Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИЗ «ПОЭМЫ О ВЕРСОНСКИХ ВИЛЛАНАХ»





(середина XIII в.)

Деревня Версон располагалась в Нормандии на левом берегу р. Одона, сеньором которой являлся монастырь св. Михаила. В данном произведении речь идёт о т. н. старых вилланах, крестьянах, которые в ходе процесса феодализации во франкском королевстве сохранили личную свободу и не стали сервами. Вместе с тем в произведении упоминается одна характерная для серважа повинность – формальяж (от лат. foris – вне и marito – сочетаюсь браком), в соответствии с которой крестьяне должны были получить согласие и платили своему господину выкуп при заключении брака с лицом, находящимся вне его юрисдикции. Кроме того, они зачастую выполняли барщинные работы, платили натуральный оброк. Тех крестьян, которые приобретали личную свободу в результате освобождения от серважа, называли новыми вилланами или цензитариями.

Автор поэмы – Эсту Легоз. Произведение написано на старофранцузском языке, состоит из 235 рифмующихся строк.

 

Снова несу я свою жалобу святому Михаилу — вестни­ку небесного царя —на всех версонских вилланов и особо на виллана Осбера, предателя, который хочет обездолить святого Михаила.

Вилланы должны возить камень — без споров и сопро­тивления. В нём что ни день, то нужда. И на печах и на мельницах. Вилланы постоянно повинны службой. Строит­ся ли дом — они должны подавать каменщикам камень и цемент. Все это делает каждый виллан, кроме Осбера Пенеля, который придумал скверное новшество: вилланы вы­брали его своим вожаком (да умрут они за это в стыде!) и сделали его ходатаем, чтобы обобрать сеньора. Не устроили ли они того с рядом других знатных? Да, они это проделывают постоянно.

Первая работа в году — к Иванову дню. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на бар­ский двор, куда укажут. Бордарии же уберут сено в сарай. Эту работу они делают постоянно.

Затем должны они чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз. Такую работу делает виллан.

Но вот наступает август, а с ним новая работа (её-то им только недоставало!). Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Эту службу несут они с детства, как несли её предки. Так работают они на сеньора. Если их земли подлежат шампару[44], то никогда не свезти им с полей своих снопов: идут они искать сборщика и приводят его с великой неохо­той; если виллан погрешит против установленного счета, то сборщик пристыдит его и наложит большой штраф, буде он ему чего недодал. И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть ни единого снопа, везет к ам­бару общего шампара. Его же собственный урожай остает­ся под дождем и ветром, и виллан тоскует о своем хлебе, который лежит на поле, где терпит всяческий ущерб! И вот подъезжает он к амбару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле или на до­роге. Привязывает он своих лошадей, но им не дадут ни крошки корму; а если увидит его меряльщик, то он также сумеет огорчить виллана, требуя с него вина. Немало при­ходится платить тому, над кем висят три или четыре при­казчика: один принимает, другой разгружает, третий ведет к меряльщику — бедняку же одни слезы! Сдав хлеб, вил­лан, наконец, уходит (давно не знал он такой радости!), кляня на своем наречии того, кто наградил его такой судь­бой, а потому и допустил над ним такое измывательство.

А потом подходит время ярмарки «на лугу» и сентябрь­ский богородичный день, когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берет двух наилучших, один для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже! А сверх того, надо приложить по денье[45] за каж­дого поросенка из оставшихся. Все это должен платить виллан. Затем наступает день святого Дионисия. Тут вил­ланы хватаются за голову — ведь им надо вносить ценз[46], и они в страхе. А вот подходит срок уплаты за огораживание, - ведь вилланы держат большие загороди. Если виллан уже давно обрабатывает своё поле, то всё же он не может и не смеет обнести его изгородью, прежде чем не внесёт пошлину сеньору и не получит его согласия. Но на земле, с которой уплачивает шампар, виллан не смеет ни положить камня для ограды, ни возвести стену или другое ограждение. Ещё об одном хочу сказать вам. Виллан не может продать свою землю без того, чтобы сеньор не получил тринадцатой доли с цены. Затем они опять повинны барщиной. Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На до­лю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепешку к «вотчинному» Андрееву дню, что бывает за три недели до Рождества. Она предназначается для господского стола. К Рождеству надо сдавать кур, в случае, если они недостаточно хороши и нежны, приказчик заберёт в залог виллана. Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого. Ну-ка, заставляйте их платить! Полностью должны они рассчитаться! Ступайте, забирайте их лошадей, уводите коров и телят, удерживайте их залоги по всем дворам. Пригоняйте побольше, ничего не оставляйте им в подарок.

