Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уполномоченные лица аппарата





 

До сих пор я делал упор на отношениях между дове­рителями и доверенными лицами. Теперь мне необходи­мо рассмотреть отношения между корпусом доверенных лиц, или аппаратом, имеющим собственные интересы и, как говорил Вебер, «собственные тенденции», в частно­сти, тенденцию к самовоспроизводству, и отдельными доверенными лицами. Когда корпус доверенных лиц, кор­пус священнослужителей, партия и т.д. отстаивают соб­ственные тенденции, то интересы аппарата превалируют над интересами отдельных доверенных лиц, которые в силу этого перестают быть ответственными перед лицом своих доверителей и становятся ответственными перед аппаратом. С этого момента без знания аппарата уже не­возможно понять особенности доверенных лиц и их прак­тику.

Основополагающий закон деятельности бюрократи­ческого аппарата гласит: аппарат дает все (в том числе и власть над самим аппаратом) тем, кто также отдает ему все и ждет от него всего, потому что вне аппарата такие люди не имеют ничего или почти ничего. Выражаясь бо­лее грубым языком, аппарат дорожит больше всего теми, кто больше всего дорожит им, потому что именно они больше всего от него зависят. Зиновьев, хорошо поняв­ший это, что неудивительно, но все же остававшийся в плену ценностных суждений, писал: «Основа успеха Ста­лина заключается в том, что он был исключительной по­средственностью». Здесь он едва не сформулировал закон. Имея в виду аппаратчиков, он в другом месте говорит об их «исключительно незначительной, но оттого и непобе­димой силе». Все это — очень красивые, но отчасти оши­бочные формулировки, потому что полемический на­строй, составляющий их прелесть, мешает рассматривать действительность такой, какая она есть (что вовсе не означает принятие ее). Именно моральное возмущение мешает понять, почему успехов в аппарате добиваются те, кто, с точки зрения харизматической интуиции, вос­принимаются как наиболее глупые и заурядные, не пред­ставляющие сами по себе никакой ценности. На самом деле они добиваются успеха вовсе не потому, что зауряд­ны, а потому, что у них вне аппарата нет ничего, что им позволило бы решиться на какие-либо вольности в отно­шении этого аппарат, пойти на какие-либо уловки.

Таким образом, существует определенная и отнюдь не случайная структурная общность между аппаратом и не­которой категорией людей, характеризующихся главным образом негативно, как совершенно лишенные особенно­стей, обладание которыми могло бы вызвать интерес в какой-то момент времени в определенном поле. Выража­ясь более нейтрально, аппарат обычно признает людей надежных. Почему? Потому что у них нет ничего, что они могли бы противопоставить аппарату.

Так, во французской компартии в 50-е годы и в Китае времен «культурной революции» молодежь часто служи­ла символическими церберами или сторожевыми псами. Следовательно, молодые — это не только энтузиазм, наив­ность, убежденность, — все то, что обычно связывают с молодостью. С моей точки зрения, молодежь — это преж­де всего те, у кого ничего нет. Это — новички, которые входят в поле, не имея капитала. И в глазах аппарата они являются пушечным мясом в борьбе со старыми кадрами, которые, постепенно обзаведясь капиталом, — либо с помощью партии, либо самостоятельно, используют его против партии. Тот же, у кого ничего нет, беспрекосло­вен. Он тем меньше склонен к оппозиции, чем больше дает ему аппарат, в зависимости от его сговорчивости и без­вестности. Именно благодаря этому в 50-е годы какой-нибудь двадцатипятилетний интеллигент, являясь упол­номоченным аппарата, мог иметь ex officio такую читательскую аудиторию, на какую смели рассчитывать раз­ве только самые именитые интеллектуалы, да и то, так сказать, за авторский счет.

Такого рода железный закон аппаратной жизни тес­но связан с другим важным процессом, о котором я хотел бы упомянуть. Это так называемый эффект бюро. Со­шлюсь на анализ процесса большевизации, проведенный Марком Ферро. В начале русской революции в местных советах, заводских комитетах, т. е. в спонтанно скла­дывавшихся группах, могли участвовать все, и все могли свободно говорить и т. д. Но потом, с назначением осво­божденных работников, люди стали приходить все реже. Институциализация (советов), воплощенная в таких ра­ботниках и в бюро, все перевернула: бюро стали стре­миться монополизировать власть, число участников со­браний стало сокращаться. Бюро созывали собрания, а участвующие использовались, во-первых, для того чтобы продемонстрировать представительность своих предста­вителей и, во-вторых, чтобы утвердить их решения. Осво­божденные работники начали упрекать рядовых членов за то, что они недостаточно часто посещали собрания, где им отводилась такая роль.

