|
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ГЕОПОАИТИКА⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Л. Н. Гумилев (1912-1992) Лев Николаевич Гумилев родился в Царском Селе под Петербургом в семье известного поэта Николая Гумилева и Анны Ахматовой, только начинавшей свой творческий путь. Расстрел отца в 1921 г., а также дворянское происхождение затруднили получение образования: перед тем как поступить со второй попытки в университет, Гумилев работал в геолого-разведывательной, а затем в археологической экспедиции на Памире. Там он изучал таджикский и киргизский языки, интересовался историей и религиями местного населения. В 1934 г. Л. Гумилев становится наконец студентом восточного факультета Ленинградского университета, но через год его исключили «за недонесение о характере разговоров в кругу семьи» и арестовали. Спустя два года Гумилева восстанавливают в университете, а в 1938-м — вновь арест и осуждение на пять лет. Гумилев попадает в Норильск, на новые никелевые рудники. С истечением срока (1943) просится на фронт. В 1944 г. просьбу удовлетворили — он зачислен в штрафной батальон. В 1945 г. Гумилева восстанавливают в университете. На следующий год он сдает экзамены за полный курс и поступает в аспирантуру Института востоковедения Академии наук. Он подготовил диссертацию о политической истории тюркского каганата 546-659 гг., но был отчислен из аспирантуры под надуманным предлогом. Гумилев устраивается на работу библиотекарем психотерапевтической больницы и, живя на мизерную зарплату, готовится к защите диссертации. Наконец защиту разрешают, и в 36 лет он становится кандидатом исторических наук. За год работы в качестве ученого-историка он принял участие в раскопках знаменитого алтайского кургана Пазырык скифско-сибирской культуры и написал насколько статей о предметах материальной культуры тюрок, хранящихся в Музее этнографии, сотрудником которого он работал. Но в 1948 г. последовал новый арест и срок — 10 лет лагерей, на этот раз в Карагандалаг на разработку новых залежей угля. Только в 1956 г. в период хрущевской «оттепели» Гумилев был освобожден и реабилитирован, отбыв на каторге в общей сложности 13 лет. Его принял на работу в библиотеку директор Эрмитажа М. Артамонов, исследователь Пазырыка, и в 1967 г. Гумилев защищает докторскую диссертацию, опубликованную затем в виде монографии «Древние тюрки». После создания НИИ географии при ЛГУ Л. Н. Гумилев, доктор исторических наук, переходит туда младшим научным сотрудником. В 1974 г. он написал вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географии: «Этногенез и биосфера Земли». Защита прошла успешно: 20 голосов,— «за», 2 — «против». Но Высшая аттестационная комиссия признала, что работа по своему уровню «выше, чем докторская, а потому и не может быть признана таковой». В этом институте Гумилев проработал до выхода на пенсию в должности ведущего научного сотрудника в 1986 г. Главной научной заслугой и делом всей его жизни стало создание новой науки — этнологии. Существовавшая до него этнография изучала народы и народности главным образом описательными, нарративными методами. Она решала и проблемы происхождения, исторических путей развития народов, взаимодействия их культур. Л. Н. Гумилев по-новому сформулировал задачи новой науки. Этнология, по его мнению, — это наука о взаимосвязи географического, исторического и человеческого факторов в биосфере. Представление о биосфере он заимствовал у В. И. Вернадского, который еще в 1926 г. в Праге опубликовал сборник «Биосфера», состоящий из двух очерков: «Биосфера в космосе» и «Область жизни». Материал первого очерка о воздействии на «лик Земли», на поверхность нашей планеты не только солнечного света, но и бесконечного числа самых различных видов космического излучения и лег в основу концепции Гумилева о внешних, космических причинах «пассионарных толчков». Развитие любого этноса, по Гумилеву, происходит в определенном пространстве, с определенным ландшафтом, климатом, растительностью и почвой. Рассуждая далее в направлении географического детерминизма, ученый пришел к евразийской идее месторазвития. Но главным его достижением, ядром его теории стала концепция пассионарности. Пассионарность — это признак, возникающий у того или иного этноса вследствие пассионарного толчка и «образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию»1. Пассионарии не только хотят изменить