Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ





  1. ЗАКРЫТИЕ КЛУБОВ [26] ПОДМАСТЕРЬЕВ В УЛЬМЕ (1394 г.)

Мы, бургомистр и Большой и Малый советы Ульма, рассмотрели вопрос о том крупном вреде, который произошёл во многих городах благодаря клубам [подмастерьев] Так как в настоящее время такие клубы распространяются и у нас, то мы, чтобы предупредить вред, который они могут породить, единодушно постановили в общем собрании совета отменить и запретить их. Мы скрепляем присягою постановление о том, что впредь в нашем городе не должны основываться никакие клубы…

[Хрестоматия по истории средних веков /под ред. А. И. Неусыхина. М.: Учпедгиз, 1949. Т.I. С.391].

 

 

БОРЬБА КОНСТАНЦСКОГО И СТРАСБУРГСКОГО СОВЕТОВ С ПОДМАСТЕРЬЯМИ-ПОРТНЫМИ (1410 г.)

Дальновидным, мудрым, отличным, дорогим и доб­рым друзьям. Наперед и навсегда выражаем вам на­шу готовность к оказанию любезностей и услуг. От­личные, добрые друзья, доводим до вашего сведения, что с некоторых пор подмастерья-портные, работавшие у нас, начали устанавливать различные порядки, направленные против нас и мастеров-портных. Мы от­менили эти порядки и заставили подмастерьев отка­заться от них. Кому это не было угодно, тому предо­ставлялось уехать [из Констанца]. Случилось так, что ушедшие от нас приехали к вам. И вот ваши подма­стерья-работники налагают наказания и штрафы на тех, которые остались у нас, и снимают подмастерьев с работы. Это нам кажется несправедливым и может принести нам и всей стране большое горе. Как друзья ваши, мы сердечно просим вас подумать об этом деле и приложить все старания к тому, чтобы у вас про­извести изменения в этом смысле, чтобы вы и мы и ваши и наши мастера-портные были избавлены от таких новшеств и от такого дурного поведения работ­ников...

[Практикум по истории средних веков: в 2-х вып. Вып.1 /сост. М. Л. Абрамсон и др. М.: Просвещение,1988. С.185 - 186].

 

ИЗ БОМАНУАРА

Мы видим немало городов, где бедные и средние люди не имеют никакого участия в управлении, но всё оно у богатых, потому что люди коммуны боятся их или вследствие их родства. Случается, что один из них, пробыв год мэром, присяжным или казначеем, на следующий год делают таковыми своих братьев, племянников или других близких родственников, так что в продолжение десяти или двенадцати лет у богатых всё управление в добрых городах. Когда же люди коммуны хотят от них отчёта, они прикрываются указанием, что они-де отчитались одни перед другими; но в таких случаях этого нельзя терпеть, ибо в делах коммуны отчёты не должны приниматься теми, которые сами должны отчитываться.

Итак, подобный отчёт должен сдаваться в присутствии сеньора города или лица, им присланного, и в присутствии некоторых лиц, выбранных коммуной для выслушивания таких отчётов и обсуждения оных, если что нужно. И когда сдаются такие отчёты, надо сперва отчитаться тем, которые были казначеями, а затем узнать, что сталось с поступлениями. А если они в чём-либо не смогут дать доброго отчёта, должно их принудить к немедленному возмещению, взяв их самих и наложив запрет на их имущество…

[Хрестоматия по истории средних веков: пособие для преподавателей средней школы /под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР,1939. Т.1. С. 350-351].

РАСПРАВА ПАТРИЦИЕВ С ТКАЧАМИ В КЁЛЬНЕ

(XIV в.)

Господа со своим знаменем и с братством ходили по улицам и хватали ткачей силой; но они нашли немногих: ткачи обратились в кротов и залегли под землёй. На другой день городские власти проследовали с братствами и городским знаменем вверх по Проточной улице с трубами и флейтами, и за ними следовало много благонамеренных людей, и где только они могли схватить ткачей, они убивали их тут же на улице. Они отыскивали их и в их домах, в церквах и монастырях: они не щадили никого, ни старого, ни малого. Зазвонили в колокол у св. Марии… Тогда началось бегство; все, кто мог бежать, бежал.

Гнали жён и детей ткачей из города вон, и дума взяла себе их наследие, дом и двор и всё их достояние; и так поступили в особенности с теми, кто имел большую силу и богатство и повёл себя так грубо с думой. Большая часть вожаков, которые подняли восстание и были виноваты, бежала через ворота и очистила город и дома свои.

[Там же. С. 351].

ПРИЗЫВ К ЗАБАСТОВКЕ, ОБРАЩЕННЫЙ

ПОДМАСТЕРЬЯМИ-СКОРНЯКАМИ ВИЛЬШТЕТА

К ПОДМАСТЕРЬЯМ-СКОРНЯКАМ СТРАСБУРГА (1470 г.)

Сердечный привет, добросовестные дорогие друзья-подмастерья из цеха страсбургских скорняков! Мы просим вас, дорогие друзья-подмастерья, чтобы вы прекратили работу в Страсбурге до тех пор, пока мастера не согласятся соблюдать наши старые обы­чаи и грамоты, скрепленные печатями[27]. Если же вы не сделаете того, о чем мы просим, то знайте, что все добрые подмастерья поставят вам это в вину и вам придется отвечать за это... Мы надеемся, что вы не пойдете против всех добрых подмастерьев и не дади­те уговорить себя. Если бы это случилось, то под­мастерья лет 10—20 не забыли бы вам этого. Упаси вас бог от этого. Делайте нам то, что вы хотели бы, чтобы мы делали вам. Порядки же, которые хотят ввести наши мастера, не существуют нигде: ни в не­мецких, ни в итальянских, ни в языческих странах. Мы, подмастерья, должны крепко держаться друг за друга, ибо мастера других городов поддерживают страсбургских мастеров...