Такой процесс концентрации власти в руках доверен­ных лиц есть в некотором роде историческое осуществле­ние того, что описывается теоретической моделью про­цесса делегирования. Люди собираются, разговаривают. Потом появляются освобожденные работники, и люди начинают приходить реже. Потом появляется бюро, с их особой компетенцией и специфическим языком. (Здесь можно указать на бюрократизацию научно-исследова­тельской деятельности: есть научные сотрудники и есть научные администраторы, призванные обслуживать на­учных сотрудников. Исследователи не понимают бюро­кратического языка: «исследовательский пакет», «при­оритет», так же как им непонятен современный техно­кратически-демократический язык «социального заказа». В один прекрасный момент исследователи перестают при­ходить на разного рода встречи, и тогда администраторы возмущаются их отсутствием. Остаются лишь те, у кого есть свободное время. И последствия этого можно наблюдать. Постоянный (или освобожденный) работник, как видно из самого названия, — это тот, кто посвящает все свое время тому, что для других является побочной или, по крайней мере, временной деятельностью. А у него есть время, ему некуда спешить. Он способен растворить в мед­ленно текущем бюрократическом времени, в повторах, пожирающих время и энергию, любые пророческие, т. е. прерывные устремления. Именно так доверенные лица накапливают власть, развивают специфическую идеоло­гию, основанную на парадоксальном переворачивании отношений с доверителями, которые обвиняются в абсен­теизме, некомпетентности, безразличии к коллективным интересам, не видя, что все это является продуктом кон­центрации власти в руках постоянных работников. Меч­той всех освобожденных работников является аппарат без социальной базы, без верных сторонников, без активис­тов... У них есть постоянство, противостоящее сбоям не­прерывности, у них есть специфическая компетентность, собственный язык, свойственная им особая культура — культура аппаратчиков, основанная на собственной ис­тории, истории их «малых дел». (Грамши говорил об этом как-то: «Мы ведем византийские споры, у нас конфликты тенденций, течений, в которых никто ничего не пони­мает».) Наряду с этим существует специфическая соци­альная технология: эти люди становятся профессиона­лами манипулирования одной-единственной ситуацией, которая может доставить им неприятности, а именно си­туацией конфронтации со своими доверителями. Они уме­ют манипулировать генеральными ассамблеями, транс­формировать голосование в бурные овации и т. п. При этом в их пользу работает сама социальная логика, по­скольку (нужно много времени, чтобы объяснить все это) им достаточно ничего не делать, чтобы все шло в соот­ветствии с их интересами, и власть их часто заключается в непроизвольном выборе ничего не предпринимать и ничего не выбирать.

Становится понятным, что главное здесь — это такая переоценка ценностей, которая, в пределе, позволяет превратить оппортунизм в самоотверженность активис­та. Существуют посты, привилегии, люди, получающие их. Совершенно не чувствуя себя виноватыми за пресле­дование собственных интересов, они говорят, что заняли эти посты не для себя, а для Партии или Дела. Желая со­хранить эти посты за собой, они ссылаются на общее пра­вило, согласно которому завоеванные должности не по­кидают. Они называют капитулянтством и преступным диссидентством любые проявления этической щепетиль­ности в вопросе о власти.

Итак, можно говорить о своего рода самоосвящении, или теодицее, аппарата. Он всегда прав (и самокритика индивидов является последним средством против поста­новки под вопрос самого аппарата). Переоценка ценнос­тей с якобинской экзальтацией как всего политического, так и политического служения, приводит к тому, что по­литическое отчуждение, о котором я говорил вначале, пе­рестает восприниматься и, наоборот, священническое ви­дение политики навязывается до такой степени, что на­чинает вызывать ощущение вины у тех, кто не занимается политическими играми. Иначе говоря, нас заставили так глубоко усвоить представление, согласно которому не быть активистом, не участвовать в политике — значит быть несколько ущербным, что нам остается только веч­но искупать свою вину. Поэтому последнюю политичес­кую революцию — революцию против сословия полити­ков и против потенциально содержащейся в акте делеги­рования узурпации — еще только предстоит совершить.