окружающую действительность, но и способны это сделать. Они покоряют соседние племена, совершают далекие походы, создают великие империи, не задумываясь, растрачивают ту самую энергию, которую В. И. Вернадский назвал биохимической энергией живого вещества биосферы. После этого наблюдается резкое снижение числа пассионариев и общей активности этноса, который переходит на более низшую с точки зрения энергетики фазу своего генезиса. Таким образом, — и в этом суть теории Гумилева, — каждый этнос после пассионарного толчка проходит в своем развитии определенные периоды — фазы: - подъема –акматическая (когда выделяется наибольшее количество этнической энергии, выражающейся в стремлениях к успеху, победе, экспансии своих идеалов, неподчинении общим установкам). Обычно она заканчивается гражданскими войнами; - надлома — резкое снижение пассионарности, которое выражается в рассеивании энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и вообще в расцвете культуры; - инерционную — когда этнос существует благодаря выработанным ранее ценностям; - обскурации — в обществе начинают доминировать люди с пониженной пассионарностью, субпассионарии, эгоистичные потребители; - мемориальную — этнос сохраняет лишь смутные представления о своей героической истории, существуя в реликтовом состоянии. Все перечисленные фазы составляют цикл жизни этноса, который длится примерно 1500 лет. С помощью приливов и отливов пассионарности и вытекающей из них цикличности жизни любого этноса Гумилев объяснял смену геополитических картин в мире, т. е. постепенное, но неуклонное перемещение государственных границ, исчезновение одних стран и появление новых. Применяя свою теорию к истории России, он сделал вывод, что Киевская и Московская Русь — «два разных потока русской истории», первый из которых, более ориентированный на Византию, уже выработал свою пассионарность и отпущенное ему время жизни. Что касается второго потока, ориентированного на Монгольскую империю, то он, испытав пассионарный толчок (около 1200), пройдя фазу подъема (1200-1500), заключавшуюся в формировании нового русского суперэтноса и объединении Великороссии, акматическую фазу (1500-1800), когда Москва объединила под своей властью многие народы Евразии, находился до последнего времени (до 2000) в фазе надлома, характеризующегося нарастанием внутренних конфликтов. 1 Гумилев Л. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 2002. С. 13. После 2000 г., по Гумилеву, Россия вступила в инерционную фазу, в которой пассионарность убывает медленно и постепенно, а субпассионарии живут спокойно, наслаждаясь благами цивилизации. Л. Н. Гумилев никогда не называл себя геополитиком, что при его сложных отношениях с «властями предержащими» было просто невозможно. В то же время Гумилева явно роднит с представителями этой науки его географический и исторический подход, поиск ответов на вопросы появления и исчезновения с лица земли целых наций и народностей, изменений границ их проживания, перестройки картин мира. Не относясь к геополитикам, Гумилев позиционировал себя евразийцем, не только признавая евразийскую концепцию месторазвития, но и применяя ее в своих изысканиях. Он был лично знаком с П. Н, Савицким, приезжал к нему в Прагу, состоял в переписке. Гумилев разделял критический взгляд Савицкого, других евразийцев на западную цивилизацию, и в частности на романо-германский мир, он был последовательным сторонником географического детерминизма. Ученый развивал концепцию русско-монгольской Срединной империи евразийцев, придав ей вид туранского фактора в российском этногенезе. Его историческая работа «От Руси к России» по своей позиции и поставленным задачам весьма напоминает книгу «классического» евразийца Г. В. Вернадского «Начертание русской истории», с которым Л. Гумилев тоже состоял в переписке. А. Г. Дугин Александр Гельевич Дугин родился в Москве, в семье военнослужащего в 1962 г. После окончания университета работал редактором, главным редактором издательского центра «ЗОН» (1988-1991), альманаха «Милый Ангел» (1990), журнала «Элементы» (1991), автором и ведущим радиопрограмм FINIS MUNDI (1996-1997), «Геополитическое обозрение» (1997-1999), В настоящее время А. Г. Дугин — преподаватель философии, кандидат философских наук. Читает курсы философии, философии политики и геополитики в московском Новом университете, а с 1998 г. является его ректором. Автор тринадцати крупных