|
III. Предотвращение потерь сыпучих грузов от течи ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Предотвратить потери от течи в зазоре кузова вагона можно за счёт: þ применения разового уплотнения зазоров кузова вагона специальными пастами на основе связующих материалов и наполнителей; þ модернизации кузова эксплуатируемых вагонов (заменой деревянной на металлическую обшивку и заваркой разгрузочных люков); þ строительства большегрузных полувагонов со сплошным цельнометаллическим кузовом; þ строительства специализированных вагонов (типа «Хоппер»); þ использования специальных контейнеров для перевозки сыпучей продукции.
Основную массу сыпучих грузов перевозят в универсальных четырёхосных полувагонах. В них значительно быстрее изнашивается кузов вагона и возникают большие потери сыпучих грузов мелких фракций из-за просыпания в щели по периметру разгрузочных люков. Наиболее целесообразное средство для предотвращения этих потерь – применение уплотнительных материалов на основе связующих материалов. В качестве этих продуктов используют латексы, битуминозные материалы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности. Рецептура состава уплотнителей зависит от рода перевозимого груза.
Виды, применяемого способа уплотнения щелей: Ø по периметру пола (при незначительных объёмах погрузки, при чём сокращается расход уплотнительных материалов, но увеличиваются затраты труда и времени на подготовку вагона); Ø по всей площади пола (порожние вагоны подлежат обработке, перед погрузкой сыпучих грузов, подаются на бункер-дозатор, расположенный над полувагонами, куда подаётся сыпучий груз. В процессе движения полувагона под дозатором происходит равномерное распределение сыпучего груза по всей поверхности пола вагона с одновременным смачиванием его связующим раствором из распылительных форсунок. Из них же покрывается поверхность сыпучего груза после погрузки его в полувагоны с целью предотвращения выдувания).
В целях предотвращения потерь при перевозке минеральных удобрений насыпью и в крытых вагонах, необходимо: v специально подбирать вагоны, где зазоры в полу не более 2-3мм; v на станциях массовой погрузки минеральных удобрений создавать специальные пункты подготовки вагонов под погрузку; v грузоотправителю перед погрузкой уплотнять зазоры кузова связывающими материалами на основе отходов химического производства.
При перевозке минеральных удобрений в таре сохранность можно повышать за счёт пакетирования грузов с применением поддона. При затаривании нужно соблюдать установленные температурные и технологические режимы.
Для транспортировки минеральных и других строительных материалов применяют специальные контейнеры, что позволяет: · значительно уменьшить потери груза и улучшить условия труда; · комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные операции; · снизить простой транспортных средств; · улучшить использование ПС по грузоподъёмности и вместимости.
Одним из перспективных направлений контейнеризации перевозок сыпучих грузов является применение мягких контейнеров, имеющих небольшую массу и незначительный объём в порожнем состоянии.
Наиболее рациональна перевозка сыпучих грузов в специализированных ПС: ü цистернах-цементовозах (для перевозки пылевидных удобрений); ü специализированных вагонах-минераловозах (для перевозки гранулированных удобрений; «Хоппер»).
Легковесные сыпучие грузы (торф, щепа) в процессе перевозки в открытом ПС подвергаются интенсивному выдуванию. Их необходимо перевозить только в полувагонах с наращенными бортами высотой 900-1100мм. После погрузки поверхность разравнивают и уплотняют. На уплотнённую поверхность наносят защитную плёнку на основе отходов химического производства.
