Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Британская и американская школы





Более умеренный характер имели геополитические идеи в Велико­британии и США. Но эта умеренность носила достаточно условный характер и объяснялась двумя факторами: во-первых, либеральными и либерально-консервативными идеями, положенными в основу анг­лийских и американских геополитических теорий, а не фашистски­ми, нацистскими или милитаристскими (как в Италии, Германии или Японии) и, во-вторых, позицией политиков США и Великобрита­нии, озабоченных более не приобретением новых территорий, а осво­ением уже имеемых, гигантских пространств и защитой их от аннек­сии Германией, Японией, Италией. Кроме того, в США по известным причинам почти полностью отсутствовало левое, интернационалист­ское течение геополитики, а в Англии оно играло значительно мень­шую роль, чем в Германии.

В классический период доминировали такие идеи, как концепция «хартленда» (под которым понималась Россия), «внутреннего полу­месяца» (Германия, Австрия, Турция и др.) и «внешнего полумеся­ца» (Великобритания, США, Канада и др.), созданные воображением английского геополитика X. Маккиндера; теории «морской силы» и «мировой гегемонии» США американского адмирала А. Мэхэна, тео­рия «военно-морского могущества» английского адмирала Ф. Коломба, критерии мощи государства и концепция «хартленда-римленда» американского геополитика Н. Спикмена. Все они благосклонно воспринимались элитами Великобритании и США и использовались как руководство к действию политиками. Однако ни в британском, ни в американском обществе вопрос институциализации геополити­ки не зашел так далеко, как в германском. Среди основных направле­ний британской школы геополитики следует отметить следующие:

- исследование в апологетическом или критическом духе политики - колониальных захватов и геополитических характеристик функ­ционирования колониальных империй (Дж. Гобсон, Г. Смит и др.);

- поиск путей мирового господства, анализ доминирующих пози­ций того или иного геополитического пространства (X. Маккин-дер, Дж. Фейгрив);

- развитие темы противостояния суши и моря; анализ преимуществ морской мощи перед сухопутной, морского господства для завое­вания доминирующих позиций в мире (работы Ф. Коломба).

Параллельными путями, т. с. примерно в одно время и по тем же направлениям, шло формирование американской геополитической школы. Глобальный подход X. Маккиндера развил и видоизменил Н. Спикмен, а концепцию «господства на море» Ф. Коломба транс­формировал в теорию «морской мощи» государства А. Мэхэн. Об­щим для британской и американской геополитики классического периода была их талассократическая направленность — стремление доминировать в мире, опираясь на военно-морские базы, на мощный военный и торговый флот. В методологическом плане для той и дру­гой школы характерен глобальный подход, создание целостных кар­тин мира, а при решении региональных проблем — учет международ­ной обстановки. Главным отличием следует признать колониальную и империалистическую апологетику британской геополитики, освя­щавшей «освоение» территорий и закабаление проживавшего на них населения, создание империи, над которой «никогда не заходит солн­це», в то время как американская геополитика, оставаясь по сути экспансионистской, никогда не призывала к созданию колониаль­ной империи. Очевидно, сказывался тот факт, что образование США было связано с антиколониальной войной за независимость от Бри­танской империи. Поэтому американские геополитики не одобряли колониальных захватов, но когда американские политики пошли по пути экспансии, с «пониманием» отнеслись к присоединению терри­торий, доставшихся в результате войн с Мексикой (Флорида, Техас, часть Калифорнии), покупке Луизианы у Франции и Аляски у Рос­сии, отторжению части Панамы для строительства стратегического 'канала (дававшего не только неоспоримые преимущества в торговле, но и возможность маневра силами Атлантического и Тихоокеанского флотов и своевременной переброски необходимых контингентов ар­мии), к геостратегии создания анклавных и островных пунктов пе­редового базирования (Куба, Пуэрто-Рико, Гуам). На развитие аме­риканской геополитической мысли классического периода большое влияние оказала доктрина Монро (В 1823 г. в послании президента Джеймса Монро к конгрессу САСШ был сформулирован принцип, который получил в дальнейшем такое название), не только отделив­шая республиканский и демократический Новый Свет от монархи­ческого и консервативного Старого Света, но и давшая США воз­можность извлекать экономические и политические выгоды и доми­нировать в геополитическом пространстве обеих Америк.

