Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







V. Подготовим ребенка к школе





Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового кос­тюмчика или платья? В какой-то степени — да. Но это завершаю­щая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября.

 

Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу испол­нилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подго­товите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в на­чальной, но и в средней школе.

И не уповайте на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребенка готовят умные родители, не имея ни­какого педагогического образования. Дело в том, что очень из­менился общеобразовательный уровень нашего общества, из­менилась, в связи с огромным развитием в XX веке науки и культуры, программа общеобразовательной школы, усложни­лись задачи обучения в техникумах и различных училищах. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. Если в 30-40 годы обучение детей на­чиналось с 8-летнего возраста, и огромное место в начальной шко­ле отводилось чистописанию, то в наше время все внимание уде­лено не чистописанию, а преподаванию начал математики, природоведения и культуры речи в первых классах. Вопрос: гото­вы ли наши дети, а скорее родители наших детей, к тому, чтобы их чада уже во 2-ом классе бегло читали довольно сложные тексты, умели рассказать ход решения задачи и т. п. Ответ: да, родители наших детей уже настолько образованы, что могут подготовить сво­их детей к современному уровню обучения в школе. Почти все ро­дители наших детей имеют среднее образование и могут научить ребенка читать до поступления в школу.

А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. «Лакмусовой бумаж­кой» послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифро­вывая их самостоятельное письмо: 1) пропуски букв, и даже сло­гов в словах из пяти-шести букв («коша» — кошка; «дево» — дере­во; «цыпенок» — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — «све»; он — «но»); 3) замены букв: «солныско» — солнышко; «клю-чок» — крючок; «самок» — замок; «пабушка» — бабушка; «кот­ка» — кошка; «тетушка» — дедушка; «майчик» — мальчик и т. д.

Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаше всего

 

слитно пишется предлог с существительным, а иной раз быва­ет такой сложный набор букв, что и «не придерешься» к смыс­лу написанного ребенком буквосочетания.

А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала!

Все это не недосмотр учительницы первого класса, а не­умение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи-восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?

Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуатив­ной, бытовой речи.

Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех зву­ков родного языка.

Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только зву­ков «л», «р», но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабуш­ка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто.

Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде всего, как мы уже писали выше, не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребен­ка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, жела­тельно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, ма­шину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. За­тем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цвет­ными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружоч­ков, а также книжки-раскраски. Ребенок учится владеть разным направлением грифеля ка­рандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех

сантиметров в высоту и шести-семи — в длину. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треуголь­ника или круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратно­сти в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четко­стью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых со­гласных — мягкие, например, часто слышишь: «Ах, ты мой хо-лёсенький» (вместо хорошенький), «дай мне лючку, дай мне нёшку» (дай мне ручку, дай мне ножку), «ты мой масенький» (маленький) и т. д.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в шко­ле, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пуш­кина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.

Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисципли­не, плану игры.

В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизирован­ной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учитель­ницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то до­лю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бо­яться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говоря­щего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего

 

 

ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, кото­рые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изоли­рованно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закре­плению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие дви­жения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми зву­ков, как М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.

Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпи­зодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соот­ветствующие им буквы, написанные цветными карандашами.

Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка таки­ми видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укре­пления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое про­изнесение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду, поставить ре­бенка на очередь для исправления произношения, так как дефек­ты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправиль­но писать и читать в первых классах и стесняться говорить у дос­ки, в старших классах не сможет заниматься в кружках художест­венного чтения. Его будут отстранять от роли ведущего.

В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодоле­вать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести ме­сяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих «домашние задания» логопеда. По­этому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи ну­ждаются в длительной автоматизации.

 

 

В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ре­бенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом лета­ет? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относят­ся к группе слов, обозначающих мебель, посуду, одежду и т. д.

5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлоп­ков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» и т. д. Он учится читать.

Можно уже купить или сшить «кассу» букв с кармашка­ми, в которых красным карандашом написаны гласные, други­ми цветными карандашами написаны звонкие глухие соглас­ные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рас­сматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслуши­ваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания сущест­вительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов в фразах «девочка поет» и «девочка и мальчик поют».

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Маль­чик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в мага­зин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их бук­вами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что не­обычайно важную роль в развитии речи ребенка играют раз­личные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.

Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребен­ком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мульт­фильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал

при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставлен­ные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов поль­зуются лишь местоимениями и междометиями, и все их переска­зы фильмов звучат одинаково: «Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!». У этих детей не воспитана культура речи, очень бед­ный словарный запас. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спро­сите его: «Разве я такие слова произношу? Так говорят только не­культурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чу­десный язычок», либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово «круглый», но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обу­чить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сло­жение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, ку­биках, карандашах и т. д.).

