Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИЗ АУГСБУРГСКОЙ КОНСТИТУЦИИ XIII В.





Раздел XIV. Каковы права бюргеров в городе и каждого цеха в своём ремесле

§1. Всякий бюргер, доставляющий товары через горы, кому бы он не стал продавать их – гостю или бюргеру, – обязан взвешивать эти товары на господских весах, если этих товаров больше, чем на 25 фунтов, и не взвешивать их ни в каком ином месте. И это относится как к покупаемому товару, так и к идущему на продажу. Всякий же товар от 25 до 2 фунтов весом бюргер взвешивае сам и никто [из посторонних] не принимает в этом участия.

§2. Если гость, находясь здесь, имеет товары, подлежащие взвешиванию, как-то: воск, фитиль или свиное сало, то кому бы он их не продавал, он обязан взвесить всё на господских весах и ни в каком ином месте.

§3. Если какой-нибудь бюргнр доставит масло[5], которое он не сможет продать оптом, он может распродать его на улице на вес с разрешения бургграфа, и ни бургграф, ни кто-либо другой не должны быть ему в этом помехой. И он должен согласно закону внести бургграфу положенное и уплатить за право развеса 2 фунта масла. Если же гость доставит сюда масло, он должен всё продать оптом.

§4. Если бюргер доставит сюда сельди, которые он не сможет продать оптом, он имеет право без разрешения бургграфа распродавать их в своём доме по 50 штук, и не менее этого. Если же сельди сюда доставлены гостем, последний должен продать всю партию целиком, и бургграф не в праве разрешить ему продажу меньшего количества се продать их оптом, если сможет.

§5. Если бюргер доставит сюда смоквы на стеблях, он должен продать их оптом, если сможет. Если же он не сможет этого сделать, то с разрешения бургграфа он может распродать их на рынке, и никто не должен чинит ему помехи. И право бургграфа получить [при этом] восемь стеблей с кипы. Если же гость доставит сюда смоквы на стеблях, он должен распродать их не иначе, чем кипами.

Бюргер, доставивший сюда смоквы на стеблях, распродаёт их по весу, будь то в лавке, на дому или на рынке.

§6. Если бюргер или гость доставит сюда масло, тот и другой могут распродавать его там, где остановились, или на рынке, где пожелают, и никто не должен им чинить помехи.

§8. Если бюргер, не держащий ни лавки, ни погреба, доставит материю в город, он не может её разрезать, а должен отпускать её целым куском, что обязаны соблюдать он сам, его дети, его слуги и все, кому он её [материю] ни препоручил. И если он её [материю] отдаёт оптом, целым куском с необрезанными краями, он не должен при продаже никакой особой пошлины. Если же материю доставит гость и отдаст её бюргеру, последний будет ему должен не свыше того, что один бюргер бывает должен другому при куплн-продаже.

§9. Бюргеры имеют также право за 3 дня до праздника Св. Девы наряду с крамарями продавать свой воск на вес, и никто не может им в этом помешать.

§10. Согласно бюргерскому праву, никто кроме бюргеров, держащих лавки и открытые погреба, не должен торговать материей на локоть, за исключением пасхальной ярмарки, когда и бюргер и гость могут торговать, как сочтут нужным. С первого понедельника на пасхальной неделе и в продолжение 14 последующих ночей никто не должен мешать [такой торговле].

Дополнение [без указания года]. Если впредь почтенный человек закупит материю или получит её из деревни, и если он является жителем города, ему разрешается разрезать один или два куска сукна без ущерба для себя, своей супруги, своих детей, своих друзей и добрых своих селян. Если же в дальнейшем он пожелает регулярно резать материю, он не должен этого делать, если только он не ведёт открытой торговли в лавке или в погребе. Если кто-либо переступит изложенное выше постановление, его, согласно закону, должно остеречь третье лицо и он будет должен фогту 60 пфеннингов сукна, стоящего 4 фунта, а с его сукна, превышающего эту сумму, – полфунта.

Следует впредь знать, что продавцы материи не должны продавать никакой плохой материи как простых сортов, так и купеческой, как-то: шёлковой, шёлковой с золотым шитьём, всякого рода золочёных тканей, силезского полотна, хлопчатой бумаги и всего, что продаётся в розницу. Если же кому-либо из них понадобится для себя лично, для жены или детей, он может это приобрести в соответствии с тем, как это предписано купцам.

Если же это [постановление] будет кем-либо нарушено, нарушивший должен будет фогту то самое возмещение, которое упомянуто выше по поводу материи.

§11. Право, данное продавцам материи, таково, что ни один ткач грубошерстных тканей и никакое другое лицо, занятое выработкой материи, не может продавать материи на локоть, а лишь целым куском, за исключением пасхальной ярмарки, как о том сказано выше. И никакой ткач грубошерстных тканей и никто вообще, ни духовное, ни светское лицо, не должно скупать иного сукна, кроме грубошерстного. Если же кто-либо будет уличён в чём-либо, идущем вопреки этому решению, это будет сочтено незаконным и подлежит, согласно закону, наказанию штрафом.

