Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАЩИТА КУТНОГОРСКОГО ЭДИКТА ЧЕШСКОГО КОРОЛЯ ВАЦЛАВА IV





(1409 г.)

Прежний устав Пражского университета, основанного Карлом IV в 1348 г., предоставлял «чешской нации», т.е. чешским профессорам и студентам, лишь один голос при решении важных вопросов и при выборах в университете. В то же время три других голоса принадлежали «нациям»: саксонской, баварской и польской, т.е. иноземцам. Кутногорский эдикт гласил: «Определяем твердо и непреклонно, чтобы на будущее время чешский народ во всех совещаниях, судах, экзаменах, выборах, стипендиях и во всех других делах университета имел право трех голосов по примеру статута Парижского университета с теми преимуществами, которыми пользуются французы в своём университете».

 

Так как яснейший князь и господин, его королевское величество Вацлав, король римский, распространитель империи, божию милостью король чешский, имеет власть над чешским королевством, то сообразно с законом божиим, и церковными, и государственными законоположениями ему надлежит прежде всего и более всего заботиться о спокойствии и особых преимуществах коренных обывателей королевства, чем о чужестранном населении. Это вытекает прежде всего из закона божия, а потом и из закона человеческого. Отсюда следует, во-первых, то, что король Вацлав имеет правительственную власть в чешском королевстве и Пражском университете прежде всего и главным образом в установлении порядков, а для сохранения лучшего порядка в университете имеет власть принимать и увольнять как чехов, так и иностранцев, но непременно с условием заботиться более всего о чехах. Во-вторых, король Вацлав имеет полное право даровать и действительно даровал обывателям своего королевства в Пражском университете три голоса, чем оказал им предпочтение перед чуждыми народностями, которых в эдикте он называет общим именем тевтонов, потому что иностранцы твердо объединились между собой (под тевтонским знаменем). В-третьих, совершенно неосновательно чужеземцы ропщут против вышеозначенного королевского эдикта, не желая в то же время повиноваться его королевскому величеству господину королю, наивысшему лицу в чешском королевстве… В-четвертых, обыватели чешского королевства настоящие чехи- как светские, так и духовные лица – в силу королевского дара (эдикта) должны принять, владеть и пользоваться особыми привилегиями в совещаниях и управлении, в занятии первых мест и должностей для успеха и чести самого короля и его королевства. Это вполне ясно, ибо король имеет право дать своим передовым подданным такие привилегии. Отсюда (если основание правильно) вполне правильно и логическое заключение. В-пятых, король Вацлав имел полное право дать магистрам и студентам из своего чешского народа преимущество пред магистрами и студентами чужих народностей в советах, судах, экзаменах и во всевозможных суждениях и распоряжениях университета, как высказало об этом его величество в своем всемилостивейшем и справедливейшем эдикте. В-шестых, чужие народности (иначе: тевтонский народ) должны покорно повиноваться его королевскому величеству в даровании им чешскому народу права трех голосов с опасением, в противном случае подвергнутся наказанию… В-седьмых, чешский народ должен быть передовым хозяином в Пражском университете по отношению к чужим народностям…

…Король чешский может и даже должен поставить свой чешский народ во главу, а не в хвост, так, чтобы он всегда был выше и никогда не был ниже. Отсюда следует, что чешский народ, послушный своему королю, должен быть в чешской земле превознесенным над всеми другими народностями и должен стоять во главе, а не в хвосте, всегда вверху и никогда внизу; отсюда следует, что в Пражском университете чешский народ должен быть хозяином над чужими народностями…

В-восьмых, по отношению к настоящему времени отсюда следует то, что тевтонский народ, стремясь удержать за собою первенство и своё управление в Пражском университете при помощи права трёх голосов против одного голоса, желает стать выше чешского народа, хочет быть во главе, а не в хвосте, вверху, а не внизу, а своим неповиновением повелению короля противится как евангельскому примеру, та и эдикту короля, и потому никоим образом это желание тевтонского народа не может уважено.

