Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально - политическое учение





«В это время не будет на земле ни королей, ни властелинов, ни подданных, исчезнут все подати и налоги, никто не будет принуждать к чему-либо, ведь все одинаково будут братьями и сестрами.

Как в городе Таборе нет «моего» и «твоего», но все общее, так и всегда должно все быть общим для всех и никто не должен иметь отдельной собственности, а кто такую имеет, повинен в смертном грехе.

Сообразно с этим они находят учить, что не подобает впредь ни иметь короля, ни выбирать себе такового, но что теперь сам Бог хочет быть королем над людьми, и правление должно быть передано в руки народа; что всех господ, дворян и рыцарей следует ниспровергнуть и уничтожить, как неправильно растущие деревья в лесу, что должны быть уничтожены теперь подати, налоги и платежи; должны быть отменены все княжеские, городские и крестьянские права как выдумки людей, а не дело Божие, и что прежний закон Божий во многих его разделах, например, в разделах о терпении, о повиновении королям и господам, а также о податях и т.д. должен быть признан недействительным, так как каждый будет иметь закон Божий записанным в своем сердце».

[Сапрыкин, Ю. М. Крестьянские движения в Западной Европе в XIV-XVI вв.: учебное пособие /Ю. М. Сапрыкин.М.: Изд-во МГУ,1960. С.31 - 33].

 

ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО ГЕРМАНИИ (СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ)

 

ЗОЛОТАЯ БУЛЛА». 1356 г.

«Золотая булла», получившая своё название от привешенной к тексту золотой печати, была принята в 1356 г. при императоре Карле V, который одновременно являлся богемским (чешским) королём (Карлом I). Другое название документа – «Курфюрстская булла» – более соответствует содержанию этого документа, окончательно закрепившего в раздробленной Германии (Священной Римской империи) власть великокняжеской (курфюрстской) олигархии. Три духовных и четыре светских князя избирали римского короля, который после утверждения папой получал титул императора. Курфюрсты имели право суда над ним и могли его смещать. На их съездах решались важнейшие общеимперские вопросы; в своих владениях они обладали фактически неограниченным суверенитетом. «Золотая булла» оказала влияние на последующее развитие государственного права в Германии, где она считалась действющим законом вплоть до XIX в.

 

ГЛАВА II

ОБ ИЗБРАНИИ РИМСКОГО КОРОЛЯ

 

3. …По принесении князьями-избирателями или (их) послами… присяги… пусть приступят они к избранию и никак уже названного города Франкфурта не пркидают, прежде чем большая часть их не выберет временного главу мира или христианского народа, то есть римского короля, долженствующего стать императором.

4. …И мы постановляем и предписываем всей полнотой данной нам императорской власти, что тот, кто вышеуказанным способом будет избран римским королём, тотчас же по окончании избрания, прежде чем он в силу власти Священной империи займётся какими-нибудь другими делами или предприятиями, должен всем вместе и каждому в отдельности князьям-избирателям, духовным и светским, которые считаются ближайшими членами Священной империи, незамедлительно и беспрекословно подтвердить и одобрить своими грамотами и печатями все их привилегии, грамоты, права, вольности, пожалования, старинные обычаи, а также почётные саны и всё, что они от империи получали и чем обладали вплоть до дня выборов, и всё перечисленное повторить ещё раз им, после того как будет коронован императорской короной.

 

ГЛАВА IV

О КНЯЗЬЯХ-ИЗБИРАТЕЛЯХ ВООБЩЕ

 