I. Химический, групповой и фракционный состав нефти В соответствии с номенклатурой плана и учёта погрузки нефтепродукты разделены на подгруппы. Нефтепродукты: 1) сырая нефть 2) продукты переработки: 2.1. светлые нефтепродукты 2.2. тёмные нефтепродукты
Нефть и продукты её переработки представляют обширную группу грузов, находящихся в различных агрегатных состояниях и имеющих специфические свойства. Сырая нефть – горючая маслянистая жидкость, обладающая характерным запахом; цвет меняется от светло-жёлтого до коричневого, почти чёрного. Физические и химические свойства зависят от месторождения и горизонта залегания. Нефть – сложная смесь различных веществ, поэтому для её характеристики нужно вычислить химический, групповой и фракционный состав. Химический состав – углерод (83-87%), водород (11-14%), кислород и азот (0,1-1,5%) и сера (0,5-5%). Групповой состав характеризует количественное содержание парафиновых(10-70%), нафтеновых (20-75%), ароматических (5-30%) углеводородов и различных гетероорганических соединений. По нему определяют способы переработки и назначение полученных нефтепродуктов. Фракционный состав определяет количество продуктов в процентах от общего объёма, выкипающих в определённых температурных режимах. В нефти различают: v лёгкие (светлые) фракции, выкипающие при t (основа для получения светлого топлива (бензин, керосин)); v тяжёлые (тёмные) фракции с t (основа для получения мазута и продуктов его переработки. Содержание лёгких фракций в общем объёме нефти не более 30-50%. Фракционный состав влияет на такие свойства нефтепродуктов, как плотность и испаряемость, характеризующие в свою очередь эффективность испарения нефтепродуктов и величину возможных потерь от испарения. II. Физический и химический способы переработки нефти Процесс переработки состоит из 3-х этапов: 1) подготовка к переработке 2) переработка 3) очистка полученных нефтепродуктов
В зависимости от состава нефти и необходимости получения нефтепродуктов определённого качества, различают физический и химический способы переработки. В процессе физического способа (прямой перегонки) нефть разделяют на фракции по температурам кипения без разрушения молекулярной структуры. Процесс прямой перегонки состоит из: v нагревания; v испарения; v конденсации; v охлаждения при атмосферном давлении. В результате получают бензин (3-15%), лигроин (7-10%), керосин (8-20%), газойль (7-15%), масляные дистилляты (20-25%) и мазут (65-90%). Сравнительно небольшой выход бензина при прямой перегонке нефти вызвал необходимость разработки и внедрения химических способов обработки: термический крекинг – процесс расширения длинных молекул тяжёлых углеводородов на более короткие молекулы низкокипящих фракций, в результате которого получают светлое топливо из мазута или нефтяных остатков (гудрона или полугудрона), т.е. крекинг-бензин (30-35%), крекинг-газы (10-15%), крекинг-остатки (50-55%). Полученные крекинг-бензины нестабильны и используются как составные части моторного топлива; каталитический крекинг – при нём значительно повышается качество полученных нефтепродуктов. Выход крекинг-бензина достигает 40-45%, но подготовка сырья достаточно сложная; пиролиз – процесс получения жидкой смолы и газов из керосина при . Из жидкой смолы в последующих стадиях переработки извлекают ценные ароматические водороды (бензол).
Очистка полученных нефтепродуктов, особенно светлых, с целью удаления смолистых веществ, кислородных или сернистых соединений, являющихся вредными примесями, снижающими качество нефтепродуктов, является последним этапом переработки. Товарные нефтепродукты получают компоновкой однородных полуфабрикатов, полученных различными способами переработки с введением в смесь специальных присадок и добавок, обеспечивающих необходимые эксплуатационные качества.
III. Продукты переработки нефти В зависимости от назначения делятся на 3 группы: 1) топливо; 2) смазочные материалы; 3) прочие продукты.
К 1 группе относятся топливные газы, моторное топливо, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и газотурбинных установок, котельное и печное топливо. К качественным характеристикам моторного топлива (бензин, керосин…) относятся: v детонационная стойкость, определяемая октановым числом; v испаряемость; v теплота сгорания; v содержание смолистых веществ и сернистых соединений; v химическая и физическая стабильность. Основным показателем дизельного топлива является способность к самовоспламенению при впрыскивании его в камеру сгорания. Это свойство характеризуется цетановым числом. При высоком его значении топливо сгорает полностью и равномерно. Качество дизельного топлива оценивается также теплотой сгорания, вязкостью, температурой застывания и испаряемостью. Свойства котельного топлива: теплотворная способность; вязкость (определяет эффективность испарения топлива в форсунки).
2 группа в зависимости от агрегатного состояния подразделяется на: v жидкие масла (используются для смазки трущихся деталей и узлов установок, работающих в самых различных режимах и условиях. Кроме того, могут использоваться также как диэлектрики, охлаждающие жидкости при закалке и как жидкости в гидравлических системах. Основное свойство смазочных масел – способность образовывать на поверхности трущихся тел достаточно прочную масляную плёнку, прочность которой тем более, чем выше вязкость масла. Масла должны быть стабильными, стойкими против окисления и обладать антикоррозионными свойствами.); v пластичные смазки (имеют маслообразную консистенцию. По назначению подразделяются на антифрикционные, защитные (антикоррозионные) и уплотнительные. Получают путём введения в жидкие нефтяные масла специальных загустителей).