§12. Никто, кроме крамарей, не должен продавать в розницу ни поясов, ни перчаток, и они подлежат продаже в лавке или ларьке с крышей. Если случится, что крамарь зайдёт в дом к ремесленнику, он может у него купить всё, что пожелает, будь то под кровлей или в ином месте. Если бедная женщина или мужчина, выработав пояса, не смогут сдать их в ларёк, они могут продать их кому пожелают. Если крамари, прибывшие из сельской местности, зайдут в дом к ремесленнику и пожелают у него что-либо купить, он может им предоставить то, что они пожелают купить, будь то перчатки или пояса.

§13. Ни один шляпник не должен вырабатывать шляп из чистой шерсти. Если же он пожелает производить какие-либо иные шляпы, они должны быть сделаны наполовину из волоса и продаваться в качестве таковых [т.е. полушерстяных]. Тот, кто будет вырабатывать что-либо иное и ему это принесут [в качестве улики], должен быть оштрафован как за недоброкачественное изделие. Всякий шляпник, приезжающий сюда со шляпами, обязан продать их в лавку оптом. Нарушивший это [постановление] должен фогту 5 шиллингов.

§14. Все ножевщики и крамари, держащие лавки, могут продавать ножи оптом и в розницу. Помимо них никто другой не должен отпускать ножи иначе, как в ларьках с крышей. Нарушивший даёт фогту 5 шиллингов. Если случится, что сюда прибудет человек, доставивший итальянские ножи в количестве до 10, он может их сбыть оптом или распродать по одному. Если же их будет 10 или более того, он должен их сдать в лавку и ни в какое иное место. Всякий, состоящий здешним бюргером, кузнец-ножевщик, который самостоятельно выковывает ножи, может их распродать у себя на дому по собственному усмотрению. Однако то, что он не может продать у себя на дому, он может продавать на рынке по пятницам и ни в какой другой день. Нарушивший это постановление даёт фогту 5 шиллингов.

§16. Если из Венеции возвратится бюргер с грузом товаров, то, какие бы товары он ни доставил, он обязан продать не менее, чем 25 фунтов. И эти 25 фунтов он сам может отвешивать по 2 или по 3 фунта. Если же он сбывает более 25 фунтов, он должен отвешивать товары на городских весах. Нарушивший должен фогту 5 шиллингов.

§17. Всякий крамарь, который является настоящим крамарем, может выставлять на продажу всё, что идёт на вес, кроме грубой ткани и одноцветных тканей. Если кто-либо пожелает стать крамарем, пусть им становится без всякой помехи, и никто его не может и не должен заставлять вести, вопреки его собственному желанию, торговать с твёрдой скамьи.

Дополнение [без указания срока]. Дано по списку нюрнбергских горожан. Бюргеры Аугсбурга совместно с Малым советом и общиной постановили, чтобы ни один из наших бюргеров за пределами города не вёл торговли купеческим добром, принадлежащим гостю. И ни один бюргер не должен провозить через область в своих телегах никакого имущества, принадлежащего гостю, ради перепрадажи.

Указанные возчики должны подвергнуть это имущество обложению пошлиной и дать о нём сведения как об имуществе, принадлежащем гостю, согласно закону.

И всякий бюргер, купец, обладатель телеги или повозки, перевозя подобные грузы, независимо от того, будет ли их много или мало, обязан обеспечить городу четвёртый[6] пфеннинг с перевозимых товаров, сообщив, что полагается, сборщику пошлины. И если по его вине город понесёт убытки, он должен будет его погасить и мы намерены ожидать этого [погашения], обеспечиваемого его жизнью и имуществом. И если какой-нибудь бюргер пожелает выйти из бюргерства ради того, чтобы вопреки нашему закону возить грузы чужеземцев, он в течение десяти последующих лет не может вновь стать нашим бюргером и в продолжение названного срока ни он, ни его жена не должны проживать на более близком расстоянии менее 5 миль от города. Если же до [истечения] данного срока они будут проживать на более блтзком расстоянии от города, – они навсегда теряют право [вновь] стать бюргерами и уплачивают городу 100 фунтов геллеров штрафа. Если всё же случится, что какие-нибудь бюргеры будут провозить [вопреки закону] добро, принадлежащее гостям и, тем не менее, не выйдут из бюргерства, их надлежит подвергнуть указанному штрафу и лишить права проживать в городе сроком на 10 лет.

§23. Никто ни в самом городе, ни подле него, на расстоянии одной мили в окружности, не должен покупать рыбы с целью перепродажи и наживы. Нарушитель, уличённый согласно предписания закона, будет должен фогту 5 шиллингов. Если рыбу доставит в город человек, который не является бюргером, он сам должен её распродать. Если же её здесь в городе купит кто-нибудь, кто захочет её снова продать и нажиться на этом, - тот должен фогту 5 шиллингов. Ни один рыбак не должен разносить по дворам никакой рыбы, а также не должен распродавать её по домам, заходя во внутрь. Нарушитель, по закону уличённый, должен фогту 5 шиллингов. Также никакая женщина не должна торговать никакой рыбой на рынке. Если она переступит этот запрет, – рыбы достаются фогту. Кто доставит рыбу на рынок, должен там же её продать. Если он её отнесёт в монастырь или в иное место, и об этом проведает фогт, – он должен будет фогту 5 шиллингов. И если он отнесёт рыбу домой, а на следующий день снесёт её [снова на рынок], он должен будет фогту 5 шиллингов.