2. Далее, когда бы и сколько бы раз в будущем ни случилось (престолу) Священной империи быть вакантным, архиепископ майнцский будет тогда иметь власть – как он имел (эту) власть, насколько известно, сыздавна, – созывать письменными извещениями прочих вышеупомянутых князей своих соучастников по упомянутым выборам; кода же они все или те, которые смогут и пожелают присутствовать (на выборах), соберутся к назначенному дню выборов, названный архиепископ пайнцский… должен будет опросить голоса своих соизбирателей, каждого в отдельности, в следующем порядке: первого, разумеется, он опросит архиепископа трирского, коему мы предоставляем первый голос, который, как нам известно. Принадлежал ему до сих пор; второго – кёльнского архиепископа, коему по рангу и должности присвоено возлагать королевскую корону на римского короля; третьего – короля Богемии…; четвертого – пфальграфа рейнского; пятого – герцога саксонского; шестого – маркграфа бранденбургского; о голосах их всех названный архиепископ майнцский расспросит в указанном порядке. После этого названные князья-избиратели, его соучастники (по выборам), спросят, в свою очередь его, чтобы и он сам выразил свое мнение и объявил им (за кого подаст) свой голос.

ГЛАВА ХХ

О НЕОТДЕЛИМОСТИ КУРФЮРШЕСТВ ОТ ПРАВ, С НИМИ СВЯЗАННЫХ

 

Так как все княжества и каждое (из них) в отдельности, в связи с которыми светские князья-избиратели получают, как известно, права и голос на выборах римского короля, долженствующего потом стать императором, до такой степени сопряжены и неразрывно соединены с этим правом, должностями, санами и другими правами, с ними связанными и от них проистекающими, что право, голос, должность и сан, а также другие права, относящиеся к какому-либо из этих княжеств, не могут доставаться никому другому, кроме того, о ком известно, что он влядеет самим курфюршеством с его территорией, вассально-зависимыми землями, ленами и доменами и со всем, к нему относящимся, - то настоящим императорским эдиктом, долженствующим сохранять силу на вечные времена, мы подписываем, что каждое из названных курфюршеств должно…оставаться и быть навеки нераздельно соединенным и связанным с избирательным правом, голосом, должностью и всеми прочими санами, правами и всем, к нему относящимся…

[Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского. М.: Юрид.лит.,1984.С.123-125]

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

«Саксонское Зерцало» – памятник истории, права, общественно-политической и юридической мысли Германии XIII в., составленный рыцарем и юристом Эйке фон Репковым (1180/1190 - после 1233). В первой части «Зерцала» Эйке изложил земское право, которое применялось в земских судах в отношении к свободным шеффенского сословия, то есть к представителям среднего сословия, свободным, но не принадлежащим к «благородному сословию». Для высшего сословия («благородных») он написал вторую часть «Саксонского Зерцала», в котором изложил ленное право, регулировавшее отношения между сеньорами и вассалами.

Часть первая. ЗЕМСКОЕ ПРАВО

КНИГА ТРЕТЬЯ

Статья 62

§ 1. Пять местностей, которые называются дворцовыми, находятся в земле саксов, где король в установленные правом дни должен иметь [вести] королевский суд. Первая – Гроне, вторая – Верла, расположенная за Госларом, Вальхаузен – третья, Альштедт – четвертая, Мерзебург – пятая[137].

§ 2. Семь знаменитых ленов имеется, далее, в земле саксов: герцогство – пфальцграфство Саксония, маркграфство Бранденбург, ландграфство – Тюрингия, маркграфство – Мейсон, маркграфство – Лаузиц, графство – Ашерслебен.

§ 3. Далее, имеется в земле саксов два архиепискоства и пятнадцать других [епископств]. Магдебургскому [архиепископу] подведомственны епископы Наумбурга и Мерзебурга, и Майсена, и Бранденбурга, и Хавельберга. [Архи]епископ Майнца имеет в Саксонии четыре подчиненных [епископства]: епископа Хальберштадта, и Хильдесгейма, и Вердена и Падерборна. Епископы Оснабрюка, Миндена и Мюнстера подчинены архиепископу Кельна. Архиепископ Бремена имеет под собою епископов Любека, Шверина и Ратцебурга[138].

 

Статья 63

§ 1. Король Константин даль папе Сильвестру [I] светскую власть[139] назначать штрафы в добавление к духовным карам [в размере] 60 шиллингов[140] для присуждения всех тех, которые не хотят отвечать перед богом своей жизнью, чтобы они к этому принуждались их имуществом. Следовательно, светсткий суд и духовный должны действовать совместно для того, чтобы тот, кто противится одному, принуждался бы другим быть послушным и исполнять свои обязанности, вытекающие из права.

