Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕЧЬ СИГИЗМУНДА НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ 14 ИЮНЯ 1415 г.





[При закрытии третьего, последнего заседания по обвинению Яна Гуса]

Вы слышали здесь обвинения против Гуса, подтверждённые несомненными доводами и его собственным признанием (?); из этих объяснений, по моему мнению, достаточно было бы и одного для предания Гуса смертной казни через сожжение, а потому, если он будет упорствовать в ереси, то я полагаю, что он должен быть сожжён. Впрочем, будьте уверены, что если бы он и принёс покаяние перед святым собором, то отречение осталось бы у него лишь на языке: возвратившись в Чехию, к своим друзьям и покровителям, он будет действовать в прежнем духе, ещё более уклоняясь от чистоты веры…

[История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя: в 2-х ч. Ч.2 (XV- XVII века) /сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. М.: Просвещение,1988. С.20].

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ЯНА ГУСА В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ

ИЮЛЯ 1415 г.

[Обращаясь к толпившемуся народу Гус громко сказал:]

Эти епископы уговаривают меня всенародно отречься, – нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то какими глазами воззрю на небо? Как дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые его убеждения? Никогда! Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бранного тела.

[Там же. С.21].

 

ОСУЖДЕНИЕ И СОЖЖЕНИЕ МАГИСТРА ЯНА ГУСА

Из «Гуситской хроники»

Автор «Гуситской хроники» – Лаврентий (по-чешски Вавржинец) из Бржезовой (ок. 1370-после 1437) родился недалеко от Кутной горы, в деревне Бржезовой, в небольшом имении своих родителей. Закончив Пражский университет, Лаврентий стал служить при чешском королевском дворе. В это время он знакомится с учением Яна Гуса и становится его последователем. В 1419 г., находясь на городской службе Нового Города Пражского[132], Лаврентий непосредственно оформлял различную гуситскую документацию и вёл эту работу вплоть до 1434 г.

«Гуситская хроника» охватывает события с 1414 до начала 1422 гг. и служит основным источником по истории гуситского движения. Она тем более ценна потому, что подлинные документы гуситов почти не сохранились. Автор хроники подробно описывает все события. Мы узнаём у него о возникновении Табора, о битвах гуситов с крестоносцами, о походах таборитов, о Яне Желивском, Яне Жижке и др.

Отмечая большое значение данной хроники, следует учесть, что Лаврентий принадлежал к зажиточному бюргерству и разделял взгляды умеренных гуситов.

 

И ещё в 7-й день месяца июня, а это был 6-й день недели… в 11 часов совершенно затмилось солнце, так что нельзя было совершать богослужение без свечей. Это был знак того, что затуманилось солнце правды – Христос – в сердце многих прелатов, злопыхавших против магистра Иоанна Гуса, вскоре после этого осуждённого собором на умерщвление.

Итак, в субботу, в 6-й день месяца июля, магистр Иоанн Гус, утверждённый бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник евангелия христова по ложному показанию свидетелей..., а также и по настоянию короля венгерского Сигизмунда, Констанцским собором был приговорён к смерти, после того как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя, как следовало бы сообразно с его невинностью. Будучи осуждён несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишён священнического сана и передан в руки светской власти. Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и верёвками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров; он был поглощён пучиной огня, радостно возглашая: «Иисусе, сын бога живого, помилуй мя…». После его сожжения, чтобы не сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был для унижения богемцев в поток Рейна, протекавшего там невдалеке…

[Там же. С. 23-24].

 

II. ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ ГУСИТОВ

А) Возникновение Табора

Так как мы очень часто употребляем название таборитов, то полезно будет для потомства описать их обычаи, происхождение и нравы, особенно ввиду того, что хотя они и называют себя ревнителями закона Божия, но некоторые а них впали во многие заблуждения. Итак, зародилось это течение в окрестностях Бехини, и первоначальной причиной их объединения было причащение под обоими видами. Когда верными господу присвитерами было объявлено подобное причащение во многих местах Богемии и Моравии, то, несмотря на упорство враждебного этому клира, объявлявшего всех совершавших такое причащение еретиками, день ото дня удивительным образом всё больше распространялось в народе святейшее причащение телом и кровью, так как люди познали, что в этом есть евангельская истина… Таким образом, в лето господне 1419-е случилось так, что пресвитеры со своими викариями слишком грубо стали нападать в окрестностях замка Бехини на тех, кто совершал такое причащение, и с оружием в руках прогоняли их их храмов, как лиц заблуждавшихся и еретиков. Поэтому [верные господу] пресвитеры с примкнувшим к ним народом взошли на большую гору, на вершине которой имеется большое плоскогорье, и на самой этой вершине соорудили из льняных полотен большой шатёр наподобее часовни. В этой часовне, совершая богослужение и не встречая помехи в совершении причащения под обоими видами, они усерднейше приобщали святых тайн евхаристии стекавшийся к ним народ. После чего, сложив полотно своего шатра, они возвратились по домами и дали горе той название Табор, почему и приходившие туда были названы таборитами. Когда весть об этом дошла до слуха близлежавших городов, местечек и селений, братья пресвитеры со всей округи в определённый установленный день привели примкнувший к ним народ… на гору Табор, как они говорили, для укрепления в истине, а также для поддержания утешения пребывающих там братьев и сестёр. И когда они подходили туда, им навстречу вышли с горы Табор… братья и сёстры, торпясь оказать им братскую встречу. И пришедшие на гору провели там целый день не в праздности и веселье, а в занятиях, способствующих спасению души… Все называли там себя братьями и сёстрами; богач разделял там заранее приготовленную пищу с бедняками… Ни для каких гульбищ и игр в кости, ни в мяч, ни во что-либо другое не находилось там охотников не только среди взрослых, но даже и среди детей. Наконец, не было там ни споров, ни воровства, не раздавались там звуки свирелей, ни мелодии на кифаре… По окончании крустного хода все взаимно пожелали друг другу доброго здоровья и разошлись, откуда пришли…, не уклоняясь в пути ни вправо, ни влево, чтобы не потоптать посевы хлеба. Когда слух обо всём указанном выше стал распространяться и по более отдалённым краям, то число приходящих со дня на день стало заметно увеличиваться… Поэтому, когда стали со всех сторон туда стекаться, король с несколькими баронами, противниками истины, начали очень этим тяготиться, опасаясь, как бы такое множество народа не избрало… нового короля и архиепископа для защиты закона божия и не вторглось бы в их поместья, и не стало предавать их разорению, как владения своих противников… По этой причине некоторые из знати, угрожая своим подданным потерей жизни и имущества, строжайше запретили им в дальнейшем ходить на сборища на гору Табор…

[История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя: в 2-х ч. Ч.2 (XV- XVII века) /сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. М.: Просвещение,1988. С.24-25].

 

Б) Начало гуситских войн

Имя автора этой хроники неизвестно. Судя по содержанию, он был верным католиком и выступал против таборитов.

 

… В воскресенье, 30 июля, некий Ян, бывший монах Цистерцианского ордена[133], говорил проповедь в этот день в одном пражском храме и этой проповедью возбудил слушавший его народ к мятежному выступлению против городских советников и всех их ревностных сторонников… По окончании этой злосчастной проповеди, так в часу третьем, этот Ян устроил процессию к церкви св. Стефана, что в Новом Городе Праги, неся с собой в ковчеге тело Христово в сопровождении многочисленной толпы, вооружённой мечами и палками….[134]

Толпа осадила ратушу Нового Города, выломав двери, поднялась наверх в ратушу и выбросила из окон сверху на землю бургомистра Николая Подвинского с тремя советниками, судьёй, тоже по имени Николай, и несколькими горожанами, причём некоторых из выброшенных предварительно рассекали мечами и пронзали копьями.

После того как это дьявольское и злосчастное избиение стало известно королю, последний пришёл в сильное замешательство; что же касается города Праги, то не весь он был смущён этим событием вместе с королём. Ведь очень многие радовались этому печальному кровопролитию и ликовали от этого весьма дурного дела, в особенности городские советники Старого Города Праги, за исключением пятерых из них… Что же касается советников Малой стороны города Праги, то как будто все они без исключения, а также многие другие обитатели и окрестные жители всех трёх городов[135], и большая часть придворных короля и королевы явились соучастниками этого достойного проклятья человекоубийства, так как они и подавали советы и оказывали помощь убийцам.

По этой причине непосредственным исполнителям убийства было позволено остаться безнаказанными и гулять на свободе, в то время как, согласно требованиям правосудия, они за совершение этих злодеяний должны были без всякого промедления понести заслуженное суровое наказание. И наконец, народ в Новом Городе, опираясь на поддержку таборитов, самочинно выбрал в городской совет новых советников, или скабинов[136], а во главе их поставил в качестве бургомистра некоего известного еретика из мирян, по имени Пётр и по прозвищу Гус.

[Хрестоматия по истории средних веков: для препод. средней школы /под ред. Н. П. Грацианского, С. Д. Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. Т. II. С. 152-153].

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.