 

Раздел XVIII. Каковы права весовщиков

§1. Надлежит знать, что здесь в городе должны пребывать 12 весовщиков и они должны взвешивать зерно, будучи лицами, принесшими присягу городу.

§2. Они должны быть общинными весовщиками и всякому должны помечать его мешок, и если кто-нибудь при продаже зерна даст добровольно и без принуждения что-нибудь весовщику, тот может это принять. Кто это нарушит, – тот отвечает перед фогтом рукой, которой он приносил присягу.

§3. Они не должны быть перекупщиками зерна. Они должны предоставить покупку доверенным любого лица. Нарушивший это, должен фогту штраф, как только последнему станет известно о нарушении. И они не должны покупать зерна ни для последующей перепродажи, ни для вывоза.

[Хрестоматия по истории средних веков: пособие для преподавателей средней школы /под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. Т.1. С.344-348].

 

КУПЕЧЕСКАЯ ГИЛЬДИЯ

Вот обычаи купеческой гильдии.

1. Если какой-либо купец, пребывающий в нашем городе или в пригороде, не пожелает вступить в нашу гильдию и, отправившись куда-либо, будет прогнан или лишится своего имущества, или будет вызван на поединок, то мы никоим образом за него не заступимся.

3. С наступлением времени попойки полагается, чтобы деканы уведомили свой капитул в назначенный день пртнять участие в попойке и предписали, чтобы они мирно явились в девятом часу на своё место и чтобы никто не затевал ссоры, поминая старое или недавнее.

4. Постановили также, что если кто приведёт с собой на попойку кого-нибудь, сына, племянника или слугу своего, то за каждого заплатит 12 денариев; из этого постановления мы исключаем магистров.

5. Если же на попойку явится кто-нибудь не из гильдейских, будет пить тайком и будет накрыт при выпивании, то заплатит 5 больших солидов, либо пусть тут же вступит в гильдию; отсюда исключаем клириков, рыцарей и чужеземных купцов.

8. Если кто ударит кого-нибудь кулаком, или хлебом, или камнем, – а к другому оружию не прибегнет, – уплатит две унции.

10. Если кто в гневе на другого вскочит со своего места, уплатит одну унцию.

11. Если кто после звонка будет шуметь или вскочит, уплатит пол-унции.

13. Если кто не явится по первому звону в свой капитул, уплатит 12 денариев, а кто уйдёт без дозволения, если только его не принудит болезнь, уплатит 12 денариев.

14. За всякую глупость, словом или делом, в течение двух дней попойки, следует держать ответ перед деканом, а не перед иным судьёй.

15. Постановлено, что за вино и всё необходимое для гильдии, расходы покрываются гильдейским имуществом.

16. Во время попойки нашей стражники, открывающие двери горожанам, являющимся на попойку или капитул, получают каждый одну порцию, каждый из запевал по одной порции за каждые сутки; каждый из стерегущих входную дверь – одну порцию; если кто из гильдейских захворает, что и будет удостоверено соседями, получает по порции в сутки. Если кто будет за пределами своей страны, то жена его за каждые сутки будет получать по порции. Если же он будет на свадьбе, то гильдия никому не обязана выдавать его порцию. А все священники, являющиеся к вечерне, получат каждый по порции в сутки; также и все те, в чьих разных приходах мы состоим прихожанами. Причетник св. Одомара, отзванивающий первый звон, по которому мы собираемся на наш капитул, и убирающий для нас реликвии, получает по порции в сутки.

А поручителей берут четырёх, и пока один из них жив, он и платит один столько, сколько все четверо. А раз должник умер, все поручители свободны.

17. Если кто вступает в гильдию, молодой или старый, должен до внесения в список уплатить два денария писцу, деканам тоже два денария.

18 Деканы же имеют два дня [в неделю] до звона вместе со своим письмоводителем столоваться на общественный счёт в палатах гильдголлы, и будет у них тогда вино; если же кто-нибудь из деканов этого сделать не может, будучи занят своим делом, то каждый из них у себя дома получит от капитула полсекстарий вина; письмоводитель же – одну порцию, прмочить утром горло. А в другие дни, которые указаны и распределены сообразно справедливости, каждый декан получает у себя на дому секстарий, а письмоводитель – полсекстария.

Если кто захочет войти в двери с оружием, то стражники должны отбирать оружие, пока он не соберётся уходить или пока его друг или какой-либо другой знакомый не засвидетельствует того, что он мирный. По окончании попойки и выплате всех издержек, если что останется, будет отдано на общественную пользу, либо на починку улиц или ворот, или на укрепление города, а затем напоминаем всем [нашим] потомкам во Христе, да пожалеют они бедных и прокажённых.

[Хрестоматия по истории средних веков: пособие для преподавателей средней школы /под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. Т.1. С.348-349].

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.