§ 2. Отлучение от церкви вредит душе, но ни от кого не отномает жизни, не ущемляет прав ни по земскому праву, ни по ленному праву, если только не последует королевская опала.

§ 3. Объявление состоящими под подозрением грозит жизни, если подозреваемый будет схвачен, но не его правам, как долго бы он ни был в этом состоянии.

 

Статья 64

§ 1. Если король потребует имперской службы или призовет ко двору согласно решению и сообщит об этом князьям своим письмом, снабженным печатью, за шесть недель до начала [службы, суда], то они должны явиться в пределах немецкой земли, где бы он [король] ни находился; если они этого не выполнят, то они платят за это штраф[141].

§ 2. Князья, которые имеют знаменный лен, платят королю сто фунтов в качестве штрафа. Все другие платят десять фунтов, если не платится штраф за преступление.

§ 3. Герцогу платит также десять фунтов штрафа каждый благородный. Имеется, однако, достаточно местностей в герцогстве [Саксония], которые хотят иметь особенное право, как, например, Хольштейн, и Штормарн, и Хадельн. Об их праве и их штрафах я ничего не говорю.

§ 4. Шестьдесят шиллингов платят в качетсве штрафа графу а также фогту, которые судят приказом [банном] короля, если они судебную власть имеют от самого короля.

§ 5. Власть судить приказом [банном] короля никто не может передавать, кроме самого короля. Король не может по праву отказать в передаче банна тому, кому передан судебный лен. Если граф передает часть своей графской власти или фогт часть своего фогства, то это против права[142]. Наделенный таким путем не может получить никакого королевского банна, с которым надлежало бы считаться. Банном наделяют без [требования] ленной присяги.

§ 6. Пфальцграфы и ландграфы судят приказом [банном] короля, как и граф; им также платят шестьдесят шиллингов штрафа.

§ 7. Каждому маркграфу [уплачивают] тридцать шиллингов, поскольку он судит своей властью.

§ 8. Шультгейсу платят его биргельды восемь шиллингов в качестве штрафа.

§ 9. Наделенному леном фогту, который не имеет права судить приказом короля, платят самое большое – три шиллинга в качестве штрафа.

§ 10. Гографу [платят] шесть пфеннингов или один шиллинг в зависимости от решения народа [общины].

§ 11. Сельскому старосте платят шесть пфеннингов в качестве штрафа и иногда три шиллинга взамен телесного наказания[143], что предназначалось односельчанам совместно за выпивку.

 

Статья 65

§ 1. Маркграф судит собственной властью каждые шесть недель. Там может участвовать в вынесении решения в отношении другого каждый, кто не опорочен в своих правах[144]. Однако там никто не отвечает [на вызов] о поединке с человеком неравного сословия.

§ 2. Если кто либо станет вассалом кого-либо своего же сословия, то он этим не унизит ни своего рождения [происхождения], ни своего земского права; свой военный щит, однако, он снизит.

 

Статья 69

§ 1. Где суд идет по приказу [банну] короля, там ни шеффены, ни судья не должны быть ни в судейских шапках, ни в шляпах, ни в шапочках, ни в клобуках, ни в перчатках. Мантии они должны иметь на плечах. Они должны быть без оружия.

§ 2. О любом, будь то немец или венд [славянин], крепостной или свободный, они должны судить трезвыми. Никто не должен предлагать [находить, выносить] решение не так, как они. Предлагать [находить, выносить] решение они должны сидя.

§ 3. Если их суждение будет оспаривать кто-либо равного сословия, он должен попросить место [скамью], чтобы предложить другое решение. Тогда должен встать тот, который предлагал решение, и этот должен сесть на его место и предложить то, что ему кажется [соответствущим] праву, и перенести решение туда, куда он по праву должен перенести, и он доказывает его [право] или теряет его по суду, как об этом раньше было сказано[145].

