Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурология: теории и персоналии





1. Алексеев П.В. Философы России ХIХ – ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. – М., 1999.

2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий: Учебное пособие в 3 частях. – СПб.: 2001 (и др. издания автора).

3. Культурология: люди и идеи. – М.: Академический проект, 2006.

4. Словарь «Библиотеки культурологии» http://www.countries.ru/library/culturologists/

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://window.edu.ru/window/library - Библиотека Единого окна доступа к образовательным ресурсам

countries.ru - Библиотека по культурологии

 

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://elibrary.ru

http://www.iqlib.ru/

http://ibooks.ru

http://book.ru/

http://www.knigafund.ru

Программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point, Internet Explorer, KMPlayer (c кодаками)

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1 ПК Intel Core 2 Duo 2,6 Gz DDR2 1024Mb Винчестер 500 Гб как сетевой сервер, цифровой копир-принтер формата А4, сканер – для копирования и сканирования текстов

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

В конце семестра проводится экзамен. На экзамене проверяется усвоение основных понятий и текстов, а также умения и навыки презентации полученных теоретических знаний.

 

Вопросы к экзамену:

 

Концептуальный блок

1 Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.

1. История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.

2. Культура как знаково-символическая система.

3. Культура как тип. Основания для типологизации, проблемное поле типологии культуры.

4. Культура и цивилизация: понятия, различие подходов к пониманию их взаимосвязей.

5. Исторические типы культуры. Принципы построения историко-культурных типологий.

6. Системный и структурно–функциональный подходы к изучению культуры. Функции культуры.

7. Культура и религия. Религиозная картина мира.

8. Культура как мир артефактов. Функциональный анализ артефакта.

9. Материальная предметность культуры. Виды и способы анализа материальных артефактов.

10. Тело как феномен культуры. Формы телесности и принципы ее изучения.

11. Вещь в культуре. Метаморфозы вещи. Культурные смыслы вещей.

12. Духовная предметность культуры. Виды и способы анализа духовных артефактов.

13. Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.

14. Истина и знание в культуре. Связи культуры с наукой и образованием.

15. Воображение, социальное воображение как феномен культуры. Специфика проективной деятельности.

16. Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.

17. Культура и повседневность. Методы анализа повседневности.

18. Картина мира. Смена картины мира и смена парадигм культуры.

19. Культурная коммуникация. Эволюция способов и средств коммуникации в ее значении для культуры.

20. Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).

21. Xронотоп культуры. Критерии выделения конкретной культуры.

22. Культурогенез как процесс порождения и самовозобновления культуры.

23. Культура и процессы глобализации в современном мире. Теории глобализации.

24. Социальные институты культуры и их значение. Памятники культуры.

25. Массовая культура: становление и развитие. Судьба массовой культуры в эпоху глобализации.

26. Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.

27. Мифология как форма самосознания культуры.

28. Виды и формы межкультурных взаимодействий.

29. Информационная культура современного общества.

30. Человек в современной культуре. Проблема идентичности.

Текстуальный блок

1. Теория культуры М.С. Кагана.

2. Историческая типология культуры Н.Я. Данилевского.

3. Культура как знаково-символическая система в трудах Ю.М. Лотмана.

4. Понимание цивилизации у А. Тойнби.

5. Исторические типы культуры в работе Дж. Вико.

6. Структура культуры по К. Леви-Строссу.

7. Социология культуры М. Вебера.

8. «Неудовлетворенность культурой» у З. Фрейда.

9. Культура детства и специфика ее анализа (по работам М. Мид).

10. Основные понятия теории культуры К. Ясперса.

11. Проблемы традиций в концепции Э. Тайлора.

12. Смена ценностных доминант в теории культуры П. Сорокина.

13. Культура повседневности в трудах историков школы Анналов.

14. Ценности культуры: теория культуры Г. Зиммеля и Г. Риккерта.

15. Организация мира объектов по Ж. Бодрийяру.

16. Концепция культуры О. Шпенглера.

17. Основы динамики культурных процессов в теории Л.Н. Гумилева.

18. Теория деятельности в культурологической концепции Э. Маркаряна.

19. Теория культурогенеза по А. Флиеру.

20. Смена культурных эпох в контексте коммуникационных моделей (М. Маклюэн).

21. Истоки формирования массовой культуры по Х. Ортега-и-Гассету.

22. Масса и смена возможных коннотаций: Э. Канетти

23. Анализ теорий массовой культуры в отечественных концепциях (К.Э. Разлогов, Е.Г. Соколов, Н.А. Хренов, Н.М. Зоркая)

24. Семиотика культуры по Р. Барту.

25. Кризис идеологий в концепции С. Хантингтона.

26. Понятие «шок будущего» и «Третья волна» в концепции Э. Тоффлера.

27. Власть и знание как доминанты культуры в концепции М. Фуко.

28. «Человек проблемный»: теории одномерности Г. Маркузе

29. Человечество в условиях глобальной информации (М. Кастельс)

30. Теория глобализации У. Бека.

 

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме экзамена по модулю, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

 

Оценка компетенций, сформированных по дисциплине:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
ОК – 1   Лекции, все задания практической работы ОСР № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 ВСР № 1, 2
ОК-2 Все задания практической работы ОСР № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 ВСР № 1, 2
ОК-9 Лекции, все задания практических занятий ОСР № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 ВСР № 1, 2
ОК-11 Лекции ОСР № 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10 ВСР № 1
ПК-1 Лекции ОСР № 1, 2, 5, 6, 9, 10 ВСР № 2
ПК -2 ОСР № 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10 ВСР № 1, 2
ПК-5 ОСР № 4, 7, 9
ПК -­11 ОСР № 4, 7, 9 ВСР № 2

Экзамен проводится в форме устного ответа на 2 вопроса: теоретический, позволяющий продемонстрировать степень усвоения теоретического материала и практический, позволяющий оценить степень знания первоисточников. Максимально возможная оценка за каждый вопрос – 10 баллов. Максимально возможная оценка на экзамене – 20 баллов.

 

В экзаменационную ведомость вносится оценка по 4-балльной системе, которая является результатом суммирования баллов, полученных по всем указанным выше видам деятельности студента в течение семестра.

Разработчики:

             
Кафедра теории и истории культуры РГПУ им. А.И.Герцена   Доцент, кандидат философских наук   (подпись)   Конева А.В.
             
Кафедра теории и истории культуры РГПУ им. А.И.Герцена   Профессор, доктор искусствоведения   (подпись)   Мосолова Л.М.
Кафедра теории и истории культуры РГПУ им. А.И.Герцена   Доцент, кандидат культурологии   (подпись)   Бондарев А.В.

Эксперты:

РГПУ им. А. И. Герцена   Профессор, доктор культурологии, доцент       Никифорова Л.В.
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
МосГУ   Профессор, доктор философских наук       Флиер А.Я.
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.