9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще труд­но, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.

Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать назва­ния нескольких городов и даже стран, «находить» их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Роди­ны, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, напи­савших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряжен­ной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу. Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка, берегите его от пе­реживаний при просмотре фильмов ужасов у экрана телевизора.

10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.

 

Ребенок должен правильно сидеть за столом. Если стол высок для него, на стул можно подкладывать подушки или кни­ги большого размера. Следите, чтобы он сидел ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.

Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также но­соглотку своего ребенка хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.

Приведу еще несколько примеров для преодоления труд­ностей в письме у детей с левшеством, предлагаемых И. Макарьевым (рис. 13, 14, 15, 16, 17, 18).

Рис.13. «Вниз по реке». Нарисуйте узкие волнистые линии – это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы не задеть берег. Делать это надо, не отрывая руки с карандашом от бумаги, никуда не заезжая и точно следя за изгибами нарисованной вами реки. После нескольких выполнений задания усложните условия: сделайте нарисованные вами линии более узкими и неритмичными.

 

Рис. 14. «Поехали!». Эта игра аналогична предыдущей. Она также развивает точность движений руки ребенка. Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы; в одном конце каждой – машину, а в другом – дом.

Рис.15. Развитие зрительного внимания у детей – левшей. Обведи в кружок то. Что не подходит.

 

 

Рис. 16.

 

В заключение предлагаем вам проводить гимнастику для укрепления и развития ведущей (левой) руки у детей-левшей, рекомендованную И. Макарьевым.

Для укрепления и развития руки и координации движе­ний детям можно предложить следующие упражнения: засте­гивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, кото­рые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение и? ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и тому подобное.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для ле­вой руки:

— выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно при­жимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

— выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

Рис.17.

 

 

— руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

— пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно со­единяя их, опустить руку вниз;

— сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направ­лениях.

Доброго пути вашему малышу.

 

 

И, наконец, очень важный вопрос о том, как готовить уже школьника к новому учебному году. Это также вопрос из вопросов.

Подготовка школьника любого года обучения к началу но­вого, будущего учебного года также начинается примерно за год до его начала. Во-первых, родители должны посещать все ро­дительские собрания и записывать в особый блокнот пожела­ния учителей вашему ребенку. Дети, как правило, боятся ре­зультатов встреч родителей с учителями и даже скрывают их приближение.

 

Рис. 18. «Узнай, кто я» (обведение контура предмета по точкам). Контурной пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, например, цветок или рыбу. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется и чтобы узнать кто, ему следует все точки соединить одной линией (не отрывая руки)

 

 

В этом виноваты вы, родители. Ребенка нельзя ругать за неуспеваемость. Вспомните свои школьные годы и свой страх перед беседой после родительского собрания. Пре­жде всего ребенка надо похвалить за успехи, а затем терпеливо день за днем помогать ему преодолевать ошибки. Помните, что вы самый лучший друг вашего ребенка.

Во-вторых, на заключительном родительском собрании надо поговорить со всеми учителями об особенностях успевае­мости и поведения сына или дочери.

Вернувшись домой, не «набрасывайтесь» на младенца (пусть ему будет уже 15 лет!)1, а поздравьте его с переходом в следующий класс, на другой день спокойно, по-доброму, пока­жите ему замечания и пожелания учителей. Как правило, ребе­нок к этому готов, и договоритесь с ним, что недели три-четы­ре у него будет полный отдых, а затем придется немного позаниматься, иначе многое будет забыто. Но главное, сами не забудьте об этом разговоре: соберите все тетради сына или до­чери за прошедший год по всем дисциплинам и хотя бы раз в неделю садитесь с ним, чтобы повторно решить те примеры, задачи, упражнения, в которых были сделаны ошибки. Это по­зволит ребенку не потерять «школьную форму».

Первые три недели первой четверти нового учебного года для многих детей самые радостные и самые трудные: так много ново­стей надо сообщить друг другу и так трудно слушать учителя! По­этому-то и надо сделать так, чтобы ребенок не потерял свою «школьную форму», не превратился в домашнего беспризорника.