 

Статья 78

§ 1. Король и каждый судья имеют право решать о шее, и руке[146], и о наследственном имуществе каждого из своих людей[147] и их родни, и этим он не действует против своей обязанности верности.

§ 2. Каждый может, далее, оказывать сопротивление противоправным действиям своего короля или своего судьи и даже оказывать помощь в обороне от них всяким способом, хотя, [т.е. даже если], этот является его родственником или его господином, и этим он не действует против своей обязанности верности.

 

Часть вторая. ЛЕННОЕ ПРАВО [148]

Lehnrecht

ГЛАВА ПЕРВАЯ

1. Если кто хочет ознакомится с ленным правом, пусть читает эту книгу и не пренебрегает ее учением.

2. Во-первых, заметим, что ленный щит начинается с короля и на седьмой ступени оканчивается.

3. Во-вторых, светские князья переходят в третий щит, когда они становятся вассалами епископов, и шестой щит переводят в седьмой[149].

4. Клирики, и женщины, крестьяне[150], и купцы, и лишенные прави, и незаконнорожденные, и все не рыцарского звания со стороны отца и его предков – все оны лишены ленного права.

5. Если, однако, кто-либо им передаст лен, то они будут иметь право ленника, но только от него; своим детям они лен не передатут по наследству, а также они не смогут стать в ленные отношения к другому господину.

6. Все, не имеющие военного щита, не могут обладать ленным правом на основании свидетельства или вынесенного решения, но господин, наделивший их леном, не сможет отвергать их свидетельства. Однако если двое приписывают себе право на одно и то же имение, причем один из них имеет военный щит, а другой щита не имеет, то тот, кто обладает военным щитом, пользуется преимуществом при доказательстве по сравнению с тем, который не имеет военного щита.

7. Если обладающий полным ленным правом[151] получит лен отклирика, или от женщины, или от кого-либо подобного, то он не может с этим леном переходить к другому господину, разве только речь будет идти об имперском или церковном лене, который мужчина [священник] или женщина получили на основании избрания; в этих случаях они будуи иметь ленное право[152].

8. Ленник должен своему господину принести известную присягу в том, что он ему будет верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен. Если он этого не выполнит, то он не сможет быть свидетелем относительно ленного права своего господина. Ленник должен оказывать своему господину надлежащее уважение и нести службу.

9. Ленник должен нести надлежащую королевскую службу, объявленную приказом господина в присутствии двух его людей за шесть недель до похода. Служба должна осуществляться в пределах тевтонской земли, входящей в состав римской империи.

10. Все, наделенные ленами к востоку от Зале, служат в Польше, Словакии и Богемии.

11. Шесть недель должен ленник служить своему господину за счет господина. После шести недель службы он отдыхает.

12. Когда германцы избирают императора и он направляется в Рим, его должны сопровождать шесть князей[153], которые первыми были при его избрании, чтобы папа знал о законности избрания императора.

13. Так же должны следовать и все другие, держащие имперские лены, каждый со своим господином, если он только не откупится от похода десятой частью суммы, которую он ежегодно имеет от имения господина.

14. Об этом походе ленник должен быть предупрежден за год и шесть недель и три дня до похода.

15. Обязанность этой службы прекращается, как только император будет посвящен.

16. Ленник должен также служить своему господину тем, что он принимает участие в судебных решениях[154] по ленному праву, когда это потребуется господину до полудня и в судебные дни. Если какое-либо дело начато до полудня в судебный день, то допускается его закончить после полудня и в несудебный день.

61. Ибо сколько существует щитов, столько существует и сроков. Каждый [давностный] срок составляет один год и шесть недель.

62. Срок для ленника начинает исчисляться со дня, когда тот, кто должен стать его господином, сам наделен этим имением.

63. Ибо как сможет господин наделить леном раньше, чем его ленник может получить.

64. Для малолетних существует срок шесть недель после достижения ими 13-летнего возраста; ибо если они действуют в юношеском возрасте, то они могут иметь опекуна.