[Хрестоматия по истории средних веков /под ред. А. И. Неусыхина. М.: Учпедгиз,1949. Т. 1. С.301].

 

  1. ГОРОДСКОЙ СОВЕТ КЁЛЬНА ЗАПРЕЩАЕТ

ПОДМАСТЕРЬЯМ-САПОЖНИКАМ РАЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ (1491 г.)

Наши дорогие и верные бюргеры из цеха сапож­ников поставили нас в известность, что работники этого цеха часто обнаруживают по отношению к сво­им мастерам необычное неповиновение.

Так, например, они осмеливаются вводить особые праздники, не принятые в прежнее время, уходить по ночам из дома мастеров и совершать другие непри­личные поступки. Если не оказать этому противодей­ствия, то с течением времени отсюда может произойти много неудовольствия и неприятностей; для предотвра­щения этих последствий, а также чтобы поддержать согласие, почтительность и страх в вышеуказанном цехе, мы разрешили названным выше мастерам и братьям... внести в их цеховую книгу следующие ни­же пункты, оглашать их каждые полгода в день вы­боров или в какое-либо другое время, когда они сочтут нужным это сделать, и требовать их твердого соблюдения под угрозой штрафа и пени за наруше­ние их.

1. Если подмастерье вышеуказанного цеха вздума­ет уходить по ночам без ведома и согласия мастера, то за каждый такой проступок он уплачивает цеху штраф в 3 кельнских альбуса[28].

2. Если работник или ученик осмелится вводить не принятые в прежнее время праздники, станет уходить днем и не захочет работать как полагается, то за каждый такой прогул он штрафуется уплатой 3 альбусов в пользу цеха.

3. Если мастер или брат вышеуказаного цеха даст у себя работу работнику, нарушившему эти наши по­становления, до того как работник полностью внесет наложенный на него штраф, то мастер этот уплачи­вает цеху 1 кельнскую марку штрафа за каждый день, который работник проработает у него.

Совет приказал внести эти постановления в книгу меморий, а вышеуказанному цеху выдать копию с них... Вместе с тем совет оставил за собою право во всякое время, если понадобится, дополнить их или сократить.

[Практикум по истории средних веков: в 2-х вып. Вып.1 /сост. М. Л. Абрамсон и др. М.: Просвещение,1988. С.187 - 188].

 

 

IV. ГОРОДСКОЙ БЫТ

  1. ИЗ АУГСБУРГСКОЙ КОНСТИТУЦИИ XIV В.

Раздел XIII. О набатном колоколе

§1. Всякий фогт здесь в Аугсбурге имеет право возвещать набатным колоколом, когда пожелает творить суд над ворами, разбойниками, убийцами, по поводу убийств и всякого рода вредных людей. И если он узнает, что под городом грабят бюргеров, либо если он увидит огонь [пожар], или произойдут распри между бюргерами и гостями, будь то днём или ночью, - он должен приказать ударить в набат.

И если, по соглашению между фогтом и советом, что-либо представится им слишком трудным [для разрешения], фогт должен повелеть ударить в набат. Помимо прав, оговоренных выше, фогт ни в каких других случаях не должен бить в набат без согласия ратманов.

§2. Право господина нашего епископа и его бургграфа таково, что если ему, соборному декану и совету бюргеров понадобится колокол, по поводу ли продовольственных дел или его [епископских] нужд, фогт может приказать бить в набат.

§3. Надобно знать, что колокол должен быть во власти бюргеров и они должны им распоряжаться. И тот, кому они его перепоручат, –- тот будет ведать колоколом, и в случае пожара, грабежа, кражи или раздоров между бюргерами и гостями, он должен бить в набат ради мира и наказания [виновных].

§4. И всякий ратман, который в то время таковым будет, имеет право при виде огня и при грабеже, краже и раздорах, днём и ночью приказать бить в набат, и это не дозволяется никому другому.

Дополнение [без указания даты]. Если фогтом и ратманами принимается публичный закон, о чём бы он не гласил, и закон этот возвещается при набатном звоне, с указанием штрафа, которому повинен нарушитель, - то штрафу этому подвергается всякий переступивший закон, хотя бы он присягнул перед святыми, что во время принятия закона отсутствовал и допустил его нарушение в первый же день своего прибытия, не будучи извещённым о новом законе.

 

Раздел XXVII. О палаче

§1. Палач обязан выполнять все телесные наказания.

§2. Если будет пойман человек, которого надлежит обезглавить или повесить, тот, кто его доставил для [казни], даёт [палачу] меч, стоимостью в 5 шиллингов, или 6 шиллингов деньгами.

§3. Если же [преступника] доставит бюргер, который делит с городом и труд и досуг, он не даёт [палачу] ничего.

§4. И когда его [преступника] поймают, - то, что у него будет ниже пояса, надо предоставить палачу. И доставивший преступника должен дать палачу 5 шиллингов за то, что тот его повесит.

Если же преступника доставит бюргер, он не платит ничего. А с того, кто осуждается на сожжение за ересь, палачу не следует ничего, ибо это общая нужда всего христианства.

Палач должен приводить в исполнение сожжение, прижигание сквозь зубы, отрезание ушей, вырезывание языка, отсечение рук, выкалывание глаз.

И если он сам поймает преступника, вся одежда последнего достаётся палачу.

[Хрестоматия по истории средних веков /под ред. А. И. Неусыхина. М.: Учпедгиз,1947. Т.1. С. 392 - 393].

 

2. СВАДЕБНЫЙ РЕГЛАМЕНТ [конец XIII - начало XIV вв.]







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.