Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура как мир знаков и смыслов: семиотическое измерение культуры





Культура как полагание смысла, как область духовной свободы человека, искания человеческого духа. Культура как совокупный духовный опыт человека. Содержательные элементы духовной жизни человека (смыслы, значения, ценности, идеалы и др.). Изучение проблемы духовности как человеческой особенности. Философское понимание: рефлексия об основных началах человека: свободе, любви, красоте. Религиозное толкование духовности как результат присутствия в человеческой душе святого духа и др. Духовность как культурологическая проблема: воплощение идеалов добра, красоты, истины, как внутренний мир человека, смысл и назначение человеческого существования, процесс самовоспитания, самосовершенствования, доступный только человеку. Условия духовного развития человека: свобода выбора; свобода творчества; общественные условия; способность к самосовершенствованию.

Семиотический подход к пониманию культуры. Семиотика (Ч.У. Моррис, Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Барт и др.). Понятие знака. Сущность и виды знаков. Понятие семиозиса. Знак и символ. Условия «перехода» знака в символ, коннотация, коммуникативная актуальность, образность, ассоциативность. Культура как сверхсложная, упорядоченная система знаков и значений. Семиосфера культуры. Концепции Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, А.С. Кармина и др. Понятие символа: подходы к определению. Функции символа в культуре. Символ как форма фиксации и передачи значимой информации, «механизм культурной памяти» (Ю.М. Лотман). Культура как мир символов (Л.Э. Уайт, А.Ф. Лосев, К.А. Свасьян, М.С. Уваров и др.). Символ в системе культуры. Культура как способ порождения и изменения системы символов (символического универсума). Символ как форма культурного познания, уровень обобщения человеческого опыта. Многозначность как специфическое свойство символа. Язык как ядро культуры, способ и средство адаптации, социализации, инкультурации человека, воспроизводства культуры, хранения и передачи. Языки культуры (знаки, символы, тексты, позволяющие человеку ориентироваться во времени и пространстве культуры). Языки культуры как средство понимания, коммуникации, диалога культур, как смысл культуры в ее исторической динамике. Классификация языков культуры.

Культура как «свернутая» информация о мире и человеке. Культура как информационная среда, как «свернутая» информация о человеке и обществе. Культура как способ организации, хранения и декодирования информации. Информация как условие исторического существования человека и культуры; накопление, хранение и передача информации, преобразование (переосмысление) и генерация новой информации (текстов). Понимание динамики культуры как процесса увеличения объема и скорости обработки и передачи информации. Носители информации (знания) о культуре—артефакты, их объективная, и субъективная значимость, «человеческий смысл». Типы носителей информации в культуре: памятники (так называемый архив): искусство, книги, архитектура и др.; артефакты культуры, имеющие и объективную, и субъективную значимость, определенность; традиции; религия; орудия труда; институты—типы организации общества, государства, все то, в чем запечатлен смысл человеческой деятельности, сам человек. Способы раскодирования («считывания») информации, заключенной в артефактах культуры. Точки зрения ЮМ. Лотмана, Б.А. Успенского, Л.Ф. Чертова и др.

Культура как мир артефактов: предметное измерение культуры. Материальные, духовные, художественные артефакты. Функциональный и контекстуальный способы анализа артефактов культуры. Понятие телесности, тело как феномен культуры. Вещь в системе культуры. Способы изучения бытования вещей. Техника и технология как материальные артефакты. Знание в системе культуры. История знания. Формирование и история науки. История идей. Ценность в системе культуры. Проективная деятельность и специфика существования воображения. Антропологические структуры воображения. Архетип, миф, социальная мифология, мифодизайн. Художественный образ. Художник, произведение, зритель как структурные элементы художественной культуры. Понятие и структура картины мира. Картина мира как способ опредмечивания воображаемого. Мифологическая, религиозная, художественная и научная картина мира. Смена картины мира и смена культурных парадигм.

 

Морфология культуры: основные подходы и модели

Системная целостность культуры. Проблемы аналитической дифференциации подсистем и элементов культуры. Основные подходы к выделению сфер культуры. Модель морфологии культуры по М.С. Кагану (общая структура духовной, художественной, материальной сфер культуры). Модель культуры Л.Э. Уайта. Интегративная модель культуры Э.С. Маркаряна (природно-экологическая, социорегулятивная и общественно-экологическая подсистемы). Функционально-деятельностная модель морфологии культуры (Э.А. Орлова, А.Я. Флиер). Культура материальная и духовная, воспроизводящая и развивающая. Обыденная и специализированные области культуры. Культура форм социальной организации: хозяйственная, политическая, правовая. Культура познания: религиозная, философская, научная и художественная. Культура трансляции социального опыта: традиции, воспитание, образование, СМИ, культурные институты. Культура биологического и психологического воспроизводства и реабилитации человека: физическая, сексуальная и медицинская культуры, досуг. Матричная модель культуры Ю.И. Мкртумяна (производственная культура, гуманитарная культура, культура жизнеобеспечивания, соционормативная культура, сверхзадача культуры в целом)

Культура как саморазвивающаяся сложноорганизованная система. Полифонизм культуры. Многоуровневость культуры. Микро-, мезо- и макроуровни культуры.