В-девятых, всемогущий Бог, под угрозой вечного осуждения, повелевает не пожелать имущества ближнего своего. Между тем владеть первенством, первым местом, первым и большим голосом и вообще первенством в управлении чешской землею – все это собственность ближнего, т.е. чехов, или чеха. Отсюда тевтонский народ, желая завладеть всем этим у чехов, противится вышеприведенной заповеди божией.

Далее, и естественный закон гласит: «чего не хочешь себе, того не делай и другим, а чего себе хочешь, то и им делай». Между тем народ тевтонский вовсе не желает того, чтобы чешский народ имел первенство в Вене или в Гейдельберге, чтобы стоять там во главе и всюду вверху; напротив, сам желает владеть там первенством над народом чешским. Отсюда, сообразно с первым положением, он не должен домогаться первенства в чешской земле и стать во главе и вверху, а сообразно со вторым положением должен желать, чтобы чешский народ в своей чешской земле был возвышен над остальными народностями и стоял во главе, а не в хвосте и всюду был вверху, а не внизу…

…Таким образом, если тевтоны хотят, чтобы чехи, живущие в тевтонской земле, не нарушали тевтонского порядка, не присваивали их голосов и привилегий и не усиливались стать вверху и во главе, то пусть и они так же относятся к чехам и чешской земле. Затем, церковные и гражданские законы повелевают домородцам (чехам) обладать чужими, распоряжаться ими и относится к ним, как к рабам. Отсюда, чешский народ в своём чешском королевстве должен обладать чужими народам, распоряжаться ими и только терпеть их, как рабов по отношению к коренному населению, потому что чужие не наследники земли и им не может принадлежать право господства над коренными народами чешского королевства, связанными между собою узами (племенного) родства… Чешское колено в своей чешской земле должно спокойно управляться своими законами без помехи со стороны тевтонов, как некогда оно и управлялось. Потом (Золотая) булла непобедимого князя, блаженной памяти Карла IV, римского императора и чешского мудрейшего короля, гласит следующее: «Особенным расположением души мы объемлем чешское королевство и, заботясь о возвышенииего всеми нашими силами, мы задумали почтить его так, чтобы наши верноподанные обыватели этого королевства, непрестанно жаждущие плодов учения, не вынуждались попрошать о чужой милостыни в этом, но чтоб сами имели свою собственную богато приготовленную духовную трапезу наук, и люди, одаренные природным остроумием души и наиболее способные к советам (участии в управлении государством) стали бы истинно образованными вследствие знания наук» и т.д. Вот две цели яснейшего короля и ревностного чехофила: первая: - чтобы обыватели чешского королевства не попрошали о науках в чужих землях, и вторая цель, чтобы стали истинно образованнымии способнымии к участию в управлении, так как по своей природной склонности обыватели чешскогокоролевства участвуют в советах своим князьям и тем вспомоществуют благу королевства. Дальнейшие слова Золотой буллы предупредительно прибавлены непобедимейшим королем из опасения пред тем, чтобы иностранцы не оторвали целого или только части чешского королевства: «пусть домородные обыватели чешского королевства считают своею славою приглашать и иностранцев к участию в своей роскошной трапезе». Вот король говорит: «приглашать иностранцев к участию». Ныне же, напротив, оказывается, что иностранцы приглашают самих хозяев – чехов – к этому участию, потому что захватили в свои руки некоторые важнейшие части управления, бенефиции (доходные статьи) и коллегии. Но чтобы в университете не происходило ссор и иностранцы не могли бы господствовать над обывателями чешского королевства, Карл IV в Золотой булле своей прибавил следующее: «Мы устрояем и учреждаем все те льготы, какими обыкновенно пользуются доктора и студенты в Парижском и Боннском (Болонском?) университетах, и достигнем того, чтобы все эти права сохранялись нерушимо». А так как в Парижском и Боннском (Болонском?) университетах коренное население королевства владеет тремя голосами и само заведует главным управлением в этих университетах, то, в силу благочестивого и мудрого распоряжения яснейшего князя и короля Вацлава, чешский король ныне имеет получить в Пражском университете три голоса во всех университетских совещаниях, судах, экзаменах, выборах и всех других суждениях и распоряжениях.