работ, во многих из которых присутствует геополитическая проблематика, в их числе «Основы геополитики» (1997) — первый российский учебник геополитики, «Консервативная революция» (1994), «Мистерии Евразии» (1996), «Наш путь» (1999), «Мыслить пространством» (2000), «Основы евразийства» (2002). Некоторые его книги изданы в европейских странах: (в Великобритании, Италии, Испании). Постоянно публикует статьи в таких изданиях, как «Известия», «Российская газета», «Литературная газета», «Россия», «Независимая газета», «Евразийское обозрение», «Консерватор» и др. Антизападник, антилиберал, консерватор, правый националист, Дугин в 1990-е гг. неизменно находился в оппозиции правящему режиму. В последние годы избегает крайностей, позиционируется центристом и сторонником президента. С 1998 г. занимает должность советника председателя Государственной думы. А. Г. Дугин основал идейное течение неоевразийства, создав на его основе политическое движение, а затем и политическую партию «Евразия» (2002), которая в настоящее время не имеет большого политического веса и не входит в число думских партий. Большое значение А. Г. Дугин придает развитию неоевразийской теории. Он объясняет ее появление в 1980-х гг. кризисом коммунистической идеологии и советской политической системы, необходимостью дать альтернативу увлечению западными моделями социально-политического устройства общества1. Таким образом, неоевразийство выросло и развивается на антизападнической, антиевропейской и антилибералыюй парадигме. Оно является наследником и продолжателем традиций евразийства 1920-х гг., его главным социально-философским методом является цивилизационный подход. В своих исследованиях Дугин ссылается на представителей германской консервативной революции О. Шпенглера, В. Зомбарта, К. Шмитта, Э. Юнгера, Ф. Юнгера, Э. Никита, европейского традиционализма Р. Генона, Ю. Эволу, Т. Буркхарта, Ф. Шуона, на современных «новых левых», критиков западного капитализма Ж.-П. Сартра, Г. Дебора, М. Фуко, Ж. Делеза и современных «новых правых», таких как А. де Бенуа, Р. Стойкерс и др.2 Все эти западные течения объединяет радикализм, причем критика западного общества с «левой», социальной и интернациональной точки зрения при этом накладывается на критику с «правых», цивилизационных и националистических позиций. 1 Основы евразийства. М., 2002. С. 85-87. 2 Там же. С. 95-96. Общим знаменателем всех этих теорий и направлений является критика либеральной политической философии и рыночного капитализма, попытка найти альтернативу доминирующим тенденциям окружающей действительности, направить поток событий в иную сторону. Дугин постоянно озадачен поиском «третьего пути», т. е. пути между капитализмом и коммунизмом. Для этого надо найти не только привлекательную идеологию, но и мощную общественную силу. Такая сила может опираться только на неисчерпаемые ресурсы и огромное геополитическое пространство, противостоящее морским, торговым, либеральным державам. В этом А. Г. Дугин согласен со своими европейскими единомышленниками, далее создавая философию неоевразийства на базе собственных мировоззренческих установок. Важный акцент социально-философской концепции неоевразийства в отличие от евразийской критики Европы и романо-германской культуры — сосредоточение на критике англосаксонского мира, и в частности на критике США. В духе немецкой консервативной революции и европейских «иовых правых» Запад подразделяется па агрессивных, экспансионистски настроенных «атлантистов» (США и Великобритания) и нейтральную, способную к сотрудничеству континентальную (романо-германского) Европу. Поэтому термин «романо-германский мир», означавший в классическом евразийстве агрессивный, антиевразийский Запад, в неоевразийстве не употребляется. Достаточно много внимания неоевразийцы уделяют развитию концепции «месторазвитие», которая ведет за собой признание туранского фактора в российской истории и вообще подход с позиций географического детерминизма. Это роднит их не только с русскими евразийцами-классиками, но и со всеми европейскими геополитиками, и в первую очередь с немецкими. Вторая сходная черта неоевразийцев и немецких геополитиков классического периода — гипертрофирование роли государства в истории нации. По сути, такие понятия, как «народ», «нация», «государство» становятся синонимами. Неоевразийцы провозглашают себя также и наследниками неославянофилов. Но в отличие от последних ведущим этносом в противостоянии с «атлаптизмом», носителем мессианской идеи провозглашается не славянское единство, не тем более западные славяне, носители «про-фанного» начала, а великороссы, носители «сакральной структуры» народов Востока и третьего мира. «Диалектика национальной истории доводится до окончательной "догматической" формулы, с вклю чением историософской парадигмы "национал-большевизма" (Н. Уст-рялов) и его осмысления (М. Агурский)»1. 