Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ I. МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КУЛЬТУРЕ 20-х годов





 

Ключевая проблема эпохи: имеет ли революция созидательный потенциал в культуре? Этот вопрос был центральным в интеллектуальных и творческих спорах 20-х годов. Революция и творчество: союзники или антагонисты? Оказала ли социальная революция обновляющее воздействие на культуру?

Тема 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 20-е ГОДЫ

1. Революция как феномен культуры.

2. Поиски оптимальной модели культуры.

3. Просветительство как главное направление государственной культурной политики

4. Идеологический контроль и интеллигенция.

Ключевые понятия

Дегуманизация культуры – превращение культуры в средство служения идее общественного прогресса, предполагающее подчинение прогрессу позиции ценности человеческой личности.

Идеологизация культуры – подчинение процесса культурного творчества реализации целей господствующей идеологии.

Культурная революция – попытка быстрого и радикального переустройства на новых началах всего здания культуры, предпринятая в советском обществе в 20 - 30-х годах XX века.

Культурный плюрализм – (от лат. pluralis – множественный) – многообразие культурного творчества.

Пролетарская культура – культура рабочего класса, за которым признавалось исключительное право на творчество.

Революционный романтизм – понимание революции как свободного творчества с целью пересоздания действительности.

Тоталитарная культура – тип культуры, который создается прямым усилием государственной культурной политики и функционирует при помощи и под контролем государственных учреждений культуры.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – узкий практицизм, стремление из всего извлекать конкретную выгоду, пользу.

Утопия (от греч. нет + topos – место, букв. место, которого нет) – нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.

Занятие 1. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1917 – 1920-е ГОДЫ.

План

1. Характер потребностей власти в культуре.

2. Новаторские открытия и практические эксперименты авангарда в архитектуре и скульптуре, музыке, театре и кино.

3. Идейно-эстетические споры в живописи. Группы и объединения художников 20-х годов.

 

В 1917 - 1920-годы в сфере культуры происходили сложные и противоречивые процессы. Большевики еще не имели программы «культурной революции». Они считали, что революционная действительность создаст новую культуру как «живое творчество масс» во главе с пролетариатом под руководством его партии. Такого рода творчество могло «распространять культуру в массах», формировать ценности и понятия, работающие на идею общественной пользы. Для В.И.Ленина и его соратников «живое творчество масс» сужалось до рамок социального, исторического творчества.

Вождь большевиков никогда и не думал скрывать своего практицизма в отношении литературы (или, как он писал, «литературного дела»). Еще в работе «Что делать?» (1902) он сравнивал роль печатного слова со строительными лесами, которые выкидываются в печку, после того, как здание построено. В 1905 г. лидер большевизма утверждал, что литературное творчество должно быть партийным, т.е. подчиняться классовым интересам пролетариата. Ленин предлагал «выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме». Позже Владимир Ильич сформулировал положение о двух культурах, противостоящих друг другу: буржуазной и пролетарской.

Поначалу полезность революции определялась классовой принадлежностью культурного учреждения, писателя, поэта или актера. Сам вождь мировой революции мог сказать о Большом театре, что это «кусок помещичьей культуры». Позиция Ленина была весьма прагматичной. Он полагал, что можно воспользоваться достижениями буржуазной культуры во имя интересов пролетариата. Ради победы революции надо было из творчества каждого писателя, художника выбрать только то, что соответствовало пролетарской идеологии. Исключений не делалось ни для кого: ни для Пушкина, ни для Гоголя. Предельно политизированное понимание культуры давало новой власти и ее лидерам возможность поддерживать только тех деятелей культуры, которые декларировали свое согласие с происходящим.

Вызванная революцией к жизни стихия разрушения нанесла ощутимый удар по православной культуре, культуре русской провинции, усадебной культуре. Вместе с тем революция не могла в одночасье погасить творческую энергию русского культурного возрождения. Именно его импульсами объясняется взлет авангардного искусства.

И для авангарда, и для революции предметами отчаянных экспериментов становилась жизнь. Но если для художников это было освобождение творческой энергии, поиск нового духовного космоса, то власть смотрела на авангард с точки зрения полезности революции.

Революционный взрыв был воспринят строителями авангардного искусства как возможность реализовать свои футуристические представления о назначении новой культуры. Первыми декретами диктатуры пролетариата «старая культура» была фактически «отменена», ибо была объявлена контрреволюционной и враждебной рабочему классу. В образовавшийся вакуум хлынули те, кому в грохоте революционных взрывов слышались мелодии их собственного творчества. Это были представители «нового искусства». Главное место в их манифестах и призывах заняло не созидание, а признание разрушения во имя созидания. В этой крайне радикальной позиции можно было обнаружить своеобразным образом выраженное (через революцию слова) понимание революции как акта творческого преобразования действительности.

Концепция творчества жизни, на которой развивался авангард 20-х годов, дополнялась идеей «воспитательного», «массового» характера искусства. Искусство должно было стать способом творения, конструкции как нового человека, так и будущего сообщества людей, универсального человека в универсальном мире. Авангард предложил схему создания на основе точного рационалистического расчета нового человека, нового общества, что станет впоследствии сверхзадачей тоталитарной культуры.

Таким образом, в революции одновременно проявилась как разрушительная, так и созидательная сила. Доминирование разрушительных тенденций объяснялось не только тем, что революция сама по себе призвана прежде всего разрушать, но и тем, что в активные действия в большинстве своем были вовлечены не культурные, способные к положительной работе силы, а самые неразвитые и тёмные. По мере того как эти силы всё более утверждались в государстве, они подминали под себя и ту стихию творческой энергии, которая пробивалась на начальном этапе революции.