Первые три недели нового учебного года — период повто­рения материала прошедшего года, глаз не спускайте со своего чада, внимательно следите за его дневником, почаще бывайте у учителей, ни в коем случае не переусердствуйте в воспитании, и тогда все будет в порядке. И опять-таки, не браните, не нака­зывайте его. Любите его. Помните, что без вашей помощи и вни­мания ребенку трудно справиться с требованиями современ­ной школы. Никогда не ругайте ребенка, его ошибки, его «неуды» — результат вашей беспечности. Дело учителя объяс­нить классу новый материал, дело родителей — помочь ребен­ку справиться с заданными уроками.

 
 

 


1 Ни в коем случае не употребляйте ремень, пошечины. Это оскорбит ребенка, вызовет у него ненависть к вам. Вы имеете шанс потерять его.

 

Нельзя перегружать ребенка дополнительными занятия­ми. Все в меру. Нельзя лишать ребенка отдыха, поэтому следи­те за режимом дня.

Учиться не легче, чем работать. Вы в коллективе, на служ­бе. Он в школьном коллективе. Как у вас, так и у него могут возникать сложные отношения с товарищами по классу, по дво­ру. И.они порой куда сложнее ваших отношений с коллегами. Помните, что у ребенка нет вашего жизненного опыта, что он только начинает учиться жить в обществе. Приходите ему на помощь вовремя. Предупреждайте трагедии вашего ребенка. Помните, что вы его лучший друг. Дорожите его доверием, то­гда вы воспитаете себе друга.

 

 

VI. Заключение

В заключение хочу сказать еще раз о добром отношении к ребенку и о развитии у него фантазии. Воспитайте себе друга, а это делается весьма просто: найдите вечером, перед сном ре­бенка, час времени и посидите около него с колыбельной или другой доброй песенкой, расскажите ему сказку «О курочке Рябе» или о том, как вся семья дружно тянула репку.

Сами сочиняйте малышу сказки, некоторые родители рассказывают целые сериалы из жизни любимых игрушек ре­бенка.

Поделюсь-ка и я с вами сказками и стихами (песенками), которые когда-то рассказывала своему сыну в раннем детстве.

Утро

Раньше всех проснулся кот,

Поднял серый хвост столбом,

Спинку выгорбил горбом

и во весь кошачий рот как зевнет:

— Мурр... умыться бы не грех.

Вместо мыла — язычок.

Кот свалился на бочок

И давай лизать свой мех!!!

Просто смех!!!

Вечер

Тихий вечер. Сад... Сад...

Все дорожки спят, спят.

И мы тоже спать пойдем,

Только песенку споем:

 

Серый, важный слон, слон

Видел страшный сон, сон,

Как мышонок у реки

Разорвал его в клочки.

 

А деточкам, дин-дон,

Пусть приснится сон, сон,

Полный аленьких цветков

И веселых мотыльков.

 

Тихий вечер. Сад, сад.

Все тропинки спят, спят.

И нам тоже спать пора.

До утра! До утра!

 

Сказка о друзьях 1

Жила-была кукла Катя. Хорошая была кукла. Вот однаж­ды кукла Катя вышла во двор поиграть со своими друзьями мя­чиком и тележкой. Вышли они во двор и- видят, что во дворе стоит паровозик и плачет: Уууу!

— Ты что плачешь? — спросила его кукла Катя. -.

— Да как мне не плакать, — ответил паровозик. — Мишка уехал к бабушке, и мне одному скучно.

— Ну, это не беда, — говорит кукла Катя. — Вечером он приедет, а сейчас давай играть с нами.

— Давай, — согласился паровозик. — Садись на меня. Я тебя покатаю.

Села кукла Катя на паровозик, и они поехали, а следом за ними тележка с мячиком.

Ехали они, ехали и к речке приехали.

— Ой! — говорит кукла Катя. — А на том бережке ведь жи­вет Зайка. Только вот беда: я не умею плавать.

 
 

 


1 Для детей 3-4-х летнего возраста (перед сном).

— И я не умею, — скрипнула тележка.

— А я умею! А я умею! — запрыгал радостно мячик. — Да­вайте я перевезу вас на тот берег.

— Давай! — воскликнули друзья.

И мячик перевез своих друзей на другой бережок. Только они вышли на бережок, откуда ни возьмись выскочил Зайка.

— Ой, как хорошо, что вы приплыли!

— Это нас мячик перевез!

— Идем со мной капусту и морковку собирать. Помогите мне.

— Идем! Идем! — закричали друзья. И они помогали Зай­ке собирать морковку и капусту. Потом они искупались в реч­ке, и вдруг кукла Катя вспомнила:

— А ведь нам домой пора! Мишка уже наверное приехал и ему скучно.

