Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раскройте особенности различных видов музыкальной деятельности, их общие и специфические черты.





Охарактеризуйте основные принципы построения программы музыкального воспитания. Докажите целесообразность применения принципа тематизма в программе обучения детей старших групп на музыкальных занятиях.

 

В основу содержания программы музыкального воспитания положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

- Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам деятельности, их взаимосвязь.

- Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических) познавательных процессов и личностных новообразований.

- Принцип адаптивности, предполагающий гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей, в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Это принцип крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах, а также форм организации музыкальной деятельности детей. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми, времени, необходимого для достижения музыкального общего развития ребенка.

- Принцип тематизма, позволяющий раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям

- Принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в музыкальном образовании, восполняющий недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

- Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка.

- Принцип последовательности, подразделяющий логичное усложнение задач музыкального образования детей 2 – 7 лет и художественно – образной основы содержания музыкального репертуара.

- Принцип интеграции, который позволяет взаимодействовать с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

 

Основным принципом построения музыкального занятия является – тематизм (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного – двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

1 тема – «Настроение, чувства в музыке» является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание. Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес («Порыв», «Шуман» и т.д.), а также непрограмную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально – оценочному отношению. В младшем возрасте применяются произведения, доступные детям по эмоционально – образному содержанию (веселые, спокойные, нежные, светлые и т.д.). Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, скорбные, таинственные и т.д.), развивается «словарь эмоций».

В этой теме дети получают представление о таких понятиях. Как ТЕМП (быстро – медленно), ДИНАМИКА (громко – тихо), и ВЫСОТА (высоко – низко). В этой теме используются музыкально – дидактические игры, развивающие понятие о характере мелодии.

2 тема – «Песня, танец, марш». В дошкольном возрасте дети накапливают опыт о жанрах на репертуаре классической и народной музыки. С помощью этой темы осуществляется преемственность дошкольного и школьного музыкального образования. Старшие дошкольники знакомятся с танцами старинными и танцами разных народов.

Во этой теме дети подготовительной группы осваивают такие понятия как ритм, длительность. А также, дошкольники старшего возраста знакомятся с Государственным гимном Российской Федерации. Используются музыкально – дидактические игры («три кита» и т.д.), развивающие чувство ритма и понятие длительности звука.

3 тема – «музыка о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастного сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцах, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках-и т.п.). В этой теме дети подготовительной группы знакомятся с понятием РЕГИСТР. Использование на развитие слуха.

4 тема – «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца), находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь (применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующие образы природы, созданные разными видами искусств). В этой теме используются музыкально – дидактические игры, развивающие понятие о настроении музыки и динамический слух.

5 тема – «Сказка в музыке» знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцах, образных движениях, пантомиме, рисунках. Тема позволяет развивать представление детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение.

В этой теме дети старшего возраста знакомятся с понятием «БАЛЕТ» на примерах таких известных произведений как «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Лебединое озеро» Чайковского, а также с понятием «ОПЕРА» («Руслан и Людмила» - Глинка, «Сказка о царе Салтане» - Римский-Корсаков). Используются музыкально – дидактические игры на освоение пройденного материала.

6 тема – «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с произведениями, имитирующими подражания звучаниям музыкальных инструментов (тамбурину, гармонике, музыкальным табакеркам, колокольчикам, колоколам, шарманкам и т.д.), а также с музыкальными инструментами симфонического оркестров (клавишные, ударные, струнные, духовые) и народными. Дети осознают выразительные возможности тембровых красок разных инструментов, передающих разное настроение.

 

Целью такой концепции является формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Принцип тематизма обосновывает важность накопления уже в младшем дошкольном возрасте, музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыке, ребенок постигает «интонациональный словарь» разных эпох.

 

 

Пение

I - я младшая группа:

1) Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление вслушиваться в песню.

2) Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом).

3) Постепенно приучать к сольному пению.

II - я младшая группа:

1) Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре – ля, в одном темпе.

2) Учить чисто и ясно произносить слова.

3) Передавать в пении характер песни (весело, протяжно, ласково).

4) Формировать песенное творчество сочинение веселых и грустных песен по образцу.

Средняя группа:

1) Обучать детей выразительному пению.

2) Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си I - й октавы).

3) Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

4) Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.

5) Учить детей петь с инструментальным сопровождением и без него.

Песенное творчество:

1) Учить, самостоятельно сочинять мелодию колыбельной и отвечать на музыкальные вопросы.

2) Формировать умения импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

Старшая группа.

1) Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.

2) Учить брать дыхание перед началом песни между музыкальными фразами, произносить отчетливо слово, своевременно начинать и заканчивать песню.

3) Развивать умение эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

4) Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

5) Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

6) Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество.

1) Учить импровизировать мелодию на заданный текст.

2) Формировать умение сочинять мелодии различного характера (колыбельная, марш, вальс, плясовая).

3) Знакомить детей с народным фольклором (частушки, песни).

Подготовительная группа.

1) Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

2) Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» I - й октавы до «ре» I - й октавы.

3) Учит брать дыхание и удерживать его до конца фразы.

4) Развивать артикуляционный аппарат.

5) Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально, с музыкальным сопровождением и без него.

6) Осваивать элементарную нотную грамоту.

Песенное творчество:

1) Учить детей самостоятельно придумывать мелодии, используется в качестве образца русские народные песни и танцы.

2) Самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы

I младшая группа.

1) Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера.

2) Учить понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чем, о ком поется).

3) Учить различать звуки по высоте.

II младшая группа.

1) Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (I и II части).

2) Уметь рассказать, о чем поется в песне.

3) Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

4) Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов.

5) Различать основные жанры в музыке.

Средняя группа.

1)Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца).

2)Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии высказывать свои впечатления.

3)Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро.

