Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА





Н. Я. Данилевский (1822-1885)

Николай Яковлевич Данилевский — выдающийся русский философ, историк, политолог и геополитик, родился в офицерской семье, окон­чил Царскосельский лицей и физико-математический факультет Пе­тербургского университета (1847). В молодости Данилевский увле­кался идеями Фурье и считал возможным соединение социализма с самодержавием, привлекался к следствию по делу петрашевцев и был отправлен в ссылку в Вологду (1848). После окончания срока и до 1856 г. жил под надзором полиции в Самаре. Принимал участие в экспедиции под руководством К. Бэра по исследованию рек и выяв­лению перспектив развития рыболовства в России, что в дальнейшем сказалось на увязывании им проблем политики и географии, культу­ры и почвы. В идеологическом плане Данилевский еще в ходе следст­вия перешел на консервативные позиции и в дальнейшем придержи­вался неославянофильских взглядов.

В 1871 г. Данилевский выпустил быстро ставшую знаменитой рабо­ту «Россия и Европа», имевшую ярко выраженный геополитический подтекст. Достаточно прочесть подзаголовок: «Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романско­му», чтобы убедиться, что автор поставил себе задачей разделение Европы на самобытные культурно-исторические типы, отделение Ев­ропы от России. Применив к своим геополитическим построениям цивилизационный подход, Данилевский разделил весь исторический процесс на 12 культурно-исторических типов (китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, ин­дийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский, мексиканский, перуанский), народы которых развивались самостоятельным путем, творя таким образом историю человечества.

Причем цивилизации, умевшие хранить преемственность, передавая культурные достиже­ния по цепочке (египетская цивилизация —> ассирийско-вавидонско-финикийская -> греческая -> римская ~> еврейская -> европейская), получили значительное преимущество над цивилизациями обособ­ленными (китайская, индийская, мексиканская, перуанская, аравий­ская). В этом, по мнению Данилевского, состоит суть прогресса Запа­да и застоя Востока.

Не удовлетворившись этим выводом, Данилевский в конце книги дал другую классификацию цивилизаций или культурно-историче­ских типов. В основу ее положены четыре типа культурной деятель­ности людей: 1) религиозная; 2) культурная в узком смысле этого слова (т. е. эстетическо-художественная); 3) политическая; 4) обще­ственно-экономическая. Цивилизации по-разному проявили себя в реализации этих видов деятельности. Египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская (в первом варианте последняя циви­лизация отсутствовала) не проявили себя в полной мере ни в одном виде деятельности. Их Данилевский назвал подготовительными или автохтонными. Еврейская, греческая и римская цивилизации реали­зовали себя только в одном из видов деятельности (соответственно в религиозном, культурном и политическом) — это так называемые одноосновные цивилизации. Двухосновной цивилизацией Данилев­ский назвал романс-германскую, реализовавшую себя в научной и промышленной деятельности. К высшей, четырехосновной цивили­зации с развитыми религиозными, культурными, политическими, об­щественно-экономическими типами деятельности людей он не совсем логично и объективно отнес Россию. Он определил такие черты рус­ского национального характера, как привычка повиноваться, уваже­ние и доверие к власти, отсутствие властолюбия, отвращение к вме­шательству в дела, в которых они не компетентны. Такой характер русского народа, но мнению Данилевского, является основной причиной отсутствия в России политических смут и гарантией от совре­менных и будущих революций, ставящих целью ограничения едино­властия, изгнание царствующей династии, установление демократии ¹. В этом прогнозе, к сожалению, он оказался антипророком.

Каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит определенные стадии от рождения до смерти и выполняет опреде ленные функции (или дисфункции) в истории.

¹ Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 488.

Одни предназначены судьбой для положительной роли, другие нацелены на разрушитель­ную деятельность «положительных» цивилизаций, третьи — на слу­жение не своим целям, а в качестве этнографического материала. Что­бы достичь расцвета и сыграть позитивную роль в истории, цивили­зация должна обладать этническим разнообразием, но без «чуждых» элементов. При этом этнически разнообразные элементы не должны находиться в составе единого политического целого, а, пользуясь не­зависимостью, составлять федерацию или иную геополитическую систему. Исходя из этого «закона» (именно так называет свои фор­мулы Данилевский) ученый выдвинул идею всеславянского союза со столицей в Константинополе и Россией во главе (с присоединением к ней Галиции и Угорской Руси). В состав этого союза или федерации он также включил Королевство Чехо-Мораво-Словацкое, Королев­ство Сербо-Хорвато-Словенское, Королевство Болгарское, Королев­ство Румынское (с Молдавией), Королевство Эллинское (с Кипром и малоазийским побережьем), Королевство Мадьярское (современ­ная Венгрия), Цареградский округ. Население этого союза, состав­лявшее на то время 125 млн человек, по своему составу, религии и ис­торической судьбе образовало бы «особый культурно-исторический тип, укрепленный долголетнюю борьбою против враждебных внеш­них сил, держащих... его народы в разъединении» ¹.

Таким образом, полагал Данилевский, можно было бы решить так называемый «восточный вопрос», т. е. проблему пересечения геопо­литических интересов Османской, Австрийской и Российской им­перий на востоке Европы — на Балканах. Образование федерации славянских народов решило бы окончательно и «польский вопрос», оставив Польшу навсегда в составе России.

Столь же радикально Данилевский предлагал пересмотреть всю геополитическую доктрину России и от политики участия в «Свя­щенном союзе» перейти к созданию Всеславянского союза, являю­щегося «единственной твердой почвой, на которой может возрасти самобытная славянская культура» ². Европа, утверждал Данилевский, всегда была враждебна России, которая тормозила развитие евро­пейской цивилизации, и Россия никогда не принадлежала Европе ни географически, ни этнически. Однако «Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то противоположностями, полярностями.

¹ Дангшевский Н. Я, Россия и Европа. С. 71. С. 388-390.

² Там же. С. 397.

Запад, Европа составляют полюс прогресса, неустанно­го усовершенствования, непрерывно движения вперед; Восток, Азия — полюс застоя и коснения, столь ненавистных современному челове­ку» ¹. Вследствие этого Данилевский объявляет Россию не Европой, не Азией, а особым культурно-историческим миром, получившим преимущество молодости над «дряхлеющим и загнивающим» орга­низмом Старого света.

Теория Данилевского об особом российском культурно-историче­ском типе была в XX в. использована создателями евразийской шко­лы геополитики, а его цивилизационный подход — такими известны­ми западными геополитиками, как О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хан­тингтон.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.