1 Основы евразийства. С. 97. Политическая платформа евразийского движения, как понимает ее Дугин, включает следующие понятия: - идеократия, понимаемая как обязанность каждого гражданина и государства в целом служить высшей духовной цели. «Высшей духовной целью», «идеей-правительницей», т. е. единственной идеологией, которая будет носить государственный характер, должно стать евразийство; - евразийский отбор, который вытекает из особых «ландшафтных условий» Евразии и требует особой этики, включающей такие качества, как: коллективная ответственность, бескорыстие, взаимопомощь, аскетизм, воля, выносливость, беспрекословное подчинение начальству. Только эти качества помогут евразийцам обеспечить контроль и завершить освоение евразийского пространства; - демотия (в отличие от западной, греко-английской демократии, сложившейся в других условиях) должна не копировать нормы либеральной демократии, что «невозможно и вредно», а идти путем соучастия во власти через систему земских советов, уездных и национальных представительств, общинного самоуправления и крестьянского «мира». Демотия не исключает иерархии, она сочетается с «евразийским авторитаризмом». Политическая платформа неоевразийства формируется в иных условиях и, опираясь на принципы евразийства, несет на себе определенные отличия. Дугин так формулирует основные политические постулаты неоевразийцев: - тезис «евразийский отбор» дополняется элитистскими идеями В. Парето и европейских традиционалистов, исследователей кастовых систем (Р. Генон, Ю. Эвола, Л. Дюмон), «некоторыми ницшеанскими мотивами», а также православным толкованием власти и гумилевской теорией пассионарности; - тезис «демотия» пополняется идеями «органической демократии» от Ж.-Ж. Руссо до К. Шмитта, А. де Бенуа, А. Мюллера ван ден Брука. С точки зрения неоевразийства термин «демотия» означает «соучастие народа в своей собственной судьбе»; - тезис «идеократия» «фундаментализируется апелляциями к идеям "консервативной революции", "третьего пути", учитывается полный опыт "советской", израильской, исламской, "фашистской" идеократий...» Кроме развития идей классических евразийцев Дугиным добавляются следующие «концептуальные моменты»: - философия традиционализма (Р. Генон, Ю, Эвола, Т. Буркхарт, А. Корбен), идея системного кризиса, радикального упадка современного мира, противопоставление его как негативной категории позитивной категории «мира традиции»; - интерпретация современной рациональной культуры через дорациональные сакральные структуры (архаические ритуалы, мифы, древние верования), которые лежат в основе не только массового, но и элитарных сознания и поведения; - стремление на основе лингвистических, эпиграфических (руно-логия), фольклорных и иных памятников воссоздать общие черты изначальной картины сакрального мировоззрения народов Евразии, поиск общих корней, общей «пространственно-временной матрицы»; - учет разбития геополитических идей на Западе (Маккиндер, Хаус-хофер, Лохаузен, Спикмен, Бжезинский, Тириар, Шмитт) в духе противостояния Суши и Моря, Востока и Запада, противостояния атлантизму и глобализму; - поиск глобальной альтернативы мондиализму и глобализму; - освоение критической мысли «новых левых» (М. Фуко, Ж. Делез, А. Арто, Г. Дебор), современных анархистов и неомарксистов, а также национал-большевистских идей ранних евразийцев (Сувчинский, Карсавин, Эфрон), поиск взаимопонимания с «левым» крылом антиглобализма; - автаркическая экономика «третьего пути» в духе теории Ф. Листа, новое «евразийское» прочтение Кейнса1. Геополитика, разработке которой в 1990-х Дугин уделял так много внимания, в настоящее время отошла на второй план, главное место в его современном творчестве занимает разработка идеологии неоевразийства, евразийская геополитика видится им сегодня как составная часть евразийской идеологии. В развитии геополитической теории Дугин от классической традиции пошел не к современному видению мира, а к доклассическому, к предыстории геополитической мысли. 