Между тем, против этого дара яснейшего князя его королевского величества [короля Вацлава IV строит свои нарекания тевтонская народность; во-первых, ссылаясь на то, что уже много лет в Пражском университете продолжается обычай тевтонской народности правом трех голосов и преобладания её над чехама, и, следовательно, как утверждают тевтоны, яснейший король не имеет права изменять этого обычая; во-вторых, тевтонская народность ссылается на то, что никогда не было у чешского народа права на три голоса и, следовательно, будто не должно ему и ныне владеть тремя голосами…

Но поелику вышеприведенное положение: «чехи должны владеть правами и привилегиями над иностранцами и должны стоять во главе, а не в хвосте в совещаниях, судах и остальных делах университета» – есть истина ивполне ясна, то, очевидно, этой истине должен уступит оный обычай, по коему иностранцы завладели правами чехов в чешском королевстве. Удержаться этому обычаю не может никакая давность, ибо, как говорит святой папа-мученик Киприан: «Неправый обычай – не что иное как застарелое заблуждение; посему, оставив заблуждение, последуем истине!». Таким образом, этот святой папа повелел оставить старинные заблуждения и последовать истине. Но поелику передача иностранцам преимуществ пред своими обывателями королевства чешского в совещаниях и в остальном сказанном выше есть заблуждение, а правду составляет следующее: «чехи должны стоять во главе, а не в хвосте, должны сами управлять иностранцами, а не состоять под их управлением», то, оставив первое, как заблуждение, мы последуем второму. Теперь вполне ясно опровержение наше первого нарекания со стороны тевтонов. На второе нарекание тевтонов отвечаю указанием на отсутствие в нем последовательности. Ибо из того, что «никогда не было в обычае, чтобы чешский народ владел правом трех голосов», не следует, будто «непозволительно ему и в настоящее время владеть этим правом», – подобно тому, как из положения: «никогда не бывало, чтобы чешский народ отказывался от повиновения папе Григорию XII» – не следует вовсе, будто и «ныне невозможно ему отказаться от повиновения этому папе», на самом же деле это вполне возможно. В данном примере первая посылка противоположна второй, и заключение, конечно, ошибочное.

Далее тевтоны приводят следующее (третье) возражение: «В папской о королевской грамотах не сказано нарочито о том, чтобы чешский народ имел три голоса; а потому он не должен их иметь». Но в этом мудровании нет смысла, как, например, и в следующем: «В грамотах папы и короля не говорится о том, что король Вацлав не будет иметь в Чехии подданных трех народностей; следовательно, он не должен иметь в чешской земле трех народностей». Первое положение здесь правильно, но заключение – ошибочное.

