Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы отбора содержания обучения





Системно-описательный принцип, в соответствиискоторым я зыковой материал в курс русского языка отбирается и изучается в последовательности, отражающей многоуровневый характер русского языка.

Дифференциально-систематический принцип требует, чтобы при отборе языкового материала учитывались языковые явления русского языка, не совпадающие с аналогичными языковыми явлениями белорусского языка, требующие повышенного внимания к ним в процессе обучения.

Принцип функциональности. Опора на принцип функциональности вотборе содержания обучения о значает, что я зыковые сведения должны отбираться с учётом их значимости и важности для решения коммуникативных задач обучения на I ступени общего среднего образования.

Принцип минимизации языкового материала при определении содержания обучения русскому языку базируется на учете возрастных и психологических особенностей в характере познавательной деятельности учащихся начальных классов. На основе принципа минимизации отбор языкового материала в учебную программу осуществлён в объёме, который обеспечивает достижение заявленных целей и задач обучения русскому языку учащихся на I ступени общего среднего образования.

Принцип преемственности и перспективности в отборе содержания обучения русскому языку проявляется в соблюдении преемственности между дошкольной ступенью образования и начальной школой и перспективности между начальной и базовой школой на содержательном, деятельностном, коммуникативном и эмоциональном аспектах.

Ситуативно-тематический принцип, положенный в основу отбора содержания устного курса русского языка (1 кл.), позволил выделить перечень конкретных тем и ситуаций общения, которые актуальны для учащихся, учитывают их познавательный интерес и возрастные особенности.

Принцип концентрической организации и представления содержания языкового материала в программе обеспечивает многократное обращение к изученному материалу с постепенным его расширением и углублением на каждом новом этапе обучения.

Изучаемые разделы языка

Языковой материал в программе представлен системой понятий, определений, теоретических сведений, объединённых таким образом, чтобы создать теоретическую основу для формирования грамматических, орфографических, коммуникативно-речевых умений и навыков.

Структурно программа по русскому языку состоит из трёх самостоятельных разделов: «Устный курс русского языка» (I класс), «Вводный курс. Особенности русского языка» (II класс), «Язык и речь» (II-IV классы). В каждом из разделов решаются свои конкретные задачи, которые подчинены цели и основным задачам обучения русскому языку учащихся I ступени общего образования.

Устный курс русского языка (1 кл.)

Устный курс представляет собой предварительный этап в системе обучения русскому языку учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения и выполняет в основном адаптационную роль. Он направлен на формирование у учащихся первоначальных умений и навыков речевой деятельности на русском языке (слушание и говорение) как основы коммуникативной компетенции. Его главным задачами является формирование умения воспринимать (слушать, слышать и понимать) русскую устную речь, отличать её от белорусской устной речи; постановка путём имитирования произношения специфических звуков русского языка [г], [г'], [р'], [ч'], [щ'], [д'], [т'] и формирование умения правильно произносить их в изученных словах, скороговорках, в заученных наизусть стихотворениях; обогащение словарного запаса учащихся русской лексикой и формирование умения использовать в речевых высказываниях изученную лексику; усвоение и активизация в устной речи формул речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности); чтение отдельных слов, графический облик и лексический смысл которых совпадают в русском и белорусском языках; знакомство с элементами культуры и быта русского народа; осознание красоты, богатства, выразительности и ценности русского языка как духовно-культурного наследия народа; воспитание нравственных и эстетических качеств личности через восприятие произведений русской классической и современной детской литературы и устного народного творчества. Поставленные задачи решаются через содержание устного курса, учебный материал в который отобран на основе ситуативно-тематического к принципа. Реализация ситуативно-тематического заключается в определении перечня конкретных тем и ситуаций общения на русском языке, которые актуальны для учащихся 1 класса, учитывают их познавательный интерес и возрастные особенности. Одновременно лексическое наполнение и речевые модели каждой темы обеспечивают элементарное общение учащихся на русском языке в простейших жизненных ситуациях. Презентация учебного материала позволяет уже с первых уроков включать учащихся в речевое общение на русском языке и тем самым реально осуществлять коммуникативную направленность в обучении русскому языку учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения.

Вводный курс (2 кл.)