Важное место в культурной жизни 20-х годов заняли дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого и о том, какой должна быть новая культура. Сторонники левых течений считали необходимым отказаться от буржуазной культуры, порвать с прошлым, создать нечто абсолютно новое вне исторических и культурных традиций. За две недели до Октябрьской революции в Петрограде было организовано сообщество деятелей искусства, которые поставили своей задачей создание новой пролетарской культуры, Пролеткульта, т.е. должна адресоваться пролетариату и создаваться только пролетарскими художниками и писателями. Сеть организаций Пролеткульта охватывала всю Россию, объединив почти 400 тысяч человек. Его творческими студиями руководили известные актеры, писатели, художники, поэты.

Движение Пролеткульта, одним из лидеров которого был А.А.Богданов, призывало пролетариат немедленно приняться за выработку «социалистических форм мысли, чувства, быта – независимо от соотношения и комбинаций политических сил». А.А.Богданов и его единомышленники – П.И.Лебедев-Полянский, В.Ф.Плетнев – провозглашали классовый подход к культуре, но при этом претендовали на полную свободу культурного творчества. Это творчество мыслилось ими как плод совместных коллективных усилий во всех сферах человеческой деятельности. А.А.Богданов предлагал именно программу коллективного классового творчества, реализация которой приведет к новому миру культуры.

Отвергнув утопизм «свободного коллективного творчества», руководители большевистской партии подвергли резкой критике притязания пролеткультовцев на независимость от партийных и государственных органов. В декабре 1920 года в «Правде» было опубликовано письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах». Деятельность пролеткультовских организаций была прекращена. Партия большевиков и государство взяли на себя реализацию идеи «Какое искусство должно принадлежать народу».

Идея «ковки нового человека» средствами литературы и искусства была одной из центральных в дискуссиях творческой интеллигенции 20-х годов, ее разделяли представители различных течений русского авангарда. Поисками новых выразительных форм для решения этой задачи в литературе были заняты группа Левый фронт искусства (ЛЕФ), в которую входили В.Маяковский, Д.Бурлюк, О.Брик, в театре – Вс.Мейерхольд, в архитектуре – К.Мельников, в кино – С.Эйзенштейн, Г.Козинцев и многие другие. В изобразительном искусстве левые течения были представлены: Обществом художников-станковистов(ОСТ), группой «4 искусства» (К.Петров-Водкин, П.Кузнецов), Обществом московских художников (ОМХ) (П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк), конструктивистами (В.Татлин, Л.Лисицкий ) и др.

Однако культурное творчество и творчество новой жизни в представлениях радикально настроенной интеллигенции и социал-демократов имели разные исходные позиции, разные цели и средства достижения этих целей. Главное противоречие состояло, пожалуй, в понимании свободы творчества. А.Белый в статье «Революция и культура» (1917) писал, что насилие и свобода в революции – «две ветви одного корня», ибо символизируют разрушение, смерть старых форм и рождение нового содержания, которое он обозначил как «царство свободы». В этом царстве он открывал невиданные прежде возможности для революции духа, преобразования человека, общественной жизни, которые ограничены рамками «какой-нибудь «большевистской» культуры».

Пришедшие к власти большевики не могли принять идею художественного творчества, которая бы стала организующим началом новой жизни. Это не соответствовало тем целям, которые они ставили перед собой. Наступало взаимное разочарование. С провала попытки власти использовать авангардные течения в пропагандистских целях начался закат советской ветви авангарда. И хотя еще продолжались споры и поиски, власть вводила свои правила, отсекая все, что мешало реализации идеи новой социалистической культуры.

Рекомендуемая литература

1. Богданов, А.А. Вопросы социализма: работы разных лет / А.А.Богданов. – М., 1990.

2. Бухарин, Н.И. Революция и культура: статьи и выступления 1923 - 1936 годов / Н.И.Бухарин. – М., 1993.

3. В.И.Ленин о культуре /сост. А.И.Арнольдов и И.К.Кучмаева. 2-е изд., доп. – М., 1985.

4. Аронов, А.А. Мировая художественная культура. Россия. ХХ век: справочно-биографический материал / А.А.Аронов. – М., 1999.

5. Березовая, Л.Г. История русской культуры: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Ч.2 / Л.Г.Березовая, Н.П.Берлякова. – М., 2002.

6. Бригадина, О.В. История культуры России новейшего времени: комплекс учеб.-информ. материалов / О.В.Бригадина. – Минск, 2003.

7. Зезина, Т.В. История русской культуры / Т.В.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин. – М., 1990.

8. Ильина, Т.В. История искусств. Русское и советское искусство / Т.В.Ильина. – М., 1989.

9. История русского и советского искусства / Д.В.Сарабьянов [и др]; под ред. Д.В. Сарабьянова. – М, 1989.

10. Кондаков, И.В. Культура России / И.В.Кондаков. – М, 1999.

11. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура / Л.А.Рапацкая. – М., 2002.

12. Степанян, Н. Искусство России ХХ века / Н.Степанян. – М., 1999.

Творческие задания

1. В.Е.Татлин: предтеча и родоначальник конструктивизма.

2. Всеволод. Мейерхольд: революция в театре.

3. Новый кинематограф С.М.Эйзенштейна.

Аналитическая работа с документами эпохи

Задание 1. Попробуйте реконструировать логику государственной культурной политики в соответствии с ее целями.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.