 

В начало классического периода и становления американской национальной школы США в отличие от Великобритании еще не представляли со­бой мировую державу, а были типичной региональной державой. Борь­бу за обретение мирового геополитического статуса начали именно теоретики, причем американские геополитики (Мэхэн, Спикмен и др.) использовали для этого наработки своих европейских предшествен­ников (Гегеля, Ратцеля, Коломба) и современников (Маккиндера). На завершающей стадии классического периода (10-20-е гг. XX в.) США из региональной превратились сначала в одну из мировых дер­жав, а затем (в 1950-е гг.) в супердержаву наряду с СССР. Это не могло не отразиться на развитии такого направления американской геопо­литики, как обоснование реально достижимых и морально оправдан­ных путей контроля мировых процессов и доминирования в мире, построения pax americana.

 

Французская школа

Становление французской геополитики проходило в обстановке фран­ко-германского противостояния: экономическая конкуренция, воен­ное соперничество 1870-1871 гг., окончившееся поражением Фран­ции и провозглашением Германской империи (в Версальском дворце под Парижем), послевоенные споры о территориальной принадлеж­ности Эльзаса и Лотарингии и, наконец, Первая мировая война с ее Западным фронтом, где самые ожесточенные бои шли между фран­цузскими и германскими частями.

Основателем французской школы геополитики бесспорно явля­ется П. Видаль де ла Блаш. Он построил свои геополитические тео­рии на критике Ратцеля и его последователей. Ратцель, по мнению Видаля де ла Блаша, явно переоценил влияние географической сре­ды на политику и недооценил человеческий фактор. Человек тоже является географическим фактором, но при этом он наделен инициа­тивой, предприимчивостью, может выступать и выступает проводни­ком культурного фактора в политике. Только через человека и посред­ством человека действует географический детерминизм. Эта концеп­ция получила в геополитике название «поссибилизм». Видаль де ла Блаш, рассматривая проблему Эльзас-Лоррена, которую считал про­блемой Восточной Франции, отторгнутой от основной территории страны в 1871 г., и используя концепцию «поссибилизма», доказывал принадлежность населения отмеченных провинций французской куль­турно-политической традиции, а следовательно, возможность прове­дения франко-германской границы по естественному рубежу — Рейну. Такая граница станет не разделяющим, а объединяющим рубежом. Это был первый шаг к созданию концепции «мирового государства», в котором каждый будет чувствовать себя гражданином мира.

Не менее критическими по отношению к германской геополитике были теории других французских геополитиков — Ж. Апселя и А. Демажона. Ж. Ансель был принципиальным противником пангерма­низма и немецкого экспансионизма. Франция, по его мнению, долж­на показывать пример цивилизующей, а не завоевательной геополитики. А. Демажон анализировал снижение роли Европы в мировой политике после Первой мировой войны и возвышение таких держав как США и Япония: этот упадок, по его мнению, мог быть преодолен, объединением Европы, для чего необходимо преодолеть внутриевропейские, и в первую очередь франко-германские, противоречия.В 20-е гг. XX в. он видел мир триполярным: объединенная Европа, США и Япония, Таким образом, в уравновешенном геополитическом пространстве, в европейском союзе со своим бывшим противником. Германией виделась французским геополитикам возможность сохранения французской колониальной империи и дальнейшего распространения французской культуры.

Русская школа

Русская школа геополитики развивалась в рассматриваемый период в нескольких направлениях. Во-первых, панславизм, имевший своим политическим истоком осознание южными и западными славянами необходимости союза с Россией для завоевания своей независимости. Наиболее ярким и цельным выразителем панславистской идеи врусской геополитической мысли выступил Н. Я. Данилевский с про­ектом всеславянской федерации с центрами в Москве и Константинополе («Россия и Европа», 1871). Во-вторых, русская географиче­ская наука, которой не была безразлична судьба империи. Типичным представителем этого консервативно-охранительного направления, выдвинувшим концепцию «могущественного территориального владения применительно к России», был В. П. Семенов-Тян-Шанский (1915).