— Домой! Домой! — закричали друзья.

— Теперь ты, Зайка, приезжай к нам в гости!

— Приеду! Приеду! Вот соберу морковку и приеду, — за­прыгал Зайка. — А вот эту большую морковку отвезите Мишке.

Мячик перевез своих друзей на их бережок, и они поеха­ли домой. Впереди паровозик с куклой Катей на спине, за ним едет тележка с морковкой, а рядом прыгает мячик и звонко рас­певает свою песенку: Тра-ля-ля! Тра-ля-ля! Ехали, ехали они и в свой двор приехали. Смотрят, а на крылечке сидит грустный Мишка:

— Где это вы были? Мне без вас скучно.

— Не скучай, Мишка! Мы были у Зайки. Смотри, какую морковку он тебе прислал! Красную! Сладкую! Ешь. Завтра вы­ходи играть во двор, а мы пойдем домой спать. Мы устали! Спо­койной ночи. Мишка. И тебе спать пора.

 

О прыгалках, обруче и палочке-выручалочке1 ( 1 Для детей пяти-шести лет.)

Палочка-выручаточка лежала на подоконнике и грелась на солнце. Около стены на скамейке висели Прыгалки, а под скамейкой уст­роился Обруч. Они были друзьями, только нынче Палочка-выруча­лочка возгордилась: ребята положили ее на самое высокое место.

Палочка хвасталась, сколько раз она выручала ребят в иг­ре. Прыгалки гордились, что сделали тысячу витков вокруг ре­бячьих рук и ног, а Обруч помалкивал: ведь неинтересно

рассказывать о том, как закатился в овраг и не мог выбраться отту­да без посторонней помощи.

Вдруг в калитку ворвался лохматый Пес, схватил Прыгалки и помчался по дороге. Несчастные Прыгалки пытались вырваться или за что-нибудь зацепиться. Куда там! Пес мчался во всю прыть.

Палочке-выручалочке было лень вставать. А Обруч под­нялся и пустился вслед за похитителем.

Пес завернул за угол, и Обруч за ним. Пес с Прыгалками в зубах скрылся в конуре. Обруч упал у конуры: «Эх, сюда бы Палочку, она бы выручила». Тут Пес заворчал, учуяв постороннего. Он высунул морду из конуры. А Обруч вскочил да по носу его шлеп-шлеп.

Пришлось собаке отдать Прыгалки. Прыгалки обхватили Обруч, и он покатился домой.

Палочка-выручалочка лежала на подоконнике и думала, что теперь ребята будут играть только с ней: Прыгалки-то ута­щил лохматый Пес, Обруч за ними покатился и вряд ли вернется.

Глядь, в калитку въезжает Обруч, а на нем Прыгалки. Па­лочка-выручалочка отвернулась. А ребята узнали об этом и пере­стали брать ее в игру. Она просто палочка, а вовсе не выручалочка.

 

О чем спорили карандаши

Утром белую бумагу разбудил шум: коробка с карандаша­ми начала вдруг подпрыгивать на столе.

Бумага от удивления приподнялась: что случилось с ее луч­шими друзьями?

Но тут крышка коробки, в которой обычно тихо лежали карандаши, открылась, и из нее выскочил самый длинный чер­ный карандаш.

— Я самый главный! — закричал он. — Вы спали и не ви­дели, что ночью все вокруг было черным!

— Нет, главный — я, — твердо заявил зеленый каран­даш. — Попробуйте-ка без меня нарисовать траву и деревья!

Синий карандаш-коротышка усмехнулся и тихо промолвил:

— Чудаки, нашли, о чем спорить! Неужели забыли, что все моря и океаны всегда синего цвета? — И он, солидно перевер­тываясь с боку на бок, выкатился на стол.

Желтый сломанный карандаш очень страдал от того, что в этот момент не мог произнести ни слова. Чтобы он смог заго­ворить, ему надо было очинить язычок.

— Нет, я главный, — пробасил коричневый.

— Я! Я! — пытаясь перекричать остальных, шумели фио­летовый, голубой и оранжевый.

В конце концов все карандаши выскочили на стол и начали сражаться. Каждый защищал свою честь. Только красный каран­даш спокойно выбрался из коробки и обратился к бумаге:

— Уважаемая белая бумага! Помоги моим братьям решить спор. Скажи, кто из них главный?

— Тише, тише! — крикнула бумага. — Успокойтесь, дру­зья, беритесь-ка лучше за работу: нарисуйте самую простую кар­тинку, и она сразу все объяснит.

