Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внимание как отдельная деятельность





Согласно гипотезе Ю. Б. Гиппенрейтер, внимание — свойство или характеристика функционально-физиологической системы деятельности. Однако Внимание может быть рассмотрено как отдельный компонент этой системы — «акт, направленный на функционально-физиологическую систему деятельности», как особая деятельность со своим собственным содержанием и функциями. По мнению Ю. Б. Дормашева, который разрабатывает эту гипотезу [32], среди функций внимания как деятельности можно выделить следующие: актуализацию («запуск»), удержание, подавление, разрушение, преобразование (перестройку), построение функционально^физиологической системы (ФФС) деятельности.

Внимание выступает как отдельный исполнительный акт, возможно, с эффекторным механизмом наподобие того, который предложил Н.Н.Ланге (см. разд. 2.3.2). Функции его в каждой из возможных ситуаций зависят от характера задачи. Например, если человек решает задачу на бдительность, ожидая появления важного сигнала, то для эффективного решения этой задачи требуются только две первые из перечисленных функций внимания. Систему необходимо привести в состояние готовности («актуализировать») и удерживать в этом состоянии в течение максимально долгого времени. Если же необходимо выполнить несколько последовательных задач разного содержания, то при переключении между ними может потребоваться разрушение предыдущей ФФС и выстраивание новой.

Акт внимания, согласно данному подходу, может быть рассмотрен на каждом из уровней анализа деятельности, по А. Н.Леонтьеву, в соответствии с местом, которое этот акт занимает в структуре осуществляемой человеком деятельности.

Операции внимания соответствуют актам непроизвольного внимания. Подобно всем операциям, они могут быть как автоматическими, сложившимися в филогенезе, так и автоматизированными, сформированными в индивидуальном опыте. Примером первого типа операций может быть вынужденное внимание по классификации Н.Ф.Добрынина (см. разд. 1.5), а примером последнего — привычное внимание (в частности, профессиональное). Действия внимания соответствуют актам произвольного внимания. Их цель в общем виде — «быть внимательным» (применительно к поставленной задаче). На этой ступени акт внимания может быть осознан в виде чувства усилия, сопровождающего решение задачи, которая требует внимания.

Внимание как деятельность — такая же абстракция, как и «память как деятельность». Мнемическая деятельность в чистом виде, направляемая соответствующим «мнемическим мотивом» (когда запоминание осуществляется ради самого запоминания) наблюдается крайне редко. То же самое касается и «деятельности внимания». Однако если рассмотреть, к примеру, практику медитации как углубленного созерцания объекта вплоть до «растворения» в нем, можно предположить, что здесь внимание выступает именно как деятельность, а не только как отдельные действия или операции, встроенные в структуру другой деятельности.

Итак, в рамках психологической теории деятельности есть два ответа на вопрос, существует ли внимание как отдельный процесс. Согласно одному из них, внимание следует рассматривать как сторону любой направленной деятельности, а согласно другому — как самостоятельную деятельность, выступающую на разных уровнях анализа. Окончательный же выбор в пользу одной из гипотез едва ли возможен.

С одной стороны, развитие когнитивной психологии внимания неуклонно ведет к рассмотрению внимания как «совокупности механизмов, относящихся к решаемой задаче» [149], иными словами, как характеристики функциональной системы, выстроенной под решение задачи. Здесь не столь важно, заключается ли задача в регистрации поступающей информации, в ее анализе и опознании объектов, в отборе и определении приоритетов в потоке информации, требующей от человека ответного действия, или в чем-то еще. Такой подход, казалось бы, близок к рассмотрению внимания как особого аспекта осуществления деятельности, следствия ее смысловой структуры и ведущего уровня организации.

С другой стороны, выделение отдельных действий и операций внимания соответствует попыткам выявления специфических механизмов внимания за пределами системы переработки информации (таких, например, как распределение «ресурсов внимания» между отдельными блоками и процессами, торможение отображений отвлекающих стимулов или их характеристик и т.п.). Поэтому обе гипотезы ждут своей разработки и дальнейшего экспериментального обоснования.

 

Модель Бродбента.