В-четвертых, Тевтонский орден приводит следующее возражение: «После наставшего согласия между чешским и тремя иностранными народами, каждый, вновь записываясь в университетскую книгу, приносит присягу в том, что ни один народ, ни несколько народов не будут начинать распри и ссоры против другого народа или народов ради какой-либо привилегии или чего другого, кроме тех случаев, когда имеет или имеют на то очевидное право, даруемое грамотами или привилегиями со стороны пап или королей». Действительно, в этой присяге особенно благоприятно для чехов условие: «Кроме тех случаев, когда имеет или имеют на то очевидное право, даруемое грамотами или привилегиями со стороны пап или королей». Чешский народ, принимая дар короля Вацлава, не нарушает этой присяги, ибо он вовсе не начал никакой распри против других народностей или против тевтонского народа, но, с благодарностью принимая дар яснейшего короля, желает по праву владеть тремя голосами.. С другой стороны, буллою короля Карла IV народу чешскому, действительно, дается привилегия приглашать иностранцев к участию в своей роскошной ученой трапезе (духовной). В Золотой булле говорится так: «Пусть чехи считают своей славою приглашать иностранцев к… участию в этой роскоши (трапезы духовной). Отсюда, пусть иностранцы успокоятся и будут благодарными за то, что их столь любезно принял к себе чешский народ». Далее, народу чешскому в Золотой булле дается ещё другая привилегия, о которой булла гласит следующее: «Дабы наши верноподданные обыватели чешского королевства, жаждущие плодов наук, не вынуждались попрошать у других о помощи, но чтобы сами имели в своем королевстве приготовленную духовную трапезу к духовному напитанию и те, кто наделен от природы особенною остротою духа, при помощи обучения наукам, стали наиболее способными к делам [государственного] управления». Вот две цели, о которых говорит славнейший князь и король Карл: первая – чтобы верноподданные обитатели королевства не попрошали о чужой помощи, и вторая – чтобы наука сделала их образованными и способными к совещаниям [о государственных делах]…

В-пятых, тевтонская народность приводит нарекания на чешский народ, будто последний впадает в грех клятвопреступления, если примет право трех голосов. Но тевтонский народ не может доказать основательности этого нарекания. Ибо каждый член Пражского университета присягал в споспешествовании благу университета, а благо университета и заключается в том, чтобы коренные обыватели королевства имели в своих руках управление университетом, как это доказано нами выше…

…Потом, Пражский университет не имеет право ничего утверждать против постановлений и планов короля, и если б постановил что-либо подобное, то это было бы совершенно бесполезным, неправильным и напрасным. Между тем, вполне ясно, что намерением князя, славнейшего государя нашего, было – возвысить и почтить чешское королевство и его обитателей пред иностранцами, так как в своей булле он говорит следующее: «поелику снова и снова с особенным усердием мы заботимся… о возвышении [чешского королевства], мы задумали почтить его». Но так как честь и благо принадлежит, конечно, не камням и дереву, а обывателям чешского королевства, то ясно, что государь имел в виду честь и благо [коренных] обывателей чешского королевства пред остальнымии временными обитателямии его. Отсюда – Пражский университет не может и не мог по праву установить или утвердить ничего вопреки намерениям короля [Карла IV] и его буллы, изложенной выше. Но так как претензия тевтонов на то, чтоб «именно они имели три голоса над одним голосом чешского народа и стояли во главе чешского народа вверху, а не внизу», стоит в противоречии с возвышением и честью чешского королевства, чехов, – то Пражский университет не имел права постановить и утвердить претензии тевтонов вопреки намерениям короля [Карла IV].

В-шестых, Тевтонский орден ставит следующее возражение: «в первое время по основании Пражского университета верховная власть и управление в университете принадлежали тевтонским профессорам, и именно они распределяли голоса по народностям так, как они хотели. Следовательно, и поныне мы имеем право делать то же самое, а народ чешский должен, подобно слуге, подчиняться тевтонской народности…».

Если чехи в начале учения и были самыми молодыми в науках и вследствие этого уподоблялись слугам тевтонов, то, будучи наследниками чешского королевства, оставались в таком служебном по отношению к тевтонам положении только до времени, установленного отцом, т.е. государем, который так говорил чехам: «Потерпите немного. Когда возрастёте в науках, сами будете господами и истинными наследниками». Но так как ныне, с помощью Божией, наступило исполнение времен, ибо чешские учители размножились более иностранных учителей и возвысились над ними познаниями в науках и своими способностями, то чехи теперь уже не слуги, но сыны, а как сыны, и – наследники, с помощью Божией.

Отступите же вы, мнимые правители и хранители, заботящиеся только о собственной своей пользе среди наследников этого королевства! Пусть господствуют в своей земле сами наследники, коим принадлежит наследство, во веки веков! Аминь.

 

[Хрестоматия по истории средних веков: пособие для препод. средней школы /под ред Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. Т. II. С.134 - 139].

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.