Само название «Вводный курс» говорит о пропедевтическом характере данного раздела, усвоение которого должно обепечить базу для последующго изучения русского языка. «Вводный курс»является интегрированным курсом, совмещающим в себе задачи обучения чтению и письму на русском языке. Он целиком построен на фонетико-графическом материале, отобранном в результатае сопоставительного анализа звуковых систем русского и белорусского языков, составляющем специфику русского языка. Учащиеся знакомятся со звуко-буквенной системой русского языка, специфическими, по сравнению с белорусским языком, звуками [г], [г'], [р'], [ч'], [щ'], [д'], [т'] и буквами и, щ, ъ. У них формируются навыки нормативного произношения специфических звуков, а также формируется умение писать слова, предложения с буквами и, щ, ъ, отсутствующими в белорусскомязыке. В процессе чтения и слушания текстов разных жанров происходит накопление и обогащение словарного запаса русской лексикой; формируются умения и навыки, направленные на развитие связной речи (ответы на вопросы по содержанию прочитанных и воспринятых на слух текстов, пересказ несложных текстов, составление небольших высказываний по образцу, по вопросам учителя, по картинкам). Учащиеся упражняются в списывании отдельных слов, предложений, небольших текстов; в составлении словосочетаний и предложений; учатся производить звуковой анализ односложных и двусложных слов. Занятия на этом этапе обучения проводятся в виде интегрированных уроков – без разделения на уроки языка и чтения.

Язык и речь (2-4 кл).

Звуки и буквы. Главной задачей раздела «Звуки и буквы» является формирование у учащихся умения соотносить звук и обозначающую его букву, осознавать неоднозначность связей, существующих между звуком и буквой; формирование навыков русского литературного произношения и правописных навыков. Учащиеся узнают о смыслоразличительной роли звуков (букв); о слоге и слогообразующей роли гласных звуков; об ударных и безударных гласных звуках и способах проверки написания безударных гласных; о твёрдых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости и твёрдости согласных на письме; о звонких и глухих согласных звуках; знакомятся с явлениями оглушения парных звонких и глухих согласных в определенных позициях и способах проверки написания парных звонких и глухих согласных в этих позициях; учатся производить звуко-буквенный разбор слов. В процессе изучения раздела «Звуки и буквы» закладываются основы орфографической грамотности учащихся. На практическом уровне они подводятся к осознанию ведущего принципа русской орфографии – морфолого-фонематического.

С лово. Языковой материал раздела «Слово» направлен на воспитание у учащихся внимания и интереса к слову, его значению; на развитие умения творчески и осознанно подходить к выбору слов для построения собственных высказываний. У них формируются первичные представления о слове как двусторонней единице, обладающей формой и лексическим значением. Учащиеся узнают об однозначных и многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением (на практическом уровне); знакомятся с синонимами и антонимами; с фразеологизмами (на практическом уровне); с межъязыковой омонимией в русском и белорусском языках (на практическом уровне); с орфографическим и толковым словарями русского языка и приёмами работы с ними. Большое внимание уделяется обогащению, развитию и активизации словарного запаса учащихся, работе с пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Состав слова. Правописание слов. При изучении состава слова у учащихся формируются представления о значимых частях слова (морфемах) как носителях лексического и грамматического значения слова (корне, приставке, суффиксе, окончании); о роли приставок, суффиксов в образовании новых слов и выражении их смысла; формируется умение ориентироваться в структуре слова; умение проводить разбор слов по составу и опираться на него при решении орфографических задач. Работа над составом слова включает элементы словообразовательного анализа. Внимание учащихся обращается на семантику некоторых морфем, составляющих слово, что способствует осознанию учащимися роли морфем в формировании лексического значения слова, развивает внимание и интерес к происхождению слов, способствует обогащению словаря учащихся, развитию их языкового чутья, мышления. Языковой материал на правописание слов включает широкий круг правил, алгоритмов на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; написание слов с разделительным ъ; слов с двойными согласными в корне слова, на стыке приставки и корня, корня и суффикса. Вводится понятие об орфограмме, которое используется как рабочий термин при изучении правописания слов.