65. Юность начинается с 12-летнего[155] возраста и оканчивается в 24 года.

66. Опекуном кого-либо не может быть тот, кто еще не вышел из юношеского возраста.

67. Доход от лена малолетних должен получать господин, пока они не достигнут 12-летнего возраста.

68. В период малолетства дети не могут ничего утратить в своих правах.

69. Если господин не захочит поверить, что отрок достиг 12 лет, то это должен подтвердить присягой опекун; после этого недопустимо, чтобы господин получил чинш отрока[156].

70. Если после смерти отца сын будет уже юношей, то он, явившись к господину для наделения леном, им и наделяется.

71. Если опекун будет вместо него просить господина согласно ленному праву о наделении леном, то он должен при наличии нескольких сыновей представить поручителей в том, что они не будут претендовать на наделение этим леном по ленному праву, за исключением одного этого сына.

Когда малолетний наделяется леном в период малолетства, счет лет[157] для его людей начинается немедленно, с момента получения лена; в течение этого срока они должны получить лены от малолетнего; однако служить они будут вышестоящему сеньору, если вышестоящий сеньор не передает малолетнему свое право, коиторое называется anevelle[158].

72. Если ленник, имеющий сына, умрет до истечения срока давности и если он еще лена не получил, то сын его не лишается права на лен. Точно так же, если умрет сын господина во время давностного срока своего ленника, то никто не может у ленника отсудить лен.

73. Господину не разрешается дробить лен ленника, разве только он его имеет от нескольких сеньоров.

74. Если, однако, вопреки закону, он разделит, то меньшая часть следует за большей.

75. Ленник также не толжен держать лен больше, чем от одного сына господина, хотя бы он был наделен несколькими[159]. И наоборот, господин наделяет леном после смерти ленника только одного его сына.

76. В пределах [давностного] срока от усмотрения сыновей звисит, [кто из сыновей] будет наделён леном господина. Если же они единодушно не пришлют одного к господину, то господин наделяет того, кто захочет из них и кто в течение [давностного] срока законным порядком испросит лен. Если господин наделит одного из сыновей по произволу, а не по праву, то это не должно ни в коей мере повредить другим.

77. Если кто из сыновей свой срок пропустит, то в отношении него господин в дальнейшем свободен.

78. Если сын, который достиг юношеского возраста, законным порядком будет просить лен, в то время как он имеет малолетних братьев, то господин наделит его леном только после того, как получит поручителей в том, что братья не будут по ленному праву требовать от него этот лен, когда они достигнут их [юношеского] возраста.

79. Господин должен иметь поручителя в том, что малолетний до юношеского возраста не утратит своих прав и господин отвечает за отцовскиц лен только перед одним сыном.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О ГОРОДСКОМ ЛЕНЕ

1. Городской лен не переходит во вторые руки, но если все же горожанин передаст такого рода лен, то ленник сохраняет лен по ленному праву от этого господина, но к другому господину, [в случае смерти сеньора], он не переходит.

2. Горожанин не несет [военной] службы своему господину, но он должен пребывать в городе, должен защишать его от врагов и участвовать с господином в вынесении судебных решений по делам о господских [ленах], когда это потребуется.

3. Городской суд находится в руках господина только в его городах; вследствие чего в вынесении судебных решений участвуют только те, которые держат от господина городские лены, и в отношении городского лена свидетелями могут быть только горожане.

4. И наоборот, никто из владеющих городским леном не может участвовать в вынесении решений в отношении владеющего обычным леном и не может быть свидетелем в отношении любого другого лена, кроме городского, который ленний будет держать как вассал и в отношении которого он имеет инвеституру. Любой равный[160] может участвовать в вынесении судебного решения и выступать свидетелем в отношении другого ленника.

5. Город, в котором происходит суд господина, должен допускать свободный вход обвиняемого. При закрытых городских воротах ленник не должен участвовать в вынесении судебных решений.

6. В двух только случаях господину принадлежит право суда над горожанином.