В-третьих, российский большевизм, настаивавший на марк­систской теории смены социально-экономических формаций путем мировой революции. Ярким выразителем этого направления геопо­литики и геостратегии выступал в начале XX в, Л. Д. Троцкий, кото­рый создал теорию «перманентной революции и пытался осущест­вить ее, направляя Красную Армию на Варшаву, подталкивая через Коминтерн германскую, испанскую, китайскую и другие революции, которые, по его мысли, должны были подготовить и осуществить «ми­ровой пожар». В-четвертых, геополитика евразийцев, возникшая в той среде русской эмиграции, которая осталась верна традиции сла­вянофилов и настаивала на исключительности и уникальности Рос­сии как по отношению к Европе, так и по отношению к Азии.В представлении ведущего идеолога евразийства П. Н. Савицкого, Европа и Азия являют собой чисто географическое понятие. В геополитиче­ском смысле евразийский континент подразделяется на срединную империю Евразию, европейский мир и азиатский мир. Евразия в эт­ническом отношении образовалась в результате сплава славянских и тюркских народов.

Таким образом, ведущими школами, теоретики которых внесли наибольший вклад в развитие геополитики в классический период становления этой науки, стали школы великих держав: Германии, Франции, Великобритании, Италии, США, России (СССР), Японии. Каждая из них по-своему видела мир в его историческом развитии, роль человека и человеческих обществ в освоении трех сред геогра­фического пространства, место своей нации и своего государства среди других народов и стран, возможность и необходимость доми­нирования в регионе среди соседних держав и в борьбе за мировое господство. Каждая из них по-своему оценивала исторический путь, современный потенциал и будущие возможности своей и других ве­ликих держав, преимущества экономические и культурные, геогра­фические и демографические, возможности, имеющиеся в мирное и военное время. В каждой из них геополитика находилась на опреде­ленном уровне институциализации, теоретической высоты, методо­логического совершенства. Объединяло их одно: колоссальные пер­спективы развития — все эти великие нации стремились к экспансии, к расширению своих границ, продвижению своей культуры. Политики строили грандиозные планы, включавшие поглощение целых стран и регионов, освоение новых морей и океанов. Это давало новые им­пульсы развитию и совершенствованию геополитики.

Контрольные вопросы

1. Когда и с каких теоретических работ начался классический пе­риод развития геополитики?

2. Почему именно период 80-х гг. XIX в. — 40-х гг. XX в. Называют классическим периодом геополитики?

3. Где и в каких условиях геополитические идеи пользовались наи­большим спросом и особенно быстро распространялись?

4. Что служило катализатором этого распространения?

5. Какие изменения знаменовали собой конец классического периода геополитики?

6. Назовите основных представителей германской школы геополи­тики.

7. Какие направления доминировали в классический период ее раз­вития?

8. Перечислите характерные черты германской геополитики.

9. Как шла ее легитимизация и институциализация?

10.Расскажите об основных представителях японской геополитики и их теориях.

11.Чем характерна итальянская школа геополитики классического периода?

12.Какой вклад в развитие геополитической теории внес Дж. Дуэ?

13.Чем отличалась от вышеназванных британская и американская школы геополитики?

14.Назовите основных представителей (и их теории) этих школ.

15.Каковы основные направления британской школы?

16.В чем заключаются отличия американской школы геополитики от британской?

17.В каких политических и географических условиях развивалась французская школа геополитики?

18.Назовите ее основных представителей.

19.В чем суть концепции поссибилизма Видаля де ла Блаша?

20.Дайте характеристику основным направлениям русской школы геополитики классического периода.

Литература

Геополитики и геостратеги: Хрестоматия / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2004. Ч. 2. Классики геополитики. Кн. 1, 2. С. 23-34.

Виттфогелъ К. Геополитика, географический материализм и марк­сизм // Под знаменем марксизма. 1929. № 2-3. С. 18-19, 21-25, 27-36, 38, 40-42.

Дугин А, Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 2000, С. 33-37, 43-50, 58-60, 61-66, 91-98.

Колосов В. А., Мироиенко Я. С. Геополитика и политическая геогра­фия. М., 2002. С. 62-94.

Мартов Н. А. Геополитика. М., 2003. С. 46-80, 81-104, 105-128. Тихонравов Ю. В. Геополитика. М., 1998. С. 73-140.

Глава 6







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.