1 Основы евразийства. С. 82-84, 98-100. Он вернулся на позиции предтеч геополитики, таких как Геродот, Фукидид, Страбон, Монтескье, Руссо, а также современных консервативных геополитиков типа К. Шмитта, для которых противостояние Суши и Моря носит символический, традиционный и неизменный характер. Они не хотят видеть колоссальных изменений, вносимых научно-техническим прогрессом, изменений, касающихся в том числе взаимоотношений человека и природы. Делить мир на сушу и море, видеть двухмерную геополитическую картину мира, состоящую только из друзей и врагов, Запада и Востока, глобалистов и антиглобалистов, — это значит отрицать очевидные географические, физические, социологические, политологические истины. В. В. Жириновский Владимир Вольфович Жириновский родился в 1946 г. в Алма-Ате, в семье юриста. С отличием окончил Институт восточных языков при МГУ (1970) и вечернее отделение юридического факультета МГУ (1977). После окончания института был призван в армию как офицер запаса. Два года отслужил в штабе Закавказского военного округа. По увольнении (1972) три года работал в Советском комитете защиты мира (международный отдел, сектор Западной Европы). Затем два года — сотрудником деканата Высшей школы профсоюзного движения по работе с иностранными студентами (1975-1977). После получения диплома юриста решил попробовать себя на правоведческом поприще: 1977-1983 гг. — Ипюрколлегия Министерства юстиции, 1983-1990 гг. — старший юрисконсульт издательства «Мир». В декабре 1989 г. В. В. Жириновский стал одним из инициаторов организационного собрания Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДНСС). Уже в марте 1990 г. был проведен учредительный съезд, на котором Жириновский был избран председателем партии. В 1991 г. на выборах президента РСФСР он выставил свою кандидатуру и вел избирательную кампанию под национально-патриотическими лозунгами. В итоге занял третье место (7,81%). В августе 1991-го поддержал ГКЧП, а в декабре того же года осудил Беловежские соглашения о разделе СССР. Считал незаконным как образование СССР (1922) большевиками, узурпировавшими власть в 1917 г., так и создание СНГ (1991) после всенародного референдума, высказавшегося за сохранение СССР. Но в октябрьском противостоянии (1993) принял сторону президента Ельцина. Настойчиво выступал и выступает за запрет КПРФ. На выборах в декабре 1993 г. Жириновский прошел в Думу по одномадатному округу, в то время как ЛДПР оказалась победительницей (2^,93 %) в выборах по партийным спискам. С тех нор в Государственной думе ЛДПР постоянно создает свою фракцию (на выборах 1995 г. - 11,18%; 1999 г. - 5,98; 2003 г. - 11,45%), которую неизменно возглавляет В. В. Жириновский. В 1996 г. В. В. Жириновский баллотировался в президенты России. Предвыборную кампанию вел под лозунгом «Порядок, достаток, безопасность» и занял пятое место (5,78%). В мае 1999 г. выставил свою кандидатуру на должность губернатора Белгородской области, но занял только третье место (17%). В настоящее время В. В. Жириновский — известный российский политик, лидер партии, вице-спикер Государственной думы, доктор философских наук, автор целого ряда работ по вопросам внутренней и внешней политики, истории и геополитики, в том числе книг: «О судьбах России» (М, 1993), «Последний бросок на юг» (М., 1994), «Последний Вагон на Север» (М., 1995), «Обыкновенный мондиализм» (М., 1998), «Геополитика и русский вопрос» (М., 1998). Последняя книга включает все основные геополитические произведения Жириновского. Центральное место среди них занимают «Заметки по геополитике» и проект доктрины национальной безопасности Российской Федерации. В первой работе дается обзор основных геополитических теорий немецкой, английской, американской школ и формулируются три основных аспекта геополитики: военно-стратегический и политический (он же традиционный); экономический, под которым Жириновский понимает прежде всего экономическую безопасность, самодостаточность и место в системе международного разделения труда; культурно-исторический, интерпретирующий цивилизационные конфликты. Оригинальным и реализующим практический интерес применения геополитического анализа к определению геополитического положения страны представляется раздел «Россия на геополитической карте мира». Геополитический статус России Жириновский выводит прежде всего из состояния экономики, отмечая, что