4)Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

5)Знакомить детей с творчеством русских композиторов.

6)Различать и определять основные жанры в музыке.

Старшая группа.

1) Продолжаем учить различные жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш).

2) Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальные фразы).

3) Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (клавишно-ударные и струнные (фортепиано, скрипка, балалайка)).

4) Знакомить детей с понятиями опера, балет.

5) Знакомить с произведениями национального (сибирского) народного фольклора.

6) Знакомить детей с творчеством русских и зарубежных композиторов (Мусоргский, Моцарт, Григ, Шуман).

Подготовительная группа.

1) Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте (в пределах квинты- терции).

2) Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

3) Учить, ясно излагать свои чувства, мысли при анализе произведения, развивая словарный запас.

4) Знакомить с элементами музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм, вокальная, инструментальная и оркестровая музыка, симфонический оркестр, исполнителей, симфония, концерт). Закреплять знание знакомых жанров – опера и балет.

5) Знакомить детей с творчеством русских и зарубежных композиторов (Бах, Прокофьев, Д.Кабалевский, Д.Шостакович, Шопен).

6) Познакомить детей с Государственным гимном Российской Федерации.

 

Музыкально – ритмическая деятельность:

I младшая группа:

- Притоп ногой, хлопать, фонарики, полуприседать.

II младшая группа:

- Кружиться в парах, притопы, с предметами двигаться, прямой галоп.

Средняя:

- Выполнять пружинку, подскоки, кружиться парами, кружиться по одному в парах, ногу на носок и пятку, из круга врассыпную и обратно.

- Выполнять движения с предметами.

- Инсценировать песни, хороводы.

Старшая:

- Поочередное выбрасывание ног в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение, присядка с выставлением ноги вперед, притопы.

- Инсценировать образы сказочных животных, различные игровые ситуации.

- Знакомство с танцами других народов и старинными танцами.

- Придумывать движения самостоятельно.

Подготовительная:

- Инсценировать песни, хороводы, сказки.

- Знать характерные движения русского танца (сударушка, барыня).

- Выразительно действовать с воображаемыми предметами.

 

 

Охарактеризуйте основные принципы построения программы музыкального воспитания. Докажите целесообразность применения принципа тематизма в программе обучения детей старших групп на музыкальных занятиях.

 

В основу содержания программы музыкального воспитания положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

- Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам деятельности, их взаимосвязь.

- Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических) познавательных процессов и личностных новообразований.

- Принцип адаптивности, предполагающий гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей, в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Это принцип крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах, а также форм организации музыкальной деятельности детей. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми, времени, необходимого для достижения музыкального общего развития ребенка.

- Принцип тематизма, позволяющий раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям

- Принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в музыкальном образовании, восполняющий недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

- Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка.

- Принцип последовательности, подразделяющий логичное усложнение задач музыкального образования детей 2 – 7 лет и художественно – образной основы содержания музыкального репертуара.

- Принцип интеграции, который позволяет взаимодействовать с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

 

Основным принципом построения музыкального занятия является – тематизм (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного – двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

1 тема – «Настроение, чувства в музыке» является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание. Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес («Порыв», «Шуман» и т.д.), а также непрограмную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально – оценочному отношению. В младшем возрасте применяются произведения, доступные детям по эмоционально – образному содержанию (веселые, спокойные, нежные, светлые и т.д.). Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, скорбные, таинственные и т.д.), развивается «словарь эмоций».

В этой теме дети получают представление о таких понятиях. Как ТЕМП (быстро – медленно), ДИНАМИКА (громко – тихо), и ВЫСОТА (высоко – низко). В этой теме используются музыкально – дидактические игры, развивающие понятие о характере мелодии.

2 тема – «Песня, танец, марш». В дошкольном возрасте дети накапливают опыт о жанрах на репертуаре классической и народной музыки. С помощью этой темы осуществляется преемственность дошкольного и школьного музыкального образования. Старшие дошкольники знакомятся с танцами старинными и танцами разных народов.

Во этой теме дети подготовительной группы осваивают такие понятия как ритм, длительность. А также, дошкольники старшего возраста знакомятся с Государственным гимном Российской Федерации. Используются музыкально – дидактические игры («три кита» и т.д.), развивающие чувство ритма и понятие длительности звука.

3 тема – «музыка о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастного сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцах, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках-и т.п.). В этой теме дети подготовительной группы знакомятся с понятием РЕГИСТР. Использование на развитие слуха.

4 тема – «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца), находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь (применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующие образы природы, созданные разными видами искусств). В этой теме используются музыкально – дидактические игры, развивающие понятие о настроении музыки и динамический слух.

5 тема – «Сказка в музыке» знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцах, образных движениях, пантомиме, рисунках. Тема позволяет развивать представление детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение.

В этой теме дети старшего возраста знакомятся с понятием «БАЛЕТ» на примерах таких известных произведений как «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Лебединое озеро» Чайковского, а также с понятием «ОПЕРА» («Руслан и Людмила» - Глинка, «Сказка о царе Салтане» - Римский-Корсаков). Используются музыкально – дидактические игры на освоение пройденного материала.

6 тема – «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с произведениями, имитирующими подражания звучаниям музыкальных инструментов (тамбурину, гармонике, музыкальным табакеркам, колокольчикам, колоколам, шарманкам и т.д.), а также с музыкальными инструментами симфонического оркестров (клавишные, ударные, струнные, духовые) и народными. Дети осознают выразительные возможности тембровых красок разных инструментов, передающих разное настроение.

 

Целью такой концепции является формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Принцип тематизма обосновывает важность накопления уже в младшем дошкольном возрасте, музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыке, ребенок постигает «интонациональный словарь» разных эпох.

 

 

Раскройте особенности различных видов музыкальной деятельности, их общие и специфические черты.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.