7. Если горожанин действует против него вероломно или если он, когда возникает необходимость, не защишает город. Если господин судит горожанина по поводу таких преступлений, то он, [как надлежит] по праву, объявляет о суде либо ему самому, либо в его доме и ведет против него преследование, как указано выше.

8. Если, однако, господин в судебном порядке отнимет у горожанина городской лен и тот горожанин не оправдает свой лен присягой в течение шести недель, то в дальнейшем не будет дозволено, чтобы он очистил отобранный по суду лен.

[Саксонское Зерцало: памятник, комментарии, исследования /отв. ред. А. М. Корецкий. М.: Наука, 1985.

С. 105 - 111, 126-127, 142-144].

 

ЗАКОННИК БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЯ

СТЕФАНА ДУШАНА

«Законник царя Стефана Душана»[161] – один из самых значимых юридических памятников, в котором синтезировано (кодифицировано) действовавшее в славянских странах Балканского полуострова византийское законодательство, и правовые нормы сербского королевства. Как исторический документ, Законник даёт возможность воссоздать социально-экономический и политический строй Сербии в период её независимого (от Византии) развития и накануне османского вторжения. Законник состоит из двух частей. Первая была утверждена собранием сербских феодалов в 1349 г., вторая – включает в себя дополнения, принятые собранием в 1354 г.

В данном Практикуме в основном использован текст из Хрестоматии по истории средних веков /под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Учпедгиз,1950. Т. 2. С. 200-208. Из издания источника под редакцией В. М. Корецкого [Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961] взяты названия разделов и отдельные статьи. Следует обратить внимание на то, что в двух названных изданиях источника нумерация статей не совпадают.

 

I

В лето 6857[162] индикта 2, в праздник Вознесения Господня, месяца мая 21 дня. Этот Законник составлен на православном нашем соборе Преосвященным Патриархом кир-Иоанникием и всеми архиереями, и духовенством, малым и великим, и Мною, Благоверным царем Стефаном и всеми властелями Моего царства, малыми же и великими.

Этих законов положения были:

О браке

И ни один брак да не совершится без венчания, и если совершится же без благословения и церковного опроса, таковой да расторгается.

О духовном законе

И в духовном деле каждый человек да имеет повиновение и послушание своему архиерею. Если же кто окажется согрешившим против церкви или нарушившим что-либо в настоящем Законнике волею или нежеланием, пусть повинится и удовлетворит церковь, если же ослушается и отстранится от церкви, не захочет исполнить повеления церкви, тогда да будет отлучен от нее.

И если окажется еретик, женившийся на христианке, если захочет, пусть окрестится в христианство; если же не окрестится – пусть возьмут у него жену и детей, и он им пусть даёт часть от дома, а сам будет изгнан.

О еретике

И если окажется живущий среди христиан еретик, пусть будет заклеймён и изгнан; так же должен быть заклеймён тот, кто будет его укрывать[163].

О духовном деле

И духовное дело миряне да не судят. Кто же из мирян окажется судившим церковное дело, да платит 300 перперов. Только церковь да судит.

О монашеском житии

И на тысячу домов да питается в монастырях 50 монахов.

О снятии рясы

И монах, который снимает с себя рясу, пусть содержится в темнице, доколе опять не обратится к послушанию, и да накажется.

О могилах

И люди, которые с волхованием достают [покойников] из могил и их сжигают; село, которое это сделает, пусть платит «вражду»[164]. Если же поп на это пошел, то да извергнется из поповства.

О продаже христианина

И кто продаст христианина в иную веру, пусть у него будет отсечена [рука] и отрезан язык[165]. И из властельских людей, которые сидят по церковным селам и по катунам[166], пусть всякий возвратится к своему господину[167].

О власти над церковью

Над церквами имеет власть господин царь и патриарх и логофет[168] и никто другой. Церкви все, какие находятся на земле моего царства, освобождаются от всех работ, малых и великих[169].

И по всем церквам да выдается пища убогим, как записано ктиторами[170]. Кто же из митрополитов и епископов и игуменов не будет кормить, да лишится сана.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.