три соседние державы — США, Япония и Китай — превосходят Россию по объему ВВП. При этом по отношению к американскому максимальный российский ВВП, достигнутый в 1989 г., составлял около 37%, по отношению к китайскому — примерно 50, к японскому — 67%. Остальные соседи уступали России по этому важнейшему показателю. Среди культурно-исторических вызовов России наиболее опасными Жириновский считает «гигантскую волну межнациональных и межэтнических конфликтов», поднявшуюся после окончания войны в Афганистане и распада СССР, а также возросшую геополитическую активность Турции и Ирана по отношению к новым независимым государствам Средней Азии (бывшим советским республикам) и мусульманскому населению нынешних российских республик. Важную роль среди геополитических факторов, по его мнению, играет фактор транспортно-географический. С распадом СССР транспортные связи и выходы за границы России значительно ухудшились. Из четырех выходов в Мировой океан у двух: балтийского и черноморского возможности значительно сузились. Если СССР имел 25 железнодорожных пересечений с Европой, у современной России остался только один (в Калининградской области). Изменилось в сторону ухудшения и геополитическое положение российских границ. В настоящее время Россия граничит с 16 государствами — более чем кто-либо в мире. Общая протяженность российских границ составляет 58,6 тыс. кв. км, при этом морские границы вдвое длиннее сухопутных. Особое беспокойство вызывают новые необорудованные границы, на которых скапливаются беженцы из горячих точек и передислоцированные части российской армии. Значимым геополитическим вопросом, по мнению Жириновского, продолжает оставаться национальная проблема. Если СССР был в полной мере многонациональным государством, в котором русские составляли 51% населения, то современная Россия, в которой проживают более 82% этнических русских, стала ближе к моноэтническому образцу. Исходя из этого геополитик предлагает два пути решения национальной проблемы. «Первый, более органичный — предоставление всем субъектам Федерации без изменения их статуса (либо с небольшим уточнением) равных прав в социально-экономической сфере. Второй — радикальная реформа с отказом от асимметричного устройства и переходом к однопорядковому членению на губернии или области»1. Во второй из отмеченных работ «Доктрина национальной безопасности Российской Федерации» внимание геополитика привлекает раздел «Геополитическая и военно-стратегическая обстановка в мире», в котором дан анализ расстановки и баланса сил как в мировом масштабе, так и в наиболее значимых регионах: Западной, Центральной и Восточной Европе, Юго-Восточной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Центральной и Южной Америке, Африке, Австралии и Океании, как в экономической и политической, так и в военной сфере. 1 Жириновский В. В. Заметки по геополитике // В, В. Жириновский. Геополитика и русский вопрос: Сборник. М., 1996. С. 325. Сформулированы основные черты геополитической обстановки, сложившейся вокруг России, в странах так называемого ближнего зарубежья. Основными движущими силами современной международной политики Жириновский считает интеграционные процессы, которые протекают на фоне сепаратизма и поднимающегося национализма и социальной активности в новых независимых странах. Современный мир видится ему иерархическим во главе с США, «стремящихся осуществлять доминирующее влияние в различных сферах международной жизни», которое сопровождается созданием региональных центров силы, «склонных к сверхвооруженности и проведению экспансионистской политики». При этом мировое сообщество, опираясь на наднациональные организации, созданные еще в «эпоху холодной воины», такие как ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, не справляется с проблемой урегулирования кризисных ситуаций. Основными чертами геополитической обстановки в странах ближнего зарубежья являются: - социально-политическая неоднородность образовавшихся государств, что осложняет проблемы их взаимодействия с Россией; - политическая нестабильность в странах ближнего зарубежья, что усиливает возможность прихода к власти авторитарных режимов с непредсказуемым отношением к России; - формирование на территории бывшего СССР новых центров силы (например, Украины); - наличие территориальных претензий у новых государств, рост сепаратизма, что может дестабилизировать геополитическую обстановку