Части речи. Учащиеся знакомятся с морфологическим строем языка, с такими частями речи, как: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Части речи рассматриваются в составе предложений, где слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Особое внимание уделяется признакам каждой изучаемой части речи: имя существительное – число, род, падеж, склонение; имя прилагательное – число, род (в единственном числе), падеж; глагол – время, число, род (в прошедшем времени единственного числа), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение; местоимение – число, лицо, падеж личных местоимений. Формируются навыки правописания падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений; навыки правописания личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени, глаголов на –тся, -ться, гласных перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени; не с глаголами. Учащиеся знакомятся с предлогами, учатся различать приставку и предлог, употреблять в речи и грамотно писать предлоги.

Предложение. На материалераздела «Предложение» ведётся последовательная работа по формированию синтаксического строя речи учащихся. Они получают представление о предложении как минимальной единице речи, которая обладает смысловой и интонационной законченностью и является средством общения людей. Знакомятся с различными видами предложений по цели высказывания (повествовательными, вопросительными и побудительными) и по интонации (восклицательными и невосклицательными), их использованием в разных речевых ситуациях; учатся устанавливать смысловую и грамматическую связь между словами по вопросам; оформлять конец предложений соответствующими знаками препинания. Знакомятся с главными (подлежащее и сказуемое) и второстепенными (без деления на виды) членами предложения; с однородными (главными и второстепенными) членами предложения; с интонацией перечисления и противопоставления однородных членов предложения, с правилами постановки запятых при однородных членах предложения перед союзами и, а, но (в письменной речи); с обращением (на практическом уровне); со словосочетаниями в структуре предложения. В результате учащиеся практически осваивают понятие о связи слов в предложении по смыслу и грамматически. Работа над предложением носит сквозной характер, так как весь программный материал изучается на синтаксической основе.

Текст. Основной задачей раздела «Текст» является формирование у учащихся устойчивого внимания и интереса к собственной речи и речи других людей, развитие коммуникативных умений, творческих способностей, расширение возможностей самовыражения. Учащиеся получают представление об устной и письменной, диалогической и монологической формах речи; о признаках текста (тема, основная мысль, заголовок, связь заголовка с темой и основной мыслью, смысловая связь и определённая последовательность предложений в тексте, структура текста). Узнают о типах текстов (описание, повествование, рассуждение); о смысловом единстве структурных частей текста; о роли абзацев в тексте; о плане текста; знакомятся с правилами речевого этикета; учатся письменно пересказывать тексты по вопросам, по коллективно составленному или готовому плану (изложения); составлять тексты по опорным словам и серии сюжетных рисунков (сочинения). Систематическая работа над текстом дает учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

Каллиграфия. Задача каллиграфии – развитие и совершенствование навыков графически правильного начертания букв, их соединений в словах; красивого, быстрого, ритмичного письма слов и предложений. Содержание работы, по возможности, должно быть связано с изучаемым на уроке языковым материалом. Упражнения по каллиграфии способствуют воспитанию у учащихся аккуратности, трудолюбия, добросовестности. Во 2 классе осуществляется постепенный перевод учащихся на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

Содержание учебного предмета

I класс

Устный курс русского языка (30 ч.)

Содержание устного курса очерчено 20 отобранными темами и ситуациями общения, которые отражены и раскрыты в прозаических и стихотворных текстах русского фольклора (сказки, загадки, скороговорки, считалки, речёвки), прозаических и стихотворных текстах русской детской классики и произведениях современных писателей и поэтов. Лексика и речевые модели отобранных тем и ситуаций обеспечивают элементарное общение учащихся на русском языке в различных жизненных ситуациях, способствуют формированию у них нравственной, эмоциональной, эстетической сторон личности. Основной формой представления языкового материала является речевой образец. Литературные тексты предъявляются учащимся как через образцовую русскую речь учителя (чтение и рассказывание), так и в форме звукозаписи, через электронные средства обучения. Прослушивание текстов сопровождается выполнением заданий, направленных на проверку адекватности восприятия учащимися содержания текстов и включение их в творческий процесс создания собственных высказываний на русском языке. Задания предусматривают различные виды деятельности и формы работы, способствующие тому, чтобы каждый учащийся был активным и равноправным участником коммуникативно-речевого процесса на уроке.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.