Если виллан выдает дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину — «кюлаж». Затем приходитВербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно везти сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность. Если они не смогут уплатить в срок, то тем самым передают себя на милость сеньора. На Пасху вил­ланы опять повинны барщиной. Когда вилланы вспашут землю, идут они в амбар за зерном, сеют и боронят. Каж­дый обрабатывает один акр под ячмень. После этого надо ехать в кузницу подковывать лошадей, потому что пора отправляться за дровами в лес. Богатое вознаграждение получает за это виллан — по два денье в день! Затем сле­дует повозная повинность, ведь ежегодно они возили хлеб в Домжан. И тут немало издевались над ними. Вилланы еще облагаются одним картье пшеницы. Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора[47]. Если виллан не рассчитался с мельником, как ему полагается, то мельник возьмет своё на зерне, отмеряя его такой ме­рой, что возместит свой помол; лопаткой загребет себе му­ки так, что полной мерой останется едва половина, и еще прихватит горсточку. Но вот виллан получил свою часть и спешит идти домой без шума и драки. Но тут наступает самое худшее — виллан должен заплатить еще и за выпеч­ку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориаль­ной печи и исправно платит свой форнаж[48], приносит лепеш­ку и подмогу, но пекарша, надменная и важная, ворчит, а пекарь недоволен и бранится, говоря, что он не получил, сколько ему полагается. Он клянётся господними зубами, что печь будет истоплена плохо и что не придется есть хорошего хлеба — он будет непропечённым.

Сир, да будет вам известно, что нет под небом более подлого народа, чем версонские вилланы, — это мы твердо знаем. Поэму эту написал Эсту Легоз и многими словами подкрепил правду высказанного.

[Хрестоматия по истории средних веков /под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 2. С. 47-49].

 

О ЗЕМЛЕ МАРНА (1199 г.)

Одон, божьей милостью епископ Парижский... Извеща­ем всех — настоящих и будущих, что мы, по совету мудрых мужей, землю нашу Марна, на которой в старину был лес... разделили на гостизы и отдали за чинш с тем расчетом, чтобы в каждой гостизе было по 8 арпанов[49] возделываемой земли и по одному арпану для застройки. И с того арпана, который будет под застройкой, ежегодно должно платить нам... на Рождество блаженной Марии – 1 секстарий овса, на праздник св. Ремигия — 6 парижских денариев... и в день поминовения усопших — полмины[50] пшеницы и двух каплунов. С каждого же из 8 арпанов над­лежит платить в вышеназванный праздник св. Ремигия по 6 денариев чинша. И да будет ведомо, что из означенных 8 арпанов два наилучших, кои выберет епископ или его уполномоченный, должны быть отведены под усадьбу, и без этих двух арпанов постройки продавать и отчуждать нельзя; а также и два арпана [нельзя отчуждать] без по­строек. Что касается прочих 6 арпанов, то их могут посе­ленцы продавать и заключать о них иные сделки по своей воле, но лишь с обитателями [своего] селения: и никто, кроме обитателей селения, не может держать ни землю, ни постройки. Если же постройки или же земля достанутся по наследству кому-либо не из обитателей селения, над­лежит ему в течение года явиться на землю для прожива­ния там или же продать её местному жителю. Да будет также ведомо, что все вышеназванные платежи будут при­ниматься и измеряться на месте... рукою епископского слу­жащего. Когда же будут измерены и приняты, поселенцы на собственных повозках... должны привозить их из Марна к св. Клодоальду в амбар епископа, но перемеривать их не обязаны. Епископ на свои средства устроит в селении печь и поставит там своего надсмотрщика, чтобы топить печь дровами, которые будут поставлять люди... И будут ходить люди из Марна в силу права баналитета на мельницы епи­скопа и там будут молоть 14 бушелей за 15-й; но если в течение дня и ночи не будет им места для помола, можно им идти на другую мельницу... Епископу принадлежит пра­во взимать в селении подорожную пошлину. Люди селе­ния... будут судиться за проступки на земле [той] служа­щим епископа... Всем поселенцам из Марна быть совер­шенно свободными от всякой тальи и барщины.

[Практикум по истории средних веков /сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. М.: Просвещение, 1988. Вып.2. С.12-13].

 

ПОВИННОСТИ ВИЛЛАНА

(Из грамоты 1263 г.)

...Означенный дом с садом и [прочими] принадлежно­стями обещался он... от своего имени и от имени наслед­ников и преемников своих держать на вилланском праве, согласно обычаям и кутюмам той местности, и нести [за то] чинш... барщину, платежи, тальи и прочее, что следует по праву... и что за названный дом и сад доселе платилось…

[Там же. С. 13-14].

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.