К 3 группе относятся растворители, осветительные керосины, парафины, нефтяные битумы и пек, электродный кокс и сажа, специальные продукты узкого применения (пенообразователи, кислоты и т.д.), нефтепродукты, служащие сырьём для нефтехимической и химической промышленности: v низкомолекулярные предельные углеводороды (метан, этан, пропан, бутан); v низкомолекулярные омфины (этилен, пропилен, бутилен); v ароматические углеводороды (бензол, ксилол, нафталин); v сернистые и кислотные соединения.
IV. Свойства нефтепродуктов Нефтепродукты обладают большим количеством специфических свойств, значительно влияющих на все этапы перевозочного процесса и конструкцию ПС. Плотность. Зависит от содержания лёгких фракций и изменяется в пределах 650-1060 кг/м3 и является качественной и количественной характеристикой продуктов переработки нефти. Влияет на использование цистерн по грузоподъёмности, скорость истечения по выполнению операций по наливу и сливу, возможность разогрева вязких нефтепродуктов паром, продолжительность отстоя нефтепродуктов после разогрева. Меняется при изменении температуры окружающей среды, поэтому в перевозочных документах указывается плотность, определённая при 20оС. Зависимость от температуры приводит к изменению объёма груза в цистерне. Для исключения потерь в пути следования и оптимального использования грузоподъёмности цистерны установлены следующие нормы заполнения объёма: в тёплый (98%), а в холодный (99%) период от полезного объёма цистерны. Вязкость. Определяет текучесть нефтепродуктов и оказывает влияние на условия выполнения операций по сливу и наливу их ж/д цистерн. Различают динамическую, кинематическую и условную. При определении времени на слив и налив нефтепродуктов пользуются понятием «условной вязкости», определённой в условных единицах – градусах Энглера и показывающая отношение времени истечения нефтепродуктов в объёме 200см2 при t=50оС ко времени истечения дисцилированной воды того же объёма при t=20оС. По условной вязкости нефтепродукты делятся на 4 группы. В холодное время года продолжительность слива каждой из последующих групп в сравнении с предыдущей увеличивается на 2ч, при норме для первой группы 4ч. Температурные характеристики включают следующие показатели: v температура плавления или застывания (для нефтепродуктов изменяется от 80-150оС. Характеризует температурные пределы применения топлива без предварительного подогрева, которые должны быть выше температуры плавления на 10оС.); v температура вспышки (зависит от химического состава и характеризует его пожароопасность. По температуре вспышки нефтепродукты делятся на 2 группы: легковоспламеняющиеся (t<45oC) и горючие (t>45oC). Определяет предельно допустимую температуру разогрева перед производством операции по сливу и наливу, которая должна быть не меньше чем на 10оС ниже температуры вспышки); v предел взрываемости (определяет минимальное, т.е. нижний, и максимальное, т.е. верхний предел, количество паров нефтепродуктов в воздухе, способных взорваться под воздействием открытого огня).
Испарение – способность жидкости переходить в газообразное состояние (наибольшая у бензина). Определяет размеры потерь при транспортировании, хранении, наливе/сливе. При этом теряется качество и количество.
Упругость насыщенных паров учитывается при перекачке насосом и самотечном сливе. При высокой происходит выкипание жидкости. Образующиеся при этом газовые пробки нарушают непрерывность потока и препятствуют сливу.
Электролизация – способность нефти и нефтепродуктов, являющихся диэлектриками, накапливать электрические заряды. Наблюдается при движении нефтепродуктов по трубопроводам, резиновым наливным шлангам, трении капель или струй о воздух. Заряды статического электричества выносятся вместе с нефтепродуктами в цистерну и там накапливаются, выявляя возможность искрового заряда. Для предупреждения возможных взрывов и пожаров обязательно заземление наливной эстакады.
Коррозионность – способность оказывать разрушающее действие на металлы. Обуславливается наличием нефти и нефтепродуктов, сернистых соединений, водорастительных минеральных веществ, щелочей или воды и других агрессивных веществ.
Токсичность – характеризуется вредным воздействием нефтепродуктов на организм человека. Приводит к необходимости ограничения допустимого содержания паров в воздухе рабочей зоны. Превышение нормативной концентрации может привести к острым и хроническим отравлениям.
Лесные грузы
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|