— С большим удовольствием поработаю, — сказал зеле­ный и стал рисовать зеленое поле. Он так увлекся, что, нарисо­вав поле, побежал дальше, к горизонту, где сразу вырос лес ве­селых молодых елочек.

В это время синий карандаш забрался на один из зеленых стебельков и подрисовал ему васильковую головку, потом прыг­нул на другой и изобразил колокольчик. Прыг да скок, прыг да скок — и в зеленом поле появилось множество синих глазков.

— Нет, нет, — закачали своими листочками толстые сте­бельки, когда синий карандаш захотел и на них надеть шапки-колокольчики. — У нас красные головки. Мы же маки!

И красный карандаш тут же забрался на оставшиеся стебель­ки и раскрасил лепестки полевых маков, огоньков и гвоздичек.

Потом принялся за работу голубой карандаш. Он, сменив своего родного синего брата, пополз вверх по бумаге и начал раскрашивать небо.

Вдруг, откуда ни возьмись, прилетел шмель: это постарался коричневый карандаш.

— А мы — лютики! — пропищали оставшиеся без шляпок стебельки. — Только наш карандаш сломался.

— Иду! Иду на помощь! — закричала точилка и быстро-быстро завертелась. — Получай свой язычок! — сказала она жел­тому карандашу.

— Спасибо, добрая точилка! — И желтый карандаш вы­прыгнул на бумагу.

Раз-два-три — и лютики получили свои желтые шляпки. Раз-два — и подсолнух весело закивал круглой головкой.

Затем желтый карандаш нарисовал кружочек и начал ок­ружать его лучами. К нему на помощь подоспел оранжевый и нарисовал солнцу рот, глаза и курносый нос.

— Сейчас наступит ночь! — закричал черный карандаш. Он бросился вперед, замахнулся своим длинным языком, и тут же на голубом небе появилась маленькая темная тучка.

— Ой, что ты! Мы не хотим, чтобы было темно! — закри­чали хором все карандаши. — Тогда нашей работы совсем не будет видно.

Черный карандаш насмешливо улыбнулся, так как в этот момент из нарисованной им тучи закапал дождик, но сразу кон­чился: на небе появилась радуга — это братья-карандаши, взяв­шись дружно за руки, защитили солнышко.

И вдруг снова что-то загремело, засвистело, засверкало. Это в небо взвилась красная ракета.

А красный карандаш, сделав свое дело, вернулся к това­рищам.

— Ура! — закричали, увидев ракету, карандаши. — Ура!

Но больше всех радовалась бумага. Ей было очень прият­но, что на ней росли травы, цветы, деревья, светило солныш­ко, поблескивала радуга и даже летела стремительная красная ракета. Но еще приятнее было то, что ее лучшие друзья — ка­рандаши — помирились и никто из них больше не говорил, что он самый главный.

Заметил ли ты, дружок, что черный карандаш в твоей ко­робке самый длинный? Это от того, что люди, как цветы, не любят темноту и всегда радуются солнцу и свету.

 

Коля

Коле шесть лет. Он легко читает вывески и афиши, счита­ет до тридцати, но... не умеет говорить букву «К».

Когда его спрашивают: «Мальчик, как тебя зовут?» — Коля молчит, ведь не может же он говорить «Оля». Это так обидно!

Вот и сегодня Коля хотел пойти с ребятами на пруд, а Юрик засмеялся и закричал:

. — Мы девчонок с собой не берем.

Коля заплакал и убежал в лес. У старой осины он остано­вился, вытер слезы и стал думать, как ему дальше жить.

И вдруг из травы выскочила большая лягушка и начала квакать. Коля от неожиданности закашлялся, поперхнулся, из горла у него выскочило: «К! К!».

Коля еще раз кашлянул, и у него опять получилось: «К...».

Он вскочил и крикнул:

— Ква-ква!

Лягушка испугалась и скрылась в траве.

— Ура! Ура! Я умею говорить «К», Я — Коля, Коля.

 

Родители, рассказывайте детям сказки. Ведь вы талант­ливы! И будьте вежливы с ребенком. Привожу очень коротень­кое стихотворение А. Милна, автора «Винни-Пуха» (в перево­де С. Я. Маршака).

 

Вежливость

Когда я родных и знакомых встречаю,

Я кланяюсь, шляпу сорвав с головы.

И вежливо всем на вопрос отвечаю:

— Большое спасибо. Прекрасно. А вы?

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.