 

 

Примечания

 

1 Выступление в Ассоциации студентов-протестантов (Па­риж, 7 июня 1983 г.).

2 Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Собр. соч. Т. 23. С. 82.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Там же. С. 84.

4 Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 668.

5 Там же. С. 639.

6 Там же. С. 639-640. 1 Там же. С. 673.

8 Там же. С. 682-683.

9 Там же С. 669.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

Элементы теории политического поля*

 

Памяти Жоржа Оптаi

 

Замалчивание условий, ставящих граждан тем жест­че, чем более они обделены экономически и культурно, перед альтернативой либо отказываться от своих прав, прибегая к абсентеизму, либо лишаться прав посредством их делегирования, для «политической науки» означает то же, что для экономической науки замалчивание экономи­ческих и культурных условий «рационального» эконо­мического поведения. Чтобы избежать натурализации социальных механизмов, которые производят и воспро­изводят разрыв между «политически активными» и «по­литически пассивными агентами»,1 и превращения в веч­ные законы исторических закономерностей, действитель­ных лишь в пределах определенного состояния структуры распределения капитала и, в частности, культурного ка­питала, необходимо помещать в основу всякого анализа политической борьбы экономические и социальные детер­минанты разделения политического труда.

Политическое поле, понимаемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение со­отношения этих сил, которое определяет структуру поля в каждый данный момент, не есть государство в государ­стве: влияние на поле внешней необходимости дает о себе знать посредством той связи, которую доверители, в силу своей дифференцированной отдаленности от средств по­литического производства, поддерживают со своими до­веренными лицамиii, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со сво­ими организациями. Из-за неравного распределения средств производства того или иного четко сформулиро­ванного представления о социальном мире политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложе­ния: политическое поле — это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втя­нутыми, рождается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низ­веденные до положения «потребителей» и тем более рис­кующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства.

 

 

Монополия профессионалов

 

Не возвращаясь здесь к анализу социальных условий конституирования социальной и технической компетент­ности, необходимой для активного участия в «политике»,2 следует напомнить тем не менее, что эффект от препятствий морфологического характера (размер политичес­ких объединений и численность граждан противодейству­ют всякой форме прямого управления) в определенной степени усиливается эффектом от невладения экономичес­ким и культурным капиталом. Концентрация политичес­кого капитала в руках малого числа людей встречает тем меньшее сопротивление и, следовательно, тем более воз­можна, чем чаще простые члены партий лишены матери­альных и культурных инструментов, необходимых для активного участия в политике, а именно свободного вре­мени и культурного капитала. 3

В силу того, что продуктами, предлагаемыми полити­ческим полем, являются инструменты восприятия и выра­жения социального мира (или, если угодно, принципов дифференцированного видения деления), распределение мнений среди определенного населения зависит от состо­яния наличных инструментов восприятия и выражения и от доступа, который имеют к этим инструментам различ­ные группы. Это означает, что политическое поле выпол­няет функцию своего рода цензуры, ограничивая универ­сум политического выступления — и тем самым универ­сум политически мыслимого — конечным пространством выступлений, способных быть произведенными и воспро­изведенными в пределах политической проблематики как пространства принятия позиций, фактически реализуе­мых в поле, т. е. социологически возможных, исходя из законов, регулирующих вхождение в поле. Граница меж­ду тем, что является политически выразимым или невы­разимым, мыслимым или немыслимым для какого-либо класса непосвященных определяется через отношение между выраженными интересами этого класса и способ­ностью выразить эти интересы, которую ему обеспечива­ет его позиция в отношениях культурного и тем самым политического производства. «Намерение, — замечает Витгенштейн, — воплощается в самой ситуации, в обы­чаях и человеческих институциях. Если бы не существова­ло техники игры в шахматы, не могло бы сформировать­ся мое намерение играть в шахматы. Если я могу заранее замышлять конструкцию какой-либо фразы, то это пото­му, что я могу разговаривать на соответствующем языке».4 Политическая интенция конституируется лишь в со­ответствии с определенным состоянием политической иг­ры, точнее, универсума методов действия и выражения, им предоставляемых в определенный момент времени. В этом случае, как и в других, переход от имплицитности к эксплицитности, от субъективного впечатления к объек­тивному выражению, к публичному проявлению в ходе выступления или коллективной акции конституирует со­бой акт институционализации и тем самым представля­ет собой форму официального признания, легитимации: неслучайно, как отмечает Бенвенист, все слова, связанные с правом, имеют корень, который означает «говорить» И институция, понимаемая как то, что уже институировано, эксплицировано, производит одновременно эффект содействия и подтверждения законности и в то же время — ограничения и лишения прав. Принимая во внимание, что, по крайней мере, за исключением кризисных перио­дов, производство политически действенных и легитим­ных форм восприятия и выражения является монополией профессионалов и, соответственно, подчиняется требова­ниям и ограничениям, свойственным функционированию политического поля, мы видим, что последствия цензовой логики, которая фактически управляет доступом к выбо­ру предлагаемых политических продуктов, усиливаются эффектом олигополитической логики, которая управляет их предложением. Монополия производства, предостав­ленная корпусу профессионалов, т. е. малому числу произ­водственных объединений, в свою очередь контролиру­емых профессионалами; принуждение, довлеющее над вы­бором потребителей, которые тем полнее подвержены безусловной преданности известным ярлыкам и безогово­рочному делегированию прав своим представителям, чем более они лишены социальной компетентности в полити­ке и инструментов, необходимых для производства полити­ческих выступлений и акций, — все это делает рынок по­литики несомненно одним из наименее свободных рынков.