Эксперименты Черри

(хоть в вопросе этого и нет, но лучше прочитать)

В начале 1950-х гг. в Массачусетском технологическом институте К. Черри провел свои первые исследования внимания. Ему же принадлежит заслуга создания методических процедур, которые в течение нескольких десятилетий лежали в основе экспериментальной психологии внимания и продолжают использоваться по сей день как психологами, так и нейрофизиологами.

Эти процедуры получили название «методика избирательного слушания». Испытуемому одновременно предъявляются два сообщения, одно из которых он должен отслеживать, а другое – игнорировать. Сообщения могут подаваться двумя разными способами. Дихотическое предъявление: одно из сообщений подается в правое ухо, а другое – в левое; отбор сообщения может осуществляться на основе пространственного расположения его источника (справа или слева).

Бинауральное предъявление: оба сообщения подаются одновременно в оба уха; отбор должен осуществляться на основе прочих характеристик сообщения.

В оригинальной процедуре К. Черри оба сообщения (два разных текста) исходно читались одним и тем же диктором и были уравнены по громкости. Сообщение, на которое испытуемый должен был обращать внимание, начинало подаваться чуть раньше.

Инструкции испытуемому содержали одно из следующих требований:

- следование одному сообщению с последующим отчетом о нем (например, в форме пересказа) и игнорирование второго сообщения;

- воспроизведение всего услышанного в обоих сообщениях;

- просьба ответить на вопросы по содержанию одного из сообщений;

- отслеживание заданных заранее ключевых слов, которые могут появиться в любом из сообщений;

- вторение: испытуемый должен повторять вслух одно из сообщений по ходу его предъявления, игнорируя при этом второе сообщение.

К. Черри интересовала не только сама способность человека отобрать определенное сообщение и отслеживать его, но и судьба второго сообщения, на которое испытуемый не обращает внимания. На основе того, что замечает человек в этом сообщении, а что проходит мимо его сознания, можно сделать вывод о местоположении фильтра в системе переработки информации.

Иными словами, глубина анализа «отвергнутого» сообщения позволяет ответить на вопрос: на каком именно этапе переработки информации оно перестает обрабатываться? Путь передачи сообщения, которое отбирается для дальнейшей переработки, К. Черри обозначил как «релевантный канал», а путь передачи сообщения, которое должно быть отвергнуто, - как «нерелевантный канал».

Анализируя работу испытуемого в условиях бинаурального и дихотического предъявления, К. Черри выявил следующие основные закономерности.

1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявляемых сообщений, читаемых одним и тем же диктором. Однако задача крайне непроста, особенно если требуется вторение этого сообщения. В ходе повторения испытуемый сбивается, бубнит, речь его теряет эмоциональную окраску, а для полного разделения сообщений необходимо прокрутить запись не менее 20 раз.

2. Для исследования глубины обработки отвергаемого сообщения была использована методика дихотического предъявления. К. Черри обнаружил, что если в сообщении, подаваемом по нерелевантному каналу, происходят неожиданные изменения, то одни из них замечаются, а другие проходят незамеченными.

Испытуемый замечает:

- смену мужского голоса диктора на женский;

- замену текста нерелевантного сообщения шумом;

- временное прерывание нерелевантного сообщения звуковым сигналом (гудком).

Испытуемый не замечает (не запоминает и не может отчитаться после завершения пробы):

- содержание нерелевантного сообщения;

- язык, на котором читалось сообщение (это мог быть либо английский, либо немецкий язык);

- прокручивание записи сообщения в обратную сторону (только несколько испытуемых заметили, что с речью диктора «было что-то не то», а остальные и вовсе пропустили это изменение);

- изменение языка, на котором читалось сообщение. Основной вывод, который сделал из этих результатов К. Черри, заключался в том, что обработка речевого сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения. Наконец, К. Черри обнаружил, что если внезапно прервать предъявление сообщений по релевантному и нерелевантному каналам и попросить испытуемого отчитаться об услышанном, то можно добиться воспроизведения информации, которая подавалась по обоим каналам. Для объяснения этого результата придется предположить, что в системе переработки информации есть «буфер», в котором оба сообщения удерживаются в течение короткого времени, до того как будут обработаны более глубоко.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.