внутри России; - попытки сыграть на ослаблении России внерегиональных акторов; - слабое влияние России на урегулирование военно-политических кризисов в ближнем зарубежье1. В третьей из геополитических работ «Последний бросок на юг» хорошо просматриваются устремления автора и идеал геополитического раздела мира, который весьма напоминает хаусхоферовские пан-идеи. 1 Жириновский В. В. Доктрина национальной безопасности Российской Федерации. (Основные принципы и механизмы реализации)// В. В. Жириновский. Геополитика и русский вопрос: Сборник. С. 338-339. По Жириновскому, мир должен быть разделен на следующие регионы с примыкающими к ним зонами влияния: США и Латинская Америка, Западная Европа и Африка, Россия и Южная Азия (с выходом в Индийский океан), Китай, Япония и Океания. Каждый из регионов (мировых держав) может использовать «свою зону влияния» для пополнения ресурсов, для обустройства геополитических «буферов» и лимитрофных кордонов, но не имеет права вмешиваться в дела других мировых держав и контролируемые ими зоны влияния. А. Г. Ивашов Леонид Григорьевич Ивашов — известный российский Военный стратег, геостратег и геополитик, родился в 1943 г. в Киргизии. Окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище и Военную академию им. М. В. Фрунзе. Службу проходил в Туркестанском, Прикарпатском, Московском военных округах, в Германии, центральном аппарате Министерства обороны. Длительный период Л. Г. Ивашов, возглавляя аппарат министра обороны СССР Д. Ф. Устинова, активно участвовал в создании новых образцов вооружений и военной техники (в том числе космической), внедрении ее в войска. В период руководства управлением делами Министерства обороны СССР (1987-1992 гг.) он возглавлял работу по созданию системы военного законодательства. После распада СССР создавал основы военного сотрудничества стран СНГ. На посту секретаря Совета министров обороны государств — участников СНГ внес значительный вклад в сохранение союзнических и дружественных связей между вооруженными силами новых независимых государств. Л. Г. Ивашов — автор договора о коллективной безопасности стран СНГ. В 1992-2002 гг. генерал Ивашов находился на посту начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. Занимал позицию активного противодействия агрессии НАТО против Югославии, расширению НАТО на восток. Выступил инициатором броска российских десантников в Косово. Командную службу и военно-дипломатическую работу Л. Г. Ивашов постоянно сочетал с научной и литературной деятельностью. Сегодня он — признанный геополитик, автор более 400 работ, опубликованных в российских и иностранных изданиях, доктор исторических наук, профессор, вице-президент Академии геополитических проблем, действительный член российских и международных научных обществ. После увольнения в запас (2002) Л. Г. Ивашов активно включился в российскую политику. Занимает патриотическую и умеренно-державную позицию, создал и возглавил общественно-политическое движение «Державный союз России». На думских выборах 2003 г. выступал одним из лидеров избирательного объединения «Великая Россия — Евразийский союз». Среди многочисленных работ Ивашова геополитической направленности выделяется книга «Россия и мир в новом тысячелетии» (М., 2000), в которой систематизированы взгляды автора на историю •и современное состояние взаимоотношений России и Запада, проанализирована геополитическая ситуация и тенденции развития нового мирового порядка, возникшего после Ялтинско-Потсдамской эпохи; создана модель национальной безопасности России исходя из прежних традиций взаимоотношений с соседними странами, современных геополитических условий и открывающихся позитивных и негативных перспектив. Наибольший интерес для геополитика представляют авторские выводы из анализа 1-й главы «Россия и Запад: геополитическая рефлексия» и 2-й главы «Новые реалии и новая геополитическая модель мира», построенные в том числе на двух ведущих характеристиках государственности России: великодержавии и имперском характере. Из них вытекают такие ответы России на геополитические вызовы, как географическая обусловленность политики территориальной экспансии, направленной на восток и запад (широтный вектор) и на выход к морю (меридианальный вектор), на поглощение «нестабильных геополитических зон». В то же время «отсутствие естественных границ» и «многочисленные недоброжелатели» предопределяли необходимость