|
РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ? ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ?/ Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми / Разбитие у детей речевых возможностей, языковой способности Москва Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Д 13 Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекци-онно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с. (Практическая логопедия.) ISBN 5-296-00190-7 В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы, которая охватывает основные формы детской деятельности от рождения до поступления в школу. Приведены упражнения, стимулирующие появление речи, способствующие речевому развитию и формированию познавательной деятельности. Адресовано родителям, которые хотят как можно раньше научиться ориентироваться в проблемах малыша и оказать ему помощь. Представляет интерес для специалистов — логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей, гувернеров. ББК 74.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................... РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ.............. Записная книжка родителей............................................. РЕБЕНОКИРЕЧЬ (общиесведения).................................. Периодизация развития речи (нормативы речевого развития)................................................................ Периоды развития понимания речи................................... Эмоциональная сторона речи............................................. ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ................................. Проявления речевых нарушений......................................... Причины речевых нарушений............................................. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ................................................ Понимание речи................................................................... Развитие слухового внимания............................................. Пусковой момент................................................................. РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО.................................................... Развитие языковых возможностей....................................... Речь неотделима от других сторон жизни.......................... ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ......................................... Заключение......................................................................... Приложение. ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ....... Литература.........................................................................
ВВЕДЕНИЕ Речь Вашего ребенка намного отличается от речи его сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обратиться к логопеду? Чем можете помочь ребенку Вы? Ответы на эти вопросы дают кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Московского педагогического государственного университета — Людмила Рафаи-ловна Давидович и логопед-методист детского отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации — Татьяна Семеновна Резниченко. Пособие адресовано родителям детей с особенностями развития и специалистам (логопедам, дефектологам, воспитателям, психологам, гувернерам). Оно содержит упражнения, стимулирующие появление речи, способствующие речевому развитию и формированию познавательной деятельности. Многие задания необходимо выполнять при трудностях в овладении речью, но, кроме того, они доставят удовольствие лингвистически одаренным детям, тем, которые с очень раннего возраста проявляют интерес к родному языку. Наконец, целый ряд упражнений можно использовать при подготовке детей к обучению в школе. Цель, которую ставили перед собой авторы пособия: ♦ как можно раньше оказать ребенку помощь; ♦ научить родителей хорошо ориентироваться в проблемах своего малыша и дать им практические навыки разрешения этих проблем. РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ Речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников? В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно, понадобится посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика. Когда следует обратиться за помощью? Если возник такой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована — нужно было сделать это еще ВЧЕРА! Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку. Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается: ♦ наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние — происходящие с ним изменения, трудности и достижения; ♦ принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка. ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. · Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание. · Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.
Речевые трудности у детей 1. Ребенок не говорит совсем. ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ! Задержка на стадии называния. Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п. Говорит, как маленький. Невнятная речь. Не хочет говорить. В речи появились запинки. Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам. Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития. Анкета 1 (анамнестические сведения) Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие. Как протекали беременность и роды? Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм на первом году жизни? Каким был плач ребенка на первом году жизни и потом? Громким, тихим; напористым, слабым; высоким,низким... Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания? Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком? Чем можно было успокоить малыша? Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились?) Можно ли было понять, что требовал ребенок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание? Когда появился интерес к погремушкам, или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами? Когда появились звуки, сочетания звуков? Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? Призывными, гневными, радостными... Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение? Анкета 2 Для целостного представления о личности и проблемах Вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие. Каков состав Вашей семьи? Каков характер отношений между членами семьи? Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи? Кому малыш отдает предпочтение? Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки? Нет ли у ребенка субъективного ощущения дефицита внимания? Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи? Кто занимается воспитанием ребенка? Посещает ли ребенок дошкольные детские учреждения? (Если да — нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к детскому саду?) Легко ли ребенок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости? Избирателен ли малыш в общении? Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослым и со сверстником? Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребенка с человеком? Улавливает ли он шутку в общении, в играх? Использует ли ребенок неречевые средства общения: Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т.п.)? Использует ли малыш речевые средства при общении: Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами? Каким образом малыш реагирует на речевые трудности? Каковы взаимоотношения ребенка с другими детьми? Является ли он фактическим лидером?______________ Понимает ли ребенок Ваши эмоции? Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? Адекватные, бурные, безразличные, сдержанные... Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует… Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами? Откликается ли ребенок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать? ________________________________ Как Вы можете определить характер ребенка? Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый... ____________ Какие черты беспокоят Вас в его характере? Есть ли у Вас дома животные, птицы, растения и т.д.? Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? Чем больше всего малыш любит заниматься? Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые? В какие совместные игры Вы играете с ребенком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения...____ Каким образом привлекает Вас ребенок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть... Играет ли малыш сам? Каков характер его игры? Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их... __________________________________ Есть ли замысел в его игре? Играет ли ребенок вместе с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.) Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки... Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим? Какие книжки Вы читаете ребенку? (Запишите их названия.) При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, к содержанию... С какого возраста? Есть ли у малыша любимые фильмы, пластинки и т.д.? (Запишите их названия.) Проявляет ли он интерес к телепередачам? (Запишите их названия.) Любит ли ребенок рисовать? (Если рисует, то чем?[1]) _ Обращается ли малыш за помощью к взрослым? В каких случаях? Любит ли ребенок лепить, конструировать, играть с мозаикой! Не вызывают ли затруднений эти виды деятельности? Может ли он выполнить задание по описанию, по образцу, по представлению? Как ребенок решает возникающие трудности? Плачет, обращается за помощью (спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами), наблюдает за Вашими действиями (молча, мешает Вам)... Есть ли у малыша возможность и потребность в психологической разрядке? Каким образом это проявляется? Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытаясь воспроизвести взволновавшие его ситуации, слушает музыку, рисует, конструирует... · Ознакомьтесь с периодами развития речи (раздел «Ребенок и речь»). · Сопоставьте развитие Вашего малыша с нормативным развитием и отметьте, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении. Не откладывайте решение проблем!