Путы рынка тяготеют прежде всего над членами под­чиненных классов, у которых нет иного выбора, кроме отказа от прав или самоотречения в пользу партии, этой перманентной организации, которая должна создавать представление о непрерывности класса, всегда стоящего перед опасностью впасть в прерывность атомизированного существования (с уходом в частную жизнь и поис­ком путей личного спасения) или в ограниченность борь­бы за сугубо частные цели.5 Это приводит к тому, что они в значительно большей степени, чем члены доминирующих классов, которые могут удовлетворяться ассоциациями, группами давления или партиями-ассоциациями, испыты­вают необходимость в партиях как перманентных орга­низациях, ориентированных на завоевание власти и пред­лагающих своим активистам и избирателям не только доктрину, но и программу идей и действий и требующих, как следствие, глобальной и предвосхищающей привер­женности. Как отмечает Маркс в «Нищете философии», за­рождение социальной группы можно отсчитывать с того мо­мента, когда члены ее представительных групп начинают бороться не только в защиту экономических интересов до­верителей, но и в защиту и за развитие самой организации. Но как не видеть, что если существование какой-либо пер­манентной организации, относительно независимой от корпоративистских и конъюнктурных интересов, являет­ся условием перманентного и чисто политического представления о классе, то она же содержит в себе угрозу ли­шения прав для «любых» рядовых членов класса? Анти­номия «установленного революционного порядка», как говорил Бакунин, совершенно совпадает с антиномией реформаторской церкви, как ее описывает Трельч. Fides implicita, полное и глобальное делегирование полномо­чий, посредством которого самые обездоленные массово предоставляют выбранной ими партии своего рода не­ограниченный кредит, позволяет свободно развиваться механизмам, стремящимся лишить их всякого контроля над аппаратом. В результате это приводит к тому, что, по странной иронии, концентрация политического капи­тала нигде не бывает столь высокой, за исключением про­тивоположного случая намеренного (и маловероятного) вмешательства, как в партиях, которые ставят своей целью борьбу против концентрации экономического капитала

Доминирующие лица в партии, чьи интересы так или иначе связаны с существованием и устойчивостью этой институции и со специфическими прибылями, которые она обеспечивает, находят в свободе, предоставляемой им монополией на производство и навязывание институционализированных политических интересов, возможность под видом интересов своих доверителей выставлять инте­ресы своих доверенных лиц. При этом ничто не может слу­жить полным доказательством, что таким образом уни­версализированные и облеченные в плебисцитную форму интересы доверенных лиц не совпадают с невыраженны­ми интересами доверителей, поскольку первые обладают монополией на инструменты производства политических (т. е. политически выраженных и признанных) интересов вторых. В бунте против двойного бессилия — перед политикой, всеми предлагаемыми ею чисто серийными меро­приятиями, и перед политическим аппаратом — коренит­ся не что иное, как форма активного абсентеизма, иначе говоря, аполитичность, которая зачастую принимает форму антипарламентаризма и может обернуться любы­ми формами бонапартизма, буланжизма и голлизма, в ос­нове своей являясь неприятием монополии политиков и политическим эквивалентом тому, чем в прежние време­на было религиозное восстание против монополии свя­щеннослужителей.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.