отвлечения значительных ресурсов на военное строительство. Это вело к отставанию страны, которая в индустриальную эпоху по уровню развития находилась в третьем эшелоне после промышленно развитых США, Германии, Великобритании и Франции (1-й эшелон) и стран 2-го эшелона (Австро-Венгрия, Италия). Важным выводом, определяющим взаимоотношения России с Западом, является многовековое неприятие и непонимание последним «противоположной ему цивилизации». Но подлинная причина враждебности Запада, по мнению Л. Г. Ивашова, — в возможности России противостоять его «глобальным имперским амбициям». Наконец, последний вывод заключается в необходимости позитивно (т. е. не путем уничтожения России) урегулировать отношения между Россией и Западом. Что касается «новой геополитической модели мира», то ученый отмечает следующее: - с превращением европейской политики в «единый взаимосвязанный комплекс» на европейском континенте складывается определенная равновесная система центров силы, которые, динамично развиваясь, к концу XIX в. поделили весь мир на сферы влияния; - главным фактором, трансформирующим одну систему миропорядка в другую, сначала были крупные войны, затем и невоенные средства; - в межвоенные периоды в качестве системообразующего фактора выступало утверждение «справедливого мирового порядка»; - биполярный мир, сложившийся после Второй мировой войны, оказался довольно устойчивым, но крах СССР взорвал и его, в этих условиях финансово-экономическая и информационно-технологическая экспансия и военно-политический нажим обеспечили США статус мирового лидера. Империализм, получение односторонних преимуществ стало самоцелью США, а вовсе не борьба с коммунизмом, но надежды США удержать мировую гегемонию нереальны вследствие недостаточности их ресурсов, закат американской мощи уже начался; - будущее мировой системы заключается в возврате к более устойчивой биполярности. При этом место второго полюса силы все увереннее занимает Китай. Таким образом, геополитическая модель современного мира представляет собой «иерархическое полицентрическое образование с одним лидирующим центром и выраженной тенденцией к формированию второго». Мир ближайшего будущего — это мир устойчивой нестабильности или стабильной неустойчивости. Наиболее явственным геополитическим разломом этого мира станет разлом между Pax Americana и Pax Sinica, а также между богатыми и бедными странами. В заключительной, 3-й главе «Геополитический аспект национальной безопасности России» Л. Г. Ивашов анализирует геополитические факторы, составляющие совокупную мощь российского государства. В число их входят пространственный, этносоциальный, духовно-нравственный факторы и геополитический аспект управленческого фактора. При этом геопространство России он разделяет на ядро — Московский регион, который в условиях известных геополитических изменений (смещение геопространства на север и на восток и усиление влияния западной культуры) уже не является естественным центром России и не в состоянии выполнять функцию нравственного лидера. Второй частью геопространства России стала ее срединная зона — территория между Санкт-Петербургом, Ростовом и Новосибирском, где проживает преимущественно русское население. Экономическое положение этого региона незавидно. В геополитическом плане он испытывается на разрыв за счет вовлечения западных регионов России в атлантическую, а восточных — в тихоокеанскую систему. Территории между Москвой и Уралом и Западная Сибирь, т. е. срединное пространство не только России, но и Евразии теряют свое геополитическое значение, постепенно становятся периферийными. Отсюда вытекает необходимость России укреплять свои срединные земли. «Стабильность в срединной зоне Евразии, гарантирует стабильность во всем мире», — так перефразировал Ивашов формулу X. Маккиндера. При этом заменить Россию в срединной зоне Евразии некому: на ней и только па ней лежит ответственность за эту стабильность. Третьей геополитической зоной России автор исследования считает внутреннюю периферию, которая охватывает территории, расположенные между срединной зоной и государственными границами. По сравнению с СССР Россия потеряла большую часть морского побережья на Черном (с портами Одессы, Николаева, Херсона, Усть-Дунайска, Южного, Ялты, Феодосии, Поти, Батуми) и Балтийском (с портами Таллинна, Риги, Вентспилса, Клайпеды, вонно-мор Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|