 

Типология культуры

Основания типологизации как теоретическая проблема. Критерии выделения конкретной культуры. Культура как тип. Культура и культуры. Основные принципы и подходы типологизации культур. Познавательные цели типологизации культурных явлений по историческим, территориальным, функциональным и иным признакам. Теории исторической типологии культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби). Региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, Севера и Юга). Религия и культура; конфессиональная классификация культур; мировые религии в системе культуры (христианская, мусульманская, буддийская и т.д.).

Культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям: социально-экономическим (построенным на выделении способов материального производства как определяющих механизмов социокультурной организации), технологическим (построенным на выделении технологий материального и социального производства и организации в качестве основных культурообразующих факторов), археологическим (построенным на археологической классификации культур по типам жизнеобеспечивающих индустрий), коммуникативным (построенным на выделении преобладающих технологий фиксации и передачи информации, межпоколенной трансляции социокультурного опыта), культурно-стилевым (связанным с условными обозначениями историко-культурных эпох по чертам доминировавших в это время художественных стилей), общеисторическим (обозначаемым по сложившейся в научной традиции названиям эпох, выделяемым в разных случаях по различным сущностным или формально-стилевым признакам).

Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и транслокальным (цивилизационным) признакам культуры этнолингвистических семей и групп, многонациональных государств (универсальных империй), мировых религий, зон хозяйственно-культурной общности, культурно-исторических областей (цивилизаций), изолированных географических регионов.

Культурно-исторические типы, выделяемые по социально-функциоальным и идеологическим основаниям. Тип хозяйства и культура: традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. Этнос и культура. Суперэтническая картина мировых культур. Исторические типы культуры. Эволюционистские модели типологии культуры (Л.Г. Морган, Г. Чайлд и др.). Европоцентрическая типология развития мировой культуры (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время) и проблема периодизации всемирной истории. Исследования конкретных исторических типов культуры. Культурная антропология (Ф. Боас, А.Л. Крёбер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс). Социальная типология и стратификация культуры (М. Вебер, Э.А. Орлова, А. Флиер). Многообразие оснований для социальной консолидации людей. Этническая культура, объединяющая людей на мемориальных основаниях, общем происхождении и истории. Социально-сословная (классовая) культура, консолидирующая людей на основании актуальных социально-экономических и политических интересов. Национальная культура, интегрирующая общество на прогностических основаниях, апеллирующая к единству целей его социального развития.

История разделения труда и социальных функций между людьми. Культура сельских производителей (крестьянская, народная) – культура непосредственного жизнеобеспечения общества и ее основные параметры. Культура городских производителей – культура инструментального обеспечения социальной жизни. История ее формирования (ремесленно-торговая, буржуазная, пролетарская субкультуры). Интеллигентская субкультура – культура высшего по квалификации слоя городских производителей, обслуживающая элиту. Элитарная культура – культура поддержания и воспроизводства актуального социального порядка. Ее составляющие – военно-политическая, клерикальная, аристократическая субкультуры и их особенности. Антисоциальная культура – культура нарушителей социального порядка. Ее составляющие – люмпенская, криминальная, маргинальная, революционная и т.п. субкультуры. Массовая культура – культура современного уровня социальной стандартизации.

Пространство и время как универсальные категории культуры. Проблема периодизации. Синхрония и диахрония в развитии мировых культур. Кросскультурные взаимодействия. Единство истории и многообразие культур. Понятие диалога культур. Проблемы диалога и актуальные проблемы современности.

 

Динамика культуры

Деятельность как субстанция культуры. Культура как историческое творчество народов. Субъект и объект развития культуры. Соотношение понятий «общество», «социум» и «этнос». Субстанциональные различия этноса и культуры. Адаптивный и творческий механизмы порождения инноваций. Диалектика традиций и инноваций в культурном развитии. Социальное функционирование и изменчивость культурных форм.

Факторы, детерминанты, параметры культурно-исторического процесса. Факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы их реализации. Факторы как совокупность различных возможностей взаимодействующих сторон, оказывающих непосредственное воздействие на ход культурно-исторического развития. Факторы-детерминанты, факторы-условия, ресурсные, социально-психологические и личностные факторы. Взаимовлияние различных факторов в динамике культурно-исторического процесса. Динамика культуры как проявление необходимости в адаптации ко внешним и внутренним изменениям.

Соотношение понятий «процесс развития культуры» и «исторический процесс» («культура» и «история»). Культурно-исторический процесс. Сравнительный анализ монолинейных и полилинейных подходов к изучению культурно-исторического процесса.

Типы культурных изменений. Модификации черт культуры во времени и пространстве. Аккумуляция, трансформация, трансляция, диффузия, эволюция культуры. Инверсия и медиация. Ризома. Культурный застой. Аномия в культуре. Культурные революции. Взрывы в культуре. Прогресс и регресс в культурной динамике. Межкультурные коммуникации как процессы взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, этносами, цивилизациями), коммуникация как базовый механизм социокультурной динамики, накопления и трансляции социального опыта.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.