренних — или предлагается культурой либо средой. Не зная кон­текстов, мы не можем понять смысл чего бы то ни было. Чтобы понять другого человека, нам необходимо научиться понимать контексты, из которых человек вышел, которые он встроил в свое сознание и в которых он живет.

Когда мы имеем дело с любым человеком (даже с самим со­бой), только приняв во внимание его контекст, мы можем прийти к рабочему пониманию того, какие контексты нам необходимо пРоанализировать и трансформировать, для того чтобы изменить ^му личность.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.