Особенно важно фиксировать слова, которые начинает произносить неговорящий ребенок. Составьте список этих слов. Если слово произносится неправильно, запишите его именно так, как произносит малыш. Например: ма — мама, дя — дядя, ди — иди, биби — машина. Когда одним словом обозначаются несколько предметов или действий, это тоже следует отметить. Например: ва — кошка, собака; туда — ехать, гулять. Не забывайте постоянно дополнять список. Желательно ставить дату. Если существительных больше 20-30, целесообразно записывать только другие части речи.
· Раздел «Речь неотделима от других сторон жизни» поможет Вам понять, какие стороны психической жизни, какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.
Ваши наблюдения за достижениями я трудностями имеют первостепенное значение: выбор наиболее эффективных путей помощи и прогноз, так же как и диагноз, определяются в процессе обучения! РЕБЕНОК И РЕЧЬ (общие сведения) Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе. Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка: ♦ достигли определенной степени зрелости различные ♦ правильно и координирование работали голосовые и ♦ были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции; ♦ формировалась потребность в общении. Овладение речевой деятельностью предполагает: ♦ способность говорить; ♦ способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает: ♦ самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них); ♦ звуковой формой слов; ♦ значением слова; ♦ грамматическим строем речи. Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи — чтению и письму. Как ребенок учится говорить? Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он — творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (Нормативы речевого развития) Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определенной закономерности. Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразное одновременно. Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно-мимические средства, которые отражают его эмоциональное состояние. Они служат для передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно-мимический способ общения сходен по значению с жестами. Отдельно или в сочетании с другими средствами он присутствует в общении в любом возрасте. Предметно-действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого рода общение желательно для него. Этот способ общения приглашает взрослого к контакту. Речевое общение — высшая форма взаимодействия с людьми, — предполагает овладение языком. Без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. Младенчество Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с миром. От рождения до 6 месяцев Уже к концу первого месяца по характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится все более интонированным, выразительным. В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. Постепенно становятся разнообразными интонации и усложняются сами звуки — появляется гуление. К концу четвертого месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш не только произносит различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги, произнося целые «монологи». В этот период развития возникает непосредственно-эмоциональная форма общения. Общаясь с взрослыми, малыш знакомится с окружающим его миром, познает свои возможности. В таком взаимодействии у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребенка. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности. Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша. Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам.
Месяцев Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему. У него начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение с взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. В лепете ребенка 6-7 месяцев про- j являются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дядя, а-тять и т.д. Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. В процессе общения с взрослым произнесение одних звуков и звукосочетаний получает постоянное подкрепление и все прочнее усваивается, произнесение других постепенно затормаживается, угасает. Развивается отраженный лепет — повторение за взрослым и самолепет — собственная речевая активность. По звуковому оформлению лепет все больше и больше приближается к окружающему ребенка языку. Ребенок пользуется им для выражения своих желаний, заставляет обратить на него внимание. В этот же период возникают эмоциональные реакции, соответствующие жестам и мимике взрослого. Ребенок начинает выполнять простые словесные инструкции, дополненные жестами (с 9 месяцев). В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать с взрослыми, активно используя игрушки.
Месяцев К концу первого года жизни ребенок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими, он активен в освоении нового, начинает демонстрировать свои умения по просьбе (с удовольствием обнимает и целует, прощается, играет в «ладушки», «сороку-ворону»)- В это время ребенок начинает овладевать элементами социально-бытовых навыков — проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т.п. В эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия, например: дай — возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д. Овладение ходьбой — важный этап взросления. Передвигаясь самостоятельно, ребенок делает новые открытия, сам решает, с кем ему общаться и играть. У него появляются новые желания и намерения, новые слова.
Ранний возраст После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. Возрастает потребность ребенка в речевом общении в связи с различными видами его деятельности. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребенок в процессе общения просит, указывает, наказывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается около 20 слов, в 2 года — 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме. На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. Многозначные слова отходят на второй план, значения слов приобретают предметную отнесенность. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого обобщения, речь начинает становиться регулятором поведения.
Дошкольный возраст
В 4 года фразовая речь ребенка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к четырем годам ~ 2000 слов. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная. В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социального индивида, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на различных этапах жизни. Становится возможным установление причинно-следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык может стать предметом изучения.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|