|
ЛЮДОВИК IX, КОРОЛЬ ФРАНКОВ, УТВЕРЖДАЕТ СОГЛАШЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЁННОЕ МЕЖДУ БРАТИЕЮ СВ. ПЕТРА ШАРТРСКОГО И ЛЮДЬМИ БУАВИЛЯ, МОРВИЛЯ И ШЕВАНН (1258 г.)Во имя святой и нераздельной Троицы, аминь, Людовик, милостью божией король франков... Видели мы грамоту нашего орлеанского бальи, гласящую следующее: всем, кто увидит настояшую грамоту, Жирард de Kauserio орлеанский бальи... Когда возникла распря между аббатом и братиею монастыря св. Петра Шартрского... и людьми трех селений, именно— Буавиля, Морвиля и Шеванн... пришли они к следующему соглашению... За отмену аббатом и монастырем... мельничного и печного баналитета и за полное уничтожение в дальнейшем обложения, коему подвергались люди Буавиля, как лично зависимые люди означенных аббата и монастыря, хотя они и утверждали, что и до соглашения и после соглашения всегда были свободны, означенные люди Буавиля, Морвиля и Шеванн...обещались... заплатить означенным аббату и монастырю 800 ливров турской монетою... В силу настоящего мирного соглашения названные аббат и монастырь будут считать оных людей Буавиля... от личной зависимости свободными. Было при этом... условлено... что люди означенных трех селений... кои имеют и будут иметь в означенной сеньории земли или другие какие-либо владения, будут платить... ежегодно названным аббату и монастырю с владений своих чинш[41], десятины; шампар, нести повинность по угощению, извозную повинность и все другие платежи и повинности, каковые люди сеньории Буавиля несут по обычаю. [Там же. С.17-18].
Всем, кто увидит настоящую грамоту, Гуго de Sancto Justo, орлеанский бальи, привет... Да будет всем ведомо, что была распря между... аббатом и братиею монастыря св. Петра Шартрского, с одной стороны, и людьми Абонвиля — с другой, по следующему поводу: названные монахи и аббат говорили, что оные люди лично зависимы от аббатаи монастыря и что каждый из них должен платить аббату и монастырю по 4 денария чинша за свое зависимое состояние; и еще требовали аббат и братия монастыря с тех из оных людей, кои имеют лошадей, по три барщины ежегодно; а еще требовали названные монахи, чтобы оные люди мололи, по их приказанию, [зерно] на монастырской мельнице в Абонвиле. А названные люди... [говорили], что они знать не знают о том, что должны нести все эти повинности. В конце концов аббати братия монастыря, с одной стороны, и люди из Абонвиля — с другой, по совету добрых мужей, пришли к следующему соглашению. Именно, аббат и братия монастыря отныне и впредь будут считать оных людей свободными от личной зависимости. Люди же Абонвиля и всякий, кто держит или будет держать землю или [другое] владение в селении Абонвиль и на его территории, будут [сообща] платить аббату и братии монастыря или их уполномоченному по 10 турских или шартрских ливров ежегодно. Кроме того, оные люди... будут платить чинши, кои они привыкли платить за свои владения, [также] десятины, шампар и [нести] извозную повинность, по две барщины в год, [последнее, впрочем] лишь те, кои имеют лошадей... а также прочие повинности, кои они привыкли платить, за исключением вытекающих из крепостной зависимости, обязанность нести которые они всегда отрицали. При этом монахи должны давать рабочему, когда он справляет барщину, хлеба, вина и по три яйца ежедневно, как исстари то пошло по обычаю. Кроме того, названные люди, когда они будут молоть [зерно]... на мельнице аббатаи монастыря в Абонвиле, будут вносить такую плату за помол, какую соседние селения обычно платят; также будут судиться названные люди аббатом и братией или их представителями по всяким судебным делам в Абонвиле, если штраф по тяжбе не будет превышать 20 солидов; если же штраф по тяжбе будет превышать 20 солидов, означенные люди будут судиться аббатом или его уполномоченным в Шартре или же Буавиле. И если случится, что кто-либо из оных людей не уплатит в назначенный срок своей доли из названных 10 ливров, аббат и братия монастыря или их уполномоченные вправе конфисковать и обращать в свою пользу всякое их имущество, движимое и недвижимое, в их сеньории находящееся, пока не будет им уплаты и долга и штрафа. [Там же.С.18-19].
ОТПУСК НА ВОЛЮ (1272 г.) Да будет ведомо, что [нижепоименованные], представшие перед нами [перечислено 14 имен] прирожденные жители селений Суси и Нуазо добровольно признали, что и они сами, и предки их с незапамятных времен были сервами церкви блаженной Марии Парижской... Признали также... что декан с капитулом и их самих, и детей их... освободили по многим их просьбам, от ига серважа и от мертвой руки... на нижеписанных... в настоящей вольной грамоте условиях... именно:...означенный декан с капитулом удерживают для себя... ежегодное взимание в праздник блаженного Мартина зимнего 16 парижских ливров в качестве тальи... между тем как до настоящего освобождения означенный декан с капитулом брали талью по своей воле и своему благоусмотрению. [Удерживают] также [декан с капитулом] справедливую и законную десятину... Условие настоящего соглашения то, что [люди Суси и Нуазо] никак не будут пользоваться этим освобождением до тех пор, пока полностью не выплатят... декану и капитулу 1500 парижских ливров... [Там же. С.19].
ГРАМОТА ОСВОБОЖДЕНИЯ, ДАННАЯ АББАТОМ СВ. КОЛУМБАНА САНСКОГО (1288 г.) ... Пожелали также названные монахи и пожаловали, чтобы оный Готфрид и наследники его, как свободные и от всякого беспокойства серважа избавленные люди, имели впредь право свободно продавать, покупать, дарить, закладывать и отчуждать всякое свое имущество, делать завещания, заключать с кем угодно браки, вступать в духовное звание... имущество свое умножать и уменьшать, вчинять иски и отвечать перед всякими судьями... [Там же. С. 20].
12. ОРДОНАНС [42] КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА X ОТ 3 ИЮЛЯ 1315 г. ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ СЕРВОВ Людовик, милостью Божией король Франции и Наварры, возлюбленным и верным нашим – господину Saince de Chaumont и господину Nicole de Braye – привет и изъявление расположения. Так как по естественному праву каждый должен родиться свободным, но по некоторым обычаям и кутюмам, с незапамятных пор установленным и доселе в нашем королевстве хранимым, а также случайно за проступки предков множество нашего простого народа (commun peuple) впало в состояние серважа (servitude) и разные [другие зависимые] состояния, что весьма нам не нравится, мы, принимая во внимание, что королевство наше названо и слывёт королевством франков[43], и желая, чтобы действительное положение вещей соответствовало [этому] названию и чтобы положение народа было исправлено нами с началом нашего нового царствования, по обсуждении с нашим великим советом повелели и повелеваем, чтобы повсюду в королевстве нашем, поскольку это в нашей власти и власти преемников наших, такие состояния несвободы приведены были к свободе (franchises) и чтобы всем тем, кои либо по происхождению, либо по давности, либо вновь в силу браков или в силу проживания на несвободной земле, впали в состояние серважа, дана была на добрых и приличных условиях свобода. И ради того, чтобы простой народ наш не терпел более ни обид, ни вреда от сборщиков, сержантов и других служащих, которых прежде посылали по делу о менмортах и формарьяжах, как это было до сих пор, что весьма нам не нравится, а также ради того, чтобы и другие сеньоры, владеющие лично зависимыми людьми, по примеру нашему, привели их к свободному состоянию, мы, вполне полагаясь на верность и испытанную мудрость вашу, настоящей грамотою поручаем и приказываем вам отправиться в Санлисский бальяж и его ведомство, а также во все местечки, города, общины и к отдельным лицам, кои будут требовать у вас вышеназванной свободы, с тем чтобы договариваться и условливаться с ними относительно известных выкупов, которыми мы были бы достаточно вознаграждены за выгоды, кои с названного состояния [серважа] могли поступить нам и преемникам нашим, и давать им, насколько это касается нас и преемников наших, общую и постоянную свободу, как выше сказано и как более подробно мы вам о том устно говорили, объявляли и поручали. И даем по совести обещание за нас и за преемников наших, что утвердим, одобрим, соблюдем и повелим соблюсти и оградить все, что вы сделаете и обещаете в названных случаях, и грамоты, кои вы выдадите по делу о договорах, выкупах и о даровании свободы городам, общинам, местечкам или отдельным лицам, мы тотчас же утвердим и будем выдавать наше на то [разрешение] всякий раз, как будут они о том просить нас... Дано в Париже, в третий день июля, в год от воплощения Господа 1315. [Хрестоматия по истории